Истории
Дорогая «стрекоза», или как наш пилот немецкого генерала «прищучил»
В списке личных воздушных побед советского аса, летчика 28 ГвИАП Николая Пасько значится сбитый 30.08.1944 г. неприятельский легкий связной самолет «Шторх» (Fieseler Fi 156 Storch). Такой «добычей» советские летчики-истребители (впрочем, как и пилоты всех остальных воюющих стран) никогда не пренебрегали – враг есть враг, – но и особо престижным этот трофей тоже не считался: мол, подумаешь, какая-то «стрекоза», невелика заслуга, это не «хейнкеля» завалить… Так, в книге воспоминаний дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова «Возвращение в небо» даже описан один эпизод, имевший место в период боев за освобождение Крыма: однополчанин автора, также известный советский ас Султан Амет-Хан, встретив и сбив «Шторх», не стал докладывать об этом событии командованию, объясняя это «непрестижностью» своей жертвы (в правдивость этого факта верится, конечно, с трудом, но что написано – то написано)…
Fieseler Fi 156 Storch
Тем не менее, эта конкретная «стрекоза», записанная на боевой счет Николая Пасько, а точнее, ее пассажиры, оказались отнюдь не тривиальными «связниками». Но сначала остановимся на записи в документах о воздушной победе Пасько над «Шторхом». Запись весьма немногословна, что в целом подтверждает высказанный выше тезис о небольшой престижности этого типа самолета противника как «воздушного трофея».
Согласно советским документам, 30.08.1944 г. четверка «аэрокобр» под командованием старшего лейтенанта Пасько вылетела на свободную охоту в район Тукумс – Кандава. В районе цели летчики заметили, как с аэродрома Тилмани (4 км севернее Джуксте) взлетел связной «Шторх». Пасько атаковал его, и немецкий самолет горящим упал у населенного пункта Ветмуйжа.
Выдержка из наградного листа Н. Ф. Пасько (http://podvignaroda.mil.ru)
Как удалось выяснить историку из Латвии Янису Варне, который занимается темой участия авиации противоборствующих сторон в боях по освобождению Курляндии в 1944–1945 гг., самолет, атакованный Пасько, был персональным «Шторхом» командующего 16-й немецкой армией (в Курляндии таких армий было две – 16-я и 18-я) генерала пехоты (General der Infanterie – соответствует советскому званию генерал- полковника), кавалера Рыцарского креста с Дубовыми Листьями Пауля Лаукса. 30 августа генерал со своим личным пилотом и офицером штаба полковником Куртом Хартманом поднялся в воздух с намерением облететь участок фронта, вверенный его армии для обороны. Немецкие источники свидетельствуют, что в результате атаки советских «аэрокобр» севернее Джуксте самолет командующего был подожжен и вынужденно сел в поле недалеко от аэродрома Тилмани (по названию хутора), с которого незадолго до этого взлетел. Полковник Хартман был убит огнем истребителя еще в воздухе, а генерал Лаукс был тяжело ранен и через несколько дней, 2 сентября, скончался в госпитале в Риге.
Пилот «Шторха» (к сожалению, автору его фамилия не известна) также был ранен, но в итоге остался жив. По сообщению Яниса Варны, в настоящее время родственники летчика интересуются теми событиями и намереваются посетить место вынужденной посадки «Шторха».
На фото, предоставленном Янисом Варной, выгоревший дотла «Шторх» генерала Пауля Лаукса, вверху его портрет (www.peoples.ru)
Что же касается советского летчика, то Николай Федорович Пасько продолжил успешно сражаться до конца войны, доведя свой личный боевой счет до 15 побед (2 Ю-88, 9 ФВ-190, 3 Ме-109 и один «Шторх»); кроме того, им был уничтожен один аэростат. 18 апреля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Позднее, в 1950 году, он принимал участие в войне в Корее, где командовал 67 ИАП, но воздушных побед более не имел.
Fieseler Fi 156 Storch
Тем не менее, эта конкретная «стрекоза», записанная на боевой счет Николая Пасько, а точнее, ее пассажиры, оказались отнюдь не тривиальными «связниками». Но сначала остановимся на записи в документах о воздушной победе Пасько над «Шторхом». Запись весьма немногословна, что в целом подтверждает высказанный выше тезис о небольшой престижности этого типа самолета противника как «воздушного трофея».
Согласно советским документам, 30.08.1944 г. четверка «аэрокобр» под командованием старшего лейтенанта Пасько вылетела на свободную охоту в район Тукумс – Кандава. В районе цели летчики заметили, как с аэродрома Тилмани (4 км севернее Джуксте) взлетел связной «Шторх». Пасько атаковал его, и немецкий самолет горящим упал у населенного пункта Ветмуйжа.
Выдержка из наградного листа Н. Ф. Пасько (http://podvignaroda.mil.ru)
Как удалось выяснить историку из Латвии Янису Варне, который занимается темой участия авиации противоборствующих сторон в боях по освобождению Курляндии в 1944–1945 гг., самолет, атакованный Пасько, был персональным «Шторхом» командующего 16-й немецкой армией (в Курляндии таких армий было две – 16-я и 18-я) генерала пехоты (General der Infanterie – соответствует советскому званию генерал- полковника), кавалера Рыцарского креста с Дубовыми Листьями Пауля Лаукса. 30 августа генерал со своим личным пилотом и офицером штаба полковником Куртом Хартманом поднялся в воздух с намерением облететь участок фронта, вверенный его армии для обороны. Немецкие источники свидетельствуют, что в результате атаки советских «аэрокобр» севернее Джуксте самолет командующего был подожжен и вынужденно сел в поле недалеко от аэродрома Тилмани (по названию хутора), с которого незадолго до этого взлетел. Полковник Хартман был убит огнем истребителя еще в воздухе, а генерал Лаукс был тяжело ранен и через несколько дней, 2 сентября, скончался в госпитале в Риге.
Пилот «Шторха» (к сожалению, автору его фамилия не известна) также был ранен, но в итоге остался жив. По сообщению Яниса Варны, в настоящее время родственники летчика интересуются теми событиями и намереваются посетить место вынужденной посадки «Шторха».
На фото, предоставленном Янисом Варной, выгоревший дотла «Шторх» генерала Пауля Лаукса, вверху его портрет (www.peoples.ru)
Что же касается советского летчика, то Николай Федорович Пасько продолжил успешно сражаться до конца войны, доведя свой личный боевой счет до 15 побед (2 Ю-88, 9 ФВ-190, 3 Ме-109 и один «Шторх»); кроме того, им был уничтожен один аэростат. 18 апреля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Позднее, в 1950 году, он принимал участие в войне в Корее, где командовал 67 ИАП, но воздушных побед более не имел.