Январь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Истории

«Человек, уничтоживший бронепоезд»

В октябре 1941 года на южном фланге Восточного фронта немецкие войска быстро продвигались к Ростову. На острие наступления находилась элитная эсэсовская дивизия «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер». 17 октября эсэсовцы захватили Таганрог, но затем были остановлены несколькими советскими бронепоездами. Этот момент оказался звёздным часом для артиллериста из «Лейбштандарта» Ханса Загара.

Ханс Загар родился в австрийском Фонсдорфе 2 сентября 1919 года. В 1940 году он служил артиллеристом в 5-й батарее артиллерийского полка дивизии усиления СС, в рядах которой участвовал в Западной кампании 1940 года. После окончания боёв вся 5-я батарея была переведена в развёртываемую моторизованную бригаду СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер». Там это подразделение стало 1-й батареей артиллерийского полка. На её вооружении состояли четыре 105-мм лёгких полевых гаубицы (10,5 cm leFH 18), а Загар в звании унтершарфюрера СС стал командиром 1-го орудия.

Первую известность он получил во время Греческой кампании весны 1941 года. В ожесточённых боях на Клиссурском перевале расчёт Загара прямым попаданием уничтожил британский танк, который уже почти скрылся за изгибом дороги. Свидетелем этого прицельного выстрела стал командир батареи оберштурмфюрер СС Фриц Тойфель, который тут же рекомендовал Загара к награждению Железным крестом 2-го класса. Однако в документах возникла обычная для военного времени путаница, и вместо немецкой награды Загару неожиданно вручили союзную — болгарский солдатский крест «За храбрость» 4-й степени.

«Человек, уничтоживший бронепоезд»



Немецкая 105-мм лёгкая полевая гаубица. Именно таким орудием воевал расчёт Ханса Загара.

27 июня 1941 года бригада СС «Лейбштандарт» перешла границу с Советским Союзом и к середине июля по маршруту Луцк – Ровно – Житомир вышла в район Киева. Уже первые бои показали, что война против РККА — это совсем другой уровень ведения боевых действий по сравнению со сражениями против французов, греков или британцев. Немцев удивляло, что советские солдаты нередко демонстрировали невероятную отвагу, атакуя без какой-либо поддержки и сражаясь даже в безнадёжных ситуациях. 17–24 июля «Лейбштандарт» оказался втянут в жестокие бои в районе села Белогородка, где действовал совместно с 13-й танковой дивизией. В этих боях потери «Лейбштандарта» составили 683 человека убитыми и ранеными.

Для Загара и его расчёта эти бои стали первым серьёзным испытанием на Восточном фронте. События достигли кульминации 17 июля. После войны Загар рассказывал в интервью:

«Вражеские танки приближались к нашей позиции… Наш командир отделения обершарфюрер СС Мильке как-то сразу весь сжался и заполз в канаву. Я бросился за ним, чтобы подбодрить и заставить организовать оборону. Но он был напуган, сидел, в ужасе выставив руки перед собой. Я закричал ему: «Ты трусливый сукин сын, делай что-нибудь!» Но от него уже ничего нельзя было добиться. Тогда я взял командование в свои руки».

Вместе со своим расчётом Загар выдвинул орудие на более удобную позицию и почти сразу же в 100 м справа заметил танк Т-34. Этот танк эсэсовцы уничтожили прямым попаданием с первого же выстрела. Тут же появились танки 13-й танковой дивизии, обстановка разрядилась, и Загар приказал переместить орудие на прежнюю позицию. Вскоре орудие было уничтожено прямым попаданием снаряда. Один из бойцов расчёта по фамилии Бартш погиб на месте, другой, помощник заряжающего Мурах, получил ранение. Загар уцелел и через два дня получил за этот бой Железный крест 2-го класса.

Бронепоезда обороняют Таганрог

Во время операции по уничтожению советского Юго-Западного фронта «Лейбштандарт» оказался на самом южном фланге группы армий «Юг» и двигался вдоль черноморского побережья. В конце сентября 1941 года эсэсовские части внесли весомый вклад в прорыв советского оборонительного рубежа на Перекопском перешейке. Затем немецкое командование решило отказаться от немедленного штурма Крыма (он был отложен на месяц), а «Лейбштандарт» включили в состав 1-й танковой армии для участия в запланированном наступлении на Ростов, выдвинув его на острие ударного клина. 8 октября эсэсовцы почти без боя заняли Мариуполь, двинулись дальше вдоль побережья Азовского моря и уже через несколько дней вышли на подступы к Таганрогу.

