Авиация
Stipa-Caproni
Импеллер – это пропеллер, заключённый в кольцо для снижения энергетических потерь из-за перетекания воздуха на законцовках лопастей. А теперь представьте себе, что импеллером служит... весь самолёт. Как-то так можно охарактеризовать Stipa-Caproni.
Эту схему придумал итальянский инженер Луиджи Стипа, а реализовала крупная авиастроительная компания Società Caproni e Comitti. Собственно, Стипа изобрёл и запатентовал «интубированный пропеллер», пропеллер-в-трубе, прототип как импеллера, так и вообще турбовентиляторного авиационного двигателя. Он спроектировал большой корпус-фюзеляж, внутрь которого установит обычный двигатель с пропеллером — и это позволило существенно уменьшить потери мощности, правда, за счёт уменьшения полезной площади и грузоподъёмности самолёта.
Стипа работал в инженерном отделе Министерства авиации Италии и математически доказал состоятельность своей идеи высшему начальству. Ему выделили средства и выбрали Caproni в качестве исполнителя. 7 октября 1932 года Stipa-Caproni полетел.
Самолёт оказался отличным. По крайней мере с точки зрения пилота-испытателя Доменико Антонини. Во‑первых, он был значительно мощнее, чем аналоги с точно таким же двигателем. Во‑вторых, труба-фюзеляж создавала дополнительную подъёмную силу. В-третьих, он был очень стабилен в полёте. Только вот аэродинамическое сопротивление было таким сильным, что больше чем до 131 км/ч самолёт разогнаться не мог никоим образом. Он оказался тихоходом.
Система Стипы оказала огромное влияние на тенденции мирового авиастроения. Его наработки и патенты использовались впоследствии при проектировании фюзеляжей и двигателей. Его работы изучали и продолжают изучать в авиационных институтах всего мира. А импеллеры, запатентованные Стипой, используются повсеместно не только в авиации, но и в судостроении — для винтов. Только вот оригинальный Stipa-Caproni был в 1933 году разрезан на металл. В начале 2000-х годов австралийские энтузиасты построили реплику удивительного самолёта.
Австралийская реплика Stipa-Caproni
ЛТХ:
Модификация Stipa
Размах крыла, м 14.30
Длина, м 6.04
Высота, м 3.24
Площадь крыла, м2 19.00
Масса, кг
пустого самолета 595
максимальная взлетная 850
Тип двигателя 1 ПД DeHavilland Gipsy III
Мощность, л.с. 1 х 120
Максимальная скорость , км/ч 133
Продолжительность полета, мин 40
Экипаж, чел 1
Эту схему придумал итальянский инженер Луиджи Стипа, а реализовала крупная авиастроительная компания Società Caproni e Comitti. Собственно, Стипа изобрёл и запатентовал «интубированный пропеллер», пропеллер-в-трубе, прототип как импеллера, так и вообще турбовентиляторного авиационного двигателя. Он спроектировал большой корпус-фюзеляж, внутрь которого установит обычный двигатель с пропеллером — и это позволило существенно уменьшить потери мощности, правда, за счёт уменьшения полезной площади и грузоподъёмности самолёта.
Стипа работал в инженерном отделе Министерства авиации Италии и математически доказал состоятельность своей идеи высшему начальству. Ему выделили средства и выбрали Caproni в качестве исполнителя. 7 октября 1932 года Stipa-Caproni полетел.
Самолёт оказался отличным. По крайней мере с точки зрения пилота-испытателя Доменико Антонини. Во‑первых, он был значительно мощнее, чем аналоги с точно таким же двигателем. Во‑вторых, труба-фюзеляж создавала дополнительную подъёмную силу. В-третьих, он был очень стабилен в полёте. Только вот аэродинамическое сопротивление было таким сильным, что больше чем до 131 км/ч самолёт разогнаться не мог никоим образом. Он оказался тихоходом.
Система Стипы оказала огромное влияние на тенденции мирового авиастроения. Его наработки и патенты использовались впоследствии при проектировании фюзеляжей и двигателей. Его работы изучали и продолжают изучать в авиационных институтах всего мира. А импеллеры, запатентованные Стипой, используются повсеместно не только в авиации, но и в судостроении — для винтов. Только вот оригинальный Stipa-Caproni был в 1933 году разрезан на металл. В начале 2000-х годов австралийские энтузиасты построили реплику удивительного самолёта.
Австралийская реплика Stipa-Caproni
ЛТХ:
Модификация Stipa
Размах крыла, м 14.30
Длина, м 6.04
Высота, м 3.24
Площадь крыла, м2 19.00
Масса, кг
пустого самолета 595
максимальная взлетная 850
Тип двигателя 1 ПД DeHavilland Gipsy III
Мощность, л.с. 1 х 120
Максимальная скорость , км/ч 133
Продолжительность полета, мин 40
Экипаж, чел 1