Авиация
"Комета" и "Святогор"
"Комета"
Наверняка, на реактивных пассажирских самолетах летали все, ну или почти все. Однако вряд ли многие знают, что первый такой самолетик начал летную службу ровно 65 лет назад. 22 января 1952 года получил сертификат летной годности и допуск на авиалинии первый в мире турбореактивный лайнер De-Havilland Comet, то есть "Комета". Правда, с выдачей сертификата явно поторопились, поскольку машина оказалась весьма опасной. Из девяти построенных "Комет" первой модификации пять разбились в авариях и катастрофах всего за два года, а остальные были отстранены от полетов и списаны в утиль.
Вторая молификация - Comet-1A оказалась получше, но ненамного: из десяти экземпляров разбились три, а остальные - также были сняты с маршрутов и отправлены в металлолом. В общем, зря самолету дали такое название, ведь кометы издавна называли падающими звездами, а появление их на небосклоне считалось предзнаменованием больших бед и несчастий - войн, эпидемий, голодоморов. Тут, кстати, просматривается аналогия с российским самолетом-гигантом "Святогор", который в полном соответствии со своим неудачным названием так и не смог оторваться от земли-матушки. Короче, выбирая имя своему детищу, хорошенько думать надо.
Первый прототип "Кометы" во время летных испытаний.
Первый серийный экземпляр "Кометы" с бортовым кодом G-ALYP.
10 января 1954 года этот лайнер с 29 пассажирами и шестью членами экипажа вылетел из Рима в Лондон, а через несколько минут - исчез с экранов радаров. Вскоре с острова Эльба поступило сообщение, что пролетавший над ним с реактивным гулом большой самолет внезапно рассыпался в воздухе и его обломки упали в воду возле берега. Разумеется, из находившихся на борту "Кометы" никто не выжил.
Извлечение обломков G-ALYP из Средиземного моря.
Первые три "Кометы", поступившие в 1952 году в британскую авиакомпанию BOAC. Две из них разбились, на первом плане - злосчастный G-ALYP незадолго до гибели.
"Святогор"
13 марта 1916 года вышел на испытания гигантский аэроплан авиаконструктора В.А. Слесарева "Святогор" - самый крупный летательный аппарат, построенный в царской России. К сожалению, конструкция его была неудачна, а судьба - незавидна. Как известно, Святогор это богатырь-великан из древнерусских былин, умерший от натуги, пытаясь на спор с другим богатырем Микулой Селяниновичем поднять суму, в которой была заключена "вся тяжесть земная".
Неизвестно, о чем думал августейший шеф российской авиации великий князь Александр Михайлович, приказавший назвать "Святогором" новый тяжелый бомбардировщик, но это символичное название оказалось пророческим. Несмотря на все усилия Слесарева и огромные денежные средства, вложенные в проект, "Святогор" так и не смог оторваться от земли.
Слесарев, пользовавшийся покровительством великого князя, получил диплом инженера в Германии и считал себя большим знатоком авиации, хотя до постройки "Святогора" ни одного самолета не спроектировал. Создателя "Ильи Муромца" Игоря Сикорского он презрительно называл дилетантом. Однако никакой диплом не может заменить инженерного таланта и практических навыков. Слесарев ошибочно полагал, что двух моторов общей мощностью всего в 400 лошадиных сил будет достаточно для полетов огромного аэроплана с размахом в 36 метров и массой более шести с половиной тонн.
Вдобавок он применил на "Святогоре" ущербную схему силовой установки с размещением двигателей в фюзеляже и ременными приводами к винтам, укрепленным между крыльями. На испытаниях ремни часто рвались, проскальзывали и не обеспечивали в должной мере передачу мощности от моторов к пропеллерам.
Вот как описывает испытания "Святогора" очевидец этих событий летчик Сергей Никольской:
"В кабину «Святогора» зашли штабс-капитан Горшков (летчик-испытатель, прим. авт.), Слесарев, механик и моторист. Заработали моторы. Штабс-капитан уверенно повел машину. «Святогор» выкатился из ангара и побежал по аэродрому.
Сперва корабль шел против ветра. Аэродром закончился, а самолет все ехал и не взлетал.
Горшков развернул аппарат по ветру и снова повел его на взлет. И снова «Святогор» не оторвался от земли.
Четыре раза пробовал Горшков поднять аппарат в воздух. Затем повернулся к Слесареву и попросту объявил ему: Ваша корова не полетит! Позвольте откланяться".
Горшков оказался прав. Все последующие попытки взлета выглядели точно так же. Слесарев заменил ременные передачи цепными, но и это не дало результата - энерговооруженность аэроплана была слишком мала. Все закончилось тем, что в ноябре при очередной пробежке "Святогор" сломал шасси. Поскольку бесперспективность проекта была уже очевидна, денег на ремонт машины не выделили, ее просто оттащили на край летного поля, где она постепенно сгнила.
Судьба самого Слесарева оказалась не менее печальной. В 1921 году в возрасте 37 лет он был застрелен в собственной петроградской квартире. Согласно официальной версии его убила из ревности бывшая любовница, некая Ксения Троц.
Постройка "Святогора" на петроградском авиазаводе Лебедева.
"Святогор" на Комендантском аэродроме. Размеры машины впечатляют.
Разработчики и участники постройки "Святогора" на его фоне. Четвертый справа (в светлом костюме) - В.А. Слесарев.
