Февраль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3

Военная техника

Чудо-оружие немецкого флота

С началом боевых действий на море во время Второй мировой войны военно-морской флот Германии подготовил для своих противников несколько неприятных сюрпризов. Одним из них были донные неконтактные торпедомины, которые подводные лодки ставили у побережья Великобритании. Отныне торговые суда и военные корабли ожидала смерть, затаившаяся на дне у портов и военных баз. Первые же минные постановки принесли плоды. Самой результативной постановкой стало заграждение у Орфорда на юго-восточном побережье Англии, выставленное немецкой подлодкой U 13 спустя несколько часов после того, как Великобритания объявила Германии войну. На какое-то время противники кригсмарине оказались бессильными в борьбе с их магнитными минами.

Появление чудо-оружия

Перед началом войны кригсмарине обладали весьма эффективным минным вооружением. По мнению флотских специалистов, противник какое-то время должен был оставаться беспомощным перед немецкими минами. Именно поэтому минные постановки следовало осуществлять сразу в больших масштабах — до того, как враг научится справляться с ними. Донные неконтактные мины подводная лодка могла выставлять через торпедные аппараты, не используя для этого специальное оборудование. Германский флот приобрёл такой опыт ещё в Первую мировую войну, получив в 1917 году на вооружение специальную «ТЕКА-Мину» (Torpedokalibermine), ставшую прообразом торпедомин кригсмарине.

Чудо-оружие немецкого флота



Загрузка торпедомины в отсеки U 561. Средиземное море, 1942 год.

Потребность в таком оружии возникла у кайзерлихмарине после того, как ведомство столкнулось с проблемой постановки минных полей в районах, недоступных для подводных минных заградителей. Эти подлодки не обладали достаточной автономностью, чтобы ставить мины у дальних портов. Поэтому возникла идея создать мину для больших подводных крейсеров без оборудования в них минных шахт, как у лодок специальной постройки.

«ТЕКА-Мина» представляла собой цилиндр длиной 2 м и калибром 50 см. Подлодка могла выставлять её через торпедный аппарат. Однако в то время ещё не были доступны технологии, позволявшие сделать мину донной и неконтактной. Поэтому «ТЕКА-Мина» была анкерной, то есть крепилась тросом к якорю, лежащему на дне.

Благодаря созданию такого чудо-оружия германские подводные крейсера в 1918 году начали минировать африканские и американские порты. Первая постановка торпедомин произошла у Дакара в апреле того же года, а их крупнейшим успехом стала гибель броненосного крейсера ВМС США «Сан Диего». Подлодка U 156 капитан-лейтенанта Рихарда Фельда в середине июля установила у Нью-Йорка 14 мин этого типа. Считается, что они могли стать причиной гибели крейсера, подорвавшегося и затонувшего 19 июля 1918 года.

Версальский мир запретил германским военно-морским силам иметь подлодки в любом виде. Однако моряки продолжили разработку минного оружия для них. Особенно заинтересовала флот возможность создания донных мин с неконтактным магнитным взрывателем. Такая идея возникла ещё в годы Первой мировой, но к её реализации приступили только после окончания войны.

Флот обратился за помощью к профессору Бестельмейеру, который работал над созданием магнитного торпедного взрывателя, и тот откликнулся на просьбу. Некоторые предложенные им идеи оказались удачными. После череды экспериментов и испытаний рейхсмарине в 1931 году получили на вооружение две магнитные торпедомины:

Тип TMA (Torpedomine Anker) — анкерная неконтактная мина, прототипом которой стала «ТЕКА-Мина». Длина — 3,46 м, общий вес — 880 кг, вес взрывчатого вещества — 270 кг;
Тип TMB (Torpedomine Boden) — донная неконтактная мина с такими характеристиками: длина — 2,3 м, общий вес — 750 кг, вес взрывчатого вещества — 550 кг.


Подводные лодки могли использовать оба типа торпедомин, так как они создавались под 533-мм торпедные аппараты.

Чудо-оружие немецкого флота



«ТЕКА-Мина», поставленная подводным крейсером U 153 в сентябре 1918 года на входе в гавань Галифакса. Имела четыре «рога»-взрывателя.

Торпеды или мины?

Ещё перед началом Второй мировой войны в кригсмарине разгорелись дискуссии о том, что лучше использовать подлодкам: мины или торпеды? Сторонники минного оружия считали, что у него много плюсов. Хотя мины ТМВ могли использоваться на глубинах до 25–35 м, они были бы эффективными в борьбе с торговым судоходством и военными кораблями и в прибрежной зоне — например, при минировании подходов к военно-морским базам, у входов в каналы или гавани. Так как подлодке было бы непросто использовать торпеды и долго находиться в таких районах из-за активного вражеского присутствия и трудностей навигации, то мины становились настоящей палочкой-выручалочкой. Субмарина могла незаметно выставить их, и мины оставались бы незамеченными до первых подрывов. В случае удачи вражеский порт или база временно становились бы закрытыми — до преодоления минной опасности.

Кроме того, активное использование мин зимой имело свои преимущества, ведь долгие ночи и плохая погода не способствовали торпедным атакам. Особенно это касалось подлодок с небольшой автономностью, поскольку в это время их шансы вернуться из похода с неизрасходованными торпедами возрастали. Считалось также, что во время похода нужно комбинировать минные постановки с торпедными атаками. То есть выходившая на минирование субмарина должна была иметь ещё и некоторый запас торпед, чтобы начать их использовать после завершения работы с минами.

В результате командование кригсмарине пришло к следующему решению: нет никакого смысла ставить мины вдоль вражеского побережья, пока не будут изучены судоходный трафик и навигационные ограничения в районах его активности. Мины признавались эффективным оружием, но приоритетным было использование торпед, а минирование прибрежных вод должно было вестись по мере необходимости.

Чудо-оружие немецкого флота



Загрузка торпедомины в отсек U 373 перед её выходом в море для минирования побережья США. 1942 год.

В случае начала вооружённого конфликта с Великобританией штаб немецких ВМС считал целесообразным начать минирование вод у юго-восточного побережья Англии, где находились важные порты перед входом в Ла-Манш. Эту роль он возложил на малые лодки II серии, которые были способны брать на борт от девяти до двенадцати мин ТМВ. Заблаговременно, ещё до нападения на Польшу, Германия вывела свои субмарины на позиции в Северном море. К 3 сентября 1939 года там было 15 лодок — одна «семёрка» и четырнадцать «двоек». Пять «двоек» находились у юго-восточного побережья Англии, готовые начать его минирование. Ещё две малые лодки шли на позиции, имея такое же задание. Одним из этих семи «минзагов» была «двойка» U 13 капитан-лейтенанта Карла Даублебски фон Айхгмайна.

Мины у Орфорда

U 13 вышла из Вильгельмсхафена после полуночи 2 сентября с девятью минами TMB и тремя торпедами на борту. Её командир получил задание достичь позиции у английского побережья в районе Орфорда и там ожидать дальнейших приказов. Необходимость действовать скрытно доставила хлопот экипажу «двойки». В дневное время лодка была вынуждена совершить пять срочных погружений, уклоняясь от различных судов, и практически всё светлое время суток провела под водой. Лишь к половине пятого утра 3 сентября она достигла границы нужного района.

С рассветом U 13 погрузилась и находилась в подводном положении до 14:34. Затем «двойка» всплыла, а спустя полчаса снова ушла под воду. В результате она приняла сигнал «Начать немедленно боевые действия против Англии» от 13:10 с запозданием в пять часов. Получив доклад радиста, Даублебски фон Айхгмайн приказал извлечь из аппаратов торпеды и загрузить в них мины.

Чудо-оружие немецкого флота



Немецкая «двойка» U 13 в море. Довоенный снимок.

Затем лодка взяла курс к световым буям Альдебурга, которые продолжали гореть, хотя немцы ожидали их затемнения с началом войны. Такая любезность противника избавила Даублебски фон Айхгмайна от навигационных сложностей. Лодка спокойно шла вдоль английского побережья, огибая затонувшие суда, помеченные огнями буёв. К часу ночи 4 сентября показались огни маяков Орфорда и Соутуолда, а спустя час U 13 подошла к Орфрод Несс, где стоял первый маяк. Она погрузилась и, войдя в глубокий канал, начала ставить мины.

Сначала смертельные цилиндры ложились на дно с интервалом в пять минут (около 500 м друг от друга). Последние три мины лодка поставила с бо́льшими временными промежутками: от шести до десяти минут. К 04:45 всё было закончено, и «двойка» подводным ходом начала покидать позицию. Отойдя подальше, Даублебски фон Айхгмайн положил субмарину на грунт, чтобы дать экипажу отдохнуть. U 13 появилась на поверхности лишь после полудня. Но вскоре ей пришлось срочным погружением уклоняться от появившихся самолётов. До вечера лодка по разным причинам ныряла ещё три раза.

Отойдя подальше от вражеского побережья, Даублебски фон Айхгмайн отправил в штаб сообщение о выполнении задания. Не получив подтверждения, он повторил своё сообщение ещё дважды. Штаб молчал. Когда лодка слала радиограммы, вдалеке вдруг показались два английских эсминца. Но атаковать их немцам не удалось: цели шли быстрым ходом на большом удалении от «двойки».

Чудо-оружие немецкого флота



Немецкий подводный крейсер U 151 — первая в мире субмарина, осуществившая постановку мин через торпедные аппараты в подводном положении в боевых условиях. Бухта Делавэр (США), 27 мая 1918 года.

Всю ночь с 4 на 5 сентября U 13 шла надводным ходом, заряжая батарею. С наступлением рассвета, оказавшись в районе оживлённого судоходства, она ушла под воду. Не имея приказа, Даублебски фон Айхгмайн не стал никого атаковать. Субмарина продолжала соблюдать режим скрытности и к полуночи 6 сентября пришла в район устья реки Яде, где обменялась сигналами со сторожевиком.

Но без неприятностей море лодку не отпустило. Из-за темноты огни бакенов и маяков были плохо видны. В результате в 00:20 Даублебски фон Айхгмайн посадил субмарину на мель. Экипажу пришлось потратить час, чтобы снять её. U 13 прибыла в Вильгельмсхафен в полвторого ночи. Вернувшись на базу, её командир доложил Карлу Дёницу об успешном выполнении задания. Оставалось только ждать, когда мины сработают.

Мины и их жертвы

Кроме U 13 4–5 сентября мины поставили ещё три субмарины: U 15, U 16 и U 17. Они усеяли прибрежные воды у Ортфорда, Хартпула, Фламборо и Дувра тридцатью пятью TMB, которые погубили шесть английских и французских судов общим тоннажем в 16 000 брт. Самым результативным оказалось минное поле у Орфорда.

Чудо-оружие немецкого флота



Пароход «Магдапур».

Вечером 10 сентября на минах U 13 погибло большое английское судно «Магдапур» (8 641 брт). Спустя шесть дней там же подорвался и получил повреждение пассажирский пароход «Сити оф Пэрис» (10 902 брт). Он не затонул, и буксиры дотянули его до порта. А последней жертвой у Орфорда стал французский угольщик «Фрине» (2 660 брт). Он подорвался и затонул в 3,5 милях (6,5 км) от маяка Альдебурга.

Одновременно с первыми донесениями о гибели судов на минах гросс-адмирал Редер решил продолжать их интенсивные постановки у восточного побережья Великобритании. Такого же мнения придерживался и его штаб, который считал важным минирование вражеских прибрежных вод у портов и военных баз.

Самая высокая активность использования мин ТМВ в начальный период войны пришлась на ноябрь 1939 – январь 1940 года. За первые четыре месяца боевых действий на них погибли и получили повреждения 25 судов общим тоннажем 107 378 брт. Отдельным успехом стали подрывы линкора «Нельсон» и крейсера «Белфаст»: оба корабля были повреждены и встали на ремонт. Из-за удачной минной постановки U 30 в январе 1940 года был временно закрыт важный английский порт Ливерпуль.

Чудо-оружие немецкого флота



пассажирский пароход «Сити оф Пэрис». Подорвался на минах, установленных U 13 у Орфорда, но не затонул. Был спасён двумя буксирами, оттянувшими его в порт.

Концом минной кампании немецких подлодок у побережья Великобритании стала подготовка кригсмарине в марте 1940 года к вторжению в Норвегию и Данию. Точное количество магнитных мин, выставленных субмаринами у английских берегов, неизвестно, но вряд ли оно превышало три сотни. «Урожай» они собрали приличный: за девять месяцев войны на торпедоминах, выставленных подлодками, погибли и получили повреждения 46 судов общим тоннажем свыше 200 000 брт.

Сорванный блицкриг

Для противников Германии применение ею такого оружия стало сюрпризом. К примеру, флот Великобритании к началу войны не имел средств защиты от магнитных мин. Все его тральные силы и оборудование в основном предназначались для борьбы с якорными контактными минами. Нежданную помощь англичанам оказали пилоты Геринга. Как и кригсмарине, люфтваффе активно занимались минированием береговых вод Великобритании, сбрасывая мины с самолётов. Историк британского адмиралтейства Стефан Роскилл писал об этом:

«23 ноября период блужданий и поисков в решении этой проблемы закончился обнаружением немецкой мины на мелководье у Шубёри-Несс, куда её сбросил немецкий самолёт. Эту мину с большим риском разобрали. Было установлено, что мина взрывается под влиянием изменения вертикального магнитного поля (…), причём взрыватель срабатывал в том случае, когда над миной проходил корабль, построенный в Северном полушарии и поэтому имевший северный магнитный полюс, который был направлен вертикально вниз».

Чудо-оружие немецкого флота



Немецкая магнитная мина, сброшенная с самолёта в районе Арсенала Вулиджа (Лондон). Мину, сброшенную на парашюте, снесло на сушу, где она приземлилась, врезавшись в землю. На фото запечатлён процесс её разрядки.

Всё же Роскилл неохотно признавал, что немцам удалось-таки застать англичан врасплох. Однако незначительные предвоенные запасы донных мин не позволили им развить успех. А когда производство было налажено, англичане уже имели необходимую информацию для разработки магнитного трала. Таким образом, минный блицкриг был сорван. Правда, немецких подлодок это уже не касалось. После победы над Францией они получили базы в Атлантике и перестали привлекаться к минированию вод Британской метрополии.

Впрочем, это не означало конца работы немецких лодок с магнитными минами. За годы Второй мировой войны они удачно минировали британские и американские порты в Африке и США. Отдельно стоит упомянуть и воды советского Заполярья, где субмарины Дёница в 1943–1944 годах поставили свыше 400 донных мин, доставив хлопот советскому судоходству и Северному флоту. Но все достигнутые после 1940 года успехи минного оружия немецких подводных лодок не могут сравниться с результатами его использования в первое полугодие войны, когда магнитные мины ещё казались чудо-оружием.

Источнтк
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург