Февраль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3

Истории

Дело шхуны «Анна Ларсен»

Германия в годы Первой мировой войны старалась заручиться помощью всех недовольных политикой стран Антанты. Особенную ставку немцы сделали на ирландцев (можно вспомнить дело Роджера Кейсмента), индийцев, а также мусульман Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Эти союзники и противостоявшие им британские спецслужбы, а также разведки других государств Антанты порой проворачивали неожиданные, хотя и провальные, комбинации. Так, в 1915 году на территории нейтральных на тот момент США немцы, индийцы и ирландцы приобрели большое количество оружия и боеприпасов для переправки в Индию. Там винтовками должны были воспользоваться агенты партии «Гадар». Однако британцы и помогавшие им американцы сумели раскрыть и сорвать операцию, вошедшую потом в историю как дело шхуны «Анни Ларсен».

Тайная работа немецких агентов и дипломатов

Американская история индийского движения за независимость началась за несколько лет до Первой мировой войны. В 1900–1910-е гг. в штаты Калифорнию, Орегон и Вашингтон, а также в Канаду и на Гавайи начали прибывать большие группы индийских мигрантов, уехавших из страны в поисках работы и лучшего места для жизни. Часть из них уже была замешана в работе тайных обществ в Индии (в Бенгалии, Пенджабе и других провинциях). В основном это были довольно образованные представители исламской или индуистской общин, но также было и довольно много сикхов — хотя последние обычно рассматривались британцами как одна из наиболее лояльных короне этноконфессиональных групп Индии.

Дело шхуны «Анна Ларсен»



Парусный флот, в том числе и шхуны с самым разным парусным снаряжением, в начале прошлого века широко использовался для каботажных перевозок грузов. «Анни Ларсен» была 326-тонной трёхмачтовой шхуной, подобной изображённой на фото

Так, среди приезжих резко выделялся своими речами выходец из ученой индуистской среды и бывший чиновник индийской гражданской службы по имени Хар Даял. Вместе с несколькими соратниками он организовал Индийскую ассоциацию Тихоокеанского побережья, которая потом стала основой для создания партии «Гадар» (буквально «революция» или «восстание» на пенджаби и урду). Хар Даял вплоть до своей высылки из США стоял во главе партии и одноимённого журнала, а в 1914 году его на этом посту сменил другой, не менее яркий интеллектуал Рам Чандра, активно сотрудничавший с американскими журналами и газетами.

Рам Чандра и его коллеги (хотя руководство партии находилось не в лучших отношениях друг с другом) установили контакт с германским консулом в Сан-Франциско Боппом и его помощником, военным атташе фон Бринкеном. Видимо, как раз Бопп, фон Бринкен и Чандра с некоторыми своими коллегами были авторами и вдохновителями событий, известных как дело шхуны «Анни Ларсен».

События, как показывали потом сами американцы, развивались следующим образом. 9 января 1915 года некто Хьюз из Нью-Йорка отправил десять вагонов в Сан-Диего, штат Калифорния, причём чек на сумму более 11 000 долларов за перевозку был подписан Гансом Таушером, агентом компании Круппа. В вагонах было 8000 винтовок и 4 млн патронов. Получателем груза значился «Хуан Бернардо Боуэн», который через одну брокерскую фирму зафрахтовал для перевозки этого груза из Сан-Диего в мексиканский порт Тополобампо шхуну «Анни Ларсен». Чек был подписан поверенным «Боуэна», взявшим деньги с банковского счета, куда их положила некая дама, получившая нужную сумму от фон Бринкена.

Одновременно в Сан-Франциско бывший лейтенант немецкого ВМФ Франц Йебсен купил старый танкер «Мэверик», капитаном которого был некто Нельсон, а супер-карго — молодой американец Старр-Хант. Последний потом показал, что Йебсен дал ему инструкции о встрече «Анни Ларсен» и «Мэверика» где-то близ мексиканского побережья с последующей передачей груза со шхуны на бывший танкер. «Анни Ларсен», куда переходил Старр-Хант, потом должна была шесть месяцев курсировать между разными портами Центральной Америки, не возвращаясь в Калифорнию до истечения этого срока.

Дело шхуны «Анна Ларсен»



Статья из газеты «Сан-Франциско Кроникл», повествующая о задержании шхуны и груза. Интересно, что упоминаются «1 000 000 dum-dum cartridges» — то есть патроны с экспансивной пулей, формально запрещённые международными конвенциями, но в действительности часто применяемые всеми сторонами конфликтов. Ещё чаще о них вспоминали для обвинения противника в негуманности.

По-видимому, Йебсен и стоявшие за ним Бопп, Чандра и компания желали создать видимость перевозки оружия из Сан-Диего в Мексику для поддержки кого-то из тамошних полевых командиров (как раз произошла очередная революция и велась гражданская война). Старр-Ханту были даны несколько писем для некоего Пейджа, который должен был быть на борту шхуны. В двух незапечатанных конвертах были инструкции относительно обращения с винтовками и пулемётами, а также предложения по маскировке груза в пустых танках «Мэверика» (нужно было залить винтовки маслом).

На борту танкера должны были ехать некто Миллер, отрекомендовавшийся шведским горным инженером, и какие-то пять «персов», но при погрузке на судно Миллер и эти люди были записаны как «кладовщик» и «официанты». Рандеву кораблей было назначено близ острова Сокорро в 500 км от южной оконечности мексиканского полуострова Калифорния на конец апреля 1915 года. Как удалось понять Старр-Ханту, который выступал свидетелем на судебном процессе 1917 года, портом назначения «Мэверика» был один из портов на Яве. Потом выяснилось, что оттуда танкер должен был доставить оружие уже в саму Индию. Если бы этот план не сработал, то предполагалось переправить оружие контрабандой через тайско-бирманскую границу.

На Сокорро Нельсон и Старр-Хант встретили нескольких людей со шхуны «Эмма», передавших послание от Пейджа. Танкер довольно долго находился близ острова, когда 15 мая 1915 года здесь внезапно появился британский крейсер «Кент», командир которого долго допрашивал Нельсона, что здесь делает «Мэверик» и кто эти люди на его борту. Как потом показал тот же Старр-Хант, «персы», у которых было несколько сумок с книгами, очень беспокоились, что эти бумаги могут попасться на глаза морякам с «Кента».

Дело шхуны «Анна Ларсен»



Британский броненосный крейсер «Кент», участник знаменитого сражения с немецкой эскадрой у Фолклендских островов

Дальнейшие приключения «Мэверика» снова привели его в порты Калифорнии, затем танкер по указанию Йебсена и неких немцев, отправился на Гавайи, а затем в Нидерландскую Ост-Индию, в Батавию. Там Старр-Хант прочёл так и не переданную Пейджу закрытую инструкцию, которая указывала на Карачи как конечный пункт назначения. Однако «Анни Ларсен» не появилась (два судна несколько раз фатально разминулись на неделю-другую), потому немецкие агенты из консульств и капитаны немецких торговых пароходов перебрасывали «Мэверик» с одного места на другое, пока наконец не распустили команду, а судно не было арестовано нидерландскими властями. «Персы», которые абсолютно точно были какими-то индийцами из числа сторонников Рам Чандры, исчезли в неизвестном направлении, а Старр-Хант, попытавшийся отплыть в Лос-Анджелес, был арестован британцами и препровождён в Сингапур, откуда он попал в качестве главного свидетеля на суд над индийско-германским заговором в Сан-Франциско. «Анни Ларсен» же, пометавшись вдоль американского побережья и нуждаясь в ремонте, была наконец арестована со всем грузом властями США.

Ирландский след в деле «Анни Ларсен»

Помимо индийцев и немцев, на которых американцы и, во многом, британцы хотели повесить все обвинения, в данном деле есть и третья стороны — ирландцы. Известно, что ещё задолго до Первой мировой войны индийские националисты и ирландские борцы за независимость наладили устойчивые контакты на почве борьбы против Великобритании. Тот же Хар Даял, когда жил в Америке, имел много контактов среди ирландцев, а его ближайшим другом был Джон Девой, которого «Таймс» называла самым главным врагом королевства со времен Вольфа Тона, пытавшегося поднять восстание в конце XVIII в. Девой обладал обширным кругом знакомств от знаменитого сэра Роджера Кейсмента, арестованного после того, как он прибыл в Ирландию на германской подводной лодке, до Имона де Валера, будущего президента Ирландского свободного государства. Также известно, что Таракнат Дас и Мухаммад Баркатулла, также принадлежавшие к кругу «Гадар», печатали газету «Свободный Хиндустан», пользуясь издательством Джона Девоя.

Дело шхуны «Анна Ларсен»



Гавань порта Хокиам, штат Вашингтон — именно здесь сдалась властям шхуна «Анни Ларсен»

Во время пребывания Хар Даяла в США за него заплатила штраф некая ирландка. Штраф в 3 тыс. долларов за Рам Чандру также заплатил «ирландский патриот» по имени Хью Дэйли. Более того, когда немцы и индийцы оказались на скамье подсудимых в Сан-Франциско по обвинению в нарушении нейтралитета США и шпионаже в пользу вражеского государства, именно ирландская юридическая контора «Салливан, Салливан и Роуч», а также ряд адвокатов, связанных с ирландскими национальными организациями, представляла интересы ответчиков. Концентрация ирландцев на процессе была такова, что только политические интересы и игры между политиками в Вашингтоне за голоса избирателей заставили американское правительство расценить всё как «индийско-германский заговор», не упоминая ирландское присутствие. Дипломат и будущий канцлер Германии фон Папен, высланный как персона нон грата из США в 1916 году, упоминал в своих мемуарах встречи с индийскими и ирландскими революционерами.

Окончательную картину «заговора» открыл в своих показаниях некий Чарльз Лэм, двойной агент, внедрённый в одну из ирландских групп. Именно он показал, что между ирландцем Де Лейси, немецким агентом Мейером (он был ученым-филологом, занимавшимся в том числе ирландскими сюжетами) и индийцем Рам Чандрой регулярно проходили встречи, где обговаривались детали операций. Показаниям Лэма тем не менее не стоит слишком сильно доверять. Мейер был довольно кабинетным ученым, который скорее использовался как явный пропагандист в университетской среде, неспособный на какие-то тайные дела с индийцами. Почему Лэм указал на него, остается загадкой. Вполне возможно, что под этим именем он знал военного атташе фон Бринкена, который как раз был на короткой ноге с Рам Чандрой и финансировал, как мы видели выше, неудачный рейс «Анни Ларсен» и «Мэверика». Кстати, на Восточном побережье, в Нью-Йорке, уже некий британский информант, видимо, индиец, по фамилии Чакраворти (он был осуждён в 1917 году всего-навсего на 30 дней тюрьмы, получив наиболее лёгкое наказание из всех индийцев), свидетельствовал о подобном же треугольнике интересов: Джордж Фримен, редактор журнала Gaelic American, связывал руководство «Свободного Хиндустана» с немцами.

Дело шхуны «Анна Ларсен»



«Индийские пешки проиграли в имперской игре кайзера»: громкий заголовок газеты «Нью-Йорк трибьюн», 28 апреля 1918 года

Итак, дело «Анни Ларсен» вскрыло многочисленные связи между ирландским национальным движением (включая деятельность католических священников) и немецкими агентами в США. Однако воспользоваться этой информацией в США было опасно по политическим причинам, хотя американцы поделились ею с британцами. Последние были заинтересованы как в раскрытии планов индийских заговорщиков, так и в сведениях об ирландских делах. Тем не менее ни раскрытие заговора партии «Гадар», ни установление личностей многих ирландских подпольщиков уже не могло спасти британские власти. Первая мировая война вызвала к жизни силы, которые сами по себе обладали такой мощью, что вынудили Великобританию пойти на уступки как в индийском, так и ирландском вопросах.
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург