Интересное
«Потаённый» музей авиации
Один из самых малоизвестных музеев украинской столицы расположен в полутора километрах от центрального входа в аэропорт «Киев» (Жуляны). Это соседство неслучайно – в своё время на этом месте находился учебный центр Киевского института гражданской авиации (ныне – Национальный авиационный университет), где будущие пилоты и авиатехники практиковались на настоящих самолётах. Увы, как только нужда в подготовке на том или ином типе самолётов проходила, эти машины без всякой жалости отправляли на слом. Так пропал целый ряд уникальных самолётов, находившихся в распоряжении центра.
Экономический кризис и распад СССР привели к резкому сокращению потребностей гражданской авиации в специалистах, и учебный центр был фактически заброшен. Но нет худа без добра – в заброшенном центре пропала необходимость обновлять учебный парк, поэтому машины никто не трогал.
Так прошло десять лет, пока группа инициативных людей не смогла реализовать идею о превращении учебного центра в музей. В 2001 году было принято решение о его создании, а в 2003 году музей официально открылся для посетителей. Тогда здесь было всего 30 самолётов, но с тех пор коллекция возросла почти до 80 самолётов и вертолётов. Иногда будущие экспонаты прибывали в совсем печальном состоянии, но благодаря усилиям музейных реставраторов теперь выглядят весьма достойно. В коллекции музея есть и беспилотные летательные аппараты, авиационные двигатели и вооружение, аэродромная техника. Интересно, что Национальный авиационный университет продолжает использовать музей в качестве учебной базы (административно музей всё ещё подчинён университету).
Среди экспонатов музея есть уникальные самолёты: первый серийный Ту-104, опытные Ту-22М0, Ил-86, Ту-134, Ан-71, единственный уцелевший учебно-боевой Як-28У и другие. Например, Ил-18 – не просто прототип и редкий VIP-вариант, предназначавшийся для высших руководителей, а самолёт, на котором до 1958 года летал заместитель министра и будущий министр обороны СССР маршал А.А. Гречко. Ил-86 представлен первым прототипом, который к концу своей лётной «карьеры» был переоборудован в многоцелевую летающую лабораторию. С учётом специфики применения самолёт был оборудован противоштопорными парашютами и шахтой аварийного покидания кабины экипажа, а двери по правому борту выполнены в качестве защитных аэродинамических щитков для упрощения покидания самолёта в полёте. Среди прочего этот самолёт участвовал в авиасалонах в Ле-Бурже (Франция).
У громадного вертолёта Ми-26С своя история: участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС после 1986 года оказался на свалке заражённой техники под Конотопом. К счастью, вертолёт почти не «фонил», поэтому его согласились передать в музей. Огромная машина уже не летала, поэтому её пришлось везти из Конотопа в Киев по частям и собирать на 410-м авиаремонтном заводе. Палубный самолёт вертикального взлёта Як-38 ранее служил на авианесущем крейсере «Киев», а оба штурмовика Су-25 из коллекции музея в своё время повоевали в Афганистане.
Увы, но самый уникальный самолёт в коллекции музея пока не выставляется. Речь идёт об АНТ-7, производившемся в 1931-1935 годах. Разбитый самолёт был найден на Камчатке Евгением Коноплёвым ещё в 80-е годы, но только в 2005 году закончилось его восстановление на 410-м авиаремонтном заводе при участии конструкторского бюро Туполева. В настоящее время это последний сохранившийся самолёт данного типа и один из немногих уцелевших многомоторных самолётов той эпохи. Почему уникальный экспонат уже много лет недоступен широкой публике – непонятно.
Радует отношение музейщиков к своим «подопечным». Например, прототипу самолёта радиолокационного обнаружения Ан-71, который находится в музее, специально нашли и установили оригинальные двигатели вместо первоначально стоявших на нём двигателей с самолётов другого типа. Приятно отметить ухоженность экспонатов, хотя музей имеет весьма скромное финансирование.
Если посетитель пожелает узнать о самолётах больше того, что написано на табличках у экспонатов, его будет ожидать разочарование – исторической экспозиции в музее нет. Только в 2016 году здесь открыли выставку авиационных двигателей, для входа в которую нужно внести отдельную небольшую плату. И это всё – ни слова о находившихся в Киеве мастерской И.И. Сикорского и конструкторском бюро О.К. Антонова, киевских аэропортах и аэродромах, не говоря уже о других памятных местах и событиях в истории авиации. Нет даже самой примитивной экспозиции о Киевском институте гражданской авиации (Национальном авиационном университете), которому принадлежит и на базе которого находится музей. Отдельные стенды, дополняющие выставку двигателей, никак не могут заменить полноценной экспозиции, и это – главный недостаток музея.
Руководство музея старается развивать его экспозицию – анонсировано создание ещё четырёх выставочных залов, где посетители смогут увидеть средства спасения экипажей, авиационное вооружение и даже авиационный тренажёр. Кроме того, организован краудфандинг для создания экспозиции, посвящённой истории Киевского высшего военного авиационного инженерного училища: http://aviamuseum.com.ua/ru/about/608-muzey-kvvaiu.html
Музей работает со вторника по воскресенье с 9:00 до 19:00 (с ноября по март – до 18:00), но касса (а с ней и доступ к экспозиции) закрывается в 17:00. Кроме того, по вторникам нельзя попасть внутрь самолётов и вертолётов. Адрес: Киев, улица Медовая, 1. Вход в музей находится в 1,5 км от входа в новый терминал аэропорта «Киев». Стоимость посещения музея – 50 гривен (около 1,7 доллара США), пенсионерам, студентам и школьникам полагаются скидки. Небольшие суммы надо доплатить за фотосъёмку (10 гривен), видеосъёмку (40 гривен), посещение выставки авиадвигателей (10 гривен) и осмотр экспонатов изнутри (от 5 до 10 гривен).
Сайт музея (http://aviamuseum.com.ua) сделан качественно и с любовью. Отдельно стоит отметить наличие на сайте 3D-панорам, позволяющих увидеть коллекцию самолётов: http://aviamuseum.com.ua/3d.html
Экономический кризис и распад СССР привели к резкому сокращению потребностей гражданской авиации в специалистах, и учебный центр был фактически заброшен. Но нет худа без добра – в заброшенном центре пропала необходимость обновлять учебный парк, поэтому машины никто не трогал.
Так прошло десять лет, пока группа инициативных людей не смогла реализовать идею о превращении учебного центра в музей. В 2001 году было принято решение о его создании, а в 2003 году музей официально открылся для посетителей. Тогда здесь было всего 30 самолётов, но с тех пор коллекция возросла почти до 80 самолётов и вертолётов. Иногда будущие экспонаты прибывали в совсем печальном состоянии, но благодаря усилиям музейных реставраторов теперь выглядят весьма достойно. В коллекции музея есть и беспилотные летательные аппараты, авиационные двигатели и вооружение, аэродромная техника. Интересно, что Национальный авиационный университет продолжает использовать музей в качестве учебной базы (административно музей всё ещё подчинён университету).
Среди экспонатов музея есть уникальные самолёты: первый серийный Ту-104, опытные Ту-22М0, Ил-86, Ту-134, Ан-71, единственный уцелевший учебно-боевой Як-28У и другие. Например, Ил-18 – не просто прототип и редкий VIP-вариант, предназначавшийся для высших руководителей, а самолёт, на котором до 1958 года летал заместитель министра и будущий министр обороны СССР маршал А.А. Гречко. Ил-86 представлен первым прототипом, который к концу своей лётной «карьеры» был переоборудован в многоцелевую летающую лабораторию. С учётом специфики применения самолёт был оборудован противоштопорными парашютами и шахтой аварийного покидания кабины экипажа, а двери по правому борту выполнены в качестве защитных аэродинамических щитков для упрощения покидания самолёта в полёте. Среди прочего этот самолёт участвовал в авиасалонах в Ле-Бурже (Франция).
У громадного вертолёта Ми-26С своя история: участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС после 1986 года оказался на свалке заражённой техники под Конотопом. К счастью, вертолёт почти не «фонил», поэтому его согласились передать в музей. Огромная машина уже не летала, поэтому её пришлось везти из Конотопа в Киев по частям и собирать на 410-м авиаремонтном заводе. Палубный самолёт вертикального взлёта Як-38 ранее служил на авианесущем крейсере «Киев», а оба штурмовика Су-25 из коллекции музея в своё время повоевали в Афганистане.
Увы, но самый уникальный самолёт в коллекции музея пока не выставляется. Речь идёт об АНТ-7, производившемся в 1931-1935 годах. Разбитый самолёт был найден на Камчатке Евгением Коноплёвым ещё в 80-е годы, но только в 2005 году закончилось его восстановление на 410-м авиаремонтном заводе при участии конструкторского бюро Туполева. В настоящее время это последний сохранившийся самолёт данного типа и один из немногих уцелевших многомоторных самолётов той эпохи. Почему уникальный экспонат уже много лет недоступен широкой публике – непонятно.
Радует отношение музейщиков к своим «подопечным». Например, прототипу самолёта радиолокационного обнаружения Ан-71, который находится в музее, специально нашли и установили оригинальные двигатели вместо первоначально стоявших на нём двигателей с самолётов другого типа. Приятно отметить ухоженность экспонатов, хотя музей имеет весьма скромное финансирование.
Если посетитель пожелает узнать о самолётах больше того, что написано на табличках у экспонатов, его будет ожидать разочарование – исторической экспозиции в музее нет. Только в 2016 году здесь открыли выставку авиационных двигателей, для входа в которую нужно внести отдельную небольшую плату. И это всё – ни слова о находившихся в Киеве мастерской И.И. Сикорского и конструкторском бюро О.К. Антонова, киевских аэропортах и аэродромах, не говоря уже о других памятных местах и событиях в истории авиации. Нет даже самой примитивной экспозиции о Киевском институте гражданской авиации (Национальном авиационном университете), которому принадлежит и на базе которого находится музей. Отдельные стенды, дополняющие выставку двигателей, никак не могут заменить полноценной экспозиции, и это – главный недостаток музея.
Руководство музея старается развивать его экспозицию – анонсировано создание ещё четырёх выставочных залов, где посетители смогут увидеть средства спасения экипажей, авиационное вооружение и даже авиационный тренажёр. Кроме того, организован краудфандинг для создания экспозиции, посвящённой истории Киевского высшего военного авиационного инженерного училища: http://aviamuseum.com.ua/ru/about/608-muzey-kvvaiu.html
Музей работает со вторника по воскресенье с 9:00 до 19:00 (с ноября по март – до 18:00), но касса (а с ней и доступ к экспозиции) закрывается в 17:00. Кроме того, по вторникам нельзя попасть внутрь самолётов и вертолётов. Адрес: Киев, улица Медовая, 1. Вход в музей находится в 1,5 км от входа в новый терминал аэропорта «Киев». Стоимость посещения музея – 50 гривен (около 1,7 доллара США), пенсионерам, студентам и школьникам полагаются скидки. Небольшие суммы надо доплатить за фотосъёмку (10 гривен), видеосъёмку (40 гривен), посещение выставки авиадвигателей (10 гривен) и осмотр экспонатов изнутри (от 5 до 10 гривен).
Сайт музея (http://aviamuseum.com.ua) сделан качественно и с любовью. Отдельно стоит отметить наличие на сайте 3D-панорам, позволяющих увидеть коллекцию самолётов: http://aviamuseum.com.ua/3d.html