Истории
"Зейдлиц" и трофейное барахло.
Самое окончание войны в Европе, в 1945 году. Красная армия в той же Европе, в Кенигсберге. Для любого советского военнослужащего, да и просто советского человека, это был шок. Он заключался в обилие увиденных разнообразных вещей, которые советский человек увидел в Европе. В СССР таких вещей не было. Были колхозы, танки, марши физкультурников, ГУЛАГ, обещания жить веселей от вождей и прочая чепуха. А вещей не было. Ну и разумеется, все эти увиденные вещи советский гражданин хотел взять себе.
Сплошные предатели
Семён Терёшкин всю войну просидел в тылу - в небольшой мордовской деревеньке. Повезло. Парня призвали на службу только в начале 1945 года. Но и тут Семёну улыбнулась удача: он попал в спецотряд при особом отделе Балтийского флота. То есть до фронта краснофлотец Терёшкин не дошёл - выполнял “особые задания” на территории уже отбитой у фашистов Польши.
Об этом “боевом периоде” ветеран распространяться не любит. Дескать, боролся с врагами и точка.
- В Польше много было предателей, - вспоминал позднее Терёшкин. - Косо тамошний народ на нас смотрел - хуже немцев. Вот и занимались наши особисты кое-какими расследованиями...
Понятно о чём речь: советская армия освободила Польшу от фашистов, но взамен принесла другую диктатуру - сталинскую. Не мудрено, что многие “братья-славяне” не просто “косо смотрели” на русских, но и пытались бороться с новыми оккупантами. Так что работы у спецотряда хватало...
Летом 1945-го, уже после Победы, Семёна перевели в Кёнигсберг - на трофейный крейсер “Зейдлиц” (Seydlitz), захваченный у немцев. Недостроенный корабль стоял у причала завода “Шихау” (ныне “Янтарь”). Советское командование задумало перегнать крейсер в Ленинград. Экипаж собирали “с миру по нитке”. Даже особиста Терёшкина загребли.
Невезучий корабль
Тяжёлый крейсер “Зейдлиц” был заложен 29 декабря 1936 года в Бремене. Строительство велось низкими темпами, а с началом второй мировой войны и вовсе почти застопорилось. Тем не менее его готовность составляла 95%. Однако в начале 1942 года Гитлер окончательно потерял интерес к мощным надводным артиллерийским кораблям. Фюрера можно понять - на море лучше всего проявили себя две силы: подводные лодки и палубная авиация. Гигантские линкоры и тяжёлые крейсера морально устарели. Их время прошло.
“Зейдлиц” решили переоборудовать в авианосец - 26 августа 1942 года Гитлер подписал соответствующий приказ. Предполагалось, что корабль сможет нести 10 истребителей “Messerschmitt Bf-109T” и восемь пикирующих бомбардировщиков “Ju-87 D”. Однако окончить работы помешали англо-американские бомбардировки. 30 марта 1944 года три буксира оттащили “Зейдлиц” в Киль. А 2 апреля при помощи ледокола “Поллукс” он наконец перебрался Кёнигсберг. Как полагало немецкое командование, в глубокий тыл.
Но и на верфи “Шихау” достроить корабль не удалось - к столице Восточной Пруссии стремительно приближалась советская армия. 29 января 1945-го немцы взорвали крейсер, и он затонул прямо у пирса - на мелководье. В таком виде германский авианосец и достался русским морякам.
Трофейная лихорадка
Советские военморы недолго ломали головы, что делать с устаревшим кораблём. В Ленинграде с 1940 года стоял аналогичный крейсер “Таллин”. Его перед войной начали строить для СССР “немецкие друзья”. За деньги, естественно. В 1941-м поставки из Германии прекратились, советские корабелы не смогли ввести крейсер в строй без немецких комплектующих.
И вот, подарок - однотипный корабль “Зейдлиц”! Его было решено использовать, как “плавучий склад” запчастей. В общем, из двух разукомплектованных кораблей решили собрать один. Для этого “Зейдлиц” приказали поднять с грунта, подлатать и отбуксировать в Ленинград.
Первая часть операции прошла успешно, крейсер подняли и подготовили к переходу. И тут случилось непредвиденное: о предстоящей буксировке узнал весь советский гарнизон Кёнигсберга. Офицеры и генералы мгновенно сообразили, что на “этой барже” в родной Ленинград можно вывезти тонны всякого немецкого добра! Началась настоящая трофейная лихорадка.
Нижнее бельё
Приказ народного комиссара обороны СССР Иосифа Сталина №0409 предписывал: “с 1 января 1945 года в военно-почтовых станциях открыть приём личных посылок от красноармейцев, сержантов, офицеров частей, соединений и учреждений, а также от генералов действующих фронтов для отправки в тыл страны”.
