Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

Истории

Финская «Белая смерть»

Симо Хяюхя (Simo Häyhä) считается самым результативным снайпером советско-финской войны 1939-1940 гг. По данным финнов, за три месяца он застрелил 542 красноармейца. Хотя финская пропаганда, создав миф о герое уже в самом начале войны, добавляет еще 200 солдат, уничтоженных из автоматического оружия. Однако, по существующим традициям, во всех армиях на личный счет снайпера записывают лишь снайперские победы. За такую результативность, как утверждают финны, красноармейцы прозвали его «Белая смерть». На самом же деле, ни советские бойцы, ни советское командование, понятия не имели о таком снайпере. Их беспокоил не конкретный Симо Хяюхя, а десятки его коллег, от которых не было спасу ни на передовой, ни в тылу. Это уже потом, после окончания войны, из финской прессы советские военные узнали о снайпере, а заговорили о нем лишь после развала Советского Союза.

Цель же этого поста, рассказать не о количестве побед, поскольку они хоть и значительные, но не являются рекордными. И не о самом снайпере, который не пользовался оптикой. О нем написано достаточно много. Наш рассказ о специфической снайперской тактике, применяя которую несколько сотен финских снайперов (скорее гражданских охотников), включая и Симо Хяюхя, совместно с небольшими лыжными отрядами, заставили огромную, моторизированную и бронированную Красную Армию месяцами топтаться на месте, неся колоссальные потери, сравнимые лишь с применением тактического ядерного оружия.

Финская «Белая смерть»


Симо Хяюхя со снайперской винтовкой с открытым прицелом

Хяюхя использовал предназначенное для охранных корпусов снайперское оружие - винтовку M/28-30 - финскую модификацию винтовки Мосина. Отказ от оптического прицела объяснял тем, что его линзы зимой быстро покрывались инеем. Блеск линз также зачастую выдавал расположение снайпера. Применение оптического прицела вынуждало снайпера держать голову на несколько сантиметров выше, что значительно повышало риск быть убитым. Кроме того, через открытый прицел можно быстрее поймать цель, в отличие от оптического. А вел огонь снайпер лишь на близких дистанциях. Наибольшее расстояние, с которого Хяюхя убивал, гарантировано, - около 450 метров. Скорострельность и небольшие дистанции позволили снайперу за один день уничтожить 25 солдат противника, а за последующие три дня еще 51-го.

Финская «Белая смерть»



Финская «Белая смерть»



Финская «Белая смерть»


Симо Хяюхя в маскировочной куртке. А вот в комбинезоне нет ни одной фотографии

Маскировка Симо Хяюхя была возведена в ранг искусства. Белый маскхалат надежно прятал снайпера в снегу, а толстая, теплая одежда позволяла часами неподвижно лежать на морозе, выравнивала пульс и дыхание. На месте своего расположения Хяюхя укатывал снежный наст, иногда даже заливая его водой, чтобы от выстрела снег не разлетался, выдавая место засады. Держал снег во рту, чтобы пар от дыхания его не выдал.

Симо воевал в знакомых для себя местах, знал местность как свои пять пальцев, что позволяло грамотно, с использованием преимуществ рельефа, устраивать снайперские засады, иметь несколько безопасных путей отхода. Лесное эхо мешало противнику определить, откуда стреляют, что позволяло безнаказанно сделать серию выстрелов. Использование лыж, здорово повышало мобильность снайпера, уже через несколько минут после выстрела он находился в нескольких километрах от места «охоты», и огонь врага, зачастую и артиллерийский, приходился на пустое место.

Зачастую финские снайперы стреляли с деревьев и подавали сигналы друг другу птичьими голосами, за что получили прозвище «кукушки». Устроившись на ветвях вековой сосны, финн выжидал появления цели поважнее и «снимал» ее. В случае обнаружения стрелка, по дереву открывали огонь из всех стволов, но снайпера там уже не было - финн на веревке спускался под прикрытием толстого ствола сосны в заранее вырытый блиндаж, где и пережидал обстрел. Иногда, чтобы успокоить противника, финн тянул за веревку и стягивал из снайперского гнезда чучело в маскхалате, которое имитировало попадание в стрелка. А после обстрела снайпер вылезал из блиндажа, поднимался на дерево и снова принимался за свою работу. Бывало, что сам снайпер перебирался на другое «гнездо» подальше от прежнего, или его напарник с другой позиции, расправлялся со всеми, кто вел огонь, пока красноармейцы расстреливавшие сосну были оглушены своими же выстрелами. Использовали финны, как звуковое прикрытие и артиллерийскую канонаду, находясь в стороне от сектора обстрела. Финские «кукушки» сидели на деревьях поочередно - пока один высматривал добычу, другой отсыпался внизу, в утепленном блиндаже. Таким способом на лесных тропах обеспечивалось круглосуточное дежурство, что препятствовало проникновению русских разведдиверсионных групп за линию фронта. Финские снайперы в основном работали малыми группами, в которую входил один-два стрелка, наводчик или наблюдатель, вооруженный автоматом и опытный подрывник.

Для финских снайперов не было разницы, на какой стороне стрелять - на своей или сопредельной. При широкомасштабном наступлении Красной Армии много финских снайперов оставалось сидеть замаскированными в утепленных финских «сугробах», неподалёку прогнозируемого расположения стратегически важных объектов Красной Армии: аэродромов (на озерах, покрытых льдом), мест постановки артиллерийских батарей, штабов, узлов связи, коммуникаций, транспортных развязок, сосредоточения живой силы и т.д. Как правило, это были ровные места в лесах, защищенные по периметру складками местности, разгадать которые было довольно просто. Подходы к своим «лежкам» финны весьма искусно минировали, что исключало внезапное появление противника с любого направления.

Финны показали, что «войны по уставу» не существует, что любая хитрость на войне, если она приводит к гибели противника – всегда приветствуется. К примеру, «кукушки» из засад расстреливали штабные автомашин с представителями командования и сопровождающей их свитой. Расстрелы происходили в разных местах, но по одному сценарию: финский стрелок простреливал заднее колесо, обездвиживая машину, и хладнокровно расстреливал всех, кто в ней находился. Приманки на раненных бойцов, чаще на командиров, запирание колонн снабжения на санных дорогах, повреждение линий связи и отстрел ремонтников, и многие другие способы, не вписывающиеся в привычные рамки ведения войны.

Финская «Белая смерть»


Симо Хяюхя после ранения. 1940 г.

Со временем, советское командование осознало, что борьбу со снайперами, могут вести только снайперы. Именно они, оборвали удачную карьеру «Белой смерти». Пуля советского снайпера попала Хяюхи в челюсть и вышла через левую щеку, раздробив ему пол головы. После многочисленных операций, челюсть была восстановлена с помощью кости, взятой из части бедра Симо. Больше Хяюхи в армию не взяли. До последних дней он вел мирную жизнь, занимался земледелием, разведением собак, ходил на охоту, обучал основам снайперского мастерства подрастающее поколение. Рассказывать о Зимней войне Симо не любил. На вопросы о своем прошлом отвечал сдержанно, говоря, что секрет его эффективности - тренировка, а в той войне он участвовал, потому что выполнял долг. Прожил финский снайпер 96 лет.

Финская «Белая смерть»


Симо Хяюхя в старости

За время войны мало кто из финских снайперов был убит и ни один не был захвачен в плен живым. Впоследствии, все наработанное на практике финскими снайперами, было положено в основу наставлений Красной Армии и Вермахта. Но случилось это лишь в конце 1942 г.

Больше информации о снайперах Второй мировой на сайте источника.
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург