Авиация
Пять самых старых боевых самолетов, которые до сих пор стоят на вооружении армий разных стран
Не всякий боевой самолет может похвастаться длительной боевой карьерой длиной в полсотни лет. Впрочем, в мире авиации существуют особенно удачные модели, служба который длится даже больше, чем полвека.
МиГ-21
Выпускавшийся с 1959 по 2017 год МиГ-21 оказался настолько удачным, а эксплуатация беспроблемной, что самолет завоевал большую популярность в мире, став самым массовым в третьем поколении. Учитывая, что СССР щедро делился боевой техникой со своими союзниками, МиГ-21 за свою карьеру успел немало повоевать.
На МиГ-21 одержал от 11 до 13 побед вьетнамец Нгуен Ван Кок, который до сих пор считается самым результативным асом в своей стране. Это принесло ему такую славу и почет, что в 1990 году Ван Кок стал заместителем командующего ВВС Вьетнамской народной армии, спустя девять лет — главным инспектором Министерства обороны.
По крайней мере две страны, входящие в НАТО, имеют на вооружении истребители МиГ-21 — это Румыния и Хорватия. Также он стоит на вооружении ВВС Индии, Китая, Египта, Вьетнама и других стран.
За характерную форму крыла (дельтовидная и треугольная) советские летчики прозвали МиГ-21 «Балалайкой». Летчики НАТО дали более грозное прозвище — «летающий Калашников».
B-52 Stratofortress
Этот самолет — настоящий ветеран американских ВВС, успевший немало повоевать. B-52 Stratofortress вступил в строй в феврале 1955 года и еще долго будет служить своей стране — до 2040 года.
B-52 оснащен восемью турбовентиляторными двигателями производства компании Pratt & Whitney TF33-P-3/103, и потеря одного или двух для самолета не критична. Вообще B-52 бомбардировщик очень живучий. Например, 19 декабря 2017 года удар молнии проделал огромную дыру в хвосте сверхдальнего межконтинентального стратегического бомбардировщика-ракетоносца B-52, который принадлежит 93-й бомбардировочной эскадрилье ВВС США.
О том, что самолет получил такое тяжелое повреждение, экипаж узнал только на земле — осмотрев самолет после посадки. Оценка причиненного ущерба показала, что отремонтировать такое повреждение невозможно и хвост подлежит замене.
И тут сказался солидный возраст машины — в эскадрилье нашелся только один человек, который обладал необходимым опытом. Ведь это был первый случай за пятнадцать лет, когда пришлось целиком менять хвост.
В-52 принадлежит рекорд по дальности полета — 16 700 км. Благодаря этому самолет может доставить до 31,5 тонны ядерных бомб и ракет практически в любую точку мира.
Ту-95
Летающий «Медведь» — бомбардировщик Ту-95 — заступил на службу в 1956 году и с тех пор регулярно совершает полеты у границ НАТО. Каждый из четырех его двигателей обладает рекордным КПД (82%), но при этом они очень шумные: пролетающий Ту-95 могут засечь даже гидроакустические системы подводных лодок.
Этот самолет известен тем, что с его борта 30 октября 1961 года была сброшена самая мощная ядерная бомба в истории. Вес боеприпаса составлял 26,5 тонны, а мощность — более 100 мегатонн. По одной из версий испытывать бомбу на полную мощность военные не решились — ученые боялись, что заряд пробьет земную кору. К слову, акустическая волна прошла 800 км и выбила все стекла в поселке Диксоне.
Тихоходный — всего 830 км/ч — бомбардировщик «Ту-95МС» обладает высокой дальностью полета (порядка 11 тыс. км и потолком в 12 тыс. метров). За 17 часов полета «Медведь» расходует 96 тонн авиационного керосина.
U-2
Еще один знаменитый артефакт холодной войны — самолет-шпион U-2. C 1957 года этот самолет охотился сначала за советскими, а потом российскими военными секретами. Построенный специально по заказу ЦРУ, этот самолет с рабочим потолком в 21 км некоторое время был недосягаем для советской ПВО.
Долгое время в Кремле даже не догадывались о существовании этого самолета. Первые серийные экземпляры были построены в 1955 году. Спустя год они поступили в специальный отряд 10/10, базирующийся в Турции на авиабазе Инджирлик.
Пилоту самолета-шпиона приходилось проводить по восемь часов в одиночестве на высоте около 20 км. Малую нужду справить можно было, а вот большую — нет. Отсутствие возможности дефекации компенсировалось специальным сбалансированным питанием, не дающим большого количества отходов, а также правильным режимом перед полетом.
F-4 Phantom II
Этот список был бы неполным без McDonnell Douglas F-4 Phantom II, настоящего символа холодной войны наряду с бомбардировщиком B-52. Этот многоцелевой сверхзвуковой истребитель начал свою службу 30 декабря 1960 года, став неприятным подарком для советских военных. На его счету 15 мировых рекордов и немало сбитых противников. Например, израильский ас Амир Нахуми одержал 14 воздушных побед, пилотируя F-4 Phantom II.
На девяти узлах внешней подвески в модификации F-4E самолет способен нести различное авиационное вооружение вплоть до ядерных бомб. Долгое время F-4 оставался основным самолетом завоевания превосходства в воздухе американских ВВС и ВМС, немало повоевав во Вьетнаме. В этой войне пилоты F-4 одержали сорок воздушных побед. Немало таких истребителей было поставлено союзникам США и на экспорт. Сегодня F-4 все еще остаются на вооружении ВВС Ирана.
МиГ-21
Выпускавшийся с 1959 по 2017 год МиГ-21 оказался настолько удачным, а эксплуатация беспроблемной, что самолет завоевал большую популярность в мире, став самым массовым в третьем поколении. Учитывая, что СССР щедро делился боевой техникой со своими союзниками, МиГ-21 за свою карьеру успел немало повоевать.
На МиГ-21 одержал от 11 до 13 побед вьетнамец Нгуен Ван Кок, который до сих пор считается самым результативным асом в своей стране. Это принесло ему такую славу и почет, что в 1990 году Ван Кок стал заместителем командующего ВВС Вьетнамской народной армии, спустя девять лет — главным инспектором Министерства обороны.
По крайней мере две страны, входящие в НАТО, имеют на вооружении истребители МиГ-21 — это Румыния и Хорватия. Также он стоит на вооружении ВВС Индии, Китая, Египта, Вьетнама и других стран.
За характерную форму крыла (дельтовидная и треугольная) советские летчики прозвали МиГ-21 «Балалайкой». Летчики НАТО дали более грозное прозвище — «летающий Калашников».
B-52 Stratofortress
Этот самолет — настоящий ветеран американских ВВС, успевший немало повоевать. B-52 Stratofortress вступил в строй в феврале 1955 года и еще долго будет служить своей стране — до 2040 года.
B-52 оснащен восемью турбовентиляторными двигателями производства компании Pratt & Whitney TF33-P-3/103, и потеря одного или двух для самолета не критична. Вообще B-52 бомбардировщик очень живучий. Например, 19 декабря 2017 года удар молнии проделал огромную дыру в хвосте сверхдальнего межконтинентального стратегического бомбардировщика-ракетоносца B-52, который принадлежит 93-й бомбардировочной эскадрилье ВВС США.
О том, что самолет получил такое тяжелое повреждение, экипаж узнал только на земле — осмотрев самолет после посадки. Оценка причиненного ущерба показала, что отремонтировать такое повреждение невозможно и хвост подлежит замене.
И тут сказался солидный возраст машины — в эскадрилье нашелся только один человек, который обладал необходимым опытом. Ведь это был первый случай за пятнадцать лет, когда пришлось целиком менять хвост.
В-52 принадлежит рекорд по дальности полета — 16 700 км. Благодаря этому самолет может доставить до 31,5 тонны ядерных бомб и ракет практически в любую точку мира.
Ту-95
Летающий «Медведь» — бомбардировщик Ту-95 — заступил на службу в 1956 году и с тех пор регулярно совершает полеты у границ НАТО. Каждый из четырех его двигателей обладает рекордным КПД (82%), но при этом они очень шумные: пролетающий Ту-95 могут засечь даже гидроакустические системы подводных лодок.
Этот самолет известен тем, что с его борта 30 октября 1961 года была сброшена самая мощная ядерная бомба в истории. Вес боеприпаса составлял 26,5 тонны, а мощность — более 100 мегатонн. По одной из версий испытывать бомбу на полную мощность военные не решились — ученые боялись, что заряд пробьет земную кору. К слову, акустическая волна прошла 800 км и выбила все стекла в поселке Диксоне.
Тихоходный — всего 830 км/ч — бомбардировщик «Ту-95МС» обладает высокой дальностью полета (порядка 11 тыс. км и потолком в 12 тыс. метров). За 17 часов полета «Медведь» расходует 96 тонн авиационного керосина.
U-2
Еще один знаменитый артефакт холодной войны — самолет-шпион U-2. C 1957 года этот самолет охотился сначала за советскими, а потом российскими военными секретами. Построенный специально по заказу ЦРУ, этот самолет с рабочим потолком в 21 км некоторое время был недосягаем для советской ПВО.
Долгое время в Кремле даже не догадывались о существовании этого самолета. Первые серийные экземпляры были построены в 1955 году. Спустя год они поступили в специальный отряд 10/10, базирующийся в Турции на авиабазе Инджирлик.
Пилоту самолета-шпиона приходилось проводить по восемь часов в одиночестве на высоте около 20 км. Малую нужду справить можно было, а вот большую — нет. Отсутствие возможности дефекации компенсировалось специальным сбалансированным питанием, не дающим большого количества отходов, а также правильным режимом перед полетом.
F-4 Phantom II
Этот список был бы неполным без McDonnell Douglas F-4 Phantom II, настоящего символа холодной войны наряду с бомбардировщиком B-52. Этот многоцелевой сверхзвуковой истребитель начал свою службу 30 декабря 1960 года, став неприятным подарком для советских военных. На его счету 15 мировых рекордов и немало сбитых противников. Например, израильский ас Амир Нахуми одержал 14 воздушных побед, пилотируя F-4 Phantom II.
На девяти узлах внешней подвески в модификации F-4E самолет способен нести различное авиационное вооружение вплоть до ядерных бомб. Долгое время F-4 оставался основным самолетом завоевания превосходства в воздухе американских ВВС и ВМС, немало повоевав во Вьетнаме. В этой войне пилоты F-4 одержали сорок воздушных побед. Немало таких истребителей было поставлено союзникам США и на экспорт. Сегодня F-4 все еще остаются на вооружении ВВС Ирана.