В месяц полагалась одна посылка: солдату - 5 кг, офицеру - 10 кг, генералу - 16 кг. Победители “мели” в немецких домах всё подряд - не свои же запасные портянки домой отправлять!
Для примера можно привести содержимое посылки красноармейца 2-й стрелковой роты 1105-го стрелкового полка Барышева (список указан в рапорте начальника политотдела 328-й стрелковой дивизии подполковника Годунова):
- ботинки новые 1 пара, туфли новые детские 1 пара, тетради, карандаши, карманный фонарь, ручка “вечное перо”, платки носовые, духи, чулки шёлковые 2 пары, белье женское нижнее, часы ручные, кошелёк кожаный, сахарин. Всего весом - 5 кг.
И таких посылок из Германии ежемесячно отправляли миллионы!
Те, кто был “оборотистей”, прибирал к рукам побольше. Вот что сообщала в письме матери армейская санитарка Охрименко:
“Мамочка, есть у меня на примете хорошенький паренёк, и любит он меня, и я его люблю... У него, мамочка, своя легковая машина и уже чемоданы набиты трофеями, одеждой и обувью, и всё для меня. Так что... с мужем замечательным приеду домой...”
Пианино и рояли
Хорошо, когда есть немецкая легковушка. А много ли поместится в простую посылку! Под объёмистые трофеи некоторых офицеров вагонов было мало. В общем, командование Балтийским флотом вошло в положение и разрешило грузить трофейный скарб на крейсер “Зейдлиц”. Началось настоящее безумие.
Как рассказывал Терёшкин, корабль быстро превратился в склад. По специальному широкому трапу на палубу заезжали грузовики с “роялями, пианино, мебелью, коврами и картинами”. Все помещения “Зейдлица” были забиты барахлом.
20 декабря 1945 года экипаж крейсера готовился отметить день рождения Сталина. На следующий день по случаю торжества на “Зейдлиц” должен был прибыть оркестр из немецких военнопленных. Экипаж уже лёг спать, когда прозвучала аварийная тревога: пожар!
- Соскочил с третьего яруса нехотя, - вспоминал Терёшкин. - Выскочил на палубу. Начал руководить борьбой с пожаром, механику советы давать. Раздался первый взрыв. Вовсю разгорелось пламя. Всюду суетились матросы. Из кают и трюмов стали выбрасывать вещи, в море летели серванты, шкафы, пианино...
Тут что-то бабахнуло во второй раз, и Терёшкин потерял сознание.
“Вервольф” не дремлет
Краснофлотец Терёшкин несколько месяцев провалялся в госпитале. На ноги так окончательно и не встал - Семёна списали с флота по инвалидности. Вернулся в деревню скромно - особо хвастаться было нечем. Зато через несколько десятков лет, когда настоящие фронтовики померли, Терёшкин стал уважаемым человеком - ветераном войны.
Уже в “нулевых” Семёна разыскали журналисты: расспрашивали о “Зейдлице”. Бывший краснофлотец был польщён вниманием и с удовольствием выложил свою версию событий. Само-собой, по его мнению, виной всему была диверсия. Тот самый пресловутый фашистский “Вервольф”. Ну, и вражеские шпионы сыграли свою роль. В частности, командир трофейного крейсера капитан 2 ранга Павловский.
- Павловский вообще был человеком сомнительным и подозрительным, - делился оперативными наработками бывший боец особого отдела. - Чем? Всем! Постоянно сидел за книгами. Офицеры его тоже подозревали - слишком дружил он с гражданскими немцами. Недаром его после пожара арестовали и поставили к стенке. По-видимому, контрразведка всё-таки что-то обнаружила, ведь просто так к расстрелу не приговаривают..
.
А всего на крейсере погибли аж 78 человек. Это Терёшкин точно помнил.
Вторая попытка
На самом деле Терёшкин приврал - с “ветеранами-тыловиками” такое случается. Согласно официальным документам, “трофейная история” действительно имела место. И пожар на крейсере “Зейдлиц” - не выдумка. Но погибли тогда всего три человека: старшина 1-й статьи Н.Ф. Верин, матросы Е.П. Иванов и В.С. Романов. Они похоронены в одной из братских могил в Калининграде.
И никакой диверсии не было. Причина пожара - типичное разгильдяйство и нарушение правил безопасности в связи с захламлением крейсера всевозможным немецким скарбом. На палубе “Зейдлица” даже легковые автомобили и бочки с бензином стояли! Далеко ли тут до греха...
Однако командира корабля капитана 2 ранга Александра Константиновича Павловского не только не расстреляли, но вообще не наказывали. На 20 февраля 1946 года он продолжал командовать “Зейдлицем” и даже получил награду - медаль “За победу над Германией в Великой Отечественной войне”.
Крейсер после пожара привели в порядок, забили под завязку новыми трофеями и отбуксировали-таки в Ленинград. Так что “важный” груз дошёл до места назначения. Так сказать, со второй попытки. В Ленинграде корабль порезали на металлолом. Как и его “брата-близнеца” “Таллин”. Начальство, сгрузив рояли и серванты, вдруг осознало, что восстанавливать эти корабли слишком накладно.
Сплошные предатели
Семён Терёшкин всю войну просидел в тылу - в небольшой мордовской деревеньке. Повезло. Парня призвали на службу только в начале 1945 года. Но и тут Семёну улыбнулась удача: он попал в спецотряд при особом отделе Балтийского флота. То есть до фронта краснофлотец Терёшкин не дошёл - выполнял “особые задания” на территории уже отбитой у фашистов Польши.
Об этом “боевом периоде” ветеран распространяться не любит. Дескать, боролся с врагами и точка.
- В Польше много было предателей, - вспоминал позднее Терёшкин. - Косо тамошний народ на нас смотрел - хуже немцев. Вот и занимались наши особисты кое-какими расследованиями...
Понятно о чём речь: советская армия освободила Польшу от фашистов, но взамен принесла другую диктатуру - сталинскую. Не мудрено, что многие “братья-славяне” не просто “косо смотрели” на русских, но и пытались бороться с новыми оккупантами. Так что работы у спецотряда хватало...
Летом 1945-го, уже после Победы, Семёна перевели в Кёнигсберг - на трофейный крейсер “Зейдлиц” (Seydlitz), захваченный у немцев. Недостроенный корабль стоял у причала завода “Шихау” (ныне “Янтарь”). Советское командование задумало перегнать крейсер в Ленинград. Экипаж собирали “с миру по нитке”. Даже особиста Терёшкина загребли.
Невезучий корабль
Тяжёлый крейсер “Зейдлиц” был заложен 29 декабря 1936 года в Бремене. Строительство велось низкими темпами, а с началом второй мировой войны и вовсе почти застопорилось. Тем не менее его готовность составляла 95%. Однако в начале 1942 года Гитлер окончательно потерял интерес к мощным надводным артиллерийским кораблям. Фюрера можно понять - на море лучше всего проявили себя две силы: подводные лодки и палубная авиация. Гигантские линкоры и тяжёлые крейсера морально устарели. Их время прошло.
“Зейдлиц” решили переоборудовать в авианосец - 26 августа 1942 года Гитлер подписал соответствующий приказ. Предполагалось, что корабль сможет нести 10 истребителей “Messerschmitt Bf-109T” и восемь пикирующих бомбардировщиков “Ju-87 D”. Однако окончить работы помешали англо-американские бомбардировки. 30 марта 1944 года три буксира оттащили “Зейдлиц” в Киль. А 2 апреля при помощи ледокола “Поллукс” он наконец перебрался Кёнигсберг. Как полагало немецкое командование, в глубокий тыл.
Но и на верфи “Шихау” достроить корабль не удалось - к столице Восточной Пруссии стремительно приближалась советская армия. 29 января 1945-го немцы взорвали крейсер, и он затонул прямо у пирса - на мелководье. В таком виде германский авианосец и достался русским морякам.
Трофейная лихорадка
Советские военморы недолго ломали головы, что делать с устаревшим кораблём. В Ленинграде с 1940 года стоял аналогичный крейсер “Таллин”. Его перед войной начали строить для СССР “немецкие друзья”. За деньги, естественно. В 1941-м поставки из Германии прекратились, советские корабелы не смогли ввести крейсер в строй без немецких комплектующих.
И вот, подарок - однотипный корабль “Зейдлиц”! Его было решено использовать, как “плавучий склад” запчастей. В общем, из двух разукомплектованных кораблей решили собрать один. Для этого “Зейдлиц” приказали поднять с грунта, подлатать и отбуксировать в Ленинград.
Первая часть операции прошла успешно, крейсер подняли и подготовили к переходу. И тут случилось непредвиденное: о предстоящей буксировке узнал весь советский гарнизон Кёнигсберга. Офицеры и генералы мгновенно сообразили, что на “этой барже” в родной Ленинград можно вывезти тонны всякого немецкого добра! Началась настоящая трофейная лихорадка.
Нижнее бельё
Приказ народного комиссара обороны СССР Иосифа Сталина №0409 предписывал: “с 1 января 1945 года в военно-почтовых станциях открыть приём личных посылок от красноармейцев, сержантов, офицеров частей, соединений и учреждений, а также от генералов действующих фронтов для отправки в тыл страны”.
В месяц полагалась одна посылка: солдату - 5 кг, офицеру - 10 кг, генералу - 16 кг. Победители “мели” в немецких домах всё подряд - не свои же запасные портянки домой отправлять!
Для примера можно привести содержимое посылки красноармейца 2-й стрелковой роты 1105-го стрелкового полка Барышева (список указан в рапорте начальника политотдела 328-й стрелковой дивизии подполковника Годунова):
- ботинки новые 1 пара, туфли новые детские 1 пара, тетради, карандаши, карманный фонарь, ручка “вечное перо”, платки носовые, духи, чулки шёлковые 2 пары, белье женское нижнее, часы ручные, кошелёк кожаный, сахарин. Всего весом - 5 кг.
И таких посылок из Германии ежемесячно отправляли миллионы!
Те, кто был “оборотистей”, прибирал к рукам побольше. Вот что сообщала в письме матери армейская санитарка Охрименко:
“Мамочка, есть у меня на примете хорошенький паренёк, и любит он меня, и я его люблю... У него, мамочка, своя легковая машина и уже чемоданы набиты трофеями, одеждой и обувью, и всё для меня. Так что... с мужем замечательным приеду домой...”
Пианино и рояли
Хорошо, когда есть немецкая легковушка. А много ли поместится в простую посылку! Под объёмистые трофеи некоторых офицеров вагонов было мало. В общем, командование Балтийским флотом вошло в положение и разрешило грузить трофейный скарб на крейсер “Зейдлиц”. Началось настоящее безумие.
Как рассказывал Терёшкин, корабль быстро превратился в склад. По специальному широкому трапу на палубу заезжали грузовики с “роялями, пианино, мебелью, коврами и картинами”. Все помещения “Зейдлица” были забиты барахлом.
20 декабря 1945 года экипаж крейсера готовился отметить день рождения Сталина. На следующий день по случаю торжества на “Зейдлиц” должен был прибыть оркестр из немецких военнопленных. Экипаж уже лёг спать, когда прозвучала аварийная тревога: пожар!
- Соскочил с третьего яруса нехотя, - вспоминал Терёшкин. - Выскочил на палубу. Начал руководить борьбой с пожаром, механику советы давать. Раздался первый взрыв. Вовсю разгорелось пламя. Всюду суетились матросы. Из кают и трюмов стали выбрасывать вещи, в море летели серванты, шкафы, пианино...
Тут что-то бабахнуло во второй раз, и Терёшкин потерял сознание.
“Вервольф” не дремлет
Краснофлотец Терёшкин несколько месяцев провалялся в госпитале. На ноги так окончательно и не встал - Семёна списали с флота по инвалидности. Вернулся в деревню скромно - особо хвастаться было нечем. Зато через несколько десятков лет, когда настоящие фронтовики померли, Терёшкин стал уважаемым человеком - ветераном войны.
Уже в “нулевых” Семёна разыскали журналисты: расспрашивали о “Зейдлице”. Бывший краснофлотец был польщён вниманием и с удовольствием выложил свою версию событий. Само-собой, по его мнению, виной всему была диверсия. Тот самый пресловутый фашистский “Вервольф”. Ну, и вражеские шпионы сыграли свою роль. В частности, командир трофейного крейсера капитан 2 ранга Павловский.
- Павловский вообще был человеком сомнительным и подозрительным, - делился оперативными наработками бывший боец особого отдела. - Чем? Всем! Постоянно сидел за книгами. Офицеры его тоже подозревали - слишком дружил он с гражданскими немцами. Недаром его после пожара арестовали и поставили к стенке. По-видимому, контрразведка всё-таки что-то обнаружила, ведь просто так к расстрелу не приговаривают..
.
А всего на крейсере погибли аж 78 человек. Это Терёшкин точно помнил.
Вторая попытка
На самом деле Терёшкин приврал - с “ветеранами-тыловиками” такое случается. Согласно официальным документам, “трофейная история” действительно имела место. И пожар на крейсере “Зейдлиц” - не выдумка. Но погибли тогда всего три человека: старшина 1-й статьи Н.Ф. Верин, матросы Е.П. Иванов и В.С. Романов. Они похоронены в одной из братских могил в Калининграде.
И никакой диверсии не было. Причина пожара - типичное разгильдяйство и нарушение правил безопасности в связи с захламлением крейсера всевозможным немецким скарбом. На палубе “Зейдлица” даже легковые автомобили и бочки с бензином стояли! Далеко ли тут до греха...
Однако командира корабля капитана 2 ранга Александра Константиновича Павловского не только не расстреляли, но вообще не наказывали. На 20 февраля 1946 года он продолжал командовать “Зейдлицем” и даже получил награду - медаль “За победу над Германией в Великой Отечественной войне”.
Крейсер после пожара привели в порядок, забили под завязку новыми трофеями и отбуксировали-таки в Ленинград. Так что “важный” груз дошёл до места назначения. Так сказать, со второй попытки. В Ленинграде корабль порезали на металлолом. Как и его “брата-близнеца” “Таллин”. Начальство, сгрузив рояли и серванты, вдруг осознало, что восстанавливать эти корабли слишком накладно.