Источник
Наверняка, на реактивных пассажирских самолетах летали все, ну или почти все. Однако вряд ли многие знают, что первый такой самолетик начал летную службу ровно 65 лет назад. 22 января 1952 года получил сертификат летной годности и допуск на авиалинии первый в мире турбореактивный лайнер De-Havilland Comet, то есть "Комета". Правда, с выдачей сертификата явно поторопились, поскольку машина оказалась весьма опасной. Из девяти построенных "Комет" первой модификации пять разбились в авариях и катастрофах всего за два года, а остальные были отстранены от полетов и списаны в утиль.
Вторая молификация - Comet-1A оказалась получше, но ненамного: из десяти экземпляров разбились три, а остальные - также были сняты с маршрутов и отправлены в металлолом. В общем, зря самолету дали такое название, ведь кометы издавна называли падающими звездами, а появление их на небосклоне считалось предзнаменованием больших бед и несчастий - войн, эпидемий, голодоморов. Тут, кстати, просматривается аналогия с российским самолетом-гигантом "Святогор", который в полном соответствии со своим неудачным названием так и не смог оторваться от земли-матушки. Короче, выбирая имя своему детищу, хорошенько думать надо.
Первый прототип "Кометы" во время летных испытаний.
Первый серийный экземпляр "Кометы" с бортовым кодом G-ALYP.
10 января 1954 года этот лайнер с 29 пассажирами и шестью членами экипажа вылетел из Рима в Лондон, а через несколько минут - исчез с экранов радаров. Вскоре с острова Эльба поступило сообщение, что пролетавший над ним с реактивным гулом большой самолет внезапно рассыпался в воздухе и его обломки упали в воду возле берега. Разумеется, из находившихся на борту "Кометы" никто не выжил.
Извлечение обломков G-ALYP из Средиземного моря.
Первые три "Кометы", поступившие в 1952 году в британскую авиакомпанию BOAC. Две из них разбились, на первом плане - злосчастный G-ALYP незадолго до гибели.
"Святогор"
13 марта 1916 года вышел на испытания гигантский аэроплан авиаконструктора В.А. Слесарева "Святогор" - самый крупный летательный аппарат, построенный в царской России. К сожалению, конструкция его была неудачна, а судьба - незавидна. Как известно, Святогор это богатырь-великан из древнерусских былин, умерший от натуги, пытаясь на спор с другим богатырем Микулой Селяниновичем поднять суму, в которой была заключена "вся тяжесть земная".
Неизвестно, о чем думал августейший шеф российской авиации великий князь Александр Михайлович, приказавший назвать "Святогором" новый тяжелый бомбардировщик, но это символичное название оказалось пророческим. Несмотря на все усилия Слесарева и огромные денежные средства, вложенные в проект, "Святогор" так и не смог оторваться от земли.
Слесарев, пользовавшийся покровительством великого князя, получил диплом инженера в Германии и считал себя большим знатоком авиации, хотя до постройки "Святогора" ни одного самолета не спроектировал. Создателя "Ильи Муромца" Игоря Сикорского он презрительно называл дилетантом. Однако никакой диплом не может заменить инженерного таланта и практических навыков. Слесарев ошибочно полагал, что двух моторов общей мощностью всего в 400 лошадиных сил будет достаточно для полетов огромного аэроплана с размахом в 36 метров и массой более шести с половиной тонн.
Вдобавок он применил на "Святогоре" ущербную схему силовой установки с размещением двигателей в фюзеляже и ременными приводами к винтам, укрепленным между крыльями. На испытаниях ремни часто рвались, проскальзывали и не обеспечивали в должной мере передачу мощности от моторов к пропеллерам.
Вот как описывает испытания "Святогора" очевидец этих событий летчик Сергей Никольской:
"В кабину «Святогора» зашли штабс-капитан Горшков (летчик-испытатель, прим. авт.), Слесарев, механик и моторист. Заработали моторы. Штабс-капитан уверенно повел машину. «Святогор» выкатился из ангара и побежал по аэродрому.
Сперва корабль шел против ветра. Аэродром закончился, а самолет все ехал и не взлетал.
Горшков развернул аппарат по ветру и снова повел его на взлет. И снова «Святогор» не оторвался от земли.
Четыре раза пробовал Горшков поднять аппарат в воздух. Затем повернулся к Слесареву и попросту объявил ему: Ваша корова не полетит! Позвольте откланяться".
Горшков оказался прав. Все последующие попытки взлета выглядели точно так же. Слесарев заменил ременные передачи цепными, но и это не дало результата - энерговооруженность аэроплана была слишком мала. Все закончилось тем, что в ноябре при очередной пробежке "Святогор" сломал шасси. Поскольку бесперспективность проекта была уже очевидна, денег на ремонт машины не выделили, ее просто оттащили на край летного поля, где она постепенно сгнила.
Судьба самого Слесарева оказалась не менее печальной. В 1921 году в возрасте 37 лет он был застрелен в собственной петроградской квартире. Согласно официальной версии его убила из ревности бывшая любовница, некая Ксения Троц.
Постройка "Святогора" на петроградском авиазаводе Лебедева.
"Святогор" на Комендантском аэродроме. Размеры машины впечатляют.
Разработчики и участники постройки "Святогора" на его фоне. Четвертый справа (в светлом костюме) - В.А. Слесарев.
Источник