Истории
Дуэль у мыса Гаттерас
Памяти Джорджа Даффи и других американских торговых моряков, бесстрашно ходивших в море в годы войны
7 августа 2009 года произошло событие, не привлекшее особого внимания средств массовой информации. У восточного побережья США, в 18 милях от мыса Гаттерас, на 90-метровой глубине был обнаружен корпус неизвестного корабля. Исследователи идентифицировали находку как американский сторожевой корабль YP-389, потопленный немецкой подводной лодкой U 701 в бою 19 июня 1942 года. В годы Второй мировой войны подводники Карла Дёница отправили на дно у американского побережья немало судов. Бой между YP-389 и U 701 продемонстрировал неэффективность противолодочной обороны союзников, ещё только набиравшей силу в этом районе Атлантики.
Сторожевик и подлодка
История сторожевого корабля ВМС США YP-389 довольно коротка. Он был построен на верфи в Куинси, штат Массачусетс, в октябре 1941 года как паровой рыболовный траулер «Кохассет». Через два месяца после вступления Америки в войну его приобрели Военно-морские силы США и переоборудовали в тральщик прибрежного действия AMc-202. В таком статусе он прослужил до 1 мая 1942 года. Затем экс-«Кохассет» сменил род деятельности. Он стал сторожевым кораблём YP-389, вооружился трёхдюймовым орудием, двумя пулемётами и глубинными бомбами и перешёл под командование лейтенанта ВМС США Филипса. В таком виде корабль и встретил свою гибель через полтора месяца.
Американский траулер «Кохассет». Источник: U.S. Navy Bureau of Ships Photograph BS-32348, National Archives and Records Administration, Still Pictures Branch, College Park, Md
Причина гибели YP-389, немецкая подводная лодка U 701, была построена в Гамбурге как очередная лодка типа VIIC и вступила в строй 16 июля 1941 года. Её командиром стал капитан-лейтенант Хорст Деген. Сдаточные испытания, тесты и тренировки заняли пять месяцев. За это время U 701 дважды возвращалась на верфь для устранения выявленных недостатков. К 1 декабря 1941 года она была признана годной для дальнейшей службы и вошла в состав 3-й подводной флотилии.
В первый поход Деген вывел лодку из Киля в полдень 27 декабря 1941 года и отправился на задание к канадскому острову Ньюфаундленд. Успехами «семёрка» там не блеснула, зато по дороге к Канаде потопила британское судно, отставшее от конвоя. 9 февраля 1942 года субмарина пришла в Сен-Назер, завершив свой первый поход в Атлантику. Во второй раз лодка вышла в море 26 февраля. U 701 вошла в группу прикрытия, созданную по приказу Гитлера для защиты Норвегии от якобы готовящегося вторжения союзников. Деген получил приказ действовать между Исландией и Фарерскими островами.
Командир U 701 капитан-лейтенант Хорст Деген.
За 35 суток похода «семёрка» потопила торпедами четыре траулера: два противолодочных и два мирных «рыбака». 1 апреля лодка вернулась на базу во французский Брест. Штаб подводных сил скорректировал маршрут её возвращения, приказав Дегену идти в Брест, а не в Сен-Назер: последний пострадал 28 марта от рейда британских коммандос и сил Королевского флота, известного также как операция «Колесница». U 701 провела в доке пять недель, пройдя за это время ремонт. 19 мая Деген покинул Брест и на следующий день явился в Лориан. Там лодка приняла на борт магнитные мины, которые должны были ей пригодиться для выполнения следующего задания.
Сюрприз для американцев
С января 1942 года мыс Гаттерас на восточном побережье США превратился в опасное место, где торговые суда часто становились жертвами немецких субмарин. В первые четыре месяца 1942 года районы рядом с мысом и севернее него стали самой горячей точкой в водах, где велась подводная война. С мая ситуация начала меняться в лучшую сторону благодаря активным усилиям американцев, пытавшихся исправить положение и прекратить бойню.
Командующий немецкими подводными силами Карл Дёниц придерживался стратегии ударов по слабым местам. Перестав пожинать плоды к северу от Гаттераса, он сместил подводные удары на юг, в Мексиканский залив и к Флориде, где у союзников всё ещё творился хаос в противолодочной обороне. Однако он не собирался оставлять в покое северный район восточного побережья США между Нью-Йорком и мысом Гаттерас. Дёниц решил минировать ключевые узлы судоходства: залив Делавэр, Чесапикский залив и Нью-Йорк. 19 мая 1942 года он записал в журнале боевых действий:
«Теперь, когда лодки, действующие индивидуально к северу от мыса Гаттерас, не имеют успехов, а лодки, действующие к югу от Гаттераса в это же время, добиваются существенных результатов, кажется разумным напасть на вражеское судоходство в районе северного побережья (США). Даже установка нескольких мин на подходах к Нью-Йорку (залив Делавэр, Филадельфия, Балтимор, Вашингтон, Норфолк), вероятно, будет успешна, поскольку противник не успеет принять эффективные контрмеры, а также это приведёт к переброске части сил противника в этот район, что поможет лодкам на юге действовать ещё результативнее».
Для минных постановок были выбраны три лодки типа VIIC:
U 87 в районе Нью-Йорка;
U 373 в заливе Делавэр;
U 701 в Чесапикском заливе.
18–20 мая все три субмарины вышли в море. U 701 покинула базу последней, имея на борту 15 мин ТМВ. 9 июня, когда U 87, U 373 и U 701 уже подходили к районам минирования, они получили приказ Дёница: провести запланированные установки мин в ночь с 10 на 11 июня. Выполнить его смогли только U 87 и U 373. Деген опоздал на сутки и приступил к выполнению задания в Чесапикском заливе только после наступления темноты 12 июня. В общей сложности три лодки установили 40 мин, которые стали причиной гибели и повреждения шести судов и военных кораблей. Львиная доля успехов пришлась на мины Дегена.
Американский танкер Robert C. Tuttle (11 615 брт), подорвавшийся на минах Дегена 15 июня 1942 года.
Из-за гибели U 701 её журнал боевых действий за этот поход не сохранился. Дальнейшее описание действий лодки основано на данных журналов командующего подводных сил, реконструкции этого похода, сделанной штабом Дёница, протоколе допроса разведкой ВМС США выживших членов экипажа U 701, первом томе работы о подводной войне американского историка Клэя Блэйра и данных сайта uboat.net.
Мыс Гаттерас
После того, как лодки выполнили задание, Дёниц направил U 701 и U 373 на юг, где обе субмарины должны были вести свободную охоту у мыса Гаттерас. Деген добрался до новой позиции спустя три дня, имя на борту 80 т топлива и шесть торпед. 15–19 июня командующий получал от U 701 сообщения об отсутствии у мыса Гаттерас какого-либо активного движения судов. Лодка не наблюдала самолётов и эсминцев, патрулирующих район её действия. Всё светлое время суток субмарина находилась в подводном положении, всплывая лишь ночью для вентиляции отсеков, подзарядки батарей и проведения сеансов радиосвязи.
Ночью 17 июня лодка всплыла на поверхность неподалёку от побережья и обнаружила рядом с собой сторожевой корабль. На сторожевике, судя по всему, тоже заметили U 701. Американцы начали передавать световые сигналы на неизвестное судно — вероятно, они не сумели опознать в U 701 субмарину и приняли её за дружественный корабль. Деген расценил сигналы как ловушку и решил, что сторожевик хитрит, отвлекая его внимание и готовясь таранить лодку. U 701 не стала вступать в «диалог» и погрузилась.
Следующей ночью Деген предпринял безуспешную атаку небольшого конвоя, выпустив две торпеды в одно из его судов. В ответ состоявший из надводных кораблей и самолёта эскорт контратаковал лодку. Взрывы глубинных бомб повредили командирский перископ, но Дегену удалось благополучно уйти от преследования. Командир U 701 полагал, что в атаке участвовал замеченный им ранее сторожевик, но корабль обнаружил его лодку случайно, так как на субмарине не слышали привычных «щелчков» гидролокатора.
