Истории
Лучший ас палубной авиации США Дэвид Маккэмпбелл
Дэвид Маккэмпбелл родился в Бессемере, штат Алабама 10 января 1910 года. Учился в Стаунтонской военной академии (Виргиния) и Джорджийском технологическом институте (Атланта). Затем поступил в Военно-морскую академию США, которую окончил в 1933 году. В условиях экономического кризиса сразу же после выпуска он был демобилизован, но в следующем году вернулся на военную службу. В 1936—1937 годах Маккэмпбелл прошёл лётную подготовку на станции военно-морской авиации Пенсакола и в дальнейшем летал в 4-й истребительной эскадрилье на борту авианосца «Рейнджер».
Дэвид Маккэмпбелл в кабине своего самолёта F6F "Hellcat"
Дэвид Маккемпбелл является лучшим асом палубной авиации США времен 2-й Мировой войны и рекордсменом союзных войск по количеству воздушных побед в одном бою. Учитывая, что непосредственно как пилот он участвовал в войне недолго - всего около 8 месяцев - и совершил за это время только 72 вылета, можно достаточно смело утверждать, что Дэвид Маккэмпбелл имел очень высокую для летчика-истребителя боевую результативность. К тому же он является автором самого высокого рекорда среди западных союзников по антигитлеровской коалиции - в одном бою Дэвид ухитрился сбить 9 японцев!
Истребитель F6F-3 «Хеллкэт» из состава 16-й истребительной эскадрильи (VF-16) взлетает с палубы американского авианосца «Лексингтон»
В начале войны против Японии Дэвид Маккемпбелл занимал должность палубного сигнального офицера-финишера на авианосце CV-7 "Уосп". Его авианосец сражался в 1942 г с японцами, но Дэвид тогда в боевых вылетах участия не принимал, занимаясь обеспечением полетов истребителей и бомбардировщиков. Впоследствии он был назначен командиром 15-го Авиа крыла и много времени и сил потратил на обучение молодых подчиненных, во главе которых Дэвиду предстояло вступить в бой. Только весной 1944 г Дэвид (капитан 3-го ранга) Маккемпбелл вместе со своим Крылом прибыл на авианосце CV-9 "Эссекс" в Тихий Океан; с апреля по ноябрь 1944 г он принимал активное участие в рейдах на остров Маркус, в "охоте на индеек" у Марианских островов, в воздушных битвах над заливом Лейте. Основными задачами 15-го Крыла в это время были атаки наземных целей на островах и штурмовка японских кораблей; воздушные бои с самолетами противника являлись делом второстепенным, и истребители Маккемпбелла вступали в схватки с ними только защищая свои бомбардировщики или прикрывая от японских атак американские корабли.
Тем не менее, за короткий срок участия в войне 27 пилотов-истребителей 15-го Авиа крыла стали асами: на их счету было 315 уничтоженных в воздухе японских самолетов, еще 3 вражеских истребителя сбили бомбардировщики Крыла. Кроме того, совместными усилиями истребителей и бомбардировщиков группы Мак Кемпбелла на земле было сожжено 348 японских самолетов, из которых в зачет пошли 313. При этом за все 8 месяцев боев Крыло не потеряло в воздушных схватках ни одного самолета (правда, несколько машин погибли при штурмовках от зенитного огня). Такой спех объясняется высоким уровнем подготовки американских летчиков и умелым руководством Маккемпбелла. О командирском таланте Дэвида лучше всего говорят неординарные успехи его "неуязвимой" группы и то, что несколько раз ему поручалось руководство самолетами всех участвовавших в сражении авианосцев.
Палубный истребитель F6F «Хэллкет» разгоняется для взлета с реактивными ускорителями на палубе американского эскортного авианосца «Альтамаха». За F6F на палубе так же находится палубный пикирующий бомбардировщик SBD «Донтлесс».
Сам Дэвид Маккемпбелл наравне со своими подчиненными активно участвовал в боевых вылетах, налетав в боевой обстановке за 8 месяцев 220 часов, совершив 72 миссии, в 61 из которых он лично вступал в бой с противником. А полеты эти были нелегкими: например, во 2-й миссии "Хеллкет" Маккемпбелла был тяжело поврежден над островом Маркус 40-мм зенитным снарядом, разбившим рацию, подвесной топливный бак и оторвавшим левый элерон. В таком состоянии Дэвид долетел до своего авианосца и совершил на него посадку. Однако при посадке вспыхнуло хлеставшее из разбитого бака топливо (сбросить его Дэвиду не удалось, так как систему подвески заклинило взрывом снаряда). Маккемпбеллу едва успел покинуть загоревшийся самолет, который тут же был сброшен техниками за борт.
Пожарная команда американского легкого авианосца «Белли Вуд» тушит, загоревшийся после аварийной посадки истребитель F6F-5 «Хеллкэт» из эскадрильи VF-21.
За свою короткую 8-месячную боевую карьеру Дэвид Маккемпбелл в 72 боевых вылетах и 61 проведенном бою уничтожил лично 33 и в группе - 2 самолета (у американцев групповые победы делились по количеству стрелявших - 2 победы по 0,5 = 1 победа); на земле он уничтожил 21 японский самолет (еще 11 не подтверждены). Маккемпбелл - кавалер высшей награды США (Почетной Медали Конгресса), держатель рекорда среди союзников по количеству уничтоженных в одном бою машин (9 истребителей); кроме того, он ни разу не был сбит и не покидал самолета на парашюте, чего не скажешь о многих других крупных асах.
Летчики-истребители из авиагруппы авианосца «Саратога» идут к своим самолетам по полетной палубе.
Хроника побед Дэвида Маккемпбелла В 1944 году:
11 июня 1 A6M3 "Зеке"
13 июня 1 G4M "Бэтти"
19 июня 5 D4Y "Джуди" + 2 A6M3 "Зеке"
23 июня 1 A6M3 "Зеке" + 0,5 A6M3 "Зеке"
9 сентября 1 P1Y "Фрэнсис"
12 сентября 1 J2M "Джек" + 2 A6M3 "Зеке"
13 сентября 2 Ki-27 "Нэйт" + 1 Ki-43 "Оскар"
22 сентября 1 Ki-46 "Дайна"
24 сентября 0,5 F1M "Пит"
21 октября 1 Ki-46 "Дайна" + 1 Ki-27 "Нэйт"
24 октября 2 Ki-43 "Оскар" + 5 A6M3 "Зеке" + 2 A6M5 "Хемп"
5 ноября 1 A6M3 "Зеке" + 1 D3A "Вэл"
11 ноября 1 Ki-43 "Оскар"
14 ноября 1 Ki-43 "Оскар"
ИТОГО: 34 победы, из которых 23,5 истребителя (14,5 "Зеро", 3 Ki-27, 5 Ki-43, 1 J2M), 8 бомбардировщиков(1 G4M, 1 P1Y, 5 палубных D4Y, 1 D3A), 2,5 многоцелевых самолета (2 Ki-46, 0,5 F1M).
Два лучших аса палубной авиации США - Дэвид Маккемпбелл (слева) и Сесил Харрис, и их общий победный счет.
Американский истребитель Grumman F6F-5P «Hellcat» («Хеллкэт») истребительной эскадрильи VF-23 потерпел крушение при посадке на палубу авианосца «Принстон» (USS Princeton (CLV-23) и разломился на две части.
Американские палубные истребители F6F «Хеллкэт» в полете.
Авиапарад формаций палубных истребителей F6F "Хеллкэт" и F4U "Корсар" над Токийской бухтой в момент подписания капитуляции Японии 2 сентября 1945 года. На водной глади стоит американский линкор «Миссури», на котором проходило подписание капитуляции. Справа, на дальнем плане — легкий крейсер «Детройт».
Дэвид Маккэмпбелл в кабине своего самолёта F6F "Hellcat"
Дэвид Маккемпбелл является лучшим асом палубной авиации США времен 2-й Мировой войны и рекордсменом союзных войск по количеству воздушных побед в одном бою. Учитывая, что непосредственно как пилот он участвовал в войне недолго - всего около 8 месяцев - и совершил за это время только 72 вылета, можно достаточно смело утверждать, что Дэвид Маккэмпбелл имел очень высокую для летчика-истребителя боевую результативность. К тому же он является автором самого высокого рекорда среди западных союзников по антигитлеровской коалиции - в одном бою Дэвид ухитрился сбить 9 японцев!
Истребитель F6F-3 «Хеллкэт» из состава 16-й истребительной эскадрильи (VF-16) взлетает с палубы американского авианосца «Лексингтон»
В начале войны против Японии Дэвид Маккемпбелл занимал должность палубного сигнального офицера-финишера на авианосце CV-7 "Уосп". Его авианосец сражался в 1942 г с японцами, но Дэвид тогда в боевых вылетах участия не принимал, занимаясь обеспечением полетов истребителей и бомбардировщиков. Впоследствии он был назначен командиром 15-го Авиа крыла и много времени и сил потратил на обучение молодых подчиненных, во главе которых Дэвиду предстояло вступить в бой. Только весной 1944 г Дэвид (капитан 3-го ранга) Маккемпбелл вместе со своим Крылом прибыл на авианосце CV-9 "Эссекс" в Тихий Океан; с апреля по ноябрь 1944 г он принимал активное участие в рейдах на остров Маркус, в "охоте на индеек" у Марианских островов, в воздушных битвах над заливом Лейте. Основными задачами 15-го Крыла в это время были атаки наземных целей на островах и штурмовка японских кораблей; воздушные бои с самолетами противника являлись делом второстепенным, и истребители Маккемпбелла вступали в схватки с ними только защищая свои бомбардировщики или прикрывая от японских атак американские корабли.
Тем не менее, за короткий срок участия в войне 27 пилотов-истребителей 15-го Авиа крыла стали асами: на их счету было 315 уничтоженных в воздухе японских самолетов, еще 3 вражеских истребителя сбили бомбардировщики Крыла. Кроме того, совместными усилиями истребителей и бомбардировщиков группы Мак Кемпбелла на земле было сожжено 348 японских самолетов, из которых в зачет пошли 313. При этом за все 8 месяцев боев Крыло не потеряло в воздушных схватках ни одного самолета (правда, несколько машин погибли при штурмовках от зенитного огня). Такой спех объясняется высоким уровнем подготовки американских летчиков и умелым руководством Маккемпбелла. О командирском таланте Дэвида лучше всего говорят неординарные успехи его "неуязвимой" группы и то, что несколько раз ему поручалось руководство самолетами всех участвовавших в сражении авианосцев.
Палубный истребитель F6F «Хэллкет» разгоняется для взлета с реактивными ускорителями на палубе американского эскортного авианосца «Альтамаха». За F6F на палубе так же находится палубный пикирующий бомбардировщик SBD «Донтлесс».
Сам Дэвид Маккемпбелл наравне со своими подчиненными активно участвовал в боевых вылетах, налетав в боевой обстановке за 8 месяцев 220 часов, совершив 72 миссии, в 61 из которых он лично вступал в бой с противником. А полеты эти были нелегкими: например, во 2-й миссии "Хеллкет" Маккемпбелла был тяжело поврежден над островом Маркус 40-мм зенитным снарядом, разбившим рацию, подвесной топливный бак и оторвавшим левый элерон. В таком состоянии Дэвид долетел до своего авианосца и совершил на него посадку. Однако при посадке вспыхнуло хлеставшее из разбитого бака топливо (сбросить его Дэвиду не удалось, так как систему подвески заклинило взрывом снаряда). Маккемпбеллу едва успел покинуть загоревшийся самолет, который тут же был сброшен техниками за борт.
Пожарная команда американского легкого авианосца «Белли Вуд» тушит, загоревшийся после аварийной посадки истребитель F6F-5 «Хеллкэт» из эскадрильи VF-21.
За свою короткую 8-месячную боевую карьеру Дэвид Маккемпбелл в 72 боевых вылетах и 61 проведенном бою уничтожил лично 33 и в группе - 2 самолета (у американцев групповые победы делились по количеству стрелявших - 2 победы по 0,5 = 1 победа); на земле он уничтожил 21 японский самолет (еще 11 не подтверждены). Маккемпбелл - кавалер высшей награды США (Почетной Медали Конгресса), держатель рекорда среди союзников по количеству уничтоженных в одном бою машин (9 истребителей); кроме того, он ни разу не был сбит и не покидал самолета на парашюте, чего не скажешь о многих других крупных асах.
Летчики-истребители из авиагруппы авианосца «Саратога» идут к своим самолетам по полетной палубе.
Хроника побед Дэвида Маккемпбелла В 1944 году:
11 июня 1 A6M3 "Зеке"
13 июня 1 G4M "Бэтти"
19 июня 5 D4Y "Джуди" + 2 A6M3 "Зеке"
23 июня 1 A6M3 "Зеке" + 0,5 A6M3 "Зеке"
9 сентября 1 P1Y "Фрэнсис"
12 сентября 1 J2M "Джек" + 2 A6M3 "Зеке"
13 сентября 2 Ki-27 "Нэйт" + 1 Ki-43 "Оскар"
22 сентября 1 Ki-46 "Дайна"
24 сентября 0,5 F1M "Пит"
21 октября 1 Ki-46 "Дайна" + 1 Ki-27 "Нэйт"
24 октября 2 Ki-43 "Оскар" + 5 A6M3 "Зеке" + 2 A6M5 "Хемп"
5 ноября 1 A6M3 "Зеке" + 1 D3A "Вэл"
11 ноября 1 Ki-43 "Оскар"
14 ноября 1 Ki-43 "Оскар"
ИТОГО: 34 победы, из которых 23,5 истребителя (14,5 "Зеро", 3 Ki-27, 5 Ki-43, 1 J2M), 8 бомбардировщиков(1 G4M, 1 P1Y, 5 палубных D4Y, 1 D3A), 2,5 многоцелевых самолета (2 Ki-46, 0,5 F1M).
Два лучших аса палубной авиации США - Дэвид Маккемпбелл (слева) и Сесил Харрис, и их общий победный счет.
Американский истребитель Grumman F6F-5P «Hellcat» («Хеллкэт») истребительной эскадрильи VF-23 потерпел крушение при посадке на палубу авианосца «Принстон» (USS Princeton (CLV-23) и разломился на две части.
Американские палубные истребители F6F «Хеллкэт» в полете.
Авиапарад формаций палубных истребителей F6F "Хеллкэт" и F4U "Корсар" над Токийской бухтой в момент подписания капитуляции Японии 2 сентября 1945 года. На водной глади стоит американский линкор «Миссури», на котором проходило подписание капитуляции. Справа, на дальнем плане — легкий крейсер «Детройт».