Все началось в 7.10 утра, когда с борта разведывательного самолета «Нептун» поступило донесение о радиолокационном контакте с целью типа эсминец, находившейся к югу от Мальвин. Командование авиации ВМС приказало 2-й АЭ готовить к вылету пару. Через некоторое время с разведчика уточнили, что в указанном районе находятся три цели: одна — крупная, остальные — средние, по всей видимости, авианосец и два эсминца. В 9.15 пилоты заместитель командира эскадрильи капитан третьего ранга Аугусто Бедакаррац и лейтенант флота Армандо Майора заняли места в кабинах самолетов. В 9.45 они покинули Рио-Гранде и взяли курс на восток. Каждый нес одну «Экзосет» под правой плоскостью и 1100-л ПТБ — под левой. За ними следовал резервный «Супер-Этендар» и заправщик КС-130 (возможно это были еще два «Супер-Этендара»), которых прикрывала 1-я эскадрилья истребителей «Даггер».
«Супер-Этендар» с ПКР «Экзосет» и ПТБ под крылями
На море бушевал семибальный шторм, а нижняя кромка облаков нависала над волнами всего в 100 м. Несмотря на столь сложные погодные условия, аргентинцы шли на малой высоте, чтобы обеспечить максимальную скрытность. С этой же целью в полете соблюдалось полное радиомолчание и не включались РЛС «Агава». Информацию о неприятеле продолжал выдавать экипаж «Нептуна». В 10.04 «Супер Этандары» вышли к месту рандеву с заправщиком и, набрав высоту 40-50 метров, пополнили запас топлива. Затем они снова снизились примерно до 150 м и продолжили полет к цели.
Временами по маршруту попадались дождевые и снежные заряды, горизонтальная видимость снижалась до 1000 м. В 10.30 в 185 км от британской группы было получено очередное целеуказание разведчика: он докладывал, что ордер включает три корабля — один побольше и два поменьше (это были: британские корабли дальнего радиолокационного дозора — эскадренный миноносец УРО «Шеффилд» и фрегаты УРО «Плимут» и «Ярмут»).
По всей видимости, англичане не ожидали появления аргентинской авиации. Погода в районе была нелетной: горизонтальная дальность видимости была не более 400 м, а нижняя кромка облаков спускалась до 100 м. В это время на «Шеффилде» вели переговоры с Лондоном через спутниковый канал связи «Скайнет». Чтобы исключить помехи, командир корабля приказал выключить все бортовые радиоэлектронные средства. На «Плимуте» работала только одна поисковая РЛС.
Впервые ударная группа нарушила радиомолчание: Бедакаррац приказал Майоре направляться к большему кораблю, который и был выбран в качестве цели. Пара сразу же снизилась до 30 м и, пройдя некоторое расстояние, вновь поднялась до 150 м. Тут летчики первый раз включили на несколько секунд «Агавы», но их экраны оказались пусты. Самолеты опять опустились на 30 м. В 11.00 они выполнили новый подскок, и радары заработали повторно. На сей раз на экранах высветились три метки: корабль средних размеров и два поменьше. Пара произвела доворот в сторону более крупной цели. Летчики ввели последние данные в бортовые вычислители ракет, и ведущий приказал произвести пуск. Ведомый команды не расслышал, и Бедакаррацу пришлось ее повторить. В 11.04 с дистанции примерно 36 км с пятисекундным интервалом был произведен пуск.
Схема атаки «Шеффилда»
Первую ракету на фрегате «Плимут» с помощью РЛС обнаружили почти за минуту до подлета. С корабля успели поставить пассивные помехи в виде облака из дипольных отражателей, на которые и навелась ракета.
Активная радиолокационная головка, самонаведения второй ракеты захватила «Шеффилд» на дальности 12—15 км, на конечном участке траекторий высота полета ракеты уменьшилась с 15 до 3 м. С корабля ракету заметили только за 6 сек до попадания и командир лишь успел скомандовать: «Укрыться!».
Эсминец УРО «Шеффилд»
Фрегат «Плимут»
Ракета пробила 10-мм обшивку борта эсминца под надстройкой главного командного пункта на высоте. 1,8 м выше ватерлинии, пролетела через камбуз и проникла в машинное отделение. Боеголовка не сработала, но взрыв остатков ракетного топлива вызвал пожар топливных цистерн, который вскоре охватил всю среднюю часть корпуса корабля. Его распространению способствовали падение давления пара и выход из строя генераторов электроэнергии, питавших пожарные помпы, а также возгорание отделки внутренних помещений из синтетических материалов, надстроек корабля из легких алюминиево-магниевых сплавов и оболочек электрокабелей, горевших как порох. Помещения очень быстро наполнились густым ядовитым дымом, и вскоре создалась угроза взрыва ракетного и артиллерийского боезапаса.
После четырехчасовой безрезультатной борьбы за живучесть, потеряв 20 человек убитыми и 28 человек ранеными, командир «Шеффилда» капитан 2 ранга Солт отдал приказание: «Покинуть корабль!» Пожар был ликвидирован подошедшими на помощь кораблями.
Агония «Шеффилда» длилась почти неделю. Попытка отбуксировать корабль к острову Южная Георгия закончилась неудачно. Потеряв запас плавучести, 10 мая «Шеффилд» затонул на глубине 200-300 м.
Это была впечатляющая месть за гибель «Генерал Бельграно» (подробнее об этом - здесь). Британцы понесли боевой (как никак, на эсминце находилась, кроме всего прочего вооружения, одна ядерная боеголовка) и моральный урон (усугубленный тем обстоятельством, что на «Шеффилде» был командный пункт противовоздушной обороны всего оперативного соединения).
27 мая 263 члена экипажа ЭМ УРО «Шеффилд» вылетели в Англию.
Источник