Истории
Дело Суворова - партбилет на стол!
Любая информация об атомных подводных лодках в СССР была строго засекречена. Впервые советская пресса сообщила о гибели атомной подлодки лишь в 1986 году при Горбачеве, тогда канула в бездну Бермудского треугольника стратегическая АПЛ К-219. О том, что в 1983 году у берегов Камчатки затонул атомоход К-429, унеся на дно 16 человек, страна узнала лишь в середине 90-х.
Эта трагедия, в какой-то мере результат… торжества КПСС. Многие исследователи склоняются к мысли, что в трагедии К-429 в немалой степени виновато время. То самое время, когда фраза "Иначе партбилет и погоны на стол положишь!" была самой страшной для любой карьеры.
Доступа к информации об этой аварии не имели даже старшие офицеры-подводники. Хотя по их мнению, если бы подробности о ней были своевременно доведены до личного состава флота, проведен полный анализ ситуации, то могло бы и не быть гибели К-219 в 1986-м, "Комсомольца" в 1989-м и даже "Курска" в 2000-м… Конечно, нельзя сравнивать технические аспекты этих катастроф — разная техника, разные глубины, разные люди. Тем не менее, историю эту надо знать. Хотя бы для того, чтобы вынести из неё уроки…
В наше время об этой трагедии написано немало: книги адмирала Николая Мормуля "Катастрофы под водой" и "Дело Суворова. К-429", статьи в интернете. По мнению почти всех авторов, справедливой оценки эта катастрофа не получила и до сих пор.
…Весной 1983 года атомная подводная лодка К-429 проекта 670 вернулась из автономного плавания. Экипаж в большинстве разъехался по домам, лодку отправили на плановый межпоходовый ремонт. Из ремонта ее должен был принимать экипаж капитана I ранга Николая Суворова, чтобы осенью, выйти в море для проведения учебных торпедных стрельб и отработки мероприятий по противодействию торпедной атаке противника.
И вдруг совершенно неожиданный поворот: командование решило провести учения не осенью, а летом и выгнать не прошедшую положенных ремонтных процедур лодку в море для выполнения боевых упражнений. Иначе дивизии, а может, и всей флотилии штаб Тихоокеанского флота может не зачесть выполнение текущего плана боевой подготовки!
Не учли только одного — лодка всё еще находилась в режиме приёма-передачи от одного экипажа другому. Поэтому штатный состав пришлось набирать, что называется, с миру по нитке, с разных лодок. Угрозы адмиралов отобрать партбилеты оказали свое действие — 23 июня на К-429 собрали подводников с пяти разных лодок. Выяснились подробности: экипипаж удалось укомплектовать только за три часа до выхода в море.
Небольшое, но важное отступление: похожая история, произошедшая на Северном флоте. Старший лейтенант из "механических", командир группы спецтрюмных (отвечающей за атомные реакторы) после долгой автономки возвращался домой. Он уже предчувствовал горячие объятия жены, как вдруг в жилом поселке заполярной базы его остановил патруль. Проверив документы, повели в штаб флотилии. Грозный флагманский офицер приказал: срочно отправиться на борт такой-то, через два часа выход в море. На объяснения старлея, что, мол, я так только что из моря вернулся, флагманский жестко ответил: "Партбилет на стол!". Пришлось офицеру, не заходя домой, сразу отправиться в другую автономку на неродной подлодке, причем в должности командира турбинной группы, к которой, по понятным причинам, он был явно не готов.
