Истории
Белорусский алмаз
Группа антитеррора МВД Беларуси «Алмаз» известна далеко за пределами страны. На различных международных соревнованиях спецназа её сотрудники регулярно поднимаются на пьедесталы за медалями и грамотами. Одними из последних в «копилке» стали соревнования Управления специального назначения Службы безопасности президента Федеральной службы охраны России, где «алмазовцы» заняли третье место. Впрочем, боевых наград, да и боевого, с поправкой на специфику, опыта у «Алмаза» тоже достаточно.
Командир
Когда речь идёт о создании подразделений специального назначения, как правило, в этой истории всегда находится фигура человека, без которого либо не случилось бы вообще ничего, либо «всё было бы совсем не так». Для американской «Дельты» таким человеком стал Чарльз Беквит, для британской SAS — шотландец Дэвид Стирлинг, для их соседей из SBS — Джордж Джеллико, сын знаменитого адмирала. Этот список можно продолжать очень долго. В случае «Алмаза» это справедливо на все 100%.
Примечательно, что первый командир и фактический создатель «Алмаза» Владимир Наумов в своё время даже не мечтал о карьере в правоохранительных структурах. В систему МВД он попал в 70-х по «комсомольскому призыву». Наряду с отправкой комсомольских отрядов на строительство важных для страны объектов уровня БАМа или КАМАЗа, в СССР существовала и практика «укрепления кадрами», а служба в милиции к 70-м не считалась особо престижным видом деятельности.
Поступив на службу в «органы» в 1976 году, к 1991 году Наумов стал капитаном милиции и командиром патрульной роты. Именно он в январе 1991 года стал первым командиром созданного отряда специального назначения тогда ещё Белорусской СССР. После «Алмаза» Владимир Владимирович Наумов станет начальником службы безопасности президента Беларуси, а затем и министром внутренних дел. Но это будет сильно потом, а тогда…
Численность отряда не превышала 50 человек.
Будущий «Алмаз», тогда называвшийся «Беркутом», создавался в системе управления по исполнению наказаний. Основным его назначением считалась ликвидация беспорядков в тюрьмах. Но Владимир Наумов был уверен, что его подразделение способно выполнять куда больше задач. Проблем было две: нужно было договориться, чтобы их доверили выполнять… и научиться их выполнять, причём на высшем уровне.
С первой задачей справились по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». В начале 90-х Беларусь, как и другие страны постсоветского пространства, захлестнул вал преступности. Наумов предложил, чтобы его бойцы взяли на себя часть работы МВД по задержанию опасных преступников — по опыту прежней своей работы он прекрасно знал, что рядовые сотрудники милиции к бою с хорошо вооружёнными «отморозками» готовы, мягко говоря, не очень. В те времена случалось, что бойцы Наумова спали на раскладушках в коридорах райотделов, чтобы иметь возможность оперативно среагировать на призыв о помощи. Но зато в 1994 году отряд был официально преобразован в специальное подразделение МВД республики Беларусь, подчинённое лично министру внутренних дел. Тогда же «Алмаз» получил своё нынешнее название, также выбранное Наумовым вместе с бойцами отряда.
Теперь в функции «Алмаза» официально входили борьба с организованной преступностью и задержание особо опасных преступников. И если по уровню подготовки у него в Беларуси были достойные конкуренты — например, спецназ КГБ «Альфа», — то по реальному боевому опыту соперников «алмазовцам» найти было куда сложнее.
Ещё одно фото с соревнований — всё выглядит очень серьёзно
Правда, задержать получалось не всегда. По некоторым данным, когда сотрудники «Алмаза» обнаружили, что задержанные ими преступники порой очень странными путями вновь оказываются на свободе, реакция была соответственной. Опасные преступники начали оказывать столь ожесточённое сопротивление при задержании, что даже опытные сотрудники никак не могли взять их живыми…
С миру по нитке — опыт для спецназа
Создавая свой отряд, Наумов отлично понимал, что одного лишь желания бороться с преступниками и террористами мало. Нужен был ещё и соответствующий опыт — а с ним на просторах бывшего СССР было не очень, да и его обладатели вряд ли охотно стали бы делиться секретами мастерства с каким-то «тюремным спецназом» страны, позиция которой относительно России в тот момент была неоднозначна. Зато западные коллеги в тот момент были не против помочь «молодой демократии», чем и воспользовался Наумов.
Один из этапов спецназовского «триатлона»
Сотрудники «Алмаза» получили возможность «вживую» изучить работу спецназа самых разных стран, от Израиля до США. Наиболее же тесные контакты у «Алмаза» образовались с ближайшими соседями — польским «Громом». Помимо совместной учёбы, это «боевое содружество» помогало и в работе. Например, когда на дорогах Польши и Беларуси в 90-х начали действовать вооружённые банды, подстерегавшие покупателей подержанных западных иномарок, совместная операция «Грома» и «Алмаза» за полтора месяца дала богатый «улов».
Как вспоминал однажды сам Наумов, для него едва ли не самым большим шоком стала низкая престижность «спецназовской» профессии на Западе. В ходе обмена опытом во Франции один из «операторов» GIGN сказал белорусскому коллеге, что пошёл в спецназ лишь потому, что не сумел попасть в университет для куда более уважаемой и денежной адвокатской карьеры.
Форма номер восемь — что достали, то и носим
На современных фото с соревнований спецназа сотрудники «Алмаза», как правило, выделяются западными образцами вооружения. Пистолеты «Глок», пистолеты-пулемёты HK MP5, снайперские винтовки, форма и снаряжение. Разумеется, всё это «богатство» пришло далеко не сразу. В начале своего существования «алмазовцы» были вооружены по нормам советской ещё милиции — даже пистолеты Стечкина взамен штатных «Макаровых» для «штурмовиков» приходилось выцарапывать правдами и неправдами.
Одна из нашивок отряда «Алмаз»
В июле 1996 года в Минске 43-летний террорист Александр Зюльков захватил в заложники отделение детского сада — 15 малышей и двух воспитательниц. Угроза была крайне серьёзной: газоанализатор показал наличие у преступника большого количества взрывчатого вещества, и, как показали дальнейшие события, прибор не ошибся. В чемоданчике террориста находилось 2,5 кг тротила вместе с 10 кг стальных шариков.
К счастью, в ходе переговоров сотрудникам «Алмаза» удалось убрать заложников из опасной зоны под предлогом выхода в туалет, а затем «тележурналист» ликвидировал террориста выстрелом в голову. При этом, по неофициальным данным, вместо награды боец получил «оргвыводы». Расследование прокуратуры, традиционно проведённое по факту применения оружия, выявило, что боец использовал нештатный «Вальтер», поскольку обычный «Макаров» было бы намного сложнее спрятать в готовности к немедленному применению. К счастью, история успела получить слишком большой резонанс, чтобы победителя отправили под суд за применение «неправильного» оружия.
Что касается формы, то зачастую Наумов доставал её у различных производителей под предлогом «протестировать в реальной работе», после чего добытая униформа «тестировалась», пока не сносится напрочь. В условиях действительно интенсивной подготовки и боевой работы на это редко уходило больше полугода. Примерно в том же стиле — своими руками и при помощи «подручных» материалов — переоборудовали в тренировочный комплекс доставшееся «Алмазу» здание бывшей тюрьмы. Уже потом «Алмаз» получил в качестве тренировочной базы новое здание в центре города.
Перед соревнованиями в России
Разумеется, элементы подготовки «Алмаза» широко не освещаются, но как и к чему готовят «алмазовцев» можно представить, например, по этапам специальных соревнований. Так, на проходившем прошлым летом «триатлоне специального назначения» одной из задач было подавление пулемётной точки противника. На этом этапе боец попадал в помещение, где по нему вёлся пулемётный огонь, прекратить который можно было лишь попаданием в мишень. Другим заданием было спасение заложников из кинотеатра, где бойцам приходилось действовать в противогазах в задымлённом помещении. «Алмаз» на этих соревнованиях выступил традиционно достойно, взяв «бронзу». Впрочем, у бойцов может быть и иное мнение, ведь они не раз увозили в Минск и «золото».
«Вероятный противник»
Одна из не особо афишируемых на широкой публике сфер деятельности «Алмаза» — имитация деятельности диверсионных подразделений «вероятного противника» на военных манёврах. В Беларуси масштабные военные учения проводятся регулярно, причём контролирует их проведение лично президент страны. И вот, в ходе одного из таких масштабных мероприятий неожиданно выявилось отсутствие генерала, командующего противовоздушной обороной. Армейская солидарность — штука прочная, и некоторое время коллеги-генералы пытались «прикрыть» боевого товарища, бодро докладывая, что «все на местах!» Однако ближе к середине дня последовал уже прямой вопрос президента Лукашенко: «А где генерал такой-то, почему он не докладывает лично?»
Учебная «работа» белорусского спецназа в кинотеатре
Как выяснилось впоследствии, накануне учений генерала «изъяли» сотрудники «Алмаза», которым была поставлена задача имитировать действия вражеских разведывательно-диверсионных групп против руководства вооружённых сил республики. В послужном списке «Алмаза» это далеко не первый и не единственный случай, когда специалистам из МВД удалось обойти как военных, так и «соседей» из КГБ. Как говорят в таких случаях — дело общее, но награды-то у каждого свои.
Источник
Командир
Когда речь идёт о создании подразделений специального назначения, как правило, в этой истории всегда находится фигура человека, без которого либо не случилось бы вообще ничего, либо «всё было бы совсем не так». Для американской «Дельты» таким человеком стал Чарльз Беквит, для британской SAS — шотландец Дэвид Стирлинг, для их соседей из SBS — Джордж Джеллико, сын знаменитого адмирала. Этот список можно продолжать очень долго. В случае «Алмаза» это справедливо на все 100%.
Примечательно, что первый командир и фактический создатель «Алмаза» Владимир Наумов в своё время даже не мечтал о карьере в правоохранительных структурах. В систему МВД он попал в 70-х по «комсомольскому призыву». Наряду с отправкой комсомольских отрядов на строительство важных для страны объектов уровня БАМа или КАМАЗа, в СССР существовала и практика «укрепления кадрами», а служба в милиции к 70-м не считалась особо престижным видом деятельности.
Поступив на службу в «органы» в 1976 году, к 1991 году Наумов стал капитаном милиции и командиром патрульной роты. Именно он в январе 1991 года стал первым командиром созданного отряда специального назначения тогда ещё Белорусской СССР. После «Алмаза» Владимир Владимирович Наумов станет начальником службы безопасности президента Беларуси, а затем и министром внутренних дел. Но это будет сильно потом, а тогда…
Численность отряда не превышала 50 человек.
Будущий «Алмаз», тогда называвшийся «Беркутом», создавался в системе управления по исполнению наказаний. Основным его назначением считалась ликвидация беспорядков в тюрьмах. Но Владимир Наумов был уверен, что его подразделение способно выполнять куда больше задач. Проблем было две: нужно было договориться, чтобы их доверили выполнять… и научиться их выполнять, причём на высшем уровне.
С первой задачей справились по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». В начале 90-х Беларусь, как и другие страны постсоветского пространства, захлестнул вал преступности. Наумов предложил, чтобы его бойцы взяли на себя часть работы МВД по задержанию опасных преступников — по опыту прежней своей работы он прекрасно знал, что рядовые сотрудники милиции к бою с хорошо вооружёнными «отморозками» готовы, мягко говоря, не очень. В те времена случалось, что бойцы Наумова спали на раскладушках в коридорах райотделов, чтобы иметь возможность оперативно среагировать на призыв о помощи. Но зато в 1994 году отряд был официально преобразован в специальное подразделение МВД республики Беларусь, подчинённое лично министру внутренних дел. Тогда же «Алмаз» получил своё нынешнее название, также выбранное Наумовым вместе с бойцами отряда.
Теперь в функции «Алмаза» официально входили борьба с организованной преступностью и задержание особо опасных преступников. И если по уровню подготовки у него в Беларуси были достойные конкуренты — например, спецназ КГБ «Альфа», — то по реальному боевому опыту соперников «алмазовцам» найти было куда сложнее.
Ещё одно фото с соревнований — всё выглядит очень серьёзно
Правда, задержать получалось не всегда. По некоторым данным, когда сотрудники «Алмаза» обнаружили, что задержанные ими преступники порой очень странными путями вновь оказываются на свободе, реакция была соответственной. Опасные преступники начали оказывать столь ожесточённое сопротивление при задержании, что даже опытные сотрудники никак не могли взять их живыми…
С миру по нитке — опыт для спецназа
Создавая свой отряд, Наумов отлично понимал, что одного лишь желания бороться с преступниками и террористами мало. Нужен был ещё и соответствующий опыт — а с ним на просторах бывшего СССР было не очень, да и его обладатели вряд ли охотно стали бы делиться секретами мастерства с каким-то «тюремным спецназом» страны, позиция которой относительно России в тот момент была неоднозначна. Зато западные коллеги в тот момент были не против помочь «молодой демократии», чем и воспользовался Наумов.
Один из этапов спецназовского «триатлона»
Сотрудники «Алмаза» получили возможность «вживую» изучить работу спецназа самых разных стран, от Израиля до США. Наиболее же тесные контакты у «Алмаза» образовались с ближайшими соседями — польским «Громом». Помимо совместной учёбы, это «боевое содружество» помогало и в работе. Например, когда на дорогах Польши и Беларуси в 90-х начали действовать вооружённые банды, подстерегавшие покупателей подержанных западных иномарок, совместная операция «Грома» и «Алмаза» за полтора месяца дала богатый «улов».
Как вспоминал однажды сам Наумов, для него едва ли не самым большим шоком стала низкая престижность «спецназовской» профессии на Западе. В ходе обмена опытом во Франции один из «операторов» GIGN сказал белорусскому коллеге, что пошёл в спецназ лишь потому, что не сумел попасть в университет для куда более уважаемой и денежной адвокатской карьеры.
Форма номер восемь — что достали, то и носим
На современных фото с соревнований спецназа сотрудники «Алмаза», как правило, выделяются западными образцами вооружения. Пистолеты «Глок», пистолеты-пулемёты HK MP5, снайперские винтовки, форма и снаряжение. Разумеется, всё это «богатство» пришло далеко не сразу. В начале своего существования «алмазовцы» были вооружены по нормам советской ещё милиции — даже пистолеты Стечкина взамен штатных «Макаровых» для «штурмовиков» приходилось выцарапывать правдами и неправдами.
Одна из нашивок отряда «Алмаз»
В июле 1996 года в Минске 43-летний террорист Александр Зюльков захватил в заложники отделение детского сада — 15 малышей и двух воспитательниц. Угроза была крайне серьёзной: газоанализатор показал наличие у преступника большого количества взрывчатого вещества, и, как показали дальнейшие события, прибор не ошибся. В чемоданчике террориста находилось 2,5 кг тротила вместе с 10 кг стальных шариков.
К счастью, в ходе переговоров сотрудникам «Алмаза» удалось убрать заложников из опасной зоны под предлогом выхода в туалет, а затем «тележурналист» ликвидировал террориста выстрелом в голову. При этом, по неофициальным данным, вместо награды боец получил «оргвыводы». Расследование прокуратуры, традиционно проведённое по факту применения оружия, выявило, что боец использовал нештатный «Вальтер», поскольку обычный «Макаров» было бы намного сложнее спрятать в готовности к немедленному применению. К счастью, история успела получить слишком большой резонанс, чтобы победителя отправили под суд за применение «неправильного» оружия.
Что касается формы, то зачастую Наумов доставал её у различных производителей под предлогом «протестировать в реальной работе», после чего добытая униформа «тестировалась», пока не сносится напрочь. В условиях действительно интенсивной подготовки и боевой работы на это редко уходило больше полугода. Примерно в том же стиле — своими руками и при помощи «подручных» материалов — переоборудовали в тренировочный комплекс доставшееся «Алмазу» здание бывшей тюрьмы. Уже потом «Алмаз» получил в качестве тренировочной базы новое здание в центре города.
Перед соревнованиями в России
Разумеется, элементы подготовки «Алмаза» широко не освещаются, но как и к чему готовят «алмазовцев» можно представить, например, по этапам специальных соревнований. Так, на проходившем прошлым летом «триатлоне специального назначения» одной из задач было подавление пулемётной точки противника. На этом этапе боец попадал в помещение, где по нему вёлся пулемётный огонь, прекратить который можно было лишь попаданием в мишень. Другим заданием было спасение заложников из кинотеатра, где бойцам приходилось действовать в противогазах в задымлённом помещении. «Алмаз» на этих соревнованиях выступил традиционно достойно, взяв «бронзу». Впрочем, у бойцов может быть и иное мнение, ведь они не раз увозили в Минск и «золото».
«Вероятный противник»
Одна из не особо афишируемых на широкой публике сфер деятельности «Алмаза» — имитация деятельности диверсионных подразделений «вероятного противника» на военных манёврах. В Беларуси масштабные военные учения проводятся регулярно, причём контролирует их проведение лично президент страны. И вот, в ходе одного из таких масштабных мероприятий неожиданно выявилось отсутствие генерала, командующего противовоздушной обороной. Армейская солидарность — штука прочная, и некоторое время коллеги-генералы пытались «прикрыть» боевого товарища, бодро докладывая, что «все на местах!» Однако ближе к середине дня последовал уже прямой вопрос президента Лукашенко: «А где генерал такой-то, почему он не докладывает лично?»
Учебная «работа» белорусского спецназа в кинотеатре
Как выяснилось впоследствии, накануне учений генерала «изъяли» сотрудники «Алмаза», которым была поставлена задача имитировать действия вражеских разведывательно-диверсионных групп против руководства вооружённых сил республики. В послужном списке «Алмаза» это далеко не первый и не единственный случай, когда специалистам из МВД удалось обойти как военных, так и «соседей» из КГБ. Как говорят в таких случаях — дело общее, но награды-то у каждого свои.
Источник