В первый период войны, советские истребители крайне редко имели индивидуальные эмблемы и рисунки, была стандартная окраска самолета и опознавательные знаки ВВС СССР - красная звезда. Однако по ходу войны в отдельных частях, эскадрильях начали появляться собственные знаки отличия и эмблемы.
Например на И-16 командира эскадрильей 72-го САП СФ Сафонофа Бориса Феоктистовича были нанесены с двух бортов «Смерть фашизму!» и «За ВКП(б)!».
У лейтенанта Бориса Филимонова «За Сталина».
Основным направлением в начале войны был, так называемый, стиль «именных» самолетов. Т.е. это были надписи, имена собственные самолетов, лозунги. Многие, очень многие передавали свои личный средства в Фонд обороны. Технике, постоенной на эти деньги, часто давали свои имена.
А вот маленькая история про самолеты, от творческой интеллигенции. «В тот день на зелёном ковре подмосковного аэродрома ровной шеренгой выстроились 12 остроносых "Яков". Новеньких, ещё ни разу не бывавших в бою. На каждом белела надпись: "Малый театр - фронту". На правом фланге - лётчики В. Мелехов, В. Бушвин, А. Батизат, К. Разумное, А. Паков. А чуть поодаль - А. Яблочкина, Е. Турчанинова, Е. Шатрова, Е. Гоголева, B. Рыжова, П. Садовский. Звучали слова о том, что эта эскадрилья, приобретённая на свои средства артистами Малого театра, передаётся в руки опытных лётчиков. - Бейте захватчиков ! Пусть скорее придёт победа ! От имени воинов клятву произнёс командир эскадрильи, Старший лейтенант В. Мелехов: - Клянёмся ! Эти самолёты станут грозой для фашистов. Если нужно будет, жизни своей не пощадим... Ещё 4 боевых самолёта подарили фронту артисты театра имени Евгения Вахтангова. На новеньких "Яках" со словами "Вахтанговец" на борту воевали Герой Советского Союза Фёдор Чубуков, Олег Архиреев, Борис Логинов, Пётр Емельянов. Вручала лётчикам боевые самолёты народная артистка РСФСР Цецилия Мансурова. - Мы передаем вам эти самолёты, дорогие лётчики, - говорила она на митинге, - бейте беспощадно врага. От имени своих товарищей Герой Советского Союза Ф. Чубуков заверил артистов, что лётчики с гордостью пронесут в боях славное имя "Вахтанговец". И воины сдержали своё слово. Когда после войны они прибыли в театр и доложили о своих успехах, коллектив театра присвоил крестникам почётное звание "Вахтанговец" и вручил лётчикам соответствующие удостоверения."
Был и такой вариант:
Не остался в стороне и знаменитый Вольф Мессинг: "Однажды, во время гастролей в Сибири, Мессинг увидел в газете портрет прославленного балтийского лётчика cтаршего лейтенанта Константина Федотовича Ковалёва. Указом Президиума Верховного Совета СССР заместитель командира эскадрильи 13-го истребительного авиаполка 9-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Балтийского флота К. Ф. Ковалёв был удостоен звания Героя Советского Союза - за 12 лично сбитых вражеских самолётов, кроме которых он уничтожил ещё 12 в группе. Профессор тут же решил сделать подарок лётчику. Он внёс в Фонд Красной Армии крупную сумму и попросил на эти деньги построить боевой самолёт для балтийского аса. Ранней весной 1944 года лётчика Ковалева вызвали в штаб полка. Командир части приказал надеть новое обмундирование, получить командировку и отбыть в далекий сибирский город. - Там ждёт вас ценный подарок, - сказал на прощание. И вот встреча на вокзале. Худощавый смуглый человек в шляпе, с тёмными выразительными глазами крепко жмет руку герою - лётчику. Профессор приглашает Ковалёва на своё представление. Зал дворца культуры переполнен. Избрали жюри. По просьбе публики его возглавил почётный гость города Герой Советского Союза К. Ф. Ковалёв. Первая записка: "Пусть профессор найдёт спрятанный пакет и прочтёт вложенную в него записку вслух". Мессинг прошёл в зал, попросил автора просьбы подойти к нему. Подошёл юноша. Профессор взял его за руку и безошибочно подвёл к тому месту, где был запрятан пакет. Развернув записку, Мессинг прочёл: "Попросите гостя рассказать о своих подвигах". Так главным действующим лицом на сцене внезапно оказался Ковалёв. Лётчик коротко рассказал о себе, больше - о героях ленинградского неба... На следующий день Ковалёв встретился с Вольфом Мессингом на заводском аэродроме, у самолёта. На его фюзеляже надпись: "За победу !". Ниже: "Подарок от советского патриота профессора В. Г. Мессинга балтийскому лётчику Герою Советского Союза К. Ф. Ковалёву".
Одна из самых трогательных и знаменитых надписей на самолете – это «От Леночки за папу» на штурмовике ИЛ-2М
Патриотическое движение настолько захватило советских людей, что в него внесли посильный вклад даже наши маленькие граждане - учащиеся средних школ и ФЗУ. Вместе со своей Родиной они жили её тревогами и радостями. Ил-2 из состава 337-го ШАП, 1943 год. В начале Февраля 1943 года лётчики 337-го штурмового авиационного полка приняли самолёт, на фюзеляже которого была необычная надпись: "От Леночки - за папу". Этот штурмовик был построен на средства, собранные советскими детьми. Первый взнос сделала ученица 612-й московской школы Лена Азаренкова - дочь погибшего лётчика Старшего лейтенанта А. В. Азаренкова. Она отдала на строительство самолёта сэкономленные ею за счёт ёлки и игрушек 110 рублей. Тысячи детей со всей страны поддержали подругу, сделали посильный вклад из своих маленьких сбережений на постройку этого самолёта. Следуя примеру Лены, 100 тысяч рублей собрали учащиеся Ставропольского края, 1 миллион рублей - школьники Ивановской области. Лётчики 337-го штурмового авиаполка написали ей: "Дорогая Леночка! Мы получили в боевой строй построенный на собранные по твоему почину деньги самолёт. Заверяем тебя, что мы, боевые друзья твоего отца, отомстим немецким бандитам за его смерть. На боевом самолёте - штурмовике мы написали твоё имя и вручили его лучшему товарищу твоего папы..."
Но… Всё это довольно далеко от nose art. Личные эмблемы, устрашающие рисунки появились у советских летчиков не сразу. Пришлось пройти сквозь Сталинградскую битву. Закалиться в сражениях на Кубанью. И, наконец, увериться в своем мастерстве в небе Курской дуги. Я не зря вынес цитату из фильма «В бой идут одни «старики». В фильме упоминаются «размалёванные с бубновыми тузами». Я не могу говорить со стопроцентной уверенностью, но я встречал "бубнового туза" только в разведывательной авиации Люфтваффе. Видимо сценаристы ошиблись. Но эмблем у противников советских ассов хватало. Вот ссылка, кому интересно. Эмблемы Люфтваффе И вот, летом 1943-го, эта мода массово захватывает и красных соколов.
Из воспоминаний Лобанова Александра Васильевича. Выполнил 811 боевых вылетов, участвуя в 83 воздушных боях, сбил 26 вражеских самолётов лично и 14 в группе.
"Теперь, что интересно. Незадолго до этого, в наш полк приехала группа художников из Киева, рисовали наших ведущих лётчиков. Мой командир позировал прямо возле своего самолёта, на стоянке. Рисовали и других лётчиков. И вот один из них возьми и спроси у художника: "Вы льва мне на борту нарисовать можете ?". "Конечно, могу". И нарисовал. Лев получился просто загляденье. Тут другие лётчики с просьбами: "Мне орла. Мне медведя". Мой командир и спрашивает: "А мне чёрта нарисовать можете ?". Оказалось, можно и чёрта. Изобразил он ему чёрта коричневым цветом, да такого "настоящего чертяку". С хвостом, рогами, ехиднейшей мордой и бутылью в лапах. Крупный чёрт получился, чуть ли ни с "метр на метр". И такого же на другом борту. Надо сказать, что через некоторое время мы поняли, что, закрасив рисунки, погорячились. Всё - таки для опознания своих самолётов в воздухе, рисунки весьма полезны. Ну, тогда и решили нарисовать что - нибудь "нейтральное" и общее для всех. Остановились на "червонном тузе". Рисовали на капотах, красное "сердце" в белой окантовке. С этими "червонными тузами" и пролетали до конца войны..."
А вот цитата из воспоминаний фронтового летчика-бомбардировщика Пунёва Т.П. А.С. Как в полку камуфлировались самолеты, каковы размеры номеров, были ли эмблемы? Т.П. Никак не камуфлировались. Нас устраивала заводская окраска. Казанский завод красил верхнюю поверхность в защитный зеленый цвет, а Иркутский в белый, с зелеными полосами. Мы эти машины «иркутянками» называли. С Иркутского завода нам самолеты зимой шли. Низ и там, и там, был голубой. Камуфляжа у нас не было, и я никогда его и в других полках не видел. Камуфляж у немцев был.Номера были крупные, голубого цвета, в районе кабины радиста. На килях звезды. В районе кабины слева наносили эмблему летчика, у меня был «лев в прыжке». У кого-то «тигр». У Васьки Борисова была вообще интересная эмблема - бомба (лежит), на ней верхом медведь, пьющий водку из горла. Командир дивизии как прилетит, так: «Борисов, ну сотри ты эту гадость!» - так и не стер. Но вообще-то эмблемы разрешались. Эмблемы техники рисовали, там большие мастера были. Ребята про моего льва говорили, что «как живой, вот-вот спрыгнет».После войны я перевелся во 2-й полк нашего гвардейского корпуса. Там на кабинах, вместо эмблемы летчика, была эмблема полка – Гвардейский знак, с надписью наискосок – «Висленский». Коки винтов красились в тот же защитный цвет.
В общем, с появлением уверенности в собственных силах, летчики начали наводить «страх и ужас» на противника не только умением, но и «боевой раскраской». Самолет Як-1Б, 1943г, Покровского Владимира Павловича. Всего выполнил более 400 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сбил 13 самолётов лично и 12 в составе группы.
Машина Сергея Федоровича Долгушина. Герой Советского Союза, 185 боевых вылетов, провёл 29 воздушных боёв, лично сбил 7 и в составе группы 4 самолёта противника.
Истребитель Ла-5 из состава 4-го ГвИАП ВВС КБФ, на котором летом 1943 года летал Гвардии старший лейтенант В. М. Дмитриев.
Истребитель P-39Q Филатова Александра Павловича. Совершив 193 боевых вылетов, в 35 воздушных боях сбил 21 самолёт лично и 4 в составе группы. Дважды сам был сбит и попадал в плен, но оба раза оттуда бежал. Самолет Филатова имел исключительно редкую для советских ВВС индивидуальную символику лётчика: 3 игральные карты - дама, семёрка и туз пик. Рисунок можно трактовать как любовь пилоюта к азартным играм, а можно приписать Филатов к горячему поклоннику "Пиковой дамы" А. С. Пушкина. Несомненно, комиссару была преподнесена версия о любви к классической литературе.
Были случаи, когда фюзеляж украшало изображение «Золотой Звезды», полученной за одержанную победу. Сохранились и старые традиции: нос истребителя иногда напоминал пасть мифического чудовища. Вообще устрашающие противника рисунки и эмблемы наносились часто. Например, на истребителе Як-9 Килаберидзе был изображен дракон, зубастая пасть была на самолете Георгия Костылева.
Капитан Александр Николаевич Килаберидзе из 65 ГИАП в кабине Як-9, Белоруссия
“Львиное сердце”, ЛаГГ-3 лейтенанта Юрия Щипова, 9 истребительный авиаполк ВВС
Командир эскадрильи 566-го ШАП Герой Советского Союза Василий Мыхлик
Георгий Баевский (справа) и механик Собакин на фоне Як-9У. 5 ГвИАП. Аэродром Шпротау, Германия. Апрель 1945 г.
На киле ЛАГГ-3 Леонида Гальченко вместо красной звезды изображена чёрная кошка, играющая с мышкой. 1942 год. Первоначально кошка была белой.
Малютина Елена Мироновна и ее ласточка
Командир звена 180-го Гвардейского истребительного Сталинградского Краснознамённого авиационного полка Гвардии старший лейтенант Виктор Лукошков на фоне Ла-5ФН
Генерал-майор Георгий Захаров в кабине Як-3. На самолете – Георгий Победоносец, пронзающий змею с головой Геббельса. Весна 1945
Летчик 958-го штурмового авиационного полка, Герой Советского Союза Иван Мейлус.
Аэрокобра Вячеслава Сиротина
Орел Михаила Авдеева
Николай Прошенков и его «Аэрокобра»
Самолет Василия Емельяненко.
Самолёт Як-9Б командира 168-го ИАП подполковника Григория Когрушева.
Капитан Алексей Закалюк, 104-й ГвИАП
Самолет Алексея Алелюхина
Капитан Георгий Урвачёв(слева)
Самолет старшего лейтенанта Василия Алексухина
Федор Добыш и Александр Помазунов на фоне Пе-2 с крокодилом
Самолет Николая Диденко
Степаненко Иван Никифорович дважды Герой Советского Союза. Участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики. К февралю 1945 года командир авиаэскадрильи 4-го истребительного авиационного полка майор И. Н. Степаненко совершил 395 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 32 самолёта противника.
Особых правил по нанесению эмблем не было. В каждой эскадрилье были свои обычаи. Некоторые летчики имели собственную эмблему, другие — общую для всех. Часто самолеты украшали карты или определенная масть. Как правило, это был туз. Его обычно наносили отличившиеся летчики. Так, тузы были нарисованы на самолете Ла-5 Александра Павлова, на ЛаГГ-3 Юрия Шилова. Те, кому удавалось подбить немецкий самолет знаменитой эскадры, размещали на истребителе пронзенную стрелой или обвитую змеей эмблему этой эскадры или другой подобный символ. Например, самолеты эскадрильи 9-го гвардейского полка, которой командовал Алексей Алелюхин, несли на бортах придуманную летчиком Евгением Дранищевым эмблему с леопардом, разрывающим сердце. Это указывало на то, что летчики одержали победу над асами 9 Staffel JG 52 (сердце под кабиной было их отличительным знаком). Животных часто изображали на советских военных самолетах. Распространенными были и рисунки птиц. Так, подобные изображения были на самолетах таких известных летчиков, как Михаил Авдеев, Владимир Покровский, Вячеслав Сиротин. Особой популярностью пользовались символические изображения, например стрелы и молнии.
Источник