Его жена, которая уже в окошко выглядывала, его ожидая, так своего мужа и не дождалась. Через сутки обратилась к его командиру, тот пожал плечами: с борта сходил, дома должен быть. Короче, по гарнизону был объявлен всеобщий розыск — офицер пропал! Бедная жена старлея не знала, что и думать. Муж, после "внеплановой" автономки, измотанный и усталый, появился дома лишь через два месяца… Мало того, ему еще "морских" не заплатили, так как в ведомость в "чужом" экипаже не внесли. А командир собственного корабля чуть под трибунал не отдал за долгое отсутствие! К счастью, ситуация разрулилась….Читали бессмертную сатирическую книгу Александра Покровского о флотском бытии "Расстрелять"? Там все правда…
Так вот, экипаж К-429 для суточного выхода в море формировался именно так! И это было нарушением всех инструкций. При замене такого количества людей лодка попросту лодка попросту считается небоеготовой! Это и понятно, подчас на глубине всё зависит от коллективных действий, от слаженности экипажа, от чувства локтя. Ни о какой трёхсуточной базовой подготовке, предшествующей каждому выходу, речь и не шла. Не было даже времени на проверку работы систем и механизмов. Но адмиралов это не смутило. Любой ценой, во что бы то ни стало… Подлодку со сборным экипажем выставили в море, понадеявшись на русское "авось". Не обошлось…
В тот день против выхода в море абсолютно неготовой лодки категорически протестовали начальник штаба дивизии капитан I ранга Алексей Гусев и только что назначенный командир капитан I ранга Николай Суворов. После адмиральского "Партбилет на стол!", оба написали рапорта о полной неготовности лодки к выходу в море. Но их, как потом выяснилось, попросту положили под сукно. Уставы гласят, что приказы, какими бы безумными они ни были, положено выполнять. Так К-429 вышла в море со сборным экипажем. На борту было 120 человек вместо штатных 87. Народ согнали на всякий случай — а вдруг кого подменить в море придется (бывало и такое - или ходим с недокомплетом по штату и приходится вахты тянуть за себя и за того парня, или захребетников напихают, от которых току все равно даже меньше чем 0)?
24 июня 1983 года лодка вышла из бухты Крашенинникова. В бухте Саранной, где глубины около 50 метров, было решено произвести дифферентовку лодки, как бы "взвесить" ее в морской воде, чтобы определиться, можно ли вообще погружаться. А дальше произошло то, что, собственно говоря, в этой ситуации и должно было произойти… Команда "к погружению" в отсеках не была выполнена, не закрыты вентиляционные захлопки, не заблокированной оказалась система корабельной вентиляции (на родном экипаже это не возможно по олределению - все эти действия заранее, еже на отработках распределены между строго определенным людьми, каждый четко знает, что по какой команде он делает). При заполнении средней группы балластных цистерн лодка быстро погрузилась и ухнула на глубину около 35 метров. В четвертом отсеке хлынула вода. А глубинометры центрального поста показывали нулевую отметку, как будто лодка и не погружалась. Приборы были отключены на заводе — лодка-то, по сути, находилась в межпоходовом ремонте! Из отсеков пошли доклады о поступлении воды через систему вентиляции. Надвигалась катастрофа. Субмарина, приняв в своё нутро 420 кубов ледяной воды, легла на дно. Только после этого сыграли аварийную тревогу. В этой ситуации командир Суворов отдал команду продуть цистерны главного балласта. Плохо знакомый с приборами оператор на пульте дистанционного управления вместо того, чтобы закрыть клапана вентиляции в верхней части ЦГБ, закрыл кингстоны, находящиеся в их нижней части. Вместо того, чтобы вытеснять воду из цистерн, воздух уходил по пути
наименьшего сопротивления прямиком наружу. А корпус постепенно заполнялся водой…Вскоре вышло из строя всё электрооборудование, оказался обесточен и частично затоплен центральный пост. Клапана вентиляции удалось закрыть вручную только ночью следующего дня. Лодка лежала на грунте на глубине 45 метров. Если бы дифферентовку производили не в бухте Саранной, а чуть подальше в море, где глубины достигают полукилометра, ее бы просто раздавило.
…Выпустить аварийный буй, подающий акустические и радиосигналы о бедствии, не удалось. Во избежание отрыва и потери буй был намертво приварен к корпусу лодки. Подобная практика была широко распространена, во всяком случае, тогда. Потеряешь буй — не расплатишься и… партбилет на стол положишь! Знаю, что говорю, сам приваривал на своей лодке, будучи командиром дивизиона живучести. Позже оказалось, что точно так же приварена к корпусу и всплывающая камера, предназначенная для экстренной эвакуации экипажа(у нас ВСУ даже не приваривали - лебедка для подъема и спуска камеры все два с половиной года что я ходил в моря была намертво заклинена). К этому моменту вся команда четвертого отсека (14 подводников) была уже мертва.
Об аварийной ситуации на К-429 не знали ни в штабе флотилии, ни командование флотом. На берегу были уверены, что субмарина выполняет боевые упражнения. Когда стало ясно, что помощи ждать неоткуда, капитан I ранга Гусев принял волевое решение — через торпедные аппараты первого отсека отправить на поверхность двух подводников. Они вышли на поверхность с помощью ИДА-59 — спасательных дыхательных аппаратов. И поплыли к берегу.
Когда через несколько часов их заметили с проходившего мимо пограничного корабля, то приняли за вражеских диверсантов. И только через час допроса, командир "погранца" сообщил в штаб подводников: мол, у вас там случайно никакая подлодочка не затонула? Так в штабе узнали о гибели К-429.
Не буду утомлять вас техническими подробностями спасательной операции. К счастью, из 120 человек, находившихся на борту, погибло только 16. Споры о том, кто же всё-таки виноват в этой трагедии, не утихают и по сей день. В 1983 году суд просто назначил виновных, ими оказались командир Николай Суворов и командир БЧ-5, то есть механик суворовского экипажа, Борис Лиховозов. Суворову дали 10 лет, Лиховозову — восемь. Под стражу взяли прямо в казарме, где проходил суд, даже с жёнами попрощаться не дали.
Начальник же штаба флотилии Олег Ерофеев, выгнавший их в море на не прошедшем межпоходовый ремонт корабле и с "солянкой" из пяти экипажей, позже стал командующим Северным флотом. Именно при нём в 1989 году погибла атомная подводная лодка "Комсомолец". Насколько справедлив был суд? И кто еще должен был оказаться на скамье подсудимых? Почему не задержали выход подлодки в море, чтобы ее окончательно подготовить? Вопрос вопросов, на который есть только один ответ: "Партбилет и погоны на стол!".
Уцелевших, спасшихся с затонувшей субмарины моряков некоторые чины в немалых погонах попытались было объявить преступниками. Особенно старался пребывавший в звании капитана I ранга секретарь партийной комиссии дивизии, известный тем, что нога его никогда не ступала на палубу боевого корабля. Ведь это ЧП грозило ему снятием с теплой должности. "Тыловая крыса", он накинулся на стоящих в строю спасенных моряков с бранью: "Преступники! Вас под суд отдать надо! Лодку утопили!". Остановила политотдельца только громко и по-военному четко, произнесенная мичманом фраза: "Пошел ты на хрен!"
Командир стал козлом отпущения. Суворов три года провел в колонии-поселении в Новгородской области. Освобожден по амнистии в сентябре 1987 года. Умер он 26 сентября 1998 года в Санкт-Петербурге…
По ссылке можно посмотреть документальный фильм "Дело Суворова".
Эта трагедия, в какой-то мере результат… торжества КПСС. Многие исследователи склоняются к мысли, что в трагедии К-429 в немалой степени виновато время. То самое время, когда фраза "Иначе партбилет и погоны на стол положишь!" была самой страшной для любой карьеры.
Доступа к информации об этой аварии не имели даже старшие офицеры-подводники. Хотя по их мнению, если бы подробности о ней были своевременно доведены до личного состава флота, проведен полный анализ ситуации, то могло бы и не быть гибели К-219 в 1986-м, "Комсомольца" в 1989-м и даже "Курска" в 2000-м… Конечно, нельзя сравнивать технические аспекты этих катастроф — разная техника, разные глубины, разные люди. Тем не менее, историю эту надо знать. Хотя бы для того, чтобы вынести из неё уроки…
В наше время об этой трагедии написано немало: книги адмирала Николая Мормуля "Катастрофы под водой" и "Дело Суворова. К-429", статьи в интернете. По мнению почти всех авторов, справедливой оценки эта катастрофа не получила и до сих пор.
…Весной 1983 года атомная подводная лодка К-429 проекта 670 вернулась из автономного плавания. Экипаж в большинстве разъехался по домам, лодку отправили на плановый межпоходовый ремонт. Из ремонта ее должен был принимать экипаж капитана I ранга Николая Суворова, чтобы осенью, выйти в море для проведения учебных торпедных стрельб и отработки мероприятий по противодействию торпедной атаке противника.
И вдруг совершенно неожиданный поворот: командование решило провести учения не осенью, а летом и выгнать не прошедшую положенных ремонтных процедур лодку в море для выполнения боевых упражнений. Иначе дивизии, а может, и всей флотилии штаб Тихоокеанского флота может не зачесть выполнение текущего плана боевой подготовки!