Дуэль
Рано утром 19 июня U 701 снова появилась на поверхности у мыса Гаттерас и снова заметила всё тот же, по мнению Дегена, сторожевой корабль. Это был YP-389 лейтенанта Филипса. Решив избавиться от назойливого «соседа», Деген отважился на рискованный шаг: уничтожить противника в артиллерийском бою. Этим командир U 701 нарушал правила, гласившие:
«Наличие артиллерии на подводной лодке с самого начала таит в себе противоречия. Подводная лодка неустойчива, имеет низко расположенную артиллерийскую платформу и платформу наблюдения и не приспособлена для ведения артиллерийского огня. Все артиллерийские установки на подводной лодке плохо приспособлены для артиллерийской дуэли, и в этом отношении подводная лодка уступает любому надводному кораблю».
Другой пункт этих же правил позволял лодке ввязываться в бой с таким противником при соблюдении следующих условий:
«Артиллерийский огонь против вооружённого противника только в том случае является успешным, если противнику наносится внезапный сильный удар с близкого расстояния, и подводная лодка в состоянии путём введения в действие всех своих лёгких орудий помешать противнику ввести в действие его артиллерию».
Однако практика нередко расходится с теорией. Для YP-389 бой действительно начался внезапно. Вооружённый траулер шёл 6-узловым ходом на юго-запад, не соблюдая никаких предосторожностей. В его задачу входило предупреждать союзные и нейтральные суда от захода на минное поле. В 08:20, находясь на правой раковине сторожевика, немцы открыли огонь из зенитных орудий, а затем подключили палубное орудие, накрыв американцев «градом» из бронебойных, фугасных и зажигательных снарядов.
Ещё одна жертва мин Дегена — американский угольщик Santore (7 117 брт). Погиб 17 июня 1942 года.
Дегену не удалось сразу и полностью подавить артиллерию YP-389. Вооружённый трёхдюймовым орудием и пулемётами «американец» мог бы дать отпор атаковавшей его лодке, если бы не вмешался случай: «трёхдюймовка» на корабле была неисправна. Однако U 701 не смогла воспользоваться этим преимуществом и быстро покончить с вражеским кораблём. Бой превратился в затяжную дуэль, длившуюся более часа.
Сначала YP-389 попытался держать курс на субмарину, чтобы представлять наименьшую цель. При этом он мог вести огонь только из обоих пулемётов, так как у единственного орудия была поломана пружина ударника. Такая стрельба не только оказалась неэффективной, но и прямо помогала неприятелю, поэтому командир приказал прекратить огонь. Пулемёты израсходовали по 12 обойм каждый. Моряки по радиотелефону отправили сигнал бедствия. Чтобы отпугнуть лодку, американцы сбросили четыре глубинные бомбы. Одна из них не взорвалась. От попаданий в носовую часть на корабле начался пожар, который экипаж быстро потушил. Другой снаряд повредил систему пожаротушения углекислотой и наполнил машинное отделение газами. Вскоре произошли попадания в топливные цистерны. В ходовой и штурманской рубках YP-389 начался пожар.
U 701 расходовала снаряды не жалея. Артиллеристы использовали все боеприпасы из контейнера на верхней палубе, в том числе разрывные и зажигательные. Это обстоятельство экипаж лодки расценивал как большое расточительство и не считал честью для себя. Впрочем, и сам Деген стыдился того, что применил такой «коктейль» из снарядов. И тем не менее он оказался смертоносным для американского корабля. В 09:30 лейтенант Филипс приказал наконец покинуть корабль. К этому времени как минимум четыре человека из его команды было убито, а многие получили ранения.
Спасательные плоты были потеряны, шлюпки под обстрелом спустить было невозможно, поэтому все уцелевшие попрыгали за борт и помогли раненым сделать то же самое. Чтобы не выдать себя противнику, экипаж оставил YP-389 на полном ходу. Обман удался. U 701, выпустившая к тому времени из палубного орудия не менее 50 снарядов, многие из которых попали в цель, продолжила преследовать траулер. Лодка выпустила ещё около дюжины снарядов по горящему судну, прежде чем оно село кормой и затонуло в 10:15. Когда YP-389 отправился на дно, Деген приблизился к месту гибели корабля, надеясь подобрать уцелевших американцев, но не нашёл никого. Решив, что моряки смогли спустить шлюпку и покинуть тонущий корабль, Деген прекратил поиски и покинул место событий.
