Интересное
Вехи большой дружбы: Гитлер и Сталин
"Пусть все, кому надо, знают, что наши отношения с Германией строятся на долгосрочной основе" — Йосиф Сталин, Сообщение ТАСС от 10.01.41г о завершившихся германо-советских переговорах.
Среди экспортируемой в СССР немецкой продукции: корабли — 6 шт, высокосортная сталь — 15 тыс. т, прессы для гильз — 20 шт. стальные трубы — 59 тыс. т, станки — 6430 — шт.
С апреля 1940г по апрель 1941г СССР по своему выбору закупил у Германии 35 боевых самолетов 11 типов, среди которых He-100, Не-111, Bf-108, Bf-110, Ju-52, Ju-88, Do-215.
Буксировка крейсера «Лютцов» в СССР, апрель 1940 года
Летом 1940г СССР вел переговоры с Германией о продаже ей тяжелого крейсера "Адмирал Хипер" вслед за уже проданным ей тяжелым крейсером “Лютцов".
Германия в 1939-40гг запретила по просьбе СССР провоз через свою территорию в Финляндию добровольцев и материалов из других стран.
Переделанные в годы ВОВ в канонерки 5 грунтовозных шаланд типа "Буг" ("Буг", "Днестр", "Рион", "Кубань", "Дон") были построены в Германии в 1927г на заводе "Unterweser Shiffbau Ges. AG, Веземюнде”.
6 грунтовозных шаланд ("Москва", "Волга", "Ока", "Кама", "Зея", "Амгунь"), построены в 1939-40гг по заказу НКВД в Гамбурге на "Deutsche Wеrft AG" и в ВОВ были переоборудованы на Балтике в канонерские лодки.
Весной 1928г СССР закупил в Германии 137 моторов “Мерседес Л-3” вместе со сцеплением и коробкой передач для установки на грузовики Я-4.
Разработка тяжелого советского танка Т-35 велась на основе проекта тяжелого танка, разработанного группой инженеров из Германии во главе с Э.Гротте. Совместно с немцами было разработано несколько проектов танков, в частности, ТГ-1.
28.08.1930г согласно договору между Государственным Орудийно-Оружейно-Пулеметным Объединением и фирмой "Рейнметалл" в СССР была поставлена техническая документация и опытные 6 артиллерийских систем: 3,7см противотанковая пушка, 15,2см миномет, 15,2см гаубица, 7,62см зенитная пушка, 2см зенитная автоматическая пушка, 3,7см зенитная автоматическая пушка, которые затем выпускались в СССР соответственно как 37мм ПТП обр.1930г (1-К), 152мм мортира обр.1931г, 152мм гаубица "НГ" обр.1931г, 76,2мм зенитная пушка обр.1931г (3-К), 20мм зенитная автоматическая пушка обр.1930г (2-К), 30мм зенитная автоматическая пушка обр.1930г (4-К).
Согласно договору от 11.02.1940 г Германия предоставила СССР чертежи и образцы Bf-109, Bf-110 и Ju-88, минометы калибров 50-240мм с боеприпасами, танк Т-3, торпедное вооружение, десятки радиостанций, 8 единиц переносных пеленгаторов, 2 полевые радиостанции для обнаружения самолетов, 4 комплекта для стрельбы ночью, 10 комплектов засекречивающих приборов для телеграфно-телефонных аппаратов, крейсер "Лютцов", танкер водоизмещением 13 тыс.тонн, 3 сухогруза, прокатные станы и сверхмощные прессы, образцы и рецептуру беспламенных и бездымных, аммиачных взрывчатых веществ.
В НИИ ВВС советские летчики перегнали из Германии "юнкерсы" Ю-87 и Ю-88, "мессершмитты" Ме-109 и Ме-110, "Дорнье" До-217, "Хейнкель-111", штурмовик "Хеншель", связной "Физелер-Шторьх" и "Фокке-Вульф"-раму, подаренные СССР.
В 1939г немцы передали СССР чертежи линкора "Бисмарк", эсминцев типа "Нарвик", технические карты артиллерийских установок, серийные образцы Bf-109 и Ме-110, Ju-87, He-111.
Летом 1940г СССР закупил в Германии 5 105мм зениток Флак-38, которые в СССР шли под обозначением ГОД (Германская особой доставки).
19.08.1939г было подписано кредитное соглашение Германия-СССР, по которому СССР получал кредит 200 млн. марок под 4,5% годовых сроком на 7 лет. В дальнейшем, 11.02.1940г и 10.01.1941г были подписаны хозяйственные соглашения, а также 6 дополнительных хозяйственных соглашений на общую сумму 620-640 млн. марок сроком поставки товаров до августа 1942 г.
Когда в марте 1941г СССР приостановила поставки зерна и нефти, Гитлер издал указ, отдававший приоритет поставкам вооружения в Россию даже за счет вермахта.
На подлодки типа "Д" ("Декабрист") при постройке устанавливались немецкие дизеля
Производство по лицензии авиадвигателя БМВ-6 (в СССР — М-17) позволило устанавливать его на бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3, разведчики Р-5 и Р-6, пассажирские самолеты К-5 и ПС-9, летающей лодке МБР-2, истребителе И-3, первых советских танках.
С 1926 г немецкие самолеты ЮГ-1 строились для СССР в Швеции, откуда без вооружения переправлялись в СССР.
В Германии была приобретена техдокументация на противообледенительное устройство, применяемое на бомбардировщиках Ю-88.
В 1926 г был заключен договор с фирмой "Хеншель" на разработку для СССР одноместного сухопутного истребителя, получившего обозначение HD37, принятый в СССР на вооружение, как истребитель — И-7.
Первые два года с 1928 по 1930 г лицензионный авиадвигатель БМВ-6 (в сов.классификации М-17) производился из немецких комплектующих.
5 из 8 канонерок Ладожской военной флотилии: "Бира", "Бурея", "Нора", "Олекма" и "Селемджа" были построены немцами в 1939–1941 годах по заказу советского правительства на судоверфи "Deutsche Werft AG" в Гамбурге. ТТХ такой канонерки: экипаж 110 человек, длина 60 м, ширина 12 м, водоизмещение 1140 тонн.
В период финской войны немецкие торговые суда заправляли топливом советские подводные лодки непосредственно в Балтийском море.
Список закупленных в апреле 1940г немецких самолетов и оборудования включал 100 наименований, среди которых по 5 экземпляров истребителей БФ-109е и Бф-110с, по два бомбардировщика Ю-88 и До-215б, 2 связных самолета Фи-156, 6 рекордных истребителей Не-100В-8, всего 36 самолетов 12 типов, в большинстве своем 1939г выпуска.
В 1940 г передана СССР технология протектирования топливных авиационных баков.
Для постройки авиазавода в Филях из Германии прибыли 400 инженеров и техников. Было построено 300 самолетов. Все они остались в СССР и только часть была использована немцами для подготовки своих летчиков в авиашколе под Липецком. Всего на разные заводы прибыло 2000 немецких инженеров и техников.
В начале 30-х годов прошлого столетия на территории Германии были созданы совместные советско-немецкие общества: сеть бензозаправок "Дероп", международные авиаперевозки "Дерулюфт", торговля нефтью "Дерунафт", складирование и транспортировка “Дерутра".
Именно из Германии в период первой советской пятилетки СССР получил более 50% всех закупленных машин и оборудования и кредит на 300 млн.марок.
В марте 1935 г Германия предоставила очередной кредит СССР в 200 млн. марок на целевую закупку немецкой промышленной продукции.
Помощью компании Круппа было организовано производство стволов для артиллерийских орудий на ленинградском заводе "Большевик" (ныне – Обуховский завод).
Источник