Истории
Помни о «Мэйне»
Нью-Йоркская газета The World с "ударным" материалом о гибели "Мэйна" на первой странице. Обращает на себя внимание дата - 17 февраля 1898 года, то есть этот номер газеты вышел менее чем через двое суток после катастрофы! Никакого расследования еще не проводилось, однако у газетчиков уже нет ни малейших сомнений в том, что причиной случившегося явилась "бомба или торпеда".
Еще более интересна иллюстрация к материалу. Сложно представить, что художник ухитрился вручную и всего за один день сделать столь большую, тщательно прорисованную и изобилующую деталями гравюру, а потом с нее успели изготовить печатную форму и отпечатать тираж. При этом место взрыва на гравюре отражено удивительно точно. А может, работа над иллюстрацией была начата или даже окончена заранее, еще до взрыва?...
15 февраля 1898 года в порту Гаваны взлетел на воздух американский линкор 2-го класса "Мэйн". Официально он прибыл туда для обеспечения безопасности граждан США в условиях вспыхнувшей на Кубе партизанской войны против испанских колонизаторов, а фактически – для демонстрации силы.
Разумеется, испанцы были далеко не в восторге от этого визита, однако, не желая портить отношения с самой мощной державой Западного полушария, они не стали препятствовать заходу корабля в гавань. Испании война с США была абсолютно не нужна, а американское руководство, мечтая захватить остатки некогда великой колониальной империи, наоборот, стремилось к ней изо всех сил. Требовался только повод, и разумеется, он таки появился. Американская пропаганда тотчас же приписала уничтожение линкора Испании, хотя на Земле вряд ли нашлось бы хоть одно государство, которому этот инцидент был менее выгоден.
Все, что осталось от корабля после взрыва.
Испанцы категорически отрицали свою причастность к взрыву, пытаясь приводить логические аргументы, но логика в подобных случаях не действует. Всю "свободную" прессу в США моментально охватила дикая антииспанская истерия, страна покрылась плакатами со страстными призывами отомстить и лозунгами Remember the Maine! (Помни о "Мэйне"!), к которым часто добавляли в рифму To hell with Spain! (Испанию – в ад!). За короткий срок была написана и поставлена опера Remember the Maine!, которая пользовалась у американцев большой популярностью. Разумеется, в опере линкор взрывали мерзкие испанские диверсанты.
Не менее быстро подсуетились владельцы баров и изобрели патриотичный коктейль Remember the Maine (две унции виски, унция вермута и унция вишневого ликера), великолепно поднимавший боевой дух. А газеты тем временем смаковали "ужасные зверства" испанцев в их американских колониях. В общем, война стала лишь вопросом времени и закономерно разразилась спустя два месяца. 22 апреля американская эскадра контр-адмирала Стэнтона подошла к Гаване и с ходу открыла по городу огонь из всех своих орудий.
Броненосец Мэн входит в гавань Гаваны
Однако вернемся к злосчастному "Мэйну". Истинная причина его гибели не выяснена до сих пор. После подъема останков корабля удалось установить лишь то, что он затонул из-за взрыва порохового погреба, в котором хранились метательные заряды носовых шестидюймовых орудий. Американцы без каких-либо оснований утверждали, что взрыв спровоцировало попадание торпеды или же мина с часовым механизмом, прикрепленная к днищу корабля боевыми пловцами.
Была и другая версия, согласно которой порох взорвался из-за пожара, вызванного неосторожным обращением с огнем, замыканием в электросети или самовозгоранием битумного угля в угольной яме, расположенной впритык к пороховому складу. Но в США эта "бытовая" гипотеза, естественно, не нашла понимания.
Наконец, есть третья, "конспирологическая" теория. Ее сторонники уверены, что "тихие американцы" сами взорвали корабль, чтобы возложить вину на испанцев, получив таким образом моральное право на агрессию, а заодно и убедив собственных граждан в необходимости войны. Впрочем, никаких доказательств этой теории, кроме известной римской сентенции "Is fecit, qui prodest", пока никто не представил.
В интернете, правда, давно бродит запущенная кем-то байка о том, что на "Мэйне" весь экипаж, кроме офицеров, якобы был набран из негров, а офицеры "гуляли" на берегу, поэтому при взрыве будто бы не погибло ни одного белого. Сочинитель этой байки, очевидно, подразумевал, что провокаторы, взорвавшие "Мэйн", были еще и расистами, поэтому они намеренно пожертвовали ради осуществления своего коварного плана "второсортным" человеческим материалом.
«Мэйн» и его командир Сигби.
Однако данный вымысел не имеет связи с реальностью. Согласно документам, из 355 членов экипажа линкора (290 матросов, 26 офицеров и 39 морских пехотинцев) было всего 30 "цветных". А при взрыве погибло 266 человек, в том числе двое офицеров. Высокий процент выживших среди командного состава объяснялся тем, что офицерские каюты располагались на корме, а взрыв произошел в носу корабля, где находились матросские кубрики. Корабль взорвался поздно вечером, когда почти все офицеры уже разошлось по своим каютам. В носовой части "Мэйна" остались только вахтенные, которые и разделили его судьбу вместе с большинством простых моряков.
Я не берусь судить, какая из версий является правильной. По-моему, все они имеют право на существование, а катастрофа "Мэйна", судя по всему, так и останется одной из неразгаданных загадок истории, дающих простор для самых разнообразных домыслов и фантазий.
Источник