Истории
Операция "Pico"
В первых числах сентября 1977 года кубинское судно «Capitan Leo» возвращалось из рейса в Анголу. Капитан, желая сократить маршрут, решил пройти через территориальные воды Доминиканской республики, где и был остановлен береговой охраной. Доминиканцы заподозрили капитана судна в шпионаже, перевозке оружия, и отправили задержанное судно в порт Пуэрто Плата для дальнейших разбирательств.
Все попытки решить инцидент дипломатическим путем провалились – несмотря на все усилия Кубы доказать невиновность моряков, правительство Доминиканской республики настаивало, что кубинские моряки занимались разведкой, обвиняло Кубу в подготовке провокаций и снабжении местных повстанцев оружием.
Фидель Кастро был крайне раздосадован сложившейся ситуацией: пойти на поводу у Доминиканы означало показать слабость и потерять лицо, а попытка освободить судно силовым путем неизбежно привлекла бы к себе внимание США, с самыми неприятными для Кубы последствиями.
8 сентября 1977 года Фидель провел срочное совещание с высшими чинами Министерства обороны, в результате которого было решено провести акцию устрашения, получившую название "Operation Pico".
Самые современные самолеты кубинских ВВС, МиГ–21МФ советского производства, должны были совершить демонстрационный пролет над доминиканской столицей Санто Доминго. Кубинцы были готовы пойти до конца — если бы в течение 24 часов после акции доминиканцы не отпустили «Капитана Лео,» вторая волна МиГов должна была нанести бомбовый удар по военным объектам Доминиканы.
Командиром был назначен полковник Рафаэль дель Пино, герой битвы в заливе Свиней. Дель Пино отобрал 12 пилотов, недавно вернувшихся из Анголы и имевших боевой опыт.
Рафаэль дель Пино (справа) с Раулем Кастро
Вся операция готовилась в обстановке строжайшей секретности, в известность не были поставлены даже советские военные советники. Летчики узнали о цели только на предполетном брифинге, на который прибыл сам Фидель.
Существовал риск, что операция навлечет подозрения на СССР в подготовке и проведении военной операции в Карибском регионе. Чтобы избежать этого, с ракет и сбрасываемых топливных баков смыли все технические надписи на кириллице. Предосторожность оказалась нелишней, так как несколько баков, сброшенных кубинцами на обратном пути, прибило к берегам Доминиканы.
Участники операции Слева направо: майор Benigno Gonzáles Cortés, капитан Arnaldo Torres Biart, капитан Manuel Rojas García, полковник Rafael del Pino, капитан Rigoberto Morales, капитан Evelio Bravo, капитан Armando Castellanos, майор Henry Pérez Martínez, капитан Raúl Hernández Vidal, майор Pedro Pérez, подполковник Jorge Vilardel.
Ранним утром 9 сентября 1977 года 12 МиГов, соблюдая режим радиомолчания, взлетели с авиабазы Гуантанамо, и, преодолев 580 километров, в 10:00 утра свалились на головы жителей Санто-Доминго в прямом смысле как гром среди ясного неба. МиГи, включив форсаж,совершили несколько проходов со сверхзвуковой скоростью на малой высоте над зданием правительства, доками, аэропортом и жилыми районами.
Кубинские МиГ–21МФ на аэродроме.
В домах вылетали стекла, с крыш срывало телевизионные антенны, город охватила паника. Несколько МиГов пролетело на уровне окон высокого здания отеля, напугав постояльцев.
Набережная Санто-Доминго
Пилотам ВВС Доминиканы был отдан приказ взлетать на перехват нарушителей. Пилоты заняли свои места в кабинах стареньких F–51 Mustang, но сочли за лучшее не взлетать, мотивируя свой отказ тем, что они ничего не смогут поделать с реактивными самолетами.
F–51 Доминиканских ВВС
В 13:00 этого же дня МИД Доминиканы связался с Гаваной и предложил решить вопрос с судном дипломатическим путем. Впрочем, отпускать корабль доминиканцы не торопились. 24–часовой ультиматум истекал в 10:00 10 сентября, и вторая группа кубинских самолетов начала готовиться к боевому вылету. На этот раз под МиГи подвешивались 250 и 500 — килограммовые бомбы и блоки неуправляемых реактивных снарядов.
В 8:30, когда кубинские летчики уже проходили предполетный инструктаж, пришло сообщение с борта "Капитана Лео". Доминиканцы тянули до последнего, но, решив не искушать судьбу, все–таки отпустили кубинское судно.
Источник
Все попытки решить инцидент дипломатическим путем провалились – несмотря на все усилия Кубы доказать невиновность моряков, правительство Доминиканской республики настаивало, что кубинские моряки занимались разведкой, обвиняло Кубу в подготовке провокаций и снабжении местных повстанцев оружием.
Фидель Кастро был крайне раздосадован сложившейся ситуацией: пойти на поводу у Доминиканы означало показать слабость и потерять лицо, а попытка освободить судно силовым путем неизбежно привлекла бы к себе внимание США, с самыми неприятными для Кубы последствиями.
8 сентября 1977 года Фидель провел срочное совещание с высшими чинами Министерства обороны, в результате которого было решено провести акцию устрашения, получившую название "Operation Pico".
Самые современные самолеты кубинских ВВС, МиГ–21МФ советского производства, должны были совершить демонстрационный пролет над доминиканской столицей Санто Доминго. Кубинцы были готовы пойти до конца — если бы в течение 24 часов после акции доминиканцы не отпустили «Капитана Лео,» вторая волна МиГов должна была нанести бомбовый удар по военным объектам Доминиканы.
Командиром был назначен полковник Рафаэль дель Пино, герой битвы в заливе Свиней. Дель Пино отобрал 12 пилотов, недавно вернувшихся из Анголы и имевших боевой опыт.
Рафаэль дель Пино (справа) с Раулем Кастро
Вся операция готовилась в обстановке строжайшей секретности, в известность не были поставлены даже советские военные советники. Летчики узнали о цели только на предполетном брифинге, на который прибыл сам Фидель.
Существовал риск, что операция навлечет подозрения на СССР в подготовке и проведении военной операции в Карибском регионе. Чтобы избежать этого, с ракет и сбрасываемых топливных баков смыли все технические надписи на кириллице. Предосторожность оказалась нелишней, так как несколько баков, сброшенных кубинцами на обратном пути, прибило к берегам Доминиканы.
Участники операции Слева направо: майор Benigno Gonzáles Cortés, капитан Arnaldo Torres Biart, капитан Manuel Rojas García, полковник Rafael del Pino, капитан Rigoberto Morales, капитан Evelio Bravo, капитан Armando Castellanos, майор Henry Pérez Martínez, капитан Raúl Hernández Vidal, майор Pedro Pérez, подполковник Jorge Vilardel.
Ранним утром 9 сентября 1977 года 12 МиГов, соблюдая режим радиомолчания, взлетели с авиабазы Гуантанамо, и, преодолев 580 километров, в 10:00 утра свалились на головы жителей Санто-Доминго в прямом смысле как гром среди ясного неба. МиГи, включив форсаж,совершили несколько проходов со сверхзвуковой скоростью на малой высоте над зданием правительства, доками, аэропортом и жилыми районами.
Кубинские МиГ–21МФ на аэродроме.
В домах вылетали стекла, с крыш срывало телевизионные антенны, город охватила паника. Несколько МиГов пролетело на уровне окон высокого здания отеля, напугав постояльцев.
Набережная Санто-Доминго
Пилотам ВВС Доминиканы был отдан приказ взлетать на перехват нарушителей. Пилоты заняли свои места в кабинах стареньких F–51 Mustang, но сочли за лучшее не взлетать, мотивируя свой отказ тем, что они ничего не смогут поделать с реактивными самолетами.
F–51 Доминиканских ВВС
В 13:00 этого же дня МИД Доминиканы связался с Гаваной и предложил решить вопрос с судном дипломатическим путем. Впрочем, отпускать корабль доминиканцы не торопились. 24–часовой ультиматум истекал в 10:00 10 сентября, и вторая группа кубинских самолетов начала готовиться к боевому вылету. На этот раз под МиГи подвешивались 250 и 500 — килограммовые бомбы и блоки неуправляемых реактивных снарядов.
В 8:30, когда кубинские летчики уже проходили предполетный инструктаж, пришло сообщение с борта "Капитана Лео". Доминиканцы тянули до последнего, но, решив не искушать судьбу, все–таки отпустили кубинское судно.
Источник