Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Военная техника

Зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке?

Пятнадцать человек на сундук Роммеля!

Самые первые танки никаких посторонних элементов на себе обычно не возили. У них и себя таскать получалось не очень, хоть их и доставляли к самой линии фронта.

Во время Первой мировой войны в ходе битвы на Сомме из 49 танков 17 сломались ещё до начала атаки, девять — после начала, а пять застряли в болоте, поэтому в бою приняли участие только 18 машин.

Но со временем танки начали ездить всё дальше, а ломаться — чуть реже.

Экипажу потребовался набор инструментов, которые помогли бы облегчить суровые тяготы службы.

Зачем танку бревно



Для замены фрагмента гусеницы (трака) даже на современных танках требуются кувалда и лом а также помощь такой-то матери. Обычно их крепят на бортах, поскольку люки в танках не очень-то широкие, и таскать через них туда-сюда тяжёлые и габаритные инструменты мало кому по душе.

Зачем танку бревно



Схема размещения ЗИП на танке Т-34-85

На танке Т-34-85 снаружи прикрепляли: печь для обогрева танка, поперечную пилу, брезент, большую саперную лопату, трос и много чего ещё. И если командир экипажа не лопух, лопат у него будет больше, чем одна: окоп для танка нужен большой, копать его до-олго…

Небольшие детали обычно укладывали в специальные ящики. Тут особо отметились немцы.

Зачем танку бревно



Для танков «Африканского корпуса» придумали специальный ящик, крепившийся позади башни. В шутку его назвали «сундуком Роммеля» — по фамилии генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля.

Кстати, у современных американских танков «Абрамс» за башней прикрепили специальную корзину. Судя по фото, её регулярно наполняют всяческим барахлом. Вроде бы «авоськой Шварцкопфа» корзинку пока не называют; хотя, может, просто не говорят посторонним.

Зачем танку бревно



От бетона до кроватки — всё для танка на оградки!

Очень быстро танкисты поняли, что брони у танка много не бывает. Это конструкторам в тёплых кабинетах легко рассуждать о сочетании защиты и подвижности, они-то в лоб на вражеские пушки не поедут.

Одним из наиболее простых способов укрепления стало выкладывание на лобовую броню траков.

Если траков доставали побольше, то ими усиливали и другие поверхности. Иногда под таким защитным слоем с трудом можно было узнать первоначальную машину.

Зачем танку бревно



Например, для Т-34 в ходе войны испытывали дополнительное бронирование… из бетона. Зимой же вообще хотели обойтись смесью льда с опилками.

Зачем танку бревно



Впрочем, в СССР всё же не стали запускать подобное чудо в серию. А вот американские танкисты, столкнувшись после высадки в Нормандии с неприятной привычкой «тигров» и «пантер» пробивать «шерманы» насквозь, усиливали броню как цементом, так и просто мешками с песком.

Зачем танку бревно



По другую сторону земного шара тигры водились только обычные, полосатые и с хвостами. Но в джунглях, в свою очередь, попадалось много японских смертников с шестовыми магнитными минами. Спасаясь от них американские танкисты обшивали борта танков досками — авось, не прилипнет.

С появлением у пехоты противотанковых гранатометов с кумулятивными гранатами в ход пошли многочисленные сетки и решётки.

Их задача была не дать «куме» взорваться прямо на броне. Кроватные решётки, вопреки легенде, для этого подходили плохо: «фаустпатрон» легко проминал их до борта.

Зачем танку бревно



Впрочем, это не мешает производителям наборов для моделирования на основе нескольких фотографий одного Т-34/85 с «сетками» (причем не кроватными, а, скорее, секциями забора) предлагать всем желающим экзотику: «T-34/85 with Bedspring Armor».

Зачем танку бревно



Хотя других экзотических конструкций в этом деле тоже хоть отбавляй. В местах, где можно получить в борт гранату РПГ, танки очень быстро обрастают решетчатыми конструкциями.

Зачем танку бревно



Вариантом «сетчатой» защиты также стали цепи с грузом. Ими украсили, например, израильскую «меркаву», и это вовсе не деталь национального колорита.

Зачем танку бревно



Продвинутый вариант борьбы с «кумой» — «динамическая защита». Это коробки со взрывчаткой, которая при попадании в неё снаряда должна встречным взрывом ослабить кумулятивную струю. Однако далеко не всем нравится идея добровольного обвешивания взрывчаткой. Да и пехота наверняка постарается держаться от такого танка дальше, чем от обычного: прилетит-то лишь ему, а рванёт потом так, что всем мало не покажется.

Ох, нелёгкая это работа — танк засевший тащить из болота!

Как мы уже говорили, застревать в болотах и других неподходящих местах стало для танкистов профессиональной традицией ещё с первого боя на Сомме. Выдернуть из грязи много тонн брони — задача не из лёгких, особенно если под рукой нет в наличии тягача.

Одним из способов помочь танку «самовыкопаться» стало применение бревна.

С помощью тросов его закрепляют на гусеницах и затем при движении протаскивают под машиной. А поскольку подойдёт далеко не всякое бревно, да и просто местность может оказаться не сильно-то лесистая, подходящее полешко спокойнее возить с собой.

Зачем танку бревно



Штука хорошая — после недавнего снегопада многим водителям бы пригодилась, в комплекте с гусеницами.

Зачем танку бревно



Что ни прикрепи к танку — всё пригодится, всё будет полезно. И кувалды, и корзинки, и брёвна.

Самовытаскивание на примере вездехода ГаЗ-СМ (смотреть с 5:30)

© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург