Закончилась вторая мировая война. Советская армия захватила немало военных трофеев в Германии. Превосходство технологий было в разы. Баллистические ракеты ФАУ, ракетный гранатомёт ФАУСТ и конечно скоростные реактивные самолёты. Вот и озадачился Сталин заиметь свой реактивный истребитель. Вызвал он наркома авиапромышленности Яковлева к себе и говорит: «Надо бы наладить производство таких самолётов, чем мы хуже фашистов. Вон у них какие самолётики. Месершмидт 262, например, быстро сволочь летает». На что Яковлев ответил: «Месер хреново летает, мы лучше придумаем». Ну, за язык Яковлева никто не тянул, раз пообещал, надо выполнять. А спросит Сталин строго. Четырём ОКБ было дано задание на создание реактивного истребителя. Срок исполнения – год. Маловато будет, однако, но делать нечего...
Яковлев не стал сильно заморачиваться, а взял, и на планер своего ЯК-3 поставил трофейный движок Yumo 004. Самолёт с двигателем под брюхом напоминал беременную рыбу. Такая схема установки называется реданной. ЯК-15 летал не очень, гораздо хуже Месершмида 262, но был плюс - то, что все ручки управления и приборы от ЯК-3, и молодым лётчикам, было проще переучиваться на новую, реактивную тягу.
К апрелю 1946 года самолёт был готов и поднялся в небо. На самолёте стояла одна скорострельная пушка калибра 23 миллиметра. Скорость была искусственно ограничена до 700 км\ч. Двигатель Yumo 004 мог растолкать самолёт и сильнее, но слабый, деревянный планер от ЯК-3, не выдерживал таких нагрузок. Ещё одна хрень заключалась в том, что от горячего выхлопа загоралось хвостовое оперение. Пришлось его обшивать теплостойким металлом.
Но ЯК-15 не первый самолёт. На час раньше его взлетел МИГ-9. Микоян к заданию Сталина отнёсся более ответственно и для трофейного движка BMW 003 специально разработал новый планер. Компоновку в целом можно назвать удачно. В носовой части располагались воздухозаборники, три пушки калибра 23 мм и складывающаяся стойка шасси. После такая компоновка стала классической для советских самолётов. Но вот реданное размещение двигателей удачным назвать нельзя. Интересно, что они все там помешались на редане. У того же Мессера эти движки на крыльях располагались. Крылья тонкого профиля были прямыми – именно по прямым крыльям эти самолёты относят к первому поколению. Летал он хреново. Был крайне неустойчив по тангажу. При разгоне, на взлётной полосе, стремился сесть на хвост. При резком движении рулями высоты начинал кувыркаться. Интересный факт, что в учебных боях с винтовыми истребителями «Спитфайр», ЯК-3, Ла-7, « Аэрокобра», несмотря в преимуществе в скорости, МИГ-9 ни разу не выигрывал. Первый блин комом вышел.
И всё таки МИГ-9 послужил ступенькой для развитие ОКБ Микояна. В 1948 году, после запуск в серию новых МИГ-15, МИГ-9 сняли с вооружения. Намучившись с этой беременной рыбой, наши решили подарить этот истребитель дружественному Китаю.
А вот Лавочкин запоздал со своим ЛА-150. Самолёт встал на крыло на пол года позже ЯК-15 и МиГ-9. Схема размещение двигателя - реданная. Всё те же Yumo 004. По маневренности и скорости незначительно превосходил своих конкурентов, но третий посредственный истребитель стране был не нужен. К тому же Лавочкин был в опале и вскоре его ОКБ переориентировали на выпуск самолётов-снарядов. Так назывались в то время крылатые ракеты. А ЛА-150 приняв участие в нескольких парадах, был благополучно забыт. Даже малой серией не выпускался.