Интересное

«Потаённый» музей авиации

Один из самых малоизвестных музеев украинской столицы расположен в полутора километрах от центрального входа в аэропорт «Киев» (Жуляны). Это соседство неслучайно – в своё время на этом месте находился учебный центр Киевского института гражданской авиации (ныне – Национальный авиационный университет), где будущие пилоты и авиатехники практиковались на настоящих самолётах. Увы, как только нужда в подготовке на том или ином типе самолётов проходила, эти машины без всякой жалости отправляли на слом. Так пропал целый ряд уникальных самолётов, находившихся в распоряжении центра.

«Потаённый» музей авиации



«Потаённый» музей авиации



«Потаённый» музей авиации



«Потаённый» музей авиации



«Потаённый» музей авиации



Экономический кризис и распад СССР привели к резкому сокращению потребностей гражданской авиации в специалистах, и учебный центр был фактически заброшен. Но нет худа без добра – в заброшенном центре пропала необходимость обновлять учебный парк, поэтому машины никто не трогал.

«Потаённый» музей авиации



«Потаённый» музей авиации



«Потаённый» музей авиации



«Потаённый» музей авиации



«Потаённый» музей авиации



Так прошло десять лет, пока группа инициативных людей не смогла реализовать идею о превращении учебного центра в музей. В 2001 году было принято решение о его создании, а в 2003 году музей официально открылся для посетителей. Тогда здесь было всего 30 самолётов, но с тех пор коллекция возросла почти до 80 самолётов и вертолётов. Иногда будущие экспонаты прибывали в совсем печальном состоянии, но благодаря усилиям музейных реставраторов теперь выглядят весьма достойно. В коллекции музея есть и беспилотные летательные аппараты, авиационные двигатели и вооружение, аэродромная техника. Интересно, что Национальный авиационный университет продолжает использовать музей в качестве учебной базы (административно музей всё ещё подчинён университету).

«Потаённый» музей авиации



«Потаённый» музей авиации



«Потаённый» музей авиации



«Потаённый» музей авиации



Среди экспонатов музея есть уникальные самолёты: первый серийный Ту-104, опытные Ту-22М0, Ил-86, Ту-134, Ан-71, единственный уцелевший учебно-боевой Як-28У и другие. Например, Ил-18 – не просто прототип и редкий VIP-вариант, предназначавшийся для высших руководителей, а самолёт, на котором до 1958 года летал заместитель министра и будущий министр обороны СССР маршал А.А. Гречко. Ил-86 представлен первым прототипом, который к концу своей лётной «карьеры» был переоборудован в многоцелевую летающую лабораторию. С учётом специфики применения самолёт был оборудован противоштопорными парашютами и шахтой аварийного покидания кабины экипажа, а двери по правому борту выполнены в качестве защитных аэродинамических щитков для упрощения покидания самолёта в полёте. Среди прочего этот самолёт участвовал в авиасалонах в Ле-Бурже (Франция).

У громадного вертолёта Ми-26С своя история: участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС после 1986 года оказался на свалке заражённой техники под Конотопом. К счастью, вертолёт почти не «фонил», поэтому его согласились передать в музей. Огромная машина уже не летала, поэтому её пришлось везти из Конотопа в Киев по частям и собирать на 410-м авиаремонтном заводе. Палубный самолёт вертикального взлёта Як-38 ранее служил на авианесущем крейсере «Киев», а оба штурмовика Су-25 из коллекции музея в своё время повоевали в Афганистане.

Увы, но самый уникальный самолёт в коллекции музея пока не выставляется. Речь идёт об АНТ-7, производившемся в 1931-1935 годах. Разбитый самолёт был найден на Камчатке Евгением Коноплёвым ещё в 80-е годы, но только в 2005 году закончилось его восстановление на 410-м авиаремонтном заводе при участии конструкторского бюро Туполева. В настоящее время это последний сохранившийся самолёт данного типа и один из немногих уцелевших многомоторных самолётов той эпохи. Почему уникальный экспонат уже много лет недоступен широкой публике – непонятно.

Радует отношение музейщиков к своим «подопечным». Например, прототипу самолёта радиолокационного обнаружения Ан-71, который находится в музее, специально нашли и установили оригинальные двигатели вместо первоначально стоявших на нём двигателей с самолётов другого типа. Приятно отметить ухоженность экспонатов, хотя музей имеет весьма скромное финансирование.

«Потаённый» музей авиации



«Потаённый» музей авиации



«Потаённый» музей авиации



«Потаённый» музей авиации



Если посетитель пожелает узнать о самолётах больше того, что написано на табличках у экспонатов, его будет ожидать разочарование – исторической экспозиции в музее нет. Только в 2016 году здесь открыли выставку авиационных двигателей, для входа в которую нужно внести отдельную небольшую плату. И это всё – ни слова о находившихся в Киеве мастерской И.И. Сикорского и конструкторском бюро О.К. Антонова, киевских аэропортах и аэродромах, не говоря уже о других памятных местах и событиях в истории авиации. Нет даже самой примитивной экспозиции о Киевском институте гражданской авиации (Национальном авиационном университете), которому принадлежит и на базе которого находится музей. Отдельные стенды, дополняющие выставку двигателей, никак не могут заменить полноценной экспозиции, и это – главный недостаток музея.

«Потаённый» музей авиации



«Потаённый» музей авиации



«Потаённый» музей авиации



«Потаённый» музей авиации



«Потаённый» музей авиации



Руководство музея старается развивать его экспозицию – анонсировано создание ещё четырёх выставочных залов, где посетители смогут увидеть средства спасения экипажей, авиационное вооружение и даже авиационный тренажёр. Кроме того, организован краудфандинг для создания экспозиции, посвящённой истории Киевского высшего военного авиационного инженерного училища: http://aviamuseum.com.ua/ru/about/608-muzey-kvvaiu.html

Музей работает со вторника по воскресенье с 9:00 до 19:00 (с ноября по март – до 18:00), но касса (а с ней и доступ к экспозиции) закрывается в 17:00. Кроме того, по вторникам нельзя попасть внутрь самолётов и вертолётов. Адрес: Киев, улица Медовая, 1. Вход в музей находится в 1,5 км от входа в новый терминал аэропорта «Киев». Стоимость посещения музея – 50 гривен (около 1,7 доллара США), пенсионерам, студентам и школьникам полагаются скидки. Небольшие суммы надо доплатить за фотосъёмку (10 гривен), видеосъёмку (40 гривен), посещение выставки авиадвигателей (10 гривен) и осмотр экспонатов изнутри (от 5 до 10 гривен).

Сайт музея (http://aviamuseum.com.ua) сделан качественно и с любовью. Отдельно стоит отметить наличие на сайте 3D-панорам, позволяющих увидеть коллекцию самолётов: http://aviamuseum.com.ua/3d.html
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург