Авиация
Украина показала модернизированный беспилотник для разведки над Донбассом
Украинская компания АВК «Скаетон» разработала модернизированную версию беспилотного летательного аппарата ACS-3 (Raybird-3), применяемого ВСУ для воздушной разведки. Модернизированная модификация ACS -3M получила новый японский инжекторный двигатель, более совершенное программное обеспечение и возможность установки дополнительной полезной нагрузки – малогабаритного радара с синтезированной апертурой.
Новый двигатель более экономичны и надежный, чем его предшественник. Благодаря ему, высота полета увеличилась с 3 тысяч метров до 4,5 тысячи. Он также имеет автоматическую коррекцию подачи топлива, обеспечивая около 15 процентов его экономии. Летательные аппараты с новым двигателем уже были поставлены в Объединенные Арабские Эмираты – одному из зарубежных заказчиков компании.
Автономный режим полёта - 2,5 тыс. км, крейсерская скорость - 120 км/ч, продолжительность полёта - более 24 ч. Дальность в режиме прямого управления - 240 км.
Не менее важное обновление в модернизированном ACS-3M – это новый «софт». Его ключевое преимущество – клиент-серверная архитектура.
Раньше у беспилотника было одно рабочее место, взаимодействующее с одним летательным аппаратом. Теперь к наземной станции управления можно подсоединить любое количество БПЛА. И, наоборот, к одному дрону можно подключить любое количество пользователей. При этом программа способна разграничивать их права. Так, один оператор может лишь наблюдать за действиями беспилотника, а другой – управлять ими. Как утверждают в компании «Скаетон», обновленное программное обеспечение могут получить как новые покупатели, так и пользователи предыдущей модели.
По словам разработчика, время пребывания БПЛА в воздухе зависит от массы и типа полезной нагрузки. Так, с фотоаппаратом беспилотник сможет летать около 30 часов, а с камерой этот показатель будет зависеть от интенсивности ее использования и составит примерно 20 часов.
Компания готовит модернизированный дрон к госиспытаниям и принятию на вооружение Вооруженными силами Украины. В дальнейшем эту технику задействуют для разведки на Донбассе.
Ну и еще чуток о беспилотниках - Bayraktar Akinci: крупнейший турецкий ударный беспилотник
Начавшийся 27 сентября 2020 года крупный военный конфликт в Нагорном Карабахе приковал к себе внимание всего мира и серьезно повлиял на интерес к беспилотной авиации. В свете продолжающегося конфликта наибольший интерес вызывают турецкие ударные БЛА, в том числе Bayraktar ТВ2. Однако данный беспилотник уже не является вершиной развития турецких БЛА. Компанией Baykar Makina был разработан более крупный ударный беспилотник с большими ударными возможностями Bayraktar Akinci, первые фотографии которого просочились в прессу ещё в 2018 году.
Что известно об испытаниях нового беспилотника
Bayraktar Akinci по своим размерам уже сопоставим с полноценными истребителями. По своим размерам он заметно превосходит Bayraktar ТВ2. Первые фотографии нового аппарата появились в интернете в июне 2018 года, на тот момент разработка нового ударного беспилотника уже велась. Полностью этап предварительного проектирования нового БЛА был завершен инженерами компании Baykar Makina к июню 2019 года, после чего в августе стартовал этап наземных испытаний беспилотного летательного аппарата.
Известно, что Турция разрабатывала данный беспилотник в сотрудничестве с украинскими специалистами. В разработке нового ударного БЛА принимали участие работники компании «Укрспецэкспорт», которая входит в государственный оборонный концерн «Укроборонпром». Украинская сторона внесла свой вклад в проект беспилотника в первую очередь двигателями и композитными материалами. Также в проекте учитывался опыт украинских авиаконструкторов в проектировании крупных летательных аппаратов.
Первый самостоятельный полет новый ударный БЛА совершил 6 декабря 2019 года, в воздухе беспилотник провел тогда всего 16 минут. Испытания проводились на аэродроме Чорлу, расположенном на северо-западе Турции в провинции Текирдаг. Именно здесь расположен летно-тренировочный центр компании-производителя. Второй испытательный полет был выполнен уже 10 января 2020 года и продлился больше часа. В августе 2020 года к полетам приступил второй прототип Bayraktar Akinci. Всего представители компании Baykar Makina провели уже как минимум пять успешных испытаний двух летных прототипов нового ударного беспилотника. В том числе с полетами на высоте 30 тысяч футов (примерно 9150 метров).
Согласно предварительным планам компании Baykar Makina, принятие нового ударного БЛА на вооружение должно состояться до конца 2020 года. Первые поставки летательных аппаратов вооруженным силам Турции планируется начать уже в 2021 году.
Летно-технические возможности ударного БЛА Bayraktar Akinci
По своим летно-техническим характеристикам и габаритам новинка турецкой оборонной промышленности заметно превосходит предшественника Bayraktar ТВ2. По своим размерам Bayraktar Akinci сопоставим с американским разведывательно-ударным БЛА MQ-9 Reaper («Жнец»), превосходя американский аппарат по максимальной взлетной массе. При этом по своим летно-техническим характеристикам Akinci не дотягивает до американского коллеги, хотя и является существенным шагом вперед для турецкой оборонной промышленности. Одновременно с этим по своим боевым возможностям Akinci максимально близок «Жнецу», а в чем-то, возможно, его даже превосходит.
Новый БЛА представляет собой разведывательно-ударный высотный дальний беспилотный летательный аппарат. Беспилотник является довольно большим, достаточно сказать, что по размаху крыльев он превосходит американские истребители F-15/F-16. Размах крыла Bayraktar Akinci составляет 20 метров, длина аппарата – 12,2 метра, высота – 4,1 метра. Заявленная производителем максимальная взлетная масса составляет 5500 кг. При этом максимальная масса полезной нагрузки составляет 1350 кг (у «Жнеца» – 1700 кг). При этом вооружение, согласно представленным на официальном сайте производителя материалам, может размещаться на восьми внешних точках подвески.
Летно-технические данные новинки весьма высоки. Заявленная рабочая высота полета составляет 30 тысяч футов (примерно 9150 метров), практический потолок аппарата – 40 000 футов (примерно 12 200 метров). При этом беспилотник может находиться в воздухе до 24 часов. Как и свой предшественник, беспилотник обладает достаточно продвинутым ИИ и может совершать полет в полностью автоматическом режиме. Аппарат самостоятельно садиться, взлетает, выполняет полет в крейсерском режиме.
Силовая установка нового ударного БЛА представлена двумя украинскими модернизированными турбовинтовыми двигателями АИ-450 мощностью 450 л.с. каждый. Двигатели разработаны специалистами предприятия «Ивченко-Прогресс». Также возможна установка более мощных двигателей по 750 л.с. Мощности двигателей достаточно, чтобы обеспечить ударному беспилотнику Akinci максимальную скорость полета в 195 узлов (примерно 360 км/ч), крейсерская скорость полета – 130 узлов (примерно 240 км/ч).
Живучесть аппарата турецкие инженеры повысили за счет системы программного и аппаратного обеспечения с тройным резервированием. Отдельно подчеркивается установка на БЛА систем противодействия радиоэлектронным помехам. Подобные системы особенно актуальны при использовании противником средств РЭБ. Bayraktar Akinci станет беспилотником с собственной системой искусственного интеллекта, которая должна максимально повысить автономность полета, а также уровень информированности о ситуации на маршруте патрулирования, в том числе выявление целей и определение их координат.
Боевые возможности беспилотника Bayraktar Akinci
Новый турецкий беспилотник предназначен для нанесения авиационных ударов по наземным объектам противника, а также ведения оперативно-стратегической воздушной разведки. Помимо управляемого ракетного вооружения и корректируемых авиабомб, беспилотник может нести различные средства радиотехнической разведки. Особенностью беспилотника станет наличие на борту РЛС с активной фазированной антенной решеткой, что позволит беспилотнику самостоятельно выявлять воздушные цели. Также аппарат получит станцию предупреждения о воздушном столкновении и радар с синтезированной апертурой для получения радиолокационных изображений земной поверхности вне зависимости от метеорологических условий. На беспилотнике также будет присутствовать система оптической разведки, наблюдения и прицеливания Aseslan CATS.
Также производитель рассчитывает разместить на борту аппарата оборудование, необходимое для обнаружения радаров систем противовоздушной обороны противника с возможностью их последующего поражения широкой номенклатурой управляемых боеприпасов. Одной из задач нового ударно-разведывательного беспилотника должно стать снижение нагрузки на классические боевые самолеты истребительной авиации.
Номенклатура используемых боеприпасов достаточно обширна. Здесь и свободнопадающие авиабомбы Mk-81, Mk-82, Mk-83, в том числе в варианте преобразования в высокоточное оружие (JDAM), и малогабаритные управляемые бомбы MAM-L и MAM-С, которые являются основным вооружением для беспилотника Bayraktar ТВ2, и 70-мм ракеты CIRIT с лазерным наведением на цель, а также ПТУР L-UMTAS в воздушном варианте базирования с дальностью пуска 8 км.
Любопытно, что аппарат получил также возможность использования управляемых ракет класса «воздух-воздух», что позволяет ему атаковать и воздушные цели. В частности сообщается, что Akinci может стать носителем турецких ракет Gokdogan («Сапсан») и Bozdogan («Кречет»), которые созданы в Турции для замены американских ракет класса «воздух-воздух» AMRAAM и Sidewinder на истребителях F-16. Это первые созданные в Турции ракеты такого класса. Они были разработаны в рамках продолжающейся в стране программы импортозамещения американских вооружений. УР Gokdogan относится к ракетам ближнего боя и оснащается инфракрасной головкой самонаведения. В свою очередь Bozdogan является ракетой средней дальности, она получила радиолокационную ГСН.
К особенностям беспилотника турецкие разработчики относят тот факт, что Akinci станет первым коммерчески доступным БЛА, способным запускать крылатую ракету воздушного базирования. В арсенале данного беспилотника значится турецкая крылатая ракета SOM-A. Крылатая ракета длиной 4 метра и весом 620 кг в состоянии поражать цели на удалении до 250 км. Масса осколочно-фугасной боевой части ракеты составляет 230 кг. Система наведения — инерциальная, совмещенная с GPS.
Новый двигатель более экономичны и надежный, чем его предшественник. Благодаря ему, высота полета увеличилась с 3 тысяч метров до 4,5 тысячи. Он также имеет автоматическую коррекцию подачи топлива, обеспечивая около 15 процентов его экономии. Летательные аппараты с новым двигателем уже были поставлены в Объединенные Арабские Эмираты – одному из зарубежных заказчиков компании.
Автономный режим полёта - 2,5 тыс. км, крейсерская скорость - 120 км/ч, продолжительность полёта - более 24 ч. Дальность в режиме прямого управления - 240 км.
Не менее важное обновление в модернизированном ACS-3M – это новый «софт». Его ключевое преимущество – клиент-серверная архитектура.
Раньше у беспилотника было одно рабочее место, взаимодействующее с одним летательным аппаратом. Теперь к наземной станции управления можно подсоединить любое количество БПЛА. И, наоборот, к одному дрону можно подключить любое количество пользователей. При этом программа способна разграничивать их права. Так, один оператор может лишь наблюдать за действиями беспилотника, а другой – управлять ими. Как утверждают в компании «Скаетон», обновленное программное обеспечение могут получить как новые покупатели, так и пользователи предыдущей модели.
По словам разработчика, время пребывания БПЛА в воздухе зависит от массы и типа полезной нагрузки. Так, с фотоаппаратом беспилотник сможет летать около 30 часов, а с камерой этот показатель будет зависеть от интенсивности ее использования и составит примерно 20 часов.
Компания готовит модернизированный дрон к госиспытаниям и принятию на вооружение Вооруженными силами Украины. В дальнейшем эту технику задействуют для разведки на Донбассе.
Ну и еще чуток о беспилотниках - Bayraktar Akinci: крупнейший турецкий ударный беспилотник
Начавшийся 27 сентября 2020 года крупный военный конфликт в Нагорном Карабахе приковал к себе внимание всего мира и серьезно повлиял на интерес к беспилотной авиации. В свете продолжающегося конфликта наибольший интерес вызывают турецкие ударные БЛА, в том числе Bayraktar ТВ2. Однако данный беспилотник уже не является вершиной развития турецких БЛА. Компанией Baykar Makina был разработан более крупный ударный беспилотник с большими ударными возможностями Bayraktar Akinci, первые фотографии которого просочились в прессу ещё в 2018 году.
Что известно об испытаниях нового беспилотника
Bayraktar Akinci по своим размерам уже сопоставим с полноценными истребителями. По своим размерам он заметно превосходит Bayraktar ТВ2. Первые фотографии нового аппарата появились в интернете в июне 2018 года, на тот момент разработка нового ударного беспилотника уже велась. Полностью этап предварительного проектирования нового БЛА был завершен инженерами компании Baykar Makina к июню 2019 года, после чего в августе стартовал этап наземных испытаний беспилотного летательного аппарата.
Известно, что Турция разрабатывала данный беспилотник в сотрудничестве с украинскими специалистами. В разработке нового ударного БЛА принимали участие работники компании «Укрспецэкспорт», которая входит в государственный оборонный концерн «Укроборонпром». Украинская сторона внесла свой вклад в проект беспилотника в первую очередь двигателями и композитными материалами. Также в проекте учитывался опыт украинских авиаконструкторов в проектировании крупных летательных аппаратов.
Первый самостоятельный полет новый ударный БЛА совершил 6 декабря 2019 года, в воздухе беспилотник провел тогда всего 16 минут. Испытания проводились на аэродроме Чорлу, расположенном на северо-западе Турции в провинции Текирдаг. Именно здесь расположен летно-тренировочный центр компании-производителя. Второй испытательный полет был выполнен уже 10 января 2020 года и продлился больше часа. В августе 2020 года к полетам приступил второй прототип Bayraktar Akinci. Всего представители компании Baykar Makina провели уже как минимум пять успешных испытаний двух летных прототипов нового ударного беспилотника. В том числе с полетами на высоте 30 тысяч футов (примерно 9150 метров).
Согласно предварительным планам компании Baykar Makina, принятие нового ударного БЛА на вооружение должно состояться до конца 2020 года. Первые поставки летательных аппаратов вооруженным силам Турции планируется начать уже в 2021 году.
Летно-технические возможности ударного БЛА Bayraktar Akinci
По своим летно-техническим характеристикам и габаритам новинка турецкой оборонной промышленности заметно превосходит предшественника Bayraktar ТВ2. По своим размерам Bayraktar Akinci сопоставим с американским разведывательно-ударным БЛА MQ-9 Reaper («Жнец»), превосходя американский аппарат по максимальной взлетной массе. При этом по своим летно-техническим характеристикам Akinci не дотягивает до американского коллеги, хотя и является существенным шагом вперед для турецкой оборонной промышленности. Одновременно с этим по своим боевым возможностям Akinci максимально близок «Жнецу», а в чем-то, возможно, его даже превосходит.
Новый БЛА представляет собой разведывательно-ударный высотный дальний беспилотный летательный аппарат. Беспилотник является довольно большим, достаточно сказать, что по размаху крыльев он превосходит американские истребители F-15/F-16. Размах крыла Bayraktar Akinci составляет 20 метров, длина аппарата – 12,2 метра, высота – 4,1 метра. Заявленная производителем максимальная взлетная масса составляет 5500 кг. При этом максимальная масса полезной нагрузки составляет 1350 кг (у «Жнеца» – 1700 кг). При этом вооружение, согласно представленным на официальном сайте производителя материалам, может размещаться на восьми внешних точках подвески.
Летно-технические данные новинки весьма высоки. Заявленная рабочая высота полета составляет 30 тысяч футов (примерно 9150 метров), практический потолок аппарата – 40 000 футов (примерно 12 200 метров). При этом беспилотник может находиться в воздухе до 24 часов. Как и свой предшественник, беспилотник обладает достаточно продвинутым ИИ и может совершать полет в полностью автоматическом режиме. Аппарат самостоятельно садиться, взлетает, выполняет полет в крейсерском режиме.