Финал истории
Экипаж YP-389 потерял шесть человек: пятеро погибли во время боя, а один смертельно раненый умер в воде в ожидании спасения. Остальных 18 моряков примерно в 13:30 подобрали катера Береговой охраны США CG-462 и CG-486 и доставили на базу Окракок. Восемь легкораненых и тело погибшего переправили в отделение Норфолкской военно-морской базы в Морхед-Сити, а четырёх тяжелораненых отправили самолётом в военно-морской госпиталь Норфолка.
Дальнейшие события приняли удивительный оборот. В своей книге Клэй Блэйр упоминает, что разбиравшая причины гибели YP-389 Следственная комиссия ВМФ США рекомендовала предать военному трибуналу лейтенанта Филипса за «отказ искать столкновения с противником» и «преступную неэффективность в бою». Однако следствие показало, что сторожевик, имевший 9 узлов полного хода и не имевший гидрофонов и адекватного вооружения, совершенно не отвечал поставленной задаче. Вдобавок из-за отсутствия на базе Морхед-Сити запчастей корабль отправился в море с дефектным орудием. В конце концов с лейтенанта Филипса были сняты все обвинения.
Не исключено, что американское командование сочло себя удовлетворённым после скорой гибели лодки, победившей YP-389. Капитан-лейтенант Деген и его субмарина не вернулись из этого похода. Потопив сторожевик, U 701 торпедировала у Гаттераса ещё несколько судов, но 7 июля 1942 года самолёт ВВС США поставил точку в истории подлодки. Её верхняя вахта слишком поздно заметила угрозу с воздуха. Субмарина не успела вовремя уклониться от приближавшегося самолёта, и сброшенные им бомбы разорвались рядом с уходившей под воду лодкой. U 701 получила пробоины в прочном корпусе и затонула на небольшой глубине.
18 членов экипажа сумели покинуть лодку из центрального отсека, выйдя на поверхность через рубочный люк. После 49 часов нахождения в воде выжило только семь человек, в том числе Деген. Их обнаружил патрульный дирижабль ВМС США, который сбросил им резиновую лодку и плот и сообщил о находке на базу. Вскоре гидросамолёт Береговой охраны подобрал уцелевших подводников и доставил их на сушу.
Гидросамолёт Береговой охраны США приводняется, чтобы спасти подводников с U 701. Дирижабль ВМФ США типа K ранее обнаружил выживших и сбросил плот и припасы для них.
Выводы
Прежде всего отметим, что некоторые американские военачальники не были готовы осознать всю серьёзность угрозы со стороны немецких подлодок. Субмарины уже несколько месяцев практически безнаказанно топили суда и корабли у побережья США, а американский флот высылал в море противолодочные корабли, не только неспособные к выполнению боевой задачи, но даже с неисправным вооружением.
Пример с YP-389 служит этому отличной иллюстрацией. Немцы дерзко напали на сторожевой корабль прямо у побережья. Огневой бой продолжался более часа. Несмотря на то, что лейтенант Филлипс радировал о нападении, своевременной помощи он не получил. Сторожевик был потоплен, а субмарина безнаказанно ушла с места нападения. Правда, лодка Дегена всё-таки погибла, но прежде успела атаковать ещё несколько судов.
Четверо из семи выживших подводников U 701 у крыла гидросамолёта, 9 июля 1942 года.
Всё это говорит о том, что американская военная машина ещё не могла обезопасить судоходство у своего побережья. Американцы продолжали наращивать противолодочную оборону, но делали это медленно, получая болезненные удары от немецких подводников. Прежде чем удалось дать противнику отпор, США пришлось заплатить сотнями судов и кораблей, потопленных «серыми волками» Дёница. Легенда американского торгового флота Джордж Даффи справедливо заметил:
«Будучи в море в те дни, я знаю, что флот Соединённых Штатов не знал:
— Как сопровождать торговые суда и защищать их от атак немецких подлодок;
— Как потопить подлодку после того, как она потопила одного из ваших протеже».
Источник
7 августа 2009 года произошло событие, не привлекшее особого внимания средств массовой информации. У восточного побережья США, в 18 милях от мыса Гаттерас, на 90-метровой глубине был обнаружен корпус неизвестного корабля. Исследователи идентифицировали находку как американский сторожевой корабль YP-389, потопленный немецкой подводной лодкой U 701 в бою 19 июня 1942 года. В годы Второй мировой войны подводники Карла Дёница отправили на дно у американского побережья немало судов. Бой между YP-389 и U 701 продемонстрировал неэффективность противолодочной обороны союзников, ещё только набиравшей силу в этом районе Атлантики.
Сторожевик и подлодка
История сторожевого корабля ВМС США YP-389 довольно коротка. Он был построен на верфи в Куинси, штат Массачусетс, в октябре 1941 года как паровой рыболовный траулер «Кохассет». Через два месяца после вступления Америки в войну его приобрели Военно-морские силы США и переоборудовали в тральщик прибрежного действия AMc-202. В таком статусе он прослужил до 1 мая 1942 года. Затем экс-«Кохассет» сменил род деятельности. Он стал сторожевым кораблём YP-389, вооружился трёхдюймовым орудием, двумя пулемётами и глубинными бомбами и перешёл под командование лейтенанта ВМС США Филипса. В таком виде корабль и встретил свою гибель через полтора месяца.
Американский траулер «Кохассет». Источник: U.S. Navy Bureau of Ships Photograph BS-32348, National Archives and Records Administration, Still Pictures Branch, College Park, Md
Причина гибели YP-389, немецкая подводная лодка U 701, была построена в Гамбурге как очередная лодка типа VIIC и вступила в строй 16 июля 1941 года. Её командиром стал капитан-лейтенант Хорст Деген. Сдаточные испытания, тесты и тренировки заняли пять месяцев. За это время U 701 дважды возвращалась на верфь для устранения выявленных недостатков. К 1 декабря 1941 года она была признана годной для дальнейшей службы и вошла в состав 3-й подводной флотилии.
В первый поход Деген вывел лодку из Киля в полдень 27 декабря 1941 года и отправился на задание к канадскому острову Ньюфаундленд. Успехами «семёрка» там не блеснула, зато по дороге к Канаде потопила британское судно, отставшее от конвоя. 9 февраля 1942 года субмарина пришла в Сен-Назер, завершив свой первый поход в Атлантику. Во второй раз лодка вышла в море 26 февраля. U 701 вошла в группу прикрытия, созданную по приказу Гитлера для защиты Норвегии от якобы готовящегося вторжения союзников. Деген получил приказ действовать между Исландией и Фарерскими островами.
Командир U 701 капитан-лейтенант Хорст Деген.
За 35 суток похода «семёрка» потопила торпедами четыре траулера: два противолодочных и два мирных «рыбака». 1 апреля лодка вернулась на базу во французский Брест. Штаб подводных сил скорректировал маршрут её возвращения, приказав Дегену идти в Брест, а не в Сен-Назер: последний пострадал 28 марта от рейда британских коммандос и сил Королевского флота, известного также как операция «Колесница». U 701 провела в доке пять недель, пройдя за это время ремонт. 19 мая Деген покинул Брест и на следующий день явился в Лориан. Там лодка приняла на борт магнитные мины, которые должны были ей пригодиться для выполнения следующего задания.
Сюрприз для американцев
С января 1942 года мыс Гаттерас на восточном побережье США превратился в опасное место, где торговые суда часто становились жертвами немецких субмарин. В первые четыре месяца 1942 года районы рядом с мысом и севернее него стали самой горячей точкой в водах, где велась подводная война. С мая ситуация начала меняться в лучшую сторону благодаря активным усилиям американцев, пытавшихся исправить положение и прекратить бойню.
