Истории
Кровавый след: браунинг стал главным оружием политических убийств
Пожалуй, ни один другой пистолет не оставил такого следа в истории, как браунинг. Именно его в начале ХХ века предпочитали всевозможные террористы и борцы за светлые идеи, для того чтобы отправить на тот свет высокопоставленного чиновника или монаршую особу. Помните, как говорил старина Швейк, рассуждая о покушении эрцгерцога Фердинанда: «Для такого дела я бы купил себе браунинг: на вид игрушка, а из него можно в два счета перестрелять двадцать эрцгерцогов, хоть тощих, хоть толстых». Так все и было – браунинг работал гораздо быстрее, чем револьверы того времени, и давал своему обладателю несомненное превосходство в ближнем бою. Его можно было легко спрятать и быстро выхватить.
От Хельсинки до Харбина
Первое громкое убийство с применением браунинга произошло в 1904 году: выстрелами из М1900 был смертельно ранен вице-губернатор Финляндии и командующий войсками Финляндского военного округа Николай Бобриков. Террорист – чиновник сената Евгений Шауман – застрелился на месте преступления. Шаумана, как и многих финских националистов (да и российских либералов), очень раздражала слишком прорусская политика Бобрикова: тот выступал за объединение армии, облегчение русским поступления на службу в Финляндии, лоббировал принятие русского языка в качестве официального в сенате, государственных и учебных заведениях и т. д. Утром 3 июня на лестничной площадке здания сената Шауман трижды выстрелил в Бобрикова. Как писали газеты, одна пуля прошла через шею «неопасно», вторая угодила в орден и лишь контузила, а третья попала в живот и стала причиной смерти.
В следующий раз браунинг М1900 отметился в 1909 году в Азии. Жертвой оказался бывший премьер-министр Японии, первый генерал-резидент Кореи и председатель Тайного cовета Японии Ито Хиробуми. Его убийца, корейский националист Ан Чунгын надеялся, что таким образом принесет свободу своей стране. После русско-японской войны 1904–1905 годов Япония установила протекторат над Кореей. Ан сначала участвовал в партизанском движении, а затем решил перейти к индивидуальному террору. Он верил, что японский император Мейдзи хочет предоставить Корее независимость, а коварный Хиробуми всячески препятствует этому.
6 октября председатель Тайного cовета прибыл в Харбин, чтобы встретиться с русским министром финансов Владимиром Коковцевым. Прямо на платформе к Хиробуми подскочил террорист и произвел шесть выстрелов, три из которых оказались смертельными. Чиновник скончался через полчаса, успев перед смертью сказать: «Он застрелил меня, вот дурак!». И правда, убийство Хиробуми стало поводом для окончательной аннексии Кореи Японией.
Браунинг «Хай-Пауэр» (Browning High-Power)
Убийца империй
Снова Российская империя, 1911 год. Революционер-анархист, а по совместительству осведомитель охранного отделения Дмитрий Богров смертельно ранил премьер-министра Петра Столыпина.
Революционеры давно охотились за премьером, можно сказать, что он жил с мишенью на лбу. А тут нашелся подходящий исполнитель и подвернулся удобный случай. В целом история хорошо известна: по пропуску, выданному местной «охранкой», Богров проник в киевский оперный театр, где присутствовали царь Николай II с дочерьми и приближенными, среди которых был Петр Столыпин.
Во время антракта террорист приблизился к премьеру и выстрелил дважды в упор. Одна пуля попала в руку, другая в печень. Вообще-то Богров целился в сердце, но пуля изменила направление, отрикошетив от ордена. Столыпин скончался через четыре дня, а убийцу схватили на месте и позже приговорили к смертной казни через повешение.
Знавшие Богрова считали его не то революционером-романтиком, не то психопатом. Примерно за год до покушения он писал о себе: «Я стал отчаянным неврастеником… все мне порядочно надоело и хочется выкинуть что-нибудь экстравагантное, хотя и не цыганское это дело».
Самое громкое дело браунинга: 1914 год, Сараево. Сербский студент Гаврило Принцип подбегает к автомобилю наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и делает два выстрела в упор. Фердинанд получил ранение в яремную вену, его супруга София – в живот. Оба скончались по пути в резиденцию губернатора. Позже Принцип уверял, что не собирался убивать женщину, а вторая пуля предназначалась губернатору Боснии Оскару Потиореку, ехавшему в той же машине.
Сараевское убийство стало формальным поводом к началу Первой мировой войны, после которой браунинг стали называть «убийцей четырех империй». Ведь с двух выстрелов из этого маленького пистолета начались процессы, приведшие к крушению Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской империй.
Советские приключения
Советская Россия, 30 августа 1918 год. Полуслепая эсерка Фанни Каплан из браунинга М1900 стреляет в лидера большевиков Владимира Ленина после его выступления на заводе Михельсона в Москве.
Покушение на Владимира Ленина
По официальной версии, Ленин был в тот день без охраны, и когда он садился в автомобиль, Каплан беспрепятственно подошла к нему и трижды выстрелила в упор. Одна пуля прошла мимо, вторая попала в руку вождя, третья – в шею. Это ранение врачи считали очень опасным, даже смертельным, но Ильич быстро пошел на поправку, и 22 октября состоялось его первое после покушения публичное выступление. Вероятно, его спасло то, что Каплан использовала довольно слабые патроны 7,65х17 мощностью около 200 Дж.
Покушение на Ленина и совершенное в тот же день убийство председателя петроградской ЧК Моисея Урицкого стали поводом для развязывания большевиками Красного террора.
Кстати, сам вождь мирового пролетариата тоже носил с собой браунинг, и именно модель 1900 года. Правда, он не сумел воспользоваться оружием, когда однажды попал в руки грабителей.
Это случилось 6 января 1919 года. Известный налетчик Яков Кошельков остановил авто, в котором ехали Ленин с сестрой Марией, шофером Гилем и охранником Иваном Чабановым. По воспоминаниям Гиля, Ленин принял бандитов за красный патруль и дал команду остановиться. Бандиты вытащили всех из машины и принялись обыскивать. Ильич все еще не понимал, что происходит. «Я Ленин» – возмущался он, показывая грабителям документы. Но Кошельков был плохо образован и далек от политики, а потому только рявкнул: «Черт с тобой, что ты Левин. А я Кошельков, хозяин города ночью». После чего отобрал у Ильича документы и браунинг. В июле того года «ночной хозяин города» попал в засаду чекистов и погиб в перестрелке. При обыске у него среди прочего был найден похищенный пистолет вождя.
Вообще, 1918 год выдался богатым на убийства и покушения. 6 июля в Москве двое левых эсеров, Яков Блюмкин и Николай Андреев, совершили покушение на посла Германии в Советской России Вильгельма фон Мирбаха. Его убийством они надеялись сорвать заключение большевиками Брестского мира. В большинстве источников пишут, что исполнители стреляли из револьверов. Но Роберт Пейн в книге «Ленин. Жизнь, смерть» приводит слова самого Блюмкина, сказанные его приятелю: «Я беседовал с ним [Мирбахом] и смотрел ему прямо в глаза, а сам все время думал: я должен убить этого человека. У меня в портфеле среди бумаг был спрятан браунинг…».
Летом 1918 года два браунинга, модели М1900 и М1903, использовались екатеринбургскими чекистами при расстреле царской семьи.
Примерно в то же время браунинг мог оборвать жизнь большевистского лидера Михаила Фрунзе, занимавшего должность председателя Иваново-Вознесенского губкома и военного комиссара Иваново-Вознесенской губернии. Однажды в его приемной появилась молодая женщина и стала настойчиво требовать встречи. Но ее слишком нервное поведение насторожило охрану, девушку задержали, а при обыске нашли заряженный браунинг. На допросе выяснилось, что она является дочерью одного из расстрелянных белых офицеров и пришла мстить за отца.
Поэт, президент, папа
До сих пор нет единого мнения, с помощью какого пистолета поставил точку в своей жизни поэт Владимир Маяковский. В протоколе следствия записано, что это был маузер модели 1910/14 – этот пистолет изъяли сотрудники ОГПУ. Однако музею Маяковского в 1995 году были переданы пистолет браунинг М1900 № 268979, пуля и гильза. В прилагаемом описании сказано, что пуля и гильза были частями рокового патрона.
Убийство Поля Думера
Все дело в том, что поэт был большим любителем оружия, имел коллекцию из нескольких стволов – револьвер «Велодог», браунинг М1900, маузер 1910/14, «Баярд» 1908 и, по воспоминаниям друзей, оборудовал у себя на даче импровизированные тиры. Маузер 1910 и «Баярд» – это компактные пистолеты, которые используют тот же 7,56-миллиметровый патрон, что и браунинг. К слову, разрешительные документы на оружие были заполнены небрежно и с ошибками, само оружие поэт тоже хранил не слишком прилежно.
Последним громким делом, в котором отметился браунинг первых серий, стало убийство президента Франции Поля Думера в 1932 году. 6 мая 1932 года русский поэт-эмигрант Павел Горгулов, имея пригласительный билет на имя писателя Поля Бреда, проник на открытие книжной ярмарки ветеранов Первой мировой и несколько раз в упор выстрелил в Думера. Горгулов использовал совсем крошечный «дамский» браунинг М1906 под патроны 6,35х15 мм, начальная энергия пули в них не превышает 100 Дж. Но попадания были удачными – в основание черепа и в правую лопатку, и несмотря на усилия врачей, последний президент Третьей республики скончался.
До сих пор неясно, зачем Горгулову понадобилось стрелять во французского президента. Известно, что молодой человек исповедовал странную форму русского национализма, пропагандировал идеи скифства и особой русской духовности, которая противопоставлялась западной технократии, и придумал некую «Крестьянскую (земледельческую) партию зеленых».
А финальным аккордом браунинга уже в наше время стало покушение на папу Иоанна Павла II, совершенное боевиком турецкой ультраправой группировки «Серые волки» Мехметом Али Агджой в 1981 году. Для своего дела Агжа выбрал мощный 13-зарядный High-Power под патрон 9х19 Luger. Папа получил четыре пули, но выжил, вернулся к активной деятельности, а драматический инцидент только добавил ему популярности.
От Хельсинки до Харбина
Первое громкое убийство с применением браунинга произошло в 1904 году: выстрелами из М1900 был смертельно ранен вице-губернатор Финляндии и командующий войсками Финляндского военного округа Николай Бобриков. Террорист – чиновник сената Евгений Шауман – застрелился на месте преступления. Шаумана, как и многих финских националистов (да и российских либералов), очень раздражала слишком прорусская политика Бобрикова: тот выступал за объединение армии, облегчение русским поступления на службу в Финляндии, лоббировал принятие русского языка в качестве официального в сенате, государственных и учебных заведениях и т. д. Утром 3 июня на лестничной площадке здания сената Шауман трижды выстрелил в Бобрикова. Как писали газеты, одна пуля прошла через шею «неопасно», вторая угодила в орден и лишь контузила, а третья попала в живот и стала причиной смерти.
В следующий раз браунинг М1900 отметился в 1909 году в Азии. Жертвой оказался бывший премьер-министр Японии, первый генерал-резидент Кореи и председатель Тайного cовета Японии Ито Хиробуми. Его убийца, корейский националист Ан Чунгын надеялся, что таким образом принесет свободу своей стране. После русско-японской войны 1904–1905 годов Япония установила протекторат над Кореей. Ан сначала участвовал в партизанском движении, а затем решил перейти к индивидуальному террору. Он верил, что японский император Мейдзи хочет предоставить Корее независимость, а коварный Хиробуми всячески препятствует этому.
6 октября председатель Тайного cовета прибыл в Харбин, чтобы встретиться с русским министром финансов Владимиром Коковцевым. Прямо на платформе к Хиробуми подскочил террорист и произвел шесть выстрелов, три из которых оказались смертельными. Чиновник скончался через полчаса, успев перед смертью сказать: «Он застрелил меня, вот дурак!». И правда, убийство Хиробуми стало поводом для окончательной аннексии Кореи Японией.
Браунинг «Хай-Пауэр» (Browning High-Power)
Убийца империй
Снова Российская империя, 1911 год. Революционер-анархист, а по совместительству осведомитель охранного отделения Дмитрий Богров смертельно ранил премьер-министра Петра Столыпина.
Революционеры давно охотились за премьером, можно сказать, что он жил с мишенью на лбу. А тут нашелся подходящий исполнитель и подвернулся удобный случай. В целом история хорошо известна: по пропуску, выданному местной «охранкой», Богров проник в киевский оперный театр, где присутствовали царь Николай II с дочерьми и приближенными, среди которых был Петр Столыпин.
Во время антракта террорист приблизился к премьеру и выстрелил дважды в упор. Одна пуля попала в руку, другая в печень. Вообще-то Богров целился в сердце, но пуля изменила направление, отрикошетив от ордена. Столыпин скончался через четыре дня, а убийцу схватили на месте и позже приговорили к смертной казни через повешение.
Знавшие Богрова считали его не то революционером-романтиком, не то психопатом. Примерно за год до покушения он писал о себе: «Я стал отчаянным неврастеником… все мне порядочно надоело и хочется выкинуть что-нибудь экстравагантное, хотя и не цыганское это дело».
Самое громкое дело браунинга: 1914 год, Сараево. Сербский студент Гаврило Принцип подбегает к автомобилю наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и делает два выстрела в упор. Фердинанд получил ранение в яремную вену, его супруга София – в живот. Оба скончались по пути в резиденцию губернатора. Позже Принцип уверял, что не собирался убивать женщину, а вторая пуля предназначалась губернатору Боснии Оскару Потиореку, ехавшему в той же машине.
Сараевское убийство стало формальным поводом к началу Первой мировой войны, после которой браунинг стали называть «убийцей четырех империй». Ведь с двух выстрелов из этого маленького пистолета начались процессы, приведшие к крушению Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской империй.
Советские приключения
Советская Россия, 30 августа 1918 год. Полуслепая эсерка Фанни Каплан из браунинга М1900 стреляет в лидера большевиков Владимира Ленина после его выступления на заводе Михельсона в Москве.
Покушение на Владимира Ленина
По официальной версии, Ленин был в тот день без охраны, и когда он садился в автомобиль, Каплан беспрепятственно подошла к нему и трижды выстрелила в упор. Одна пуля прошла мимо, вторая попала в руку вождя, третья – в шею. Это ранение врачи считали очень опасным, даже смертельным, но Ильич быстро пошел на поправку, и 22 октября состоялось его первое после покушения публичное выступление. Вероятно, его спасло то, что Каплан использовала довольно слабые патроны 7,65х17 мощностью около 200 Дж.
Покушение на Ленина и совершенное в тот же день убийство председателя петроградской ЧК Моисея Урицкого стали поводом для развязывания большевиками Красного террора.
Кстати, сам вождь мирового пролетариата тоже носил с собой браунинг, и именно модель 1900 года. Правда, он не сумел воспользоваться оружием, когда однажды попал в руки грабителей.
Это случилось 6 января 1919 года. Известный налетчик Яков Кошельков остановил авто, в котором ехали Ленин с сестрой Марией, шофером Гилем и охранником Иваном Чабановым. По воспоминаниям Гиля, Ленин принял бандитов за красный патруль и дал команду остановиться. Бандиты вытащили всех из машины и принялись обыскивать. Ильич все еще не понимал, что происходит. «Я Ленин» – возмущался он, показывая грабителям документы. Но Кошельков был плохо образован и далек от политики, а потому только рявкнул: «Черт с тобой, что ты Левин. А я Кошельков, хозяин города ночью». После чего отобрал у Ильича документы и браунинг. В июле того года «ночной хозяин города» попал в засаду чекистов и погиб в перестрелке. При обыске у него среди прочего был найден похищенный пистолет вождя.
Вообще, 1918 год выдался богатым на убийства и покушения. 6 июля в Москве двое левых эсеров, Яков Блюмкин и Николай Андреев, совершили покушение на посла Германии в Советской России Вильгельма фон Мирбаха. Его убийством они надеялись сорвать заключение большевиками Брестского мира. В большинстве источников пишут, что исполнители стреляли из револьверов. Но Роберт Пейн в книге «Ленин. Жизнь, смерть» приводит слова самого Блюмкина, сказанные его приятелю: «Я беседовал с ним [Мирбахом] и смотрел ему прямо в глаза, а сам все время думал: я должен убить этого человека. У меня в портфеле среди бумаг был спрятан браунинг…».
Летом 1918 года два браунинга, модели М1900 и М1903, использовались екатеринбургскими чекистами при расстреле царской семьи.
Примерно в то же время браунинг мог оборвать жизнь большевистского лидера Михаила Фрунзе, занимавшего должность председателя Иваново-Вознесенского губкома и военного комиссара Иваново-Вознесенской губернии. Однажды в его приемной появилась молодая женщина и стала настойчиво требовать встречи. Но ее слишком нервное поведение насторожило охрану, девушку задержали, а при обыске нашли заряженный браунинг. На допросе выяснилось, что она является дочерью одного из расстрелянных белых офицеров и пришла мстить за отца.
Поэт, президент, папа
До сих пор нет единого мнения, с помощью какого пистолета поставил точку в своей жизни поэт Владимир Маяковский. В протоколе следствия записано, что это был маузер модели 1910/14 – этот пистолет изъяли сотрудники ОГПУ. Однако музею Маяковского в 1995 году были переданы пистолет браунинг М1900 № 268979, пуля и гильза. В прилагаемом описании сказано, что пуля и гильза были частями рокового патрона.
Убийство Поля Думера
Все дело в том, что поэт был большим любителем оружия, имел коллекцию из нескольких стволов – револьвер «Велодог», браунинг М1900, маузер 1910/14, «Баярд» 1908 и, по воспоминаниям друзей, оборудовал у себя на даче импровизированные тиры. Маузер 1910 и «Баярд» – это компактные пистолеты, которые используют тот же 7,56-миллиметровый патрон, что и браунинг. К слову, разрешительные документы на оружие были заполнены небрежно и с ошибками, само оружие поэт тоже хранил не слишком прилежно.
Последним громким делом, в котором отметился браунинг первых серий, стало убийство президента Франции Поля Думера в 1932 году. 6 мая 1932 года русский поэт-эмигрант Павел Горгулов, имея пригласительный билет на имя писателя Поля Бреда, проник на открытие книжной ярмарки ветеранов Первой мировой и несколько раз в упор выстрелил в Думера. Горгулов использовал совсем крошечный «дамский» браунинг М1906 под патроны 6,35х15 мм, начальная энергия пули в них не превышает 100 Дж. Но попадания были удачными – в основание черепа и в правую лопатку, и несмотря на усилия врачей, последний президент Третьей республики скончался.
До сих пор неясно, зачем Горгулову понадобилось стрелять во французского президента. Известно, что молодой человек исповедовал странную форму русского национализма, пропагандировал идеи скифства и особой русской духовности, которая противопоставлялась западной технократии, и придумал некую «Крестьянскую (земледельческую) партию зеленых».
А финальным аккордом браунинга уже в наше время стало покушение на папу Иоанна Павла II, совершенное боевиком турецкой ультраправой группировки «Серые волки» Мехметом Али Агджой в 1981 году. Для своего дела Агжа выбрал мощный 13-зарядный High-Power под патрон 9х19 Luger. Папа получил четыре пули, но выжил, вернулся к активной деятельности, а драматический инцидент только добавил ему популярности.