Силовая установка нового ударного БЛА представлена двумя украинскими модернизированными турбовинтовыми двигателями АИ-450 мощностью 450 л.с. каждый. Двигатели разработаны специалистами предприятия «Ивченко-Прогресс». Также возможна установка более мощных двигателей по 750 л.с. Мощности двигателей достаточно, чтобы обеспечить ударному беспилотнику Akinci максимальную скорость полета в 195 узлов (примерно 360 км/ч), крейсерская скорость полета – 130 узлов (примерно 240 км/ч).
Живучесть аппарата турецкие инженеры повысили за счет системы программного и аппаратного обеспечения с тройным резервированием. Отдельно подчеркивается установка на БЛА систем противодействия радиоэлектронным помехам. Подобные системы особенно актуальны при использовании противником средств РЭБ. Bayraktar Akinci станет беспилотником с собственной системой искусственного интеллекта, которая должна максимально повысить автономность полета, а также уровень информированности о ситуации на маршруте патрулирования, в том числе выявление целей и определение их координат.
Боевые возможности беспилотника Bayraktar Akinci
Новый турецкий беспилотник предназначен для нанесения авиационных ударов по наземным объектам противника, а также ведения оперативно-стратегической воздушной разведки. Помимо управляемого ракетного вооружения и корректируемых авиабомб, беспилотник может нести различные средства радиотехнической разведки. Особенностью беспилотника станет наличие на борту РЛС с активной фазированной антенной решеткой, что позволит беспилотнику самостоятельно выявлять воздушные цели. Также аппарат получит станцию предупреждения о воздушном столкновении и радар с синтезированной апертурой для получения радиолокационных изображений земной поверхности вне зависимости от метеорологических условий. На беспилотнике также будет присутствовать система оптической разведки, наблюдения и прицеливания Aseslan CATS.
Также производитель рассчитывает разместить на борту аппарата оборудование, необходимое для обнаружения радаров систем противовоздушной обороны противника с возможностью их последующего поражения широкой номенклатурой управляемых боеприпасов. Одной из задач нового ударно-разведывательного беспилотника должно стать снижение нагрузки на классические боевые самолеты истребительной авиации.
Номенклатура используемых боеприпасов достаточно обширна. Здесь и свободнопадающие авиабомбы Mk-81, Mk-82, Mk-83, в том числе в варианте преобразования в высокоточное оружие (JDAM), и малогабаритные управляемые бомбы MAM-L и MAM-С, которые являются основным вооружением для беспилотника Bayraktar ТВ2, и 70-мм ракеты CIRIT с лазерным наведением на цель, а также ПТУР L-UMTAS в воздушном варианте базирования с дальностью пуска 8 км.
Любопытно, что аппарат получил также возможность использования управляемых ракет класса «воздух-воздух», что позволяет ему атаковать и воздушные цели. В частности сообщается, что Akinci может стать носителем турецких ракет Gokdogan («Сапсан») и Bozdogan («Кречет»), которые созданы в Турции для замены американских ракет класса «воздух-воздух» AMRAAM и Sidewinder на истребителях F-16. Это первые созданные в Турции ракеты такого класса. Они были разработаны в рамках продолжающейся в стране программы импортозамещения американских вооружений. УР Gokdogan относится к ракетам ближнего боя и оснащается инфракрасной головкой самонаведения. В свою очередь Bozdogan является ракетой средней дальности, она получила радиолокационную ГСН.
К особенностям беспилотника турецкие разработчики относят тот факт, что Akinci станет первым коммерчески доступным БЛА, способным запускать крылатую ракету воздушного базирования. В арсенале данного беспилотника значится турецкая крылатая ракета SOM-A. Крылатая ракета длиной 4 метра и весом 620 кг в состоянии поражать цели на удалении до 250 км. Масса осколочно-фугасной боевой части ракеты составляет 230 кг. Система наведения — инерциальная, совмещенная с GPS.