17 октября в 5:30 пехотные батальоны «Лейбштандарта» начали атаку на Таганрог. В 8:15 2-й батальон вышел к железнодорожной линии Таганрог – Ростов и перерезал её, в то время как усиленный 3-й батальон под командованием гауптштурмфюрера СС Альберта Фрея начал наступление на город вдоль железнодорожных путей.

Чтобы остановить натиск врага, командование действовавшей здесь советской 56-й армии бросило в бой два отдельных дивизиона бронепоездов (ОДБП) — 7-й и 8-й. 7-й ОДБП под командованием капитана И.З. Алхазашвили состоял из бронепоездов №27 и №29, был усилен бронепоездом №21, переданным из состава 8-го ОДБП, и действовал на участке пути Марцево – Хапры. 8-й ОДБП под командованием подполковника И.А. Суханова состоял из бронепоездов №14, №45 и №59 и действовал на участке Марцево – блокпост 694. Кроме того, непосредственно в районе Таганрога находился бронепоезд внутренних войск НКВД «Феликс Дзержинский». Таким образом, в этом секторе было задействовано семь советских бронепоездов, из них три (№ 27, №45 и №59) — непосредственно в Таганроге против «Лейбштандарта».

«Человек, уничтоживший бронепоезд»



Подполковник И.А. Суханов.

По немецким данным, в районе Таганрога части дивизии СС «Лейбштандарт» столкнулись с тремя советскими бронепоездами. Анализируя информацию из советских источников, можно сделать вывод, что это были бронепоезда №27, №45 и №59 из состава обоих вышеупомянутых ОДБП. Все последующие события мы реконструировали на основе немецких источников, поскольку советские данные об этих боях оказались утрачены за исключением отрывочных воспоминаний выживших участников. Также стоит отметить, что приведённая ниже реконструкция боя является интерпретацией автора.

Получив информацию о появлении немцев у железной дороги, советское командование отправило в угрожаемый район бронепоезда. Первое столкновение произошло в районе станции Марцево, где пересекались несколько железнодорожных путей. Сначала сюда подошёл бронепоезд №45 под командованием младшего лейтенанта Аленкина (при нём также находился комиссар 8-го ОДБП старший политрук Тюфяев). Эсэсовцы из батальона Фрея открыли огонь из противотанковых орудий, нанесли бронепоезду ряд серьёзных повреждений и вывели его из строя. Большинство членов экипажа погибло, среди убитых были Тюфяев и Аленкин.

После этого эсэсовцы продвинулись вперёд до открытого участка местности, который Фрей приказал пересечь. Первыми выдвинулись 12-я и 13-я роты, за ними поднялась 11-я рота под командованием гауптштурмфюрера СС Йоахима Пайпера. В этот момент появились два советских бронепоезда (№27 и №59), которые буквально рассекли боевые порядки эсэсовских рот.

«Человек, уничтоживший бронепоезд»



Пехотинцы «Лейбштандарта» у железнодорожной насыпи на окраине Таганрога.

Мощным огнём орудий и пулемётов бронепоезда остановили продвижение 3-го батальона «Лейбштандарта». Впрочем, так просто эсэсовцы сдаваться не собирались: огнём противотанковых орудий им удалось повредить локомотив бронепоезда №27, который остановился в 600 м к северу от поворота железнодорожных путей. Этим все успехи немцев и ограничились, поскольку уничтожить бронепоезд не удалось, а его ответный огонь прижал пехоту к земле. Потери 3-го батальона «Лейбштандарта» составили около 80 человек убитыми и ранеными.

В борьбе с бронепоездами командование дивизии решило задействовать артиллерию (артполк «Лейбштандарта» уже успел развернуться на огневых позициях у города). Сначала артиллеристы пытались поразить бронепоезда непрямым огнём из 105-мм лёгких полевых гаубиц 1-го дивизиона, однако попаданий добиться не удалось. Тем не менее обстрел заставил бронепоезд №59 отойти, и он скрылся за поворотом. Бронепоезд №27 под командованием старшего лейтенанта Сидорова остался на месте из-за повреждений локомотива и продолжал вести огонь.

Огонь немецкой артиллерии вскоре прекратился: несколько снарядов разорвались недалеко от позиций своей же пехоты, поэтому от неприцельной стрельбы с дальней дистанции немцы отказались. Для уничтожения бронепоезда немцы выдвинули вперёд 88-мм зенитные орудия из 7-й батареи 2-го дивизиона артполка. Местность была открытая, и эсэсовские артиллеристы могли выбрать удобную позицию для развёртывания зенитной батареи. Вскоре зенитки открыли прицельный огонь по бронепоезду, пробивая его броню 88-мм снарядами. От попаданий сдетонировали боеприпасы в нескольких броневагонах. Авторы монографии «Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945» пишут о последнем бое бронепоезда №27:

«Гитлеровцы обрушили на стальную крепость многочисленные удары авиации и артиллерии. Прямым попаданием бомб был повреждён котёл паровоза, пробита тормозная магистраль. Из строя вышли три орудия. Осколками снарядов заклинило башню 2-й бронеплощадки. Но экипаж, все его бойцы, мужественно, не дрогнув, отбивали атаки фашистов: своё задание «Остановить врага любой ценой!» они поняли сердцем».

По воспоминаниям участвовавшего в этом бою унтерштурмфюрера СС Вальтера Функа из зенитного дивизиона «Лейбштандарта», для уничтожения бронепоезда зенитчикам потребовалось 20–25 выстрелов.

«Человек, уничтоживший бронепоезд»



Башня одного из советских бронепоездов, уничтоженных в Таганроге.

Прямой наводкой из гаубицы

Однако партия ещё была далеко не сыграна, поскольку рядом оставался бронепоезд №59 под командованием капитана А.Д. Харебавы. Он стоял на удобной позиции у изгиба железнодорожной линии вне досягаемости огня 88-мм орудий. После уничтожения бронепоезда №27 3-й батальон «Лейбштандарта» немного продвинулся вперёд, однако своим огнём бронепоезд №59 остановил продвижение эсэсовской пехоты, заставив её прижаться к земле.

Задачу уничтожить бронепоезд №59 получил командир 1-го артиллерийского дивизиона штурмбаннфюрер СС Александр Зуккау. Артиллерийская стрельба всех трёх батарей дивизиона с дальних дистанций особого эффекта не дала, хотя некоторые повреждения бронепоезд всё же получил. К тому же, было повреждено железнодорожное полотно, и бронепоезд оказался заблокирован на коротком участке пути. Немецкие артиллеристы боялись поразить свою пехоту, поэтому Зуккау решил действовать точечно и поручил уничтожение бронепоезда командиру 1-й батареи оберштурмфюреру СС Фрицу Тойфелю. Тот вызвал своего лучшего командира орудия — унтершарфюрера СС Загара.

Загар изучил обстановку и придумал план действий: тягачом доставить гаубицу к кустам рядом со станцией, после чего вручную выкатить её на прямую наводку и открыть огонь. Поскольку миссия выглядела самоубийственной, участие в ней было исключительно добровольным. Впрочем, на призыв Загара откликнулся весь расчёт его орудия, а также бойцы из других расчётов и подразделений. Поскольку планировалось вручную толкать двухтонную гаубицу на позицию и нести снаряды на себе, Загар отобрал самых крепких и ловких солдат. Кроме Загара, в группу вошли пять человек: наводчик Петер-Олаф Бехштедт, водитель тягача Рудольф Фриче, канониры Вальтер Зимуттис, Герхард Мурах и Вильгельм Брумм.

Ориентируясь на звуки артиллерийской стрельбы, Фриче вывел тягач прямо к путям, где стоял бронепоезд. Эсэсовцам удалось приблизиться к бронепоезду незамеченными, поскольку их продвижение скрыл небольшой холм перед железной дорогой. Тягач взобрался на этот холм, и немцы увидели перед собой медленно движущийся советский бронепоезд, до которого оставалось около 100 м. Загар вспоминал:

«Иваны ещё не засекли прибытие 105-мм орудия. Я быстро оценил ситуацию и заметил кустарник площадью около двух метров, который мог дать нам хоть какое-то укрытие. В рекордное время мы отцепили пушку от тягача и сгрузили с него 18 противотанковых снарядов. Все действовали чётко и слаженно. После этого Рудольф Фриче немедленно отъехал на другую сторону холма, исчезнув из поля зрения».

Пока тягач отъезжал, заряжающие готовили снаряды к стрельбе. Поразительно, но экипаж бронепоезда так и не заметил появления немецкого орудия на гребне холма, и эсэсовцы смогли спокойно подготовиться к стрельбе. Расчёт вручную выдвинул орудие вперёд, протащив его около 40 м на более удобную позицию рядом с небольшой станционной постройкой. До бронепоезда оставалось около 60 м, когда первый снаряд покинул ствол. По воспоминаниям Загара, наводчик Бехштедт прицелился в бронекупол одного из вагонов и поразил его точным выстрелом. После этого немцы начали беглым огнём расстреливать бронепоезд в упор. Поначалу бронепоезд ещё двигался, но после нескольких попаданий остановился. Загар вспоминал:

«Снаряд за снарядом покидали ствол лёгкой полевой гаубицы. Каждый снаряд был точным попаданием с короткой дистанции… Чтобы обезопасить немецкую пехоту, которая залегла вокруг бронепоезда, я позволил стрелять только по бронекуполам, но не по колёсам поезда».

