Крейсер "Червона Украина" Заложен 8.10.1913 г. на заводе "Руссуд" в Николаеве. Спущен на воду 25.10.1915 г., вступил в строй 21.03.1927 г. Изначально носил название "Адмирал Нахимов", с 26.12.1922 г. переименован в "Червону Украину", а с 6.02.1950 г. - в СТЖ-4. 30.10.1950.г обращен в корабль-цель и назван ЦЛ-53.
Водоизмещение: 6600 т Длина: 166,9 м Ширина: 15,7 м Осадка: 6,5 м Мощность двигателей: 55000 л.с. Скорость: 29,5 уз. Вооружение: 15 130-мм орудий, 3х2 100-мм орудий, 6 45-мм зенитных орудий, 12 37-мм зенитных орудий , 7 12,7-мм пулемета ДШК Торпедных аппарата 2х3 трубных торпедных аппарата 533-мм. Экипаж 881 человек. 12.11.1941.г подвергся налету вражеской авиации. После получения двух попаданий крейсер затонул около причала. Артиллерию сняли и установили на береговых батареях Севастополя. В 1947 году корабль подняли. 11.09.1949 .г крейсер передали в учебный отряд ЧФ в качестве учебного судна. 30. 10.1950. г обращен в корабль-цель и назван ЦЛ-53. Корпус крейсера посажен на мель, Каркинитском заливе в районе косы Бакайская. Единственный объект находящийся на грунте в районе косы Бакайская , и по размерам схожий с крейсером лежит на удалении 3,5 километров от берега. Фактические координаты 45°50.215'N 33°09.386'E . Глубина около 5 метров. Возвышение 4,9 метра.
Минный заградитель "Буг" Принадлежность России. Заложен в 01.1891 г. Спущен на воду 21.08.1891 г. верфь "Мотала" Швеция.
Водоизмещение: 1382 т. Размерения 62,2х10,4х4,6 м Скорость: 14,2 уз. Вооружение: 350 мин заграждения,2-76-мм орудия, 4-47мм орудия, 2-7,62 мм пулемета Экипаж: 216 человек. В первый раз затоплен экипажем в Южной бухте Севастополя в 1905 г. во подавления восстания под руководством П. П. Шмидта. Поднят 05.1907 г. С 1909 г. - транспорт для обслуживания маяков. С 1915 г. в составе дивизиона сетевых заградителей. 20.11.1920 г. затонул в штормовую погоду на камнях Ак-Мечети (Черноморское). 4.07.1924 года снят с камней и продан на слом. По всей вероятности на поверхность были подняты не всей составляющие судна. Что показывает хаотичное нагромождение обломков на грунте. Археологами были подняты с грунта одно 76 мм орудие принадлежащее "Бугу".
Глубина около 7 метров.
"Larissa" ("Ларисса") Германский транспорт. Бывший немецкий грузовой пароход "Oderland" или югославский "Avola". Спущен на воду в 1922 г. Вместимость: 1819 брт. 19 марта 1944 г. транспорт "Larissa" подвергся атаке советской авиации в составе 9 Бостон-А20, 18 Пе-2, 35 Ил-2. После полученных повреждений авиаторпедой и бомбами судно затонуло. Согласно данным источников, точка гибели 45°28'N 32°26'E. По данным координатам объекта гидролокация не обнаружила. На расстоянии 400 метров по пеленгу 277° на грунте находится затопленный объект, по размерам похожее на транспорт "Larissa". Координаты - 45°36.865'N 32°44.984'E. Глубина около 25 метров. Возвышение над грунтом 4-5 метров. С большей долей вероятности можно утверждать, что данное препятствие и есть транспорт "Larissa". По некоторым данным по предоставленным координатам судно не обнаружили. Фото также отсутствуют.
"Большевик" Транспорт. Бывший грузовой пароход Черноморского государственного морского пароходства. Спущено на воду в 1899 г., первоначально носил название "Нева". В составе Черноморского флота с 27.07.1941 г. Вместимость: 1412 брт. Скорость: 7 узл. 19 октября 1941 г. при эвакуации Одессы незагруженный транспорт "Большевик" (капитан Э. И. Фрейман) следовал концевым в колонне транспортов. На борту находились лишь около 20 солдат Приморской армии. В течение пяти часов светлого времени суток он подвергся многочисленным атакам немецких самолетов, в которых участвовали 50 бомбардировщиков и 6 торпедоносцев. Около 18 ч. в Каркинитском заливе между Одессой и мысом Тарханкут в атаку вышли три торпедоносца He-111, четыре бомбардировщика и четыре истребителя. Два истребителя обстреливали торпедные катера, которые пытались прикрыть "Большевик", остальные продолжили атаку транспорта. В течение 7-10 минут они, пересекая курс судна по всем направлениям, обстреливали его из пушек и пулеметов. Затем были сброшены торпеды. Две торпеды попали в кормовую часть с правого борта. Взрывом были разрушены обе переборки кормового трюма и главная машина. Пароход начал быстро погружаться кормой. Противник между тем продолжал атаки. Бомбы рвались вдоль обоих бортов. Несколько снарядов попали в форпик. Дифферент парохода достиг угрожающих размеров, киль оголился до второго трюма. Спущенные на воду шлюпки были пробиты осколками. "Большевик" резко накренился на правый борт и около 14 ч. пошел ко дну. Погибло 16 человек. В исторических источниках указываются координаты гибели - 45°44'6"N 32°10'2"E. Согласно сведениям гидролокации, по этим координатам объекта на грунте нет. На расстоянии 11 километров по курсу 20° от данных координат на грунте находится объект, по размерам схожий с транспортом "Большевик". Хотя по другим данным, этот объект - немецкий лихтер CNR-2091, погибший в этом районе 23.12.1943 г. Координаты 45°50'N 32°13'E. Глубина 32 метра. Возвышение над грунтом 3,5 метра. Объект не обследован. Прижизненных фотографий судна также найти не удалось.
Л-23 Подводная лодка XIII-38 серии. Заложена 17.10.1938 г. Спущена на воду 29.04.1940 г. Вступила в строй 31.10.1941 г. и вошла в состав Черноморского флота.
Водоизмещение (надводное/подводное): 1123/1416,5 т Длина: 83,3 м Ширина: 7 м Осадка: 4,1 м Мощность дизелей: 8400 л.с. Мощность электромоторов: 2400 л.с. Скорость: 17,2 / 10,3 уз. Дальность плавания: 11000 / 130 миль Глубина погружения: 90 м Вооружение: 6 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата,1 100-мм и 1 45-мм орудие, 2 7,62-мм пулемета. Экипаж: 55 человек. По румынским данным, 17 января 1944 г. в 16 милях севернее мыса Тарханкут советская подлодка атаковала немецкий охотник за подводными лодками Uj-106. Заметив атаку, охотник ушел от торпед и контратаковал субмарину глубинными бомбами. Налицо был факт потопления, так как на поверхность всплыл соляр и обломки. Лодка Л-23 на базу не вернулась. Так как в данном районе могла находиться только Л-23 под командованием капитана 3 ранга И. Ф. Фартушного, считается, что немцы уничтожили именно ее. Погибло 56 человек. Согласно данным гидролокации, в 17 и 28 милях севернее мыса Тарханкут обнаружены два объекта. Объект № 1 идентифицирован как обломки судна, разбросанные по грунту. Координаты 45°37'N 32°13'E. Глубина около 30 метров. Объект № 2 обозначен как подводное препятствие. Координаты 45°43'N 32°00'E. Глубина около 30 метров. Возвышение над грунтом 3,5 метра. С некоторой степенью вероятности можно утверждать, что один из этих объектов является подводной лодкой Л-23.
F-566С2 Принадлежность Германии. Быстроходная десантная баржа.
Масса: 200 т. Водоизмещение: 390 т. Длина: 47,04 м. Ширина: 6,53 м. Осадка: 1,45 м. Грузоподъёмность: 105 т. Двигатель: 3 дизеля «Deutz» общей мощностью 1170 л.с. Экипаж: 17 человек Вооружение: 1×75 мм орудие, 3×20 мм автоматов Скорость: 10,5 уз. Дальность хода: 1075 миль при 7,5 узлах Cостоявшая на вооружении немецких ВМС (кригсмарине) и некоторых союзных им флотов в 1941—1945 годах. Практически неуязвимые из-за малой осадки (1,45 м в корме и меньше метра — в носу) для торпед, БДБ превосходили различные катера противника по мощи артиллерийского вооружения, в то же время будучи достаточно защищёнными от огня легкого оружия. Количество огневых средств ПВО, размещённых на БДБ, с учётом сравнительно небольших размеров барж, делали их очень сложными целями для авиации противника. Потоплена 2 декабря 1943г. торпедным залпом с советской подводной лодки Щ-209 с дистанции 2 кбт в р-не мыса Тарханкут. БДБ лежит перевернутая вверх днищем на ровной поверхности дна. Глубина по грунту 44 метра. Возвышение над грунтом 2 метра. Корпус практически не поврежден, сохранены все формы, из разрушений имеется небольшая трещина в носовой части. Хорошо видны три винта на валолиниях, перо руля. Проникновения не возможны. Рэк привлекателен для всех кто интересуется военной техникой времен второй мировой войны.
"Цесаревич Алексей Николаевич" Пожалуй один из самых интереснейших, но труднодоступных из-за большой глубины рэков Тарханкута, на котором хотелось бы остановиться подробнее. Принадлежность России. Транспорт №78. Спущен на воду в 1914 г.
Водоизмещение: 2893 т. Размерения: 90х9,76х1,6 м Скорость: 23,5 км/ч Российское общество пароходства и торговли, сокращенно именовавшееся РОПИТ, в начале двадцатого века было крупнейшим в Российской империи. Общество владело не только судами всех назначений, но и богатой береговой инфраструктурой, разбросанной по всем портам не только в России, но и за ее рубежами. Успешная многогранная деятельность позволяла судоходной компании постоянно обновлять свой флот. Последнее (на кануне Первой мировой войны) пополнение флота пароходство произвело в 1912 году. Тогда 6 новейших пароходов, построенных по последнему слову техники, пришли в порт приписки — Одессу. В их числе был «ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ», предназначенный для рейсов из Одессы в порты Крыма и Кавказа. Это был двухвинтовой, двухпалубный, двухмачтовый товаропассажирский пароход, построенный в бельгийском городе Хобокен (Hoboken) фирмой «SA John Cockerill», который при длине 90,6 метров, ширине 12,6 метров и осадке 6,6 метров имел водоизмещение 5472 тонн. Паровые машины суммарной мощностью 3000 лошадиных сил позволяли судну развивать скорость до 12 узлов, совершать довольно продолжительные рейсы. Экипаж судна состоял из 58 человек, на пароходе могли с комфортом разместиться 20 пассажиров в каютах 1 класса, 32 — в каютах 2 класса и около 900 — на палубах. Грузы размещались в четырех трюмах. «ЦЕСАРЕВИЧ», как его сокращенно именовали моряки и обыватели, за год регулярных рейсов стал желанным гостем во всех портах Черноморья. Но Первая мировая война была уже на пороге... До Черного моря военная волна докатилась в октябре 1914 года Союзники царской России - Англия и Франция — были вынуждены на выходе из пролива Дарданеллы с первых дней держать крупные корабельные силы. Союзники, зная о вековых стремлениях России (как выразился У. Черчилль, «сесть чугунным задом на проливы»), старались прорваться к Константинополю через Дарданеллы раньше и желательно без участия русских войск со стороны Босфора. Русское же командование не желало допускать взятие проливной зоны Турции союзными армиями без своего участия и усиленно готовило Босфорскую десантную операцию. В одесском порту началось формирование Транспортной флотилии Императорского Черноморского флота. Мобилизации подлежали самые современные суда, они становились военными транспортами и получали номера, которые были нанесены белой краской на бортах судов в районе средней надстройки. «ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ» стал транспортом № 78 Императорского Черноморского флота России.
Долгие месяцы судам Транспортной флотилии приходилось отстаиваться в одесском порту, где их модернизировали, затем на них проводились учения десантных частей русской армии. Так продолжалось до начала 1915 года. Но из-за вынужденной необходимости увеличить грузооборот, с части судов, в том числе и с парохода «ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ», было снято десантное оборудование, и экипажи судов занялись перевозками различных грузов. Моряки занялись своим привычным трудом, ставшим в военное время весьма рискованным. Почти каждый выход в море вражеских кораблей прерывал судьбу одного или нескольких русских пароходов и парусников. Так «ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ» с красовавшимися на борту под надстройкой в районе миделя огромными белыми цифрами «78» вновь стал курсировать в водах Черного моря. Транспорты плавали поодиночке, но выпускали их в море из порта только при условии, если на их предполагаемом маршруте не обнаруживались подводные лодки противника. Капитаны водили свои суда в обход собственных минных полей, надеясь, что удача поможет миновать вражеские мины, проскочить мимо засад подводных лодок и убережет от снарядов вражеских крейсеров. В 1915 году удача сопутствовала морякам парохода «ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ». Весной 1916 года реорганизованная Транспортная флотилия увеличила войсковую вместимость многих из своих пароходов, и была готова вновь к выполнению боевых задач. В результате боевых действий на юге моря стали погибать суда и транспорты флота, сражавшаяся под Трапезундом, армия требовала припасов, сосредоточенных в северных портах моря, и суда транспортной флотилии стали совершать регулярные рейсы из Одессы, Николаева и других портов в Батуми, и захваченные русскими войсками турецкие порты. Людей они уже не возили, а трюмы забивались интендантскими грузами, чаще всего - продовольствием. На эту «линию» и был поставлен транспорт № 78 (бывший «ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ»). Один из рейсов стал для судна последним. 16 июня 1916 года, как обычно, следуя по знакомому маршруту, в тихую погоду в районе мыса Тарханкут, когда судно совершало очередной поворот, под кормой раздался мощнейший взрыв вражеской мины. Экипаж не растерялся, пытался бороться с распространяющейся водой, но повреждения были значительными, и транспорт, принимая воду, медленно погружался. Новое судно первое время смогло противостоять стихии и не лишилось хода и управляемости. Капитан, развернув судно, пытался довести его до берега, но двери в водонепроницаемых переборках закрыть не успели, и вода распространялась по судну очень быстро. Вскоре было залито машинное отделение, однако машинная команда, потушив котлы, предотвратила их взрыв и полное разрушение судна. «ЦЕСАРЕВИЧ», имея видимый дифферент на корму, застыл и едва покачивался на волнах. На верхней палубе постепенно погружающего в пучину судна собрался весь экипаж. Под командованием офицеров без паники и потерь все смогли оставить гибнущее судно и сесть в шлюпки. Так как «ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ» был грузопассажирским судном, то шлюпок на нем было много, часть из них ушла на дно вместе с судном. Транспорт погружался медленно и вскоре скрылся в пучине, а люди благополучно догребли до берега. Официальная версия трагедии: подрыв на мине, выставленной германо-турецким легким крейсером "Мидилли" ("Бреслау")
Пароход «ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ» в советское время пытались поднять, и даже частично его разгрузили, а из его трюмов поднимали муку в мешках. Эту муку даже можно было использовать в пищу, но только после взлома корки, образовавшейся внутри каждого мешка от контакта с водой. Рассказывают, что так и делали местные жители и водолазы, работавшие на судне в 1940 году.
Корпус судна находится в удовлетворительном состоянии. Есть доступы во внутренние помещения.
Рядом с бортом лежат огромные цилиндрические понтоны вероятнее всего оставленные заведенные при попытке подъёма. Позже, по неизвестным причинам, от идеи поднятия судна отказались.
Координаты 45°18'N 32°30'E Глубина около 48 метров. Возвышение над грунтом 6 метров.
"Варна" Болгарский транспорт. Спущено на воду в 1937 г.
Вместимость: 2143 брт. 20 августа 1943 г. конвой "Hermelin" в составе транспорта "Варна" в охранении румынских эсминца "Maresti" и минзага "Amiral Murdescu", немецких тральщиков R-203, R-204 и R-206, охотника за подводными лодками Uj 2301 и БДБ F-301 и F-304, следовал в районе мыса Тарханкут. На борту транспорта был груз боеприпасов. В 08 ч. 47 м. советская подводная лодка Д-4 под командованием капитан-лейтенанта И. Я. Трофимова двумя торпедами атаковала конвой. После попадания торпеды в транспорт "Варна" произошел взрыв находящихся на нем боеприпасов, судно переломилось и пошло ко дну. Погибло 3 человека. Согласно данным источников, точка гибели 45°12'N 32°56'E. По этим координатам объекта на грунте нет. Судно находится на расстоянии 3,5 километра от данных координат. Самая высокая точка - 32 м. мачта корабля.
В одном из трюмов виден груз деревянных брусьев. Следующий трюм преподнес сюрприз - полный трюм бочек, от 40 л до 400, похожи на винные.
На носу установлено двуствольное зенитное орудие.
Основные разрушения расположены в кормовой части, которая оторвана и находится на небольшом расстоянии от остального корпуса.
Координаты 45°12'N 32°53'E. Глубина около 50 метров. Возвышение над грунтом 15 метров.
"Santa-Fe" ("Санта-Фе") Германский транспорт. Спущен на воду в 1921 г.
3.10.1939 г. при переходе Южная Америка - Германия захвачен французскими военными кораблями, до ноября 1942 г. плавал под французским флагом с названием "St. Andre". При оккупации Южной Франции германскими войсками вновь перешел под немецкий контроль с возвращением прежнего названия. В 1943 г. перешел на Черное море.
Вместимость: 4627 брт Длина: 126,3 м Ширина: 15,4 м Осадка: 8,2 м Мощность машин: 2850 л.с. Скорость: 12 уз. Пассажирских мест: 45 23.11.1943 года конвой "Wotan" в составе транспорта "Santa Fe" в охранении эсминца "Marasti", судна-ловушки "Lola", а также минзага "Admiral Murgescu" и немецких тральщиков R-165, R-197 и R-209 следовал из Констанцы в Севастополь. На борту "Santa Fe" находилось 12 штурмовых орудий StuG III, 2 "Ягдпанцера" и 1278 тонн разнообразных военных грузов (боеприпасы, авиабомбы , бензин в бочках и т.п). В 05 ч. 47 м. в районе носового трюма произошел взрыв. Начался пожар. В 06ч. 36м. последовал внутренний взрыв. Судно переломилось на две части и в течении нескольких минут затонуло. Погибло 28 человек . Пропало без вести 16 человек. Согласно данным военных источников , точка гибели "Santa Fe" 45° 05' N 33° 16' E. Сейчас обломки транспорта постоянно посещают аквалангисты-любители.
Несколько штурмовых орудий поднял местный клуб. Корпус судна основательно разрушен, повсюду торчат фрагменты шпангоутов, куски обшивки. Оторванная корма находится чуть поодаль. Кое-где виднеются остатки штурмовых орудий. "Santa Fe" находится в 2,5 км от координат предоставленных военными.
Координаты 46°06.225' N 33°16.580' E. Глубина 21 метр , возвышение над грунтом 10 метров.
Uj-102 UJ — означает U-Boot-Jaeger — охотник за подлодками. Номером 102 указывается не модель корабля, а его штатное назначение. Входил в состав 1-ой флотилии охотников. Первые одна или две цифры обозначали номер флотилии,последние 2 цифры — порядковый номер охотника.
23 ноября 1943г у мыса Тарханкут совместными усилиями UJ-102 и UJ-103 была потоплена советская подводная лодка Д-4, незадолго до этого потопившая немецкий транспорт «Santa Fe». Погиб охотник 15 декабря 1943г неподалеку от Евпатории. Точные обстоятельства его гибели неизвестны, т.к. он погиб со всем экипажем в 53 человека. Нонаиболее распространенной версией была именно ошибочная атака на корпус затонувшего транспорта «Santa Fe» — охотник засек корпус гидролокатором, принял его за подводную лодку и произвел сброс глубинных бомб, в результате чего на затонувшем «Santa Fe» сдетонировал боезапас. Такой вот зигзаг истории: Д-4 потопила «Santa Fe», охотник потопил Д-4 и подорвался на «Santa Fe». Но все равно, «два-один» в нашу пользу.
UJ-102 стоит на ровном киле, на глубине 20 метров, на расстоянии 250 м от «Santa Fe». В левом борту — аккуратная прямоугольная пробоина величиной практически во всю высоту борта и длиной метров 15..., четко виден разлом корпуса ближе к корме, послуживший причиной затопления судна. Носовой трюм заилен достаточно сильно, ранее использовался под столовую и умывальники, можно посетить. На корме стоит пушка калибра 88 мм, ствол задран вверх. Детали механизма покрыты мидиями, но если их счистить, виден матовый металл отличного качества, практически не поврежденный водой и временем. Части механизма, выполненные из оружейной стали, и находящиеся внутри затворного механизма, до сих пор в смазке и совершенно не подвержены коррозии.
На носовой палубе валяются куски ткани, когда-то давно бывшие кителями, явно попавшие в воду вместе с "охотником" и вытащенные на палубу совсем недавно. На кителях сорваны знаки различия. По палубе разбросаны остатки аккумуляторных батарей в большом количестве. Через небольшие пробоины в носовой части левого трюма видны остатки боезапаса. Практически целый иллюминатор, части от приводного механизма поворотного устройства пушки, куски электропроводки. Безусловно, весьма эффектны оба якоря в носовых клюзах.
Корабль очень интересен и даже красив...
"Wolga-Don" ("Волга-Дон") На сегодняшний день - это самое большое и практически неповрежденное судно на доступной для дайвинга глубине.
Принадлежность Германии. Транспортное судно. Бывшая советская канонерская лодка "Красная Молдавия" ("Эльпидифор № 423"). Строилась в 1917-1929 гг. С 1929 по 1941 год транспорт марганцевой руды. Захвачена немецкими оккупантами 1941 году. После восстановления, введена в строй в 1943 году.
Водоизмещение 966 брутто-регистровых тонн. 25.11.1943 года конвой в составе транспорта "Wolga-Don", в охранении румынских канонерских лодок "Stihi" и "Dumitrescu", а также тральщика R-205 и охотников за ПЛ Uj-2301 и Uj-2309 следовал в Севастополь. На борту "Wolga-Don" находилось 325 тонн груза "Люфтваффе". В 19 ч.07 м. советская подводная лодка Л-6, поразила одной торпедой транспорт. Погибло 5 человек. Экипаж снят кораблями охранения, но судно осталось на плаву. Был заведен буксир с канлодки "Dumitrescu", но усиливающее волнение и ветер не дали до конца осуществить буксировку. Не дойдя до берега около 3 миль, "Wolga-Don" затонул.
Судно длиной 75 м лежит на ровном киле, на глубине 30-31 метр, в трех милях от берега в районе села Штормовое между Донузлавом и Евпаторийским мысом. Судно лежит носом на северо-запад, на озеро Донузлав. Глубина - 30 метров. Кормовая часть отсутствует, трюмные люки открыты. В трюмах остатки груза - кассеты с авиабомбами. На баке пушка. В бытовых помещениях надстройки под слоем ила осколки посуды и много различных предметов.
Корпус заилен примерно по ватерлинию. Все остальное возвышается над грунтом, в том числе кормовая надстройка, являющаяся самым высоким местом корабля, куда обычно крепят ходовой конец, и откуда начинается осмотр судна. Обойти снаружи такое достаточно крупное судно и досконально осмотреть за один дайв вряд ли удастся, если у вас за спиной не ребризер, а обычные баллоны.
Глубина над ходовой рубкой — около 24 метров. Осмотр стоит начать с надстройки корабля, двигаясь в сторону кормы. В верхнем ярусе трехъярусной кормовой надстройки находится ходовая рубка, в среднем - помещение кают-компании, в нижнем - хозяйственные помещения, камбуз, душевая, туалет, всевозможные кладовки. Все помещения сквозные. С левого и правого борта - проходные коридоры, которые соединяют борта судна с надстройкой, имеющей большие прямоугольные окна. Корабль очень интересный — множество внутренних помещений и открытые трюмы.
Автомобиль типа микроавтобуса, скорей всего, аэродромный передвижной командный пункт, поскольку у него большие стекла вдоль бортов. Капота и всего остального не видно, только торчащее из ила колесо. Дальше по трюмам следует переборка. Пройти сквозь образовавшиеся от времени отверстия там можно даже со спаркой, не всплывая на палубу. Выходим через эти отверстия, слева и справа у нас загромождение — лежит куча авиабомб в кассетах. Дальше слева и справа выступают откатные механизмы двух гаубиц. Гаубицы очень заилены, стволов не видно. По всему периметру трюма вокруг лежат остатки ящиков, какие-то предметы, боеприпасы, которые рассыпаны по всему трюму. Руками их трогать не следует.
Далее выходим к носовому трюму, над которым находится палуба, поэтому тут темно, и без фонарей мы ничего не увидим. В носовом трюме полевому борту, углубляясь метра на 3-4 внутрь, в свете фонарей мы видим джип, его заднюю часть: задний мост, колеса. Аккуратно обходим дальше и видим его целиком. Автомобиль выглядит весьма колоритно!
Чуть подвсплываем и выходим на палубу корабля. Здесь находятся носовые жилые помещения команды, в которых проживал экипаж «Волга-Дона». У нас — три входа, все они совмещены между собой. Самое оптимальное — зайти внутрь с левого борта, пройти одну каюту верхнего яруса, попасть в коридор между каютами, затем — в правую каюту. Видны остатки коек, предметы мебели, стойки, умывальник.
Оба якоря находятся в клюзах. Внушительный вид корабля представляется именно с носа — огромная махина, обросшая со всех сторон мидиями. А при наличии течения создается впечатление, что корабль еще движется.
Машинное отделение очень сложно по своей конфигурации, там достаточно узко, совершенно темно и небезопасно, и человек, достаточно опытный, но никогда там ранее не бывавший, может запросто заблудиться. В носовых помещениях жилого нижнего яруса тоже темно. Там находятся шкиперская и продуктовая кладовки, еще ряд кают, и все это очень сильно заилено. Даже если вы практически не шевелитесь, то все равно поднимаете муть, и выход обратно у вас происходит в полной темноте.
Удаляться от корабля, теряя его из вида, не стоит, потому что вокруг ничего нет- голый песок, пустыня. Вдоль бортов лежат упавшие мачты корабля, от кормы справа по борту в 5-7 метрах лежит дымовая труба. На дне - какие-то железные балки, какие-то предметы, но все это находится не далее 10 метров от корабля в районе кормы, а в районе носа вообще ничего нет.
Координаты 45°13' N 33°02' E Глубина около 30 метров Возвышение над грунтом около 5 метров.
Это, пожалуй, самые популярные объекты. Есть и другие корабли и суда, а также лихтеры, быстроходные десантные баржи, самолеты, неизвестные обломки и препятствия которые тоже ждут своей идентификации. И, конечно же, неизвестное множество ещё не обнаруженных кораблей, судов, лодкок и самолетов, хранящих свои тайны в темных и неприветливых объятиях недоступных глубин Черного моря. Всем добра!
При подготовке темы использованы материалы сайтов wreck.ru, divingsea.com.ua и журнала «Нептун-Украина» Источник