Авиация
Летучий бразилец
Альберто Сантос-Дюмон и хвостовая часть современной реплики его аэроплана (оригинал не сохранился). Почему-то он полагал, что летчик в кабине должен располагаться стоя, а саму кабину надо делать в виде плетеной корзины, наподобие гондолы аэростата. Возможно, это объяснялось инерцией мышления, так как ранее Сантос-Дюмон проектировал аэростаты и небольшие дирижабли с такими же плетеными кабинками. Правее виден восьмицилиндровый 50-сильный двигатель "Антуанетт" - самый распространенный в 1906-1908 годах авиационный мотор Европы. Такая же силовая установка приводила в движение аэропланы "Вуазен" №1 и "Блерио" №7.
110 лет назад, 12 ноября 1906 года, живший во Франции бразильский изобретатель Альберто Сантос-Дюмон впервые в Старом свете сумел пролететь на своем аэроплане №14бис расстояние 220 метров, достигнув огромной высоты 12 метров. В отличие от всех предыдущих попыток, это уже можно было назвать не подскоком, а полноценным полетом.
Чертеж аэроплана "Сантос-Дюмон" 14бис после доработки, с установленными элеронами
Аэроплан был построен по схеме "утка", то есть, оперение размещалось перед крылом, а двигатель с толкающим винтом стоял сзади. Оперение, напоминавшее коробчатый воздушный змей, целиком поворачивалось в вертикальной и горизонтальной плоскостях, являясь одновременно бипланным стабилизатором, двойным килем, рулем высоты и направления. Оно управлялось рычагом и похожим на велосипедное колесо штурвальчиком. Рычаг поворачивал "коробку" вверх-вниз, а штурвальчик - вправо-влево.
Длина аэроплана составила 10 метров, размах крыльев – 12 метров, общая поверхность – 80 кв. метров. Самолет весил 160 килограммов и был оснащен бензиновым мотором «Антуанет» мощностью 24 л.с., позднее усиленным до 50 л.с. Этот двигатель был разработан талантливым французским механиком Левавассером.
Подлинный чертеж аэроплана 14бис с подписями на португальском языке.
Интересно, что первые "полеты" аэроплан совершил, будучи подвешенным на протянутом над землей длинном тросе, вдоль которого его буксировал осёл. В этих "полетах" Сантос-Дюмон проверял работоспособность органов управления. Потом он летал, вися под аэростатом, который частично компенсировал вес аппарата. Первый самостоятельный моторный взлет состоялся 13 сентября 1906 года, но тогда 14бис "подпрыгнул" всего на 70 сантиметров в высоту и на 7 метров в длину. Вторично он взлетел 23 октября, поднявшись уже на 5 метров и пролетев 50.
«Летные испытания» аппарата Сантос-Дюмона при помощи ослика
В начале ноября изобретатель доработал машину, впервые в мире оснастив ее элеронами. Эти управляющие поверхности были шарнирно укреплены посередине между верхним и нижним крылом и поворачивались движением рычага. 12 ноября, дождавшись хорошей погоды, Сантос-Дюмон четырежды поднимался в воздух, постепенно увеличивая дистанцию, пока она не превысила 200 метров. Лететь дальше не позволяли размеры поля, на котором проходили испытания, а развернуться на 180 градусов самолет не мог из-за недостаточной эффективности рулей и элеронов.
14бис в разобранном виде (передняя часть фюзеляжа отстыкована) везут на тележке из мастерской на летное поле. Разумеется, столь необычный агрегат привлек массу любопытных.
Сантос-Дюмон в кабине аэроплана перед взлетом 23 октября 1906 года. Элероны на самолете еще не установлены.
14бис после 50-метрового "скачка", который привел в восторг собравшуюся публику.
По результатам ноябрьских полетов Сантос-Дюмон сделал вывод о бесперспективности 14бис и невозможности его кардинального улучшения. Вскоре он принялся за разработку принципиально иной машины, гораздо более легкой, компактной и сделанной по монопланной схеме с тянущим винтом. Новый аппарат, названный "Демуазель", впервые взлетел 17 ноября 1907 года и продемонстрировал гораздо более высокие летные характеристики, чем 14бис. Но это уже другая история.
Полет 12 ноября 1906 года
Альберто Сантос-Дюмон в "кабине" 14бис
Реплика 14бис в полете.
После своих рекордных полетов Сантос-Дюмон на какое-то время охладел к авиации. Но удачные полеты Анри Фармана пробуждают у Альберто дух соревнования, и он снова с присущей ему страстью принимается за создание самолетов, среди которых наибольшую известность имела модель № 19 – «Демуазель» («Барышня»), построенная в конце 1907 года всего лишь за 15 дней. Это был маленький маневренный моноплан с двухцилиндровым мотором мощностью в 35 л.с. «Демуазель» имел размах крыла чуть более 5 метров и длину 8 метров. Восьмиметровый каркас был сделан из бамбука. Скорость по тем временам большая — 96 км в час. Для взлета достаточно было 70-метровой дорожки.
«Демуазель»
Этот самолет использовался в качестве собственного транспортного средства Сантос-Дюмона, и он охотно разрешал другим копировать его проект. Фюзеляж состоял из специально укрепленного бамбукового лонжерона, а пилот сидел низко между главными колесами трехколесного шасси. «Демуазель» управлялся в полете приспособлением на хвосте, которое функционировало и как элеватор, и как руль, и как механизм для перекоса крыла.
Полет «Демуазель»
Последний полет Сантос-Дюмон в качестве пилота совершил на «Демуазель» 4 января 1910 г. Полет завершился авиакатастрофой, однако ее причины так никогда и не были установлены.