Март 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Истории

Охота за бывшим однополчанином

Утром 9 февраля 1945 года с аэродрома Орадя (ныне граница Румынии с Венгрией) взлетел румынский штурмовик немецкой постройки «Хеншель» Hs 129 с хвостовым номером «214b». Не набирая высоту, он отправился на северо-запад, в сторону линии фронта, однако на траверзе Дебрецена его перехватили поднятые с местного аэродрома два румынских истребителя IAR.81. Пилот «Хеншеля» игнорировал сигналы перехватчиков, и тогда они без колебаний расстреляли штурмовик, который пошёл на вынужденную посадку. Трое людей, почему-то летевших в одноместном самолёте, были ранены, но живы, и их отправили в госпиталь. Таких эпизодов с «дружественным огнём» любая война знает немало, но в этом есть одно «но» — 16 апреля 1945 года специальным приказом командующего 2-го Украинского фронта маршала Р. Я. Малиновского оба румынских лётчика-истребителя были награждены орденами Красного Знамени.

Румынские «Хеншели»

Охота за бывшим однополчанином



Штурмовик Hs 129B-2

Начало этой истории можно найти в событиях зимы-весны 1943 года. Тогда командование ВВС Румынии в рамках перевооружения решило переформировать 8-ю истребительную авиагруппу (Grupul 8 Vinatoare) в штурмовую (Grupul 8 Asalt). В ней остались истребители-бомбардировщики IAR.81, а истребители IAR.80 c частью пилотов перевели в другие части. В мае группа получила из Германии 40 штурмовиков Hs 129B-2, в июне формирование сочли готовым к боевым действиям.

Охота за бывшим однополчанином



Подбитый румынский «Хеншель» Hs 129 на вынужденной посадке

Первые боевые вылеты на «Хеншелях» румынские лётчики 8-й авиагруппы совершали совместно с коллегами из немецкой противотанковой группы IV.(Pz.)/SG 9 в августе 1943 года. Впереди был год боёв в небе Украины и Молдавии. Сражаясь в оперативном подчинении 4-го воздушного флота люфтваффе, румынские лётчики хорошо зарекомендовали себя. Но 23 августа Румыния перешла на сторону противников Германии. С сентября «Хеншели», сменив жёлтые кресты на трёхцветные красно-жёлто-синие кокарды, уже штурмовали немецкие и венгерские войска в Северной Трансильвании.

По румынам, летавшим на немецкой технике, с одинаковым азартом стреляли с обеих сторон фронта. Порой потери от немецких и советских зенитчиков и истребителей распределялись поровну. Но дополнительно мотивировать румынских штурмовиков не приходилось. Прежние обиды на венгров нашли выход, и действия в небе Венгрии, Словакии и Австрии 1-й румынского воздушного корпуса (Corpul 1 Aerian Roman), подчинявшегося штабу советской 5-й воздушной армии генерал-полковника авиации С.К. Горюнова, сопровождались отличными отзывами советской пехоты и танкистов.

Со временем из-за потерь в технике, которые невозможно было восполнить, 8-ю штурмовую авиагруппу объединили с 6-й авиагруппой пикирующих бомбардировщиков (Grupul 6 Picaj), летавшей на «Юнкерсах» Ju 87D, в единую 8-ю пикировочно-штурмовую (Grupul 8 Asalt/Picaj). В таком виде группа действовала до конца войны.

Румынские лётчики по разные стороны прицела

Среди многих храбрых пилотов 8-й авиагруппы с первых вылетов на «Хеншелях» выделялся адъютант Думитру Маринеску (Dumitru Marinescu). Получивший квалификацию лётчика-истребителя в марте 1942 года, он освоил румынские IAR.80 и немецкие Bf 109E, воевал в составе 8-й авиагруппы под Сталинградом, а весной 1943 года переучился на Hs 129. К февралю 1945 года он, среди прочего, дважды отметился неординарными эпизодами.
​Так выглядел истребитель IAR.81 адъютанта Георге Греку на 9 февраля 1945 года. Из-за особенностей румынской системы учёта воздушных побед с тремя подтверждёнными и одной предположительной заявками он стал асом с 8 победами (баллами), которые начисляли в зависимости от числа моторов сбитого самолёта - Warspot о наградах: охота за бывшим однополчанином | Warspot.ru Так выглядел истребитель IAR.81 адъютанта Георге Греку на 9 февраля 1945 года. Из-за особенностей румынской системы учёта воздушных побед с тремя подтверждёнными и одной предположительной заявками он стал асом с 8 победами (баллами), которые начисляли в зависимости от числа моторов сбитого самолёта

11 октября 1943 года на Украине Маринеску вывез с советской территории сбитого напарника лейтенанта Лазара Мунтяну (Lazar Munteanu), впихнув его в щель за бронеспинкой в тесной кабине «Хеншеля», в которой было мало места и одному человеку. Подобный трюк он попытался проделать и 22 августа 1944 года, когда уже над Румынией был сбит адъютант Траян Чокалтэу (Traian Ciocâlteu), но на пробеге «Хеншель» Маринеску нашёл мину, и румыну пришлось познакомиться с кулаками подоспевших советских кавалеристов. Впрочем, плен был недолгим, и уже в конце сентября Маринеску снова воевал в своей авиагруппе, но теперь против недавних союзников.

Сложно сказать, когда Маринеску связался с немецкими агентами и румынскими фашистами, но, видимо, сыграли роль именно его склонность к авантюризму и опыт полёта с пассажирами на одноместном «Хеншеле». Именно его штурмовик 9 февраля пытался перелететь линию фронта. На первый взгляд, это выглядело как перелёт между аэродромами лётчика в компании двух сержантов-механиков — вероятно, для этих целей использовался фюзеляжный люк для радиооборудования. На самом деле пассажиры были гораздо серьёзнее — до Вены пытались добраться глава «Группы этнических немцев в Румынии» и по совместительству сотрудник немецкой разведки Андраш (Андреас) Шмидт (Andreas Schmidt) и один из руководителей румынской фашистской организации легионеров Константин Стойкэнеску (Constantin Stoicănescu).

Охота за бывшим однополчанином



Фрагмент представления адъютанта Георге Греку к ордену Красного Знамени

Допрашивали троицу не где-нибудь, а на Лубянке, в Москве — но оно того стоило. Шмидт поведал об антисоветском заговоре, в котором, кроме легионеров и организации этнических немцев, оказался замешан румынский генералитет. В 1948 году Шмидт умер в одном из советских лагерей под Воркутой, где-то там же пропал и Стойкэнеску. Бывшему лётчику Думитру Маринеску повезло больше — он вернулся на родину. В начале 90-х он отправил в Министерство юстиции Российской Федерации ходатайство о признании его жертвой политических репрессий и реабилитации. 27 марта 1992 года Военная прокуратура Российской Федерации удовлетворила это ходатайство.

За этими громкими событиями остались в тени два лётчика, прервавшие полет «Хеншеля» — адъютант Георге-Александру Греку (Gheorghe Alexandru Grecu) и его ведомый адъютант Павел Вьеру (Pavel Vieru). По иронии судьбы, они хорошо знали Думитру Маринеску лично, так как до реорганизации 8-й авиагруппы из истребительной в штурмовую служили с ним в одной эскадрилье. Для Греку это была третья подтверждённая воздушная победа — в августе 1944 года он сбил транспортный «Юнкерс» Ju 52 и гигантский шестимоторный «Мессершмитт» Me 323.

Охота за бывшим однополчанином



Орден Красного Знамени изготавливался из серебра и покрывался эмалью. Общий вес знака 25,1±1,8 грамма, размеры 41×36 мм. Первоначально орден крепился к одежде награждённого при помощи винта с прижимной гайкой. С 1943 года награда стала подвесной, и орден при помощи проушины и промежуточного звена крепился к традиционной пятиугольной колодке с заколкой. Колодка обтягивалась двуцветной орденской лентой шириной 24 мм. Центральную белую полосу шириной 8 мм окаймляли две широких красных полосы шириной по 7 мм и две тонкие белые полосы шириной по 1 мм

Такова история одного из самых необычных награждений орденом Красного Знамени. Первый орден Советской России, он оставался одной из самых почётных советских наград вплоть до распада Советского Союза. Всего в 1918–1991 гг. было произведено более 581 300 награждений, из них около 238 000 пришлись на военные годы. В 1944–1957 гг. орден Красного Знамени вручался в том числе и за выслугу лет (20 и 30 лет безупречной службы), что дало ещё около 300 000 награждений.
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург