Истории
100 000 долларов за сбитого
20 апреля 1978 года авиалайнер Boeing 707 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines (KAL) совершал пассажирский рейс 902 по маршруту Париж — Анкоридж (Аляска) — Сеул. Двигаясь в сторону Аляски, самолёт прошёл над Гренландией и, вместо того, чтобы продолжить запланированный путь, повернул направо, описал дугу и полетел в юго-восточном направлении, в сторону Кольского полуострова. Позже командир экипажа Ким Чанг Кью объяснял отклонение от маршрута сбоем аппаратуры из-за близости северного магнитного полюса. По другой версии, инцидент произошёл по вине пилотов, совершивших ошибку при расчётах.
В 20:54 радары советской системы ПВО обнаружили самолёт. Через 25 минут он вторгся в воздушное пространство СССР. Так как в апреле 1978 года в районе Кольского полуострова проходили масштабные оперативно-тактические учения, а в окрестностях Североморска располагалось несколько военных баз, армейское командование очень остро отреагировало на появление постороннего объекта, заподозрив в нём самолёт-разведчик. Опасения усугубил тот факт, что самолёт не отвечал на запросы диспетчерских служб.
Самолет Су-15ТМ
На перехват вылетел истребитель Су-15 капитана Александра Босова. Boeing не реагировал на его сигналы и направился в сторону советско-финской границы. Подчиняясь приказу командира корпуса ПВО Владимира Царькова, Босов выпустил по самолёту две ракеты. Одна из них оторвала часть крыла пассажирского лайнера и взорвалась у крайнего левого двигателя. Осколки ракеты попали в фюзеляж и вызвали разгерметизацию салона.
Схема полёта Boeing 707. Синей линией обозначен запланированный маршрут, красной — отклонение от него.
Когда у Су-15 Босова закончилось топливо, ему на смену пришёл второй истребитель-перехватчик капитана Алексея Керефова. Он вынудил-таки южнокорейского пилота совершить посадку на территории СССР. Пассажирский самолёт в 23:05 приземлился на поверхности замёрзшего озера Корпиярви возле посёлка Лоухи в Карелии. Вскоре до него добралась советская поисковая группа. Из 109 человек, находившихся на борту, погибли двое. Остальные были доставлены в город Кемь и через два дня перевезены в Хельсинки. Позже Советский Союз предъявил Республике Корее счёт за их содержание — 100 000 долларов (393 000 в современных ценах). Южная Корея его так и не оплатила.
Компьютерная реконструкция перехвата рейса 902 истребителями Су-15
Обоим пилотам авиалайнера пришлось задержаться на территории Советского Союза. В ходе следствия они признали свою вину в нарушении воздушного пространства СССР и неподчинении командам советских перехватчиков. С учётом их раскаяния суд решил ограничиться выдворением лётчиков из страны. Компания KAL не захотела тратиться на эвакуацию своего самолёта, и он был разобран на месте.
Южнокорейский авиалайнер на льду озера Корпиярви.
Есть и иная версия произошедшего в небе над Карелией, рассказанная преподавателем военной кафедры МАИ, якобы непосредственным участником тех событий.
Пара Су-15 перехватила Боинг и принудила его сесть на один из наших аэродромов в Карелии. Когда они увидели, что Боинг выпустил шасии и начал посадку, то решили, что миссия их выполнена (лететь рядом с Боингом на его посадочной скорости они просто не могли) и улетели к себе. Но корейцы, увидев это, дали по газам, и вновь полетели по своим тёмным делам вглубь СССР.
После этого стало ясно, что живыми они не сдадутся. Также стало ясно, что Су-15 с Боингом в таких условиях не борец, и на перехват были посланы... Як-28. Эти-то ребята и проделали филигранную работу, всадив в крайний двигатель Боинга кассету НУРСов. После этого корейцам пришлось садиться на вынужденную.
Самолет Як-28ПП
Но после просмотра фото повреждений становится ясно, что это не более чем сказка.
В 20:54 радары советской системы ПВО обнаружили самолёт. Через 25 минут он вторгся в воздушное пространство СССР. Так как в апреле 1978 года в районе Кольского полуострова проходили масштабные оперативно-тактические учения, а в окрестностях Североморска располагалось несколько военных баз, армейское командование очень остро отреагировало на появление постороннего объекта, заподозрив в нём самолёт-разведчик. Опасения усугубил тот факт, что самолёт не отвечал на запросы диспетчерских служб.
Самолет Су-15ТМ
На перехват вылетел истребитель Су-15 капитана Александра Босова. Boeing не реагировал на его сигналы и направился в сторону советско-финской границы. Подчиняясь приказу командира корпуса ПВО Владимира Царькова, Босов выпустил по самолёту две ракеты. Одна из них оторвала часть крыла пассажирского лайнера и взорвалась у крайнего левого двигателя. Осколки ракеты попали в фюзеляж и вызвали разгерметизацию салона.
Схема полёта Boeing 707. Синей линией обозначен запланированный маршрут, красной — отклонение от него.
Когда у Су-15 Босова закончилось топливо, ему на смену пришёл второй истребитель-перехватчик капитана Алексея Керефова. Он вынудил-таки южнокорейского пилота совершить посадку на территории СССР. Пассажирский самолёт в 23:05 приземлился на поверхности замёрзшего озера Корпиярви возле посёлка Лоухи в Карелии. Вскоре до него добралась советская поисковая группа. Из 109 человек, находившихся на борту, погибли двое. Остальные были доставлены в город Кемь и через два дня перевезены в Хельсинки. Позже Советский Союз предъявил Республике Корее счёт за их содержание — 100 000 долларов (393 000 в современных ценах). Южная Корея его так и не оплатила.
Компьютерная реконструкция перехвата рейса 902 истребителями Су-15
Обоим пилотам авиалайнера пришлось задержаться на территории Советского Союза. В ходе следствия они признали свою вину в нарушении воздушного пространства СССР и неподчинении командам советских перехватчиков. С учётом их раскаяния суд решил ограничиться выдворением лётчиков из страны. Компания KAL не захотела тратиться на эвакуацию своего самолёта, и он был разобран на месте.
Южнокорейский авиалайнер на льду озера Корпиярви.
Есть и иная версия произошедшего в небе над Карелией, рассказанная преподавателем военной кафедры МАИ, якобы непосредственным участником тех событий.
Пара Су-15 перехватила Боинг и принудила его сесть на один из наших аэродромов в Карелии. Когда они увидели, что Боинг выпустил шасии и начал посадку, то решили, что миссия их выполнена (лететь рядом с Боингом на его посадочной скорости они просто не могли) и улетели к себе. Но корейцы, увидев это, дали по газам, и вновь полетели по своим тёмным делам вглубь СССР.
После этого стало ясно, что живыми они не сдадутся. Также стало ясно, что Су-15 с Боингом в таких условиях не борец, и на перехват были посланы... Як-28. Эти-то ребята и проделали филигранную работу, всадив в крайний двигатель Боинга кассету НУРСов. После этого корейцам пришлось садиться на вынужденную.
Самолет Як-28ПП
Но после просмотра фото повреждений становится ясно, что это не более чем сказка.