Знаменитости
Хенри Тойвонен "Летающий Финн"
Хенри Тойвонен родился 25 августа 1956 года в городе Ювяскюля.Сын Паули Тойвонена родился с «гонками в крови» и с рулем в руках, ведь кто тогда заставил пятилетнего ребенка сесть за руль? Хенри неплохо проявил себя в картинге и на «кольце».Но все же его призванием были раллийные гонки, где нет места слабым.
Будущий "летающий финн" начал свою спортивную карьеру в картинге. Затем были гонки на «кузовах», где он стал обладателем Кубка Финляндии, после чего переключился на «Формулу-V», где также добился успеха, выиграв один из этапов Чемпионата Скандинавии. Затем финн перешел в «Формулу Super-V», выиграл этап Европейской серии и стал чемпионом Финляндии 1977 года.
К сожалению, все это время для юного пилота была закрыта дорога в ралли. Сначала у него не было прав, затем, уже после получения, в течение первого года вождения он имел право ездить по дорогам общего пользования со скоростью не выше 80 км/ч и лишь к 19 годам Тойвонен получил возможность выйти на старт своего первого ралли. Первым большим выступлением стал выезд вместе со штурманом Антеро Линдквистом на «Ралли 1000 озер» 1975 года - к сожалению первая попытка не удалась, сход.
Через два года после дебютного выступления, Тойвонен сотворил сенсацию в своем втором старте на «Ралли 1000 озер» - он закончил гонку на пятом месте в «абсолюте»!
Следующее появление Хенри на мировой арене приходится на 1978 год. На этот раз за рулем Citroën CX 2400 финн выступил в Португалии и Греции. К сожалению обе гонки закончились для молодого пилота досрочно, однако он успел удивить многих своей скоростью. В числе «удивленных» оказались и представители раллийных команд-соперников.
В 1980 году, после победы на Arctic Rally финн приехал в Великобританию с тем, чтобы принять участие в гонках «Open series» в составе заводской команды Talbot, за которую выступали Ги Фрекелен и Рассел Брукс. В составе все той же команды финн продолжил выступать на этапах чемпионата мира. Все в том же восьмидесятом году Хенри сменил штурмана, после чего одержал первую в карьере победу на этапе чемпионата мира - это было ралли Lombard RAC.
В 1981 году Хенри Тойвонен подписал контракт о выступлении в чемпионате мира по полной программе с командой Talbot. И все бы хорошо, но автомобиль, на котором пришлось выступать Хенри, был морально устаревшим и не мог всерьез конкурировать с появившимися болидами группы Б...
Но, несмотря на явное отставание в техническом плане и постоянные проблемы с надежностью автомобиля, в тех трех ралли, в которых Хенри смог доехать до финиша, ему удалось занять второе место в Санремо и Португалии, а также пятое место в Монте-Карло.Сезон увенчался победой Хенри на заключительном этапе чемпионата Британии по ралли - ралли Audi Sport International.
Новый, 1982 год ознаменовался для молодого финна переходом в Rothmans Opel Europe Team - команду под управлением экс-пилота BMC (Mini Cooper) Тони Фолла и Дэвида Ричардса (экс-штурмана чемпионского экипажа 1981 года). Товарищами по команде для Хенри стали Вальтер Рерль, Ари Ватанен и Джимми МакРей(папаша Колина МакРея). И даже в таком звездном коллективе Хенри не потерялся - за рулем Opel Ascona 400 он занял третье место в ралли Акрополис, пятое в Санремо и вновь третье на ралли RAC.
В 1983 году Хенри пересел за руль нового Opel Manta 400 (номинально - автомобиля группы Б), однако и эта машина не могла «угнаться» за могучими Lancia и Audi.
Самой удивительной гонкой сезона для молодого пилота стало французское ралли Mille Pistes. Выступая на Opel Manta 400 финн лидировал на протяжении всей гонки, однако уже на середине гонки организаторы вдруг решили... запретить машины группы Б!
Когда Тойвонену представилась возможность сесть за руль заводской Lancia он ухватился за нее обеими руками.
Дебютом для Хенри стало ралли Португалии, затем он выступил в Греции и Финляндии, где занял третье место. Этого оказалось достаточно для руководства Туринской «конюшни», чтобы подписать с финном контракт на выступление в составе заводского коллектива в следующем, 1985 году.
К сожалению, первая половина нового сезона стала для новичка команды сплошным разочарованием - Хенри и его товарищу по команде Маркку Алену пришлось нелегко в борьбе с коллективами Peugeot и Audi. Проблемы заключались в том, что Lancia по-прежнему на большей части этапов чемпионата использовала заднеприводную модель Rally 037, а новейшая полноприводная Delta S4 находилась на стадии розработки.
Тем не менее, Хенри, чье мастерство росло, показывал результаты все лучше и лучше - шестое место в Монте-Карло, четвертое на ралли «1000 озер» и третье в Санремо. И это несмотря на то, что устаревшая Lancia Rally 037 не совсем подходила Тойвонену по стилю вождения.
Серьезной проблемой для Хенри стала авария на ралли Коста Смеральда. Финн не справился с управлением и врезался в кирпичную стену, при этом повредив три шейных позвонка. У Тойвонена всегда были проблемы с шейными позвонками - традиционная проблема всех раллистов.
Новый автомобиль, бесспорно, был быстр, но вместе с тем был очень хрупким. По ходу сезона Lancia Delta S4 была основательно доработана, однако выступление на заключительном этапе чемпионата мира ралли Lombard RAC должно было стать азартной игрой - если она пройдет успешно, награды будут очень высокими...
И Lancia Delta S4 доказала свою состоятельность! Даже легендарная Audi Quattro A2 S1 не смогла угнаться за двумя экипажами команды Lancia Martini.
1986 год начался для Хенри с победы на ралли Монте-Карло. Следующим ралли для финско-американского экипажа стало ралли Коста Смеральда, где Хенри удалось одержать очередную победу. Следующей победой должна была стать гонка во Франции - Tour de Corse...
Начиналось все как обычно и не предвещало беды. В субботу 2 мая 1986 года экипажи вышли на старт второго дня ралли Tour de Corse.
Лидером гонки к середине второго дня был Хенри Тойвонен. Пилот заводской команды Lancia Martini вел гонку в отличном темпе - победы на всех четырех допах первой секции второго дня остались за ним. К дневному сервису отрыв финна от занимавшего промежуточную вторую позицию Бруно Саби составлял 2 минуты и 45 секунд. При этом надо отметить, что из-за последствий старой травмы финн ехал на обезболивающих лекарствах, а кроме того, Хенри подхватил сильную простуду - он стартовал с сильной лихорадкой и температурой в 40 градусов.
После семнадцатого спецучастка Хенри приехал на сервис внешне спокойным, но очень недовольным своим физическим состоянием. После проверки технического состояния машины, механики поставили выбранный экипажем комплект сликов и экипаж поехал на трассу. Почти сразу пошел дождь, а затем и град...
Через короткий промежуток времени прошла информация о том, что экипаж Lancia не финишировал.Очень скоро жандармерия сообщила о том, что спецучасток остановлен из-за несчастного случая, произошедшего с экипажем № 4 (Тойвонен/Кресто).
Такие слова передали в штаб Lancia - "Lancia взорвалась, оба пилота погибли. Бедный Хенри..."
Техника:
С целью лучшей развесовки топливный бак на Lancia Delta S4 располагался под сиденьями пилота и штурмана - после удара и детонации топлива у зажатого в машине экипажа просто не оставалось шансов.
Некоторые очевидцы утверждают, что команда Lancia не укомплектовала на ралли Корсики свои машины защитой днища, решив, что она не понадобится на асфальтовой гонке. В принципе, если это действительно так, это могло привести к повреждению топливного бака, за которым последовал взрыв.
Версии:
По словам Мишель Мутон, тот самый коварный левый поворот она отмечала в легенде двумя восклицательными знаками: "Достаточно чуть-чуть ошибиться при заходе в поворот и машину заносит".
Гонщики, стартовавшие вслед за Хенри, обратили внимание на то, что на асфальте не осталось никаких следов - ни от резкого торможения, ни от заноса. Автомобиль вылетел с трассы в обрыв не снижая скорости и врезался в деревья крышей.
По мнению экспертов FISA, Lancia Delta S4 вылетела на скорости 100 км/ч и ударилась о деревья с такой силой, что экипаж погиб еще в момент удара, а не вследствие взрыва или пожара.
Эта трагедия привела к тому, что FISA запретила с 1987 года выступления автомобилей этой группы.
До сих пор фанаты ралли обсуждают причины гибели талантливого пилота и его многообещающего штурмана. И до сих пор многие любители мирового ралли на вопрос о том, кто же для них является лучшим раллийным пилотом во все времена, называют одно и то же имя: "Хенкка. Хенри Тойