Май 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Интересное

Почему взорвался Crew Dragon

Что случилось

Двадцатого апреля 2019 года во время стендовых испытаний системы аварийного спасения (САС) на космическом корабле «Крю Дрэгон» произошёл взрыв. Взрыв был такой силы, что корабль практически уничтожило. Естественно, внутри никого не было — это испытания; но, если бы такой взрыв случился во время эксплуатации, астронавтам бы не поздоровилось.



Судя по видео, взрыв начался совсем внезапно — не видно ни запуска двигателей, ни другой активности. Комментарии специалистов говорят о том, что взорвался топливный бак двигателей «СуперДрако». В качестве горючего на «Крю Дрэгон» используются метилгидразин и окислитель тетраоксид азота. Гидразин — штука опасная и чрезвычайно токсичная. Вдыхание паров может быстро обнулить количество «очков здоровья».

Это же космический корабль! Откуда двигатели?

Да, корабль. Космический, пилотируемый. А двигатели — самые что ни на есть настоящие, ракетные, восемь штук, называются «СуперДрако». Изначально предполагалось, что их будут использовать для посадки, чтобы приземлять астронавтов в клубах огня и дыма, но впоследствии от этой идеи отказались. Для торможения и безопасного приземления на «Крю Дрэгон» используется парашютная система, а двигатели «СуперДрако» отвечают за систему спасения.

Почему взорвался Crew Dragon



Катапультировать космонавтов в случае серьёзной проблемы на старте или в первые секунды полёта очень сложно. Поэтому стараются спасать весь пилотируемый корабль целиком. Он отстреливается от ракеты-носителя, включаются двигатели системы аварийного спасения, в течение нескольких секунд уносящие экипаж в безопасную зону.

Почему взорвался Crew Dragon



На «союзах» — по классике: система аварийного спасения находится в самой верхней части ракеты и во время полёта буквально через пару минут отстреливается. В «Крю Дрэгон» было принято решение сделать САС встроенной в корабль, что позволит использовать её многократно.

Корабль перед тестированием проверяли?

Вы не поверите, сколько раз его проверяли. Это тот самый «Крю Дрэгон», который летал к Международной космической станции в начале марта 2019 года. Его проверяли и инженеры компании SpaceX, и специальная комиссия из NASA. Его проверяли после завершения производства, затем перед запуском к орбитальной станции — и ещё раз с пристрастием проверяли после возвращения корабля из космоса. Ни одна проверка не увидела аномалии. А оно «бах» — и вдребезги!

Самое обидное, что этот первый корабль хотели сохранить для истории. До музейной пенсии было всего-ничего. Оставалось проверить двигатели САС, затем проверить их же в воздухе, когда сброшенный с высоты «Крю Дрэгон» должен был включить двигатели, рвануть вверх и затем опуститься, раскрыв парашюты. Увы, теперь в музей попадут разве что изрядно закопчёные фрагменты корабля.

Почему взорвался Crew Dragon



А может, это вода попала в двигатели? Корабль же приводнялся

Может, конечно, быть всякое, но вряд ли. Специально, чтобы не допустить попадания морской воды, на двигатели были надеты специальные заглушки. Так что теоретически не должно было такого случиться.

Впрочем, сейчас, не имея чёткой информации кроме одного официально не подтверждённого видео, пытаться определить реальную причину взрыва бесполезно. Это прямо какое-то гадание на гидразиновой гуще получится.

Стоит подождать чуть-чуть и послушать, что скажет комиссия по расследованию инцидента, проводимая совместно с NASA.

А больше пилотируемых кораблей нет?

Почему же, в настоящее время несколько кораблей собираются на производстве SpaceX. И как минимум один должен быть практически готов.

Почему взорвался Crew Dragon



По актуальной до аварии программе испытательный полёт с астронавтами на борту планировался на июль 2019 года. Так что корабль есть, только вот в ближайшее время он вряд ли куда-то полетит.

Сначала надо дождаться результатов расследования, чтобы понять, что именно могло стать причиной взрыва. Затем выработать решение для её устранения, изменить конструкцию в уже готовых кораблях — и снова на испытания. Да, продолжать по прежней программе нельзя — небезопасно. А потому можно считать, что SpaceX отбросило от планов на несколько месяцев.

Кому это выгодно?

В первую очередь эта ситуация выгодна главному конкуренту SpaceX по созданию пилотируемого космического корабля — корпорации «Боинг». Стартовали они одновременно, но до момента взрыва «Крю Дрэгон» корабль «Старлайнер» от «Боинг» опаздывал уже на несколько месяцев. «Крю Дрэгон» уже летал к МКС в беспилотном режиме, а «Старлайнер» отправится туда лишь во второй половине нынешнего, 2019-го года. Однако теперь, когда ситуация изменилась, «Боинг» может попробовать перехватить лидерство и успеть завершить проект первым.

Почему взорвался Crew Dragon



«Старлайнер»

Кроме прочих, эта ситуация устраивает и «Роскосмос», остающийся единственной организацией, способной обеспечивать полёты людей к Международной космической станции (просто в космос могут и китайцы, но к МКС они не летают). Скорее всего, ещё как минимум на год будет продлён контракт NASA с «Роскосмосом» по закупке мест на полёты к орбитальной станции. А это дополнительные деньги (более 300 миллионов долларов) для российской космонавтики.

Впрочем, насколько SpaceX отстала от своих планов, станет понятно в ближайшее время. Вот тогда уже можно будет судить, как сильно назад в прошлое этот взрыв откинул пилотируемую программу Илона Маска.

Пока остаётся только ждать. Ведь для того и проводят испытания — чтобы отработать все возможные ситуации на Земле, не рискуя жизнями и здоровьем астронавтов. Это космос, безопасность важнее всего.

 val43: Добавил видео
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург Яндекс.Метрика