Командующий немецкими подводными силами Карл Дёниц придерживался стратегии ударов по слабым местам. Перестав пожинать плоды к северу от Гаттераса, он сместил подводные удары на юг, в Мексиканский залив и к Флориде, где у союзников всё ещё творился хаос в противолодочной обороне. Однако он не собирался оставлять в покое северный район восточного побережья США между Нью-Йорком и мысом Гаттерас. Дёниц решил минировать ключевые узлы судоходства: залив Делавэр, Чесапикский залив и Нью-Йорк. 19 мая 1942 года он записал в журнале боевых действий:
«Теперь, когда лодки, действующие индивидуально к северу от мыса Гаттерас, не имеют успехов, а лодки, действующие к югу от Гаттераса в это же время, добиваются существенных результатов, кажется разумным напасть на вражеское судоходство в районе северного побережья (США). Даже установка нескольких мин на подходах к Нью-Йорку (залив Делавэр, Филадельфия, Балтимор, Вашингтон, Норфолк), вероятно, будет успешна, поскольку противник не успеет принять эффективные контрмеры, а также это приведёт к переброске части сил противника в этот район, что поможет лодкам на юге действовать ещё результативнее».
Для минных постановок были выбраны три лодки типа VIIC:
U 87 в районе Нью-Йорка;
U 373 в заливе Делавэр;
U 701 в Чесапикском заливе.
18–20 мая все три субмарины вышли в море. U 701 покинула базу последней, имея на борту 15 мин ТМВ. 9 июня, когда U 87, U 373 и U 701 уже подходили к районам минирования, они получили приказ Дёница: провести запланированные установки мин в ночь с 10 на 11 июня. Выполнить его смогли только U 87 и U 373. Деген опоздал на сутки и приступил к выполнению задания в Чесапикском заливе только после наступления темноты 12 июня. В общей сложности три лодки установили 40 мин, которые стали причиной гибели и повреждения шести судов и военных кораблей. Львиная доля успехов пришлась на мины Дегена.
Американский танкер Robert C. Tuttle (11 615 брт), подорвавшийся на минах Дегена 15 июня 1942 года.
Из-за гибели U 701 её журнал боевых действий за этот поход не сохранился. Дальнейшее описание действий лодки основано на данных журналов командующего подводных сил, реконструкции этого похода, сделанной штабом Дёница, протоколе допроса разведкой ВМС США выживших членов экипажа U 701, первом томе работы о подводной войне американского историка Клэя Блэйра и данных сайта uboat.net.
Мыс Гаттерас
После того, как лодки выполнили задание, Дёниц направил U 701 и U 373 на юг, где обе субмарины должны были вести свободную охоту у мыса Гаттерас. Деген добрался до новой позиции спустя три дня, имя на борту 80 т топлива и шесть торпед. 15–19 июня командующий получал от U 701 сообщения об отсутствии у мыса Гаттерас какого-либо активного движения судов. Лодка не наблюдала самолётов и эсминцев, патрулирующих район её действия. Всё светлое время суток субмарина находилась в подводном положении, всплывая лишь ночью для вентиляции отсеков, подзарядки батарей и проведения сеансов радиосвязи.
Ночью 17 июня лодка всплыла на поверхность неподалёку от побережья и обнаружила рядом с собой сторожевой корабль. На сторожевике, судя по всему, тоже заметили U 701. Американцы начали передавать световые сигналы на неизвестное судно — вероятно, они не сумели опознать в U 701 субмарину и приняли её за дружественный корабль. Деген расценил сигналы как ловушку и решил, что сторожевик хитрит, отвлекая его внимание и готовясь таранить лодку. U 701 не стала вступать в «диалог» и погрузилась.
Следующей ночью Деген предпринял безуспешную атаку небольшого конвоя, выпустив две торпеды в одно из его судов. В ответ состоявший из надводных кораблей и самолёта эскорт контратаковал лодку. Взрывы глубинных бомб повредили командирский перископ, но Дегену удалось благополучно уйти от преследования. Командир U 701 полагал, что в атаке участвовал замеченный им ранее сторожевик, но корабль обнаружил его лодку случайно, так как на субмарине не слышали привычных «щелчков» гидролокатора.
Дуэль
Рано утром 19 июня U 701 снова появилась на поверхности у мыса Гаттерас и снова заметила всё тот же, по мнению Дегена, сторожевой корабль. Это был YP-389 лейтенанта Филипса. Решив избавиться от назойливого «соседа», Деген отважился на рискованный шаг: уничтожить противника в артиллерийском бою. Этим командир U 701 нарушал правила, гласившие:
«Наличие артиллерии на подводной лодке с самого начала таит в себе противоречия. Подводная лодка неустойчива, имеет низко расположенную артиллерийскую платформу и платформу наблюдения и не приспособлена для ведения артиллерийского огня. Все артиллерийские установки на подводной лодке плохо приспособлены для артиллерийской дуэли, и в этом отношении подводная лодка уступает любому надводному кораблю».
Другой пункт этих же правил позволял лодке ввязываться в бой с таким противником при соблюдении следующих условий:
«Артиллерийский огонь против вооружённого противника только в том случае является успешным, если противнику наносится внезапный сильный удар с близкого расстояния, и подводная лодка в состоянии путём введения в действие всех своих лёгких орудий помешать противнику ввести в действие его артиллерию».
Однако практика нередко расходится с теорией. Для YP-389 бой действительно начался внезапно. Вооружённый траулер шёл 6-узловым ходом на юго-запад, не соблюдая никаких предосторожностей. В его задачу входило предупреждать союзные и нейтральные суда от захода на минное поле. В 08:20, находясь на правой раковине сторожевика, немцы открыли огонь из зенитных орудий, а затем подключили палубное орудие, накрыв американцев «градом» из бронебойных, фугасных и зажигательных снарядов.
Ещё одна жертва мин Дегена — американский угольщик Santore (7 117 брт). Погиб 17 июня 1942 года.
Дегену не удалось сразу и полностью подавить артиллерию YP-389. Вооружённый трёхдюймовым орудием и пулемётами «американец» мог бы дать отпор атаковавшей его лодке, если бы не вмешался случай: «трёхдюймовка» на корабле была неисправна. Однако U 701 не смогла воспользоваться этим преимуществом и быстро покончить с вражеским кораблём. Бой превратился в затяжную дуэль, длившуюся более часа.
Сначала YP-389 попытался держать курс на субмарину, чтобы представлять наименьшую цель. При этом он мог вести огонь только из обоих пулемётов, так как у единственного орудия была поломана пружина ударника. Такая стрельба не только оказалась неэффективной, но и прямо помогала неприятелю, поэтому командир приказал прекратить огонь. Пулемёты израсходовали по 12 обойм каждый. Моряки по радиотелефону отправили сигнал бедствия. Чтобы отпугнуть лодку, американцы сбросили четыре глубинные бомбы. Одна из них не взорвалась. От попаданий в носовую часть на корабле начался пожар, который экипаж быстро потушил. Другой снаряд повредил систему пожаротушения углекислотой и наполнил машинное отделение газами. Вскоре произошли попадания в топливные цистерны. В ходовой и штурманской рубках YP-389 начался пожар.
U 701 расходовала снаряды не жалея. Артиллеристы использовали все боеприпасы из контейнера на верхней палубе, в том числе разрывные и зажигательные. Это обстоятельство экипаж лодки расценивал как большое расточительство и не считал честью для себя. Впрочем, и сам Деген стыдился того, что применил такой «коктейль» из снарядов. И тем не менее он оказался смертоносным для американского корабля. В 09:30 лейтенант Филипс приказал наконец покинуть корабль. К этому времени как минимум четыре человека из его команды было убито, а многие получили ранения.
Спасательные плоты были потеряны, шлюпки под обстрелом спустить было невозможно, поэтому все уцелевшие попрыгали за борт и помогли раненым сделать то же самое. Чтобы не выдать себя противнику, экипаж оставил YP-389 на полном ходу. Обман удался. U 701, выпустившая к тому времени из палубного орудия не менее 50 снарядов, многие из которых попали в цель, продолжила преследовать траулер. Лодка выпустила ещё около дюжины снарядов по горящему судну, прежде чем оно село кормой и затонуло в 10:15. Когда YP-389 отправился на дно, Деген приблизился к месту гибели корабля, надеясь подобрать уцелевших американцев, но не нашёл никого. Решив, что моряки смогли спустить шлюпку и покинуть тонущий корабль, Деген прекратил поиски и покинул место событий.
Финал истории
Экипаж YP-389 потерял шесть человек: пятеро погибли во время боя, а один смертельно раненый умер в воде в ожидании спасения. Остальных 18 моряков примерно в 13:30 подобрали катера Береговой охраны США CG-462 и CG-486 и доставили на базу Окракок. Восемь легкораненых и тело погибшего переправили в отделение Норфолкской военно-морской базы в Морхед-Сити, а четырёх тяжелораненых отправили самолётом в военно-морской госпиталь Норфолка.
Дальнейшие события приняли удивительный оборот. В своей книге Клэй Блэйр упоминает, что разбиравшая причины гибели YP-389 Следственная комиссия ВМФ США рекомендовала предать военному трибуналу лейтенанта Филипса за «отказ искать столкновения с противником» и «преступную неэффективность в бою». Однако следствие показало, что сторожевик, имевший 9 узлов полного хода и не имевший гидрофонов и адекватного вооружения, совершенно не отвечал поставленной задаче. Вдобавок из-за отсутствия на базе Морхед-Сити запчастей корабль отправился в море с дефектным орудием. В конце концов с лейтенанта Филипса были сняты все обвинения.
Не исключено, что американское командование сочло себя удовлетворённым после скорой гибели лодки, победившей YP-389. Капитан-лейтенант Деген и его субмарина не вернулись из этого похода. Потопив сторожевик, U 701 торпедировала у Гаттераса ещё несколько судов, но 7 июля 1942 года самолёт ВВС США поставил точку в истории подлодки. Её верхняя вахта слишком поздно заметила угрозу с воздуха. Субмарина не успела вовремя уклониться от приближавшегося самолёта, и сброшенные им бомбы разорвались рядом с уходившей под воду лодкой. U 701 получила пробоины в прочном корпусе и затонула на небольшой глубине.
18 членов экипажа сумели покинуть лодку из центрального отсека, выйдя на поверхность через рубочный люк. После 49 часов нахождения в воде выжило только семь человек, в том числе Деген. Их обнаружил патрульный дирижабль ВМС США, который сбросил им резиновую лодку и плот и сообщил о находке на базу. Вскоре гидросамолёт Береговой охраны подобрал уцелевших подводников и доставил их на сушу.
Гидросамолёт Береговой охраны США приводняется, чтобы спасти подводников с U 701. Дирижабль ВМФ США типа K ранее обнаружил выживших и сбросил плот и припасы для них.
Выводы
Прежде всего отметим, что некоторые американские военачальники не были готовы осознать всю серьёзность угрозы со стороны немецких подлодок. Субмарины уже несколько месяцев практически безнаказанно топили суда и корабли у побережья США, а американский флот высылал в море противолодочные корабли, не только неспособные к выполнению боевой задачи, но даже с неисправным вооружением.
Пример с YP-389 служит этому отличной иллюстрацией. Немцы дерзко напали на сторожевой корабль прямо у побережья. Огневой бой продолжался более часа. Несмотря на то, что лейтенант Филлипс радировал о нападении, своевременной помощи он не получил. Сторожевик был потоплен, а субмарина безнаказанно ушла с места нападения. Правда, лодка Дегена всё-таки погибла, но прежде успела атаковать ещё несколько судов.
Четверо из семи выживших подводников U 701 у крыла гидросамолёта, 9 июля 1942 года.
Всё это говорит о том, что американская военная машина ещё не могла обезопасить судоходство у своего побережья. Американцы продолжали наращивать противолодочную оборону, но делали это медленно, получая болезненные удары от немецких подводников. Прежде чем удалось дать противнику отпор, США пришлось заплатить сотнями судов и кораблей, потопленных «серыми волками» Дёница. Легенда американского торгового флота Джордж Даффи справедливо заметил:
«Будучи в море в те дни, я знаю, что флот Соединённых Штатов не знал:
— Как сопровождать торговые суда и защищать их от атак немецких подлодок;
— Как потопить подлодку после того, как она потопила одного из ваших протеже».
Источник