Эсэсовцы сделали 12–13 выстрелов, когда к ним прибежал вестовой от пехоты с приказом остановить огонь: бронепоезд больше не стрелял. Единственным противодействием, которое встретили Загар и его артиллеристы, стал одиночный винтовочный выстрел. Пуля пролетела у головы Загара и попала в стену станционной постройки. Эсэсовцы схватили стрелявшего — им оказался человек лет пятидесяти в гражданской одежде, под которой была обнаружена военная форма. По прибытии в расположение батареи Загар передал пленного полевой жандармерии.

«Человек, уничтоживший бронепоезд»



Зепп Дитрих со своим штабом осматривает разбитый советский бронепоезд.

Бронепоезд №59 был уничтожен. В общей сложности бой с бронепоездами длился пять часов, стоил эсэсовцам тяжелейших людских и материальных потерь. Авторы монографии «Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945» подчёркивают, что все три бронепоезда, уничтоженные 17 октября, сражались с немецкими танками, однако «Лейбштандарт» не мог использовать танки в этом бою, так как их в его составе просто не было. Все три бронепоезда были уничтожены при помощи противотанковой, зенитной и полевой артиллерии.

Дальнейшая судьба «человека, уничтожившего бронепоезд»

Информация о бое против бронепоездов и уничтожении бронепоезда расчётом одной гаубицы пошла вверх по инстанциям. 21 октября всех бойцов, участвовавших в этой акции, вызвали на командный пункт командира «Лейбштандарта» Зеппа Дитриха — тот пообещал рекомендовать Загара к награждению Немецким крестом в золоте. Эта награда была учреждена незадолго до описываемых событий (28 сентября 1941 года) и предназначалась для награждения наиболее отличившихся в бою. Согласно статуту, претендент на Немецкий крест в золоте уже должен был иметь Железный крест 1-го класса. Загар этого ордена не имел, поэтому Дитриху сразу же указали на несоответствие. Командир дивизии наградил унтершарфюрера СС Загара Железным крестом 1-го класса и, чтобы хоть как-то скрасить неприятный осадок, произвёл его в обершарфюреры СС.

Все остальные участники боя были награждены Железными крестами 2-го класса. Командир батареи Фриц Тойфель, командиры обоих артиллерийских дивизионов Александр Зуккау и Густав Мертч, а также командир артполка Вальтер Штаудингер получили от Зеппа Дитриха устную благодарность.

«Человек, уничтоживший бронепоезд»



Ханс Загар со знаками отличия обершарфюрера СС.

После взятия Таганрога «Лейбштандарт» продолжил наступление на восток. Впереди были кровопролитные бои за Ростов и суровая зима 1941–1942 годов. 29 ноября 1941 года обершарфюрер СС Загар заболел: начались проблемы с сердцем, была обнаружена тяжёлая форма ревматизма. Его состояние быстро ухудшалось, а о надлежащей медицинской помощи в полевых условиях речи не шло.

Загара доставили в госпиталь в австрийском Граце, где он очень долго лечился и восстанавливался. После выздоровления Загар был признан негодным к фронтовой службе. Он окончил юнкерскую школу СС в Бад-Тёльце и 1 сентября 1943 года получил офицерское звание унтерштурмфюрера СС. После этого, в ноябре 1943 года, Загар недолго прослужил в 4-м дивизионе штурмовых орудий СС, а затем был переведён на инструкторскую работу и служил в военных школах и учебных частях войск СС. Среди прочего, он участвовал в испытаниях ночного прицела для артиллерии. Известна история о том, как он поспорил с начальником школы, что ночью со второго выстрела поразит трофейный Т-34 с дистанции 800 м. Пари было принято, и Загар превзошёл сам себя: в танк он попал с первого выстрела, а со второго поджёг его. Кроме практики, Загар занимался и теорией, принимая участие в разработке пособий по использованию различного вооружения.

Тыловая служба Ханса Загара была отмечена Крестом военных заслуг с мечами 2-го класса. В конце 1944 года его произвели в оберштурмфюреры СС, в этом звании он и закончил войну. Последним известным местом службы Загара была школа штурмовых орудий СС в Яновице (Чехия).

После войны Загар поделился своим фронтовым опытом с историками и стал известен как «человек, уничтоживший бронепоезд». Впрочем, в истории Загара нет ничего необычного — он был лишь одним из солдат мировой войны, которым улыбнулась удача.

Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург