Авто/Мото
Как граф из Украины стал дизайнером американских автомобилей
В автомобильный дизайн внесли свою лепту итальянцы, французы, американцы, британцы. Их творения известны по всему миру и у каждой страны есть неповторимый почерк. Мало кто знает, что в истории автомобильного стиля оставили свой след и украинцы.
Род Сахновских очень давний – известен еще с казацких времен. В XVII-XVIII веках Сахновские были сотниками и обозными, а затем получили дворянский титул. Среди их родственников – представители других украинских знатных родов – Полуботков, Лысенко, Гоголь-Яновских. Его отец – граф Владимир Сахновский – был личным советником Николая II, сторонником развития российской науки; во время 1-и мировой войны служил комендантом станции Новый Порт, заведующим Петроградской портовой таможней и председателем комиссии по приемке автомобилей, поставляемых России союзниками. Отец Алексея Владимировича, женился на внучке сахарозаводчика и мецената Артема Терещенко, самого богатого украинца того времени. А 12 ноября 1901 года у них родился сын Алексей.
Молодой граф рос в роскоши в пятиэтажном особняке Сахновских. Родители постарались дать ему хорошее образование: Алексей в совершенстве выучил английский, немецкий и французский. С автомобилями он познакомился в самом малом возрасте, ведь семья приобрела лимузин Mercedes и наняла водителя. Новое изобретение заинтересовало юного Алексея и уже в 13 лет он создал свой первый проект моторизированного экипажа.
Когда к власти пришли большевики зажиточной семье Сахновских стала угрожать опасность. Отец принял яд. А юный Алексей пробрался на юг, где вступил в армию Врангеля. Ее остатки история разметала по огромному пространству от Измира до Парижа. Алексей Сахновский осел в Швейцарии, у тетки по материнской линии.
Алексей, всегда мечтавший стать автомобильным инженером и даже гонявший с Андреевского спуска в Киеве на самодельной тележке без мотора, теперь получил возможность осуществить детскую мечту. Он поступает в Лозаннский университет, а затем — в известную брюссельскую Ecole des Arts et Métiers, «Школу искусств и ремесел», как называли высшие технические учебные заведения во Франции и Бельгии.
Граф Сахновский и American Austin Business Coupe, 1930 год
Первая же работа Алексея Сахновского (в Бельгии он подписывался Алексис де Сахновски) стала успешной. Кабриолет Minerva, созданный для индийского махараджи, выиграл Гран-при на престижном конкурсе автостиля в Монте-Карло в 1926 году.
Minerva AH для индийского махараджи, 1928 год
Свои эскизы он подписывает на французский манер — де Сахновски. Один из кузовов на шасси Minerva заказал Сахновскому Адриан Конан Дойль, сын создателя Шерлока Холмса.
Rolls-Royce 20 HP Van den Plas Sedan создан для сына Артура Конан Дойля
По-настоящему молодой дизайнер заявил о себе в 1928 году с роскошным кабриолетом на базе Packard Eight. Сахновский снова получил Гран-при в Монте-Карло, а его творения выкупили представители Packard и вывезли в США.
Вскоре и самому графу начали поступать приглашения на работу из Штатов. Первой пришла пропозиция от дизайн-студии General Motors, но Алексей отверг ее. Вместо этого он согласился стать ведущим стилистом кузовного ателье Hayes. Уже первый его проект на новом месте поразил публику. На базе революционного переднеприводного Cord L-29 Сахновский в 1930 году создал сногсшибательное купе.
Cord L-29 Hayes Coupe 1930 года — шедевр Алексея Сахновского
Отсутствие карданного вала позволило сделать автомобиль очень низким. Рядная 4,9-литровая «восьмерка» мощностью 125 л. с. позволяла достичь 125 км/ч. Cord L-29 Hayes Coupe стал победителем конкурсов в Монте-Карло и Париже, причем во Франции главный приз автомобилю присудили заочно – до его прибытия на автошоу. До этого американские кузовные ателье не выигрывали подобные награды в Европе. А уже в наши дни купе продали с аукциона за миллион долларов.
Cord L-29 Hayes Coupe принес Алексею Сахновскому мировую известность и заказы посыпались, как из рога изобилия. Первой подоспела компания American Austin, пытавшаяся наладить в США производство компактных автомобилей на шасси британского Austin. Сахновский спроектировал купе и кабриолет, а несколько лет спустя, когда марку переименовали в American Bantam, обновил их стиль.
American Austin Roaster 1932 года
В 1931 году он взялся за разработку стиля новой марки DeVaux, которая, правда, просуществовала всего год. Его перу принадлежит и кабриолет Marmon Sixteen Convertible Victoria. Стилист также присоединился к созданию изящного фаэтона Packard Twelve. Его 160-сильный V12 позволял развить 160 км/ч. А с 1934 года Сахновский работал над стилем разных моделей марки Nash. Особенно необычно выглядели автомобили 1939 года выпуска.
Marmon Sixteen Convertible Victoria, 1931 год
Nash Sedan 1934 года
В середине 30-х годов Сахновский заинтересовался аэродинамикой и начал внедрять редкий тогда обтекаемый стиль. Его проекты во многом опережали время. Первенцем стал кабриолет Auburn 851 SC Boattail Speedster с зауженной задней частью, как у лодки, в создании которого дизайнер принял участие. Автомобиль не только выглядел стремительно, но и мог развить 165 км/ч благодаря 150-сильной компрессорной «восьмерке».
С января 1934 года Алексис де Сахновски возникает в титуле мужского
журнала Esquire в качестве ведущего раздела техники и механизмов.
Затем граф переориентировался на грузовые автомобили, которые получились еще более причудливыми, чем его легковые проекты. Особенно ярким и неординарным стал проект автопоезда White 1936 года с цистерной для канадской пивоваренной компании Labatt’s.
Знаменитые «пивные трейлеры» для канадской пивоваренной компании Labbat’s
Тягач поставила фирма White Motor Co., полуприцеп — Fruehauf Trailers, а аэродинамическую настройку соорудила мастерская Smith Brothers из Торонто. Кузов представлял собой деревянный каркас, обшитый алюминиевыми листами, на лонжеронной раме.
Как далеко может зайти дизайнер в своем воображении? Хотя грузовик такой
формы не был построен, Сахновский посчитал необходимым ее запатентовать. 1937 год
На всемирной выставке в Нью-Йорке он даже удостоился награды. Другой грузовик White стал основой для экскурсионного автобуса с мягкой складывающейся крышей. В 1938 году по проекту Сахновского было выпущено свыше 200 обтекаемых бензовозов Dodge Airflow Tanker Truck.
Бензовоз Dodge Airflow Tanker Truck
Оригинальное творение стилиста – дом на колесах Jungle Yacht («яхта для джунглей») на базе International D-35 для африканской экспедиции исследователя Аттилио Гатти. Этот 13-метровый автопоезд превратили в пятикомнатные апартаменты, включающие лабораторию, фотостудию и радиорубку.
International D-35 Jungle Yacht для экспедиции Аттилио Гатти
Известно, что Сахновский был причастен к дизайну Chrysler Airflow — модели, оказавшейся чересчур радикальной для 1934 года. Стиль streamline, «обтекаемый» — своеобразное ответвление от ар-деко — увлекает Сахновского. В этом стиле он создает и автомобили, и велосипеды, и даже радиоприемники.
Радиоприемник Emerson Model BD-197 за характерный дизайн корпуса назвали в честь популярной
исполнительницы 1930-х годов — Mae West, отличавшейся довольно пышными формами.
Жизнь порой поворачивается неожиданной стороной. В 1942 году бывший врангелевец Сахновский, теперь уже в форме майора американских ВВС, прибывает в Москву. Здесь он в союзнической миссии помогает принимать технику, поступающую в СССР по ленд-лизу.
По сути, делает то же самое, чем в годы Первой мировой войны занимался его покойный батюшка, когда, будучи комендантом Петроградской портовой таможни, принимал американские грузовики для русской армии.
В послевоенное время дизайнер продолжил работу над обтекаемой техникой. В частности, в 1950 году увидел мир автобус White Dream Coach, впервые в мире получивший кондиционер.
White Dream Coach 1950 года — первый в мире автобус с кондиционером
Кроме того, Сахновский начал сотрудничество с конструктором Престоном Такером и предложил ему проект купе Tucker Carioca. Для своего времени конструкция Tucker была прорывом: расположенный сзади оппозитный 166-сильный двигатель с впрыском топлива, независимая подвеска всех колес, вариатор, каркас безопасности. Но проблемы с надежностью поставили крест на автомобили. Всего выпустили только 51 седан Tucker, а Carioca так и не воплотили в металле.
Граф долгое время сотрудничал с различными американскими журналами: готовил статьи о стиле – автомобильном и не только. На страницах печатной прессы стилист публиковал наброски своих футуристических концепт-каров.
На склоне лет Алексей Сахновский поселился во Флориде, где старательно
оправдывал прозвище, данное ему журналистами — Mr. Dream Car.
Великого дизайнера не стало в 1964 году, однако он оставил после себя богатое наследие. Его смелые проекты и сейчас вызывают изумление.
Эскизы автомобилей авторства Алексея Сахновского
Источник