Не учли только одного — лодка всё еще находилась в режиме приёма-передачи от одного экипажа другому. Поэтому штатный состав пришлось набирать, что называется, с миру по нитке, с разных лодок. Угрозы адмиралов отобрать партбилеты оказали свое действие — 23 июня на К-429 собрали подводников с пяти разных лодок. Выяснились подробности: экипипаж удалось укомплектовать только за три часа до выхода в море.
Небольшое, но важное отступление: похожая история, произошедшая на Северном флоте. Старший лейтенант из "механических", командир группы спецтрюмных (отвечающей за атомные реакторы) после долгой автономки возвращался домой. Он уже предчувствовал горячие объятия жены, как вдруг в жилом поселке заполярной базы его остановил патруль. Проверив документы, повели в штаб флотилии. Грозный флагманский офицер приказал: срочно отправиться на борт такой-то, через два часа выход в море. На объяснения старлея, что, мол, я так только что из моря вернулся, флагманский жестко ответил: "Партбилет на стол!". Пришлось офицеру, не заходя домой, сразу отправиться в другую автономку на неродной подлодке, причем в должности командира турбинной группы, к которой, по понятным причинам, он был явно не готов.
Его жена, которая уже в окошко выглядывала, его ожидая, так своего мужа и не дождалась. Через сутки обратилась к его командиру, тот пожал плечами: с борта сходил, дома должен быть. Короче, по гарнизону был объявлен всеобщий розыск — офицер пропал! Бедная жена старлея не знала, что и думать. Муж, после "внеплановой" автономки, измотанный и усталый, появился дома лишь через два месяца… Мало того, ему еще "морских" не заплатили, так как в ведомость в "чужом" экипаже не внесли. А командир собственного корабля чуть под трибунал не отдал за долгое отсутствие! К счастью, ситуация разрулилась….Читали бессмертную сатирическую книгу Александра Покровского о флотском бытии "Расстрелять"? Там все правда…
Так вот, экипаж К-429 для суточного выхода в море формировался именно так! И это было нарушением всех инструкций. При замене такого количества людей лодка попросту лодка попросту считается небоеготовой! Это и понятно, подчас на глубине всё зависит от коллективных действий, от слаженности экипажа, от чувства локтя. Ни о какой трёхсуточной базовой подготовке, предшествующей каждому выходу, речь и не шла. Не было даже времени на проверку работы систем и механизмов. Но адмиралов это не смутило. Любой ценой, во что бы то ни стало… Подлодку со сборным экипажем выставили в море, понадеявшись на русское "авось". Не обошлось…
В тот день против выхода в море абсолютно неготовой лодки категорически протестовали начальник штаба дивизии капитан I ранга Алексей Гусев и только что назначенный командир капитан I ранга Николай Суворов. После адмиральского "Партбилет на стол!", оба написали рапорта о полной неготовности лодки к выходу в море. Но их, как потом выяснилось, попросту положили под сукно. Уставы гласят, что приказы, какими бы безумными они ни были, положено выполнять. Так К-429 вышла в море со сборным экипажем. На борту было 120 человек вместо штатных 87. Народ согнали на всякий случай — а вдруг кого подменить в море придется (бывало и такое - или ходим с недокомплетом по штату и приходится вахты тянуть за себя и за того парня, или захребетников напихают, от которых току все равно даже меньше чем 0)?
24 июня 1983 года лодка вышла из бухты Крашенинникова. В бухте Саранной, где глубины около 50 метров, было решено произвести дифферентовку лодки, как бы "взвесить" ее в морской воде, чтобы определиться, можно ли вообще погружаться. А дальше произошло то, что, собственно говоря, в этой ситуации и должно было произойти… Команда "к погружению" в отсеках не была выполнена, не закрыты вентиляционные захлопки, не заблокированной оказалась система корабельной вентиляции (на родном экипаже это не возможно по олределению - все эти действия заранее, еже на отработках распределены между строго определенным людьми, каждый четко знает, что по какой команде он делает). При заполнении средней группы балластных цистерн лодка быстро погрузилась и ухнула на глубину около 35 метров. В четвертом отсеке хлынула вода. А глубинометры центрального поста показывали нулевую отметку, как будто лодка и не погружалась. Приборы были отключены на заводе — лодка-то, по сути, находилась в межпоходовом ремонте! Из отсеков пошли доклады о поступлении воды через систему вентиляции. Надвигалась катастрофа. Субмарина, приняв в своё нутро 420 кубов ледяной воды, легла на дно. Только после этого сыграли аварийную тревогу. В этой ситуации командир Суворов отдал команду продуть цистерны главного балласта. Плохо знакомый с приборами оператор на пульте дистанционного управления вместо того, чтобы закрыть клапана вентиляции в верхней части ЦГБ, закрыл кингстоны, находящиеся в их нижней части. Вместо того, чтобы вытеснять воду из цистерн, воздух уходил по пути
наименьшего сопротивления прямиком наружу. А корпус постепенно заполнялся водой…Вскоре вышло из строя всё электрооборудование, оказался обесточен и частично затоплен центральный пост. Клапана вентиляции удалось закрыть вручную только ночью следующего дня. Лодка лежала на грунте на глубине 45 метров. Если бы дифферентовку производили не в бухте Саранной, а чуть подальше в море, где глубины достигают полукилометра, ее бы просто раздавило.
