Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Интересное

Безопасность и спасение жизни на море

Море ошибок не прощает. Уже не одно тысячелетие мы покоряем его просторы, перевозим грузы и пассажиров. Все современные средства спасения и их применение — это опыт всего человечества и самые последние достижения техники. Как известно, правила безопасности в большинстве своем написаны кровью. И их выполнение при пожаре или на борту шлюпки — обязательно для всех.

Как бы не было надежно и безопасно судно, оно должно быть оснащено всем необходимым для спасения пассажиров, экипажа и груза. А в случае покидания корабля экипаж должен иметь всё необходимое для обеспечения выживаемости в экстремальных условиях. Мало вероятно, что в современных реалиях это может понадобиться, но каждый член команды обязан знать, что нужно делать в нештатной ситуации, уметь пользоваться противопожарными и иными средствами спасения.

Безопасность и спасение жизни на море


На арктическом танкере «Штурман Скуратов» «Газпром нефти» мы прошли инструктаж по правилам поведения на борту, использованию спасательных средств. Отдельно нам показали, как устроена противопожарная система и современная шлюпка. Самое главное правило для пассажиров очень простое — в случае объявления шлюпочной тревоги тепло одеться, взять сумку с гидрокостюмом и спасательный жилет. С этим комплектом прибыть на мостик и ждать указаний.

Меня заинтересовали системы судна, отвечающие за его пожарную безопасность, а также спасательная шлюпка. Поэтому я решил сделать отдельный материал об этом.

Пожар на судах относится к самым опасным происшествиям, поэтому защите от него уделяется очень большое внимание. В зависимости от типа и размеров современные суда оснащаются различными противопожарными приборами и системами. Наиболее широко такая техника представлена на пассажирских судах, а также на танкерах, транспортирующих жидкие легковоспламеняющиеся грузы.

Основная цель борьбы с пожаром — быстро взять его под контроль и потушить. Задача будет выполнена, если огнетушащее вещество доставлено к месту возгорания быстро и в достаточном количестве. Это обеспечивается за счет стационарных систем пожаротушения.

Они не заменяют традиционную противопожарную систему судна – пенная, водная - которая длительно охраняет от огня пассажиров, экипаж и оборудование, что выигрывает время для эвакуации в безопасное место.

Обычно:
— вода используется в стационарных системах, защищающих районы, в которых находятся твердые горючие вещества, — общественные помещения и коридоры;
— пена или огнетушащий порошок применяются в стационарных системах, защищающих районы, где могут возникнуть пожары класса В; для тушения пожаров воспламеняющихся газов стационарные системы не используются;
— углекислый газ, галлон (хладон) и соответствующий огнетушащий порошок входят в состав систем, обеспечивающих защиту от пожара класса С;


1. Во всех помещениях проложена система пожарного трубопровода. По всему судну установлены пожарные ящики с рукавами и брандспойтами. Это помимо огнетушителей, которые расположены также по всему судну.

Безопасность и спасение жизни на море




2. Самоспасатель изолирующий.

Безопасность и спасение жизни на море




3. Один из лафетных стволов на палубе. Есть лафетные стволы, которые могут управляться дистанционно.

Безопасность и спасение жизни на море




4. Кормовая станция пенотушения. Красные вентили отвечают за контур с водой. А желтые — за пенный контур, который используется для тушения грузовых танков и для лафетных стволов.

Безопасность и спасение жизни на море




5. Клапан для подачи забортной воды в пенную магистраль окрашен в красный и желтый.

Безопасность и спасение жизни на море




6. Станция углекислотного пожаротушения. Используется для особо ответственных помещений, где может возникнуть сильный пожар. Например, машинное отделение.

Безопасность и спасение жизни на море




7. Индикатор состояния разных тревог и опасностей. Находясь в этом помещении, сотрудник через определенные промежутки времени должен нажимать кнопку — сигнализировать, что с ним все хорошо. Это так называемая «кнопка мертвеца». Если на мостик не поступает сигнал от человека, значит необходима оперативная помощь.

Безопасность и спасение жизни на море




8. На каждом борту хранится пожарный план судна и международный коннектор для пожарной системы судна. План служит для того, чтобы пожарная команда, прибывшая на борт, знала, где и какой груз находится, количество членов экипажа, их список. Это лист бумаги, который заполняется перед каждым рейсом и складывается в металлический тубус. А международный коннектор позволяет соединить между собой пожарную систему судна и берега.

Безопасность и спасение жизни на море




9. Если машинное отделение выйдет из строя, то электричество будет вырабатывать аварийный дизель-генератор. Он устанавливается в надстройке, чтобы мог работать при почти полном затоплении судна.

Безопасность и спасение жизни на море




10. Авариный буй и «черный» ящик. Он пишет все параметры рейса и необходимые данные. Полный аналог такого же устройства на самолете. В случае затопления судна на определенной глубине он автоматически отстреливается и всплывает.

Безопасность и спасение жизни на море




11. Спасательный круг находится в подогреваемом ящике. Все жизненно важное оборудование хранится в похожих ящиках или укрывается тентами с подогревом.

Безопасность и спасение жизни на море




12. Основное средство спасения — плот. Шлюпка хороша, когда происходит неспешное покидание судна. А если это происходит быстро, то обычно используется плот. Главное, что нужно знать: после открытия замка (гака) ничего разъединять не надо! Плот просто выбрасывается за борт. Далее надо вытянуть слабину и дернуть за линь — плот надуется. Уже находясь на плоту можно обрезать линь специальным ножом. Если вдруг судно резко стало тонуть, то линь оснащен гидростатическим разобщающим устройством, которое позволит плоту самостоятельно всплыть и активироваться.


При плавании в море может возникнуть такая аварийная ситуация, когда экипаж вынужден покинуть судно. Этому предшествует борьба за его живучесть и принятие всех мер по спасению пассажиров, судна и груза. Момент и порядок оставления судна определяет капитан как лицо, ответственное за жизнь всех людей на борту. По его указанию объявляется шлюпочная тревога — семь коротких и один продолжительный сигнал громкого боя и/или судовым свистком при выходе последнего из строя.

По этому сигналу каждый должен прибыть к месту сбора тепло одетым (предпочтительно шерстяное белье и малопромокаемая одежда), с индивидуальным спасательным средством.

Если принято решение оставлять судно, то рекомендуется спускать все судовые шлюпки и плоты, для того чтобы, во-первых, ими воспользовались все оказавшиеся в воде люди, и, во-вторых, повысился шанс на выживание благодаря снабжению, которое располагается в них.

Моряк всегда должен помнить три основные заповеди на случай вынужденного оставления судна:
1. Надеть теплую одежду, обувь и индивидуальное спасательное средство.
2. Стремиться покинуть судно вместе со всеми в шлюпке, на плоту.
3. Оказавшись в воде, стараться сохранять неподвижность.

А теперь давайте посмотрим на спасательные шлюпки танкера «Штурман Скуратов». На судне их две, находятся на правом и левом борту и спускаются с помощью классических шлюпбалок. Каждая шлюпка рассчитана на 30 человек, отсюда и максимальное количество людей, которые могут находится на борту.

13. Это закрытая шлюпка в так называемом танкерном исполнении — она оснащена дополнительными средствами спасения, которые могут понадобиться при разливе и горении нефтепродуктов.

Безопасность и спасение жизни на море




14. Шлюпка изнутри. Слева — корма, там же место командира. Справа — нос. По периметру — посадочные места для экипажа. По центру — провиант и оборудование. Металлическая полка по центру — обогреватель.

Безопасность и спасение жизни на море




15. Шлюпка левого борта является дежурной при отработке ситуации «человек за бортом», поэтому в ней хранятся гидрокостюмы и спасательные жилеты для трех членов экипажа. По команде они занимают места и спасают упавшего за борт человека.

Безопасность и спасение жизни на море




16. Место командира и рулевого.

Безопасность и спасение жизни на море




17. Управление предельно простое и надежное. Все системы сделаны максимально ремонтопригодными и доступными.

Безопасность и спасение жизни на море




18. Особенность танкерного исполнения — системы наддува и орошения. Первая нужна для создания внутри шлюпки повышенного давления, чтобы продукты горения нефтепродуктов не попали внутрь. А система орошения предназначена для охлаждения корпуса шлюпки, если надо проплыть рядом с участком, где горят нефтепродукты.

Безопасность и спасение жизни на море




19. Классическая уключина для весел.

Безопасность и спасение жизни на море




20. Запас воды. В каждом пакете 4 раздела по 125 миллилитров, итого 500. Инструкцией предписано не пить в первый день вообще. Каждый пакет предназначен на одни сутки на человека.

Безопасность и спасение жизни на море




21. Еда. Одна упаковка на три дня. Есть один брикет каждые шесть часов. Обратите внимание на энергетическую ценность — 10 тысяч кДж, это почти 2,4 тысяч кКал.

Безопасность и спасение жизни на море




22. Рыболовные снасти, зеркало, свисток, нож, открывашка, фонарик...

Безопасность и спасение жизни на море




23. Пиротехника.

Безопасность и спасение жизни на море




24. Уголковый отражатель. В море собирается и вывешивается на шлюпку, чтобы с радаров она была видна лучше.

Безопасность и спасение жизни на море




25. Лекарства. Естественно, все сроки годности соблюдены. Есть большой запас таблеток от укачивания — на шлюпке они обязательны.

Безопасность и спасение жизни на море




26. Каждый должен помнить, что борьба за живучесть судна, оставление судна и выживание в спасательном средстве на море потребуют от него не только умения и физического напряжения, но и сохранения человеческого достоинства в любых обстоятельствах.

Безопасность и спасение жизни на море




27. Учебная шлюпочная тревога. Члены экипажа занимают место согласно штатному расписанию. В случае спокойного покидания спускаются две шлюпки и экипаж распределяется между ними поровну. Проводится перекличка, обозначаются зоны ответственности и обязанности. Это понятное дело, делается только при учениях.

Безопасность и спасение жизни на море




28. Безопасного плавания!

Безопасность и спасение жизни на море


Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург Яндекс.Метрика