…Выпустить аварийный буй, подающий акустические и радиосигналы о бедствии, не удалось. Во избежание отрыва и потери буй был намертво приварен к корпусу лодки. Подобная практика была широко распространена, во всяком случае, тогда. Потеряешь буй — не расплатишься и… партбилет на стол положишь! Знаю, что говорю, сам приваривал на своей лодке, будучи командиром дивизиона живучести. Позже оказалось, что точно так же приварена к корпусу и всплывающая камера, предназначенная для экстренной эвакуации экипажа(у нас ВСУ даже не приваривали - лебедка для подъема и спуска камеры все два с половиной года что я ходил в моря была намертво заклинена). К этому моменту вся команда четвертого отсека (14 подводников) была уже мертва.
Об аварийной ситуации на К-429 не знали ни в штабе флотилии, ни командование флотом. На берегу были уверены, что субмарина выполняет боевые упражнения. Когда стало ясно, что помощи ждать неоткуда, капитан I ранга Гусев принял волевое решение — через торпедные аппараты первого отсека отправить на поверхность двух подводников. Они вышли на поверхность с помощью ИДА-59 — спасательных дыхательных аппаратов. И поплыли к берегу.
Когда через несколько часов их заметили с проходившего мимо пограничного корабля, то приняли за вражеских диверсантов. И только через час допроса, командир "погранца" сообщил в штаб подводников: мол, у вас там случайно никакая подлодочка не затонула? Так в штабе узнали о гибели К-429.
Не буду утомлять вас техническими подробностями спасательной операции. К счастью, из 120 человек, находившихся на борту, погибло только 16. Споры о том, кто же всё-таки виноват в этой трагедии, не утихают и по сей день. В 1983 году суд просто назначил виновных, ими оказались командир Николай Суворов и командир БЧ-5, то есть механик суворовского экипажа, Борис Лиховозов. Суворову дали 10 лет, Лиховозову — восемь. Под стражу взяли прямо в казарме, где проходил суд, даже с жёнами попрощаться не дали.
Начальник же штаба флотилии Олег Ерофеев, выгнавший их в море на не прошедшем межпоходовый ремонт корабле и с "солянкой" из пяти экипажей, позже стал командующим Северным флотом. Именно при нём в 1989 году погибла атомная подводная лодка "Комсомолец". Насколько справедлив был суд? И кто еще должен был оказаться на скамье подсудимых? Почему не задержали выход подлодки в море, чтобы ее окончательно подготовить? Вопрос вопросов, на который есть только один ответ: "Партбилет и погоны на стол!".
Уцелевших, спасшихся с затонувшей субмарины моряков некоторые чины в немалых погонах попытались было объявить преступниками. Особенно старался пребывавший в звании капитана I ранга секретарь партийной комиссии дивизии, известный тем, что нога его никогда не ступала на палубу боевого корабля. Ведь это ЧП грозило ему снятием с теплой должности. "Тыловая крыса", он накинулся на стоящих в строю спасенных моряков с бранью: "Преступники! Вас под суд отдать надо! Лодку утопили!". Остановила политотдельца только громко и по-военному четко, произнесенная мичманом фраза: "Пошел ты на хрен!"
Командир стал козлом отпущения. Суворов три года провел в колонии-поселении в Новгородской области. Освобожден по амнистии в сентябре 1987 года. Умер он 26 сентября 1998 года в Санкт-Петербурге…
По ссылке можно посмотреть документальный фильм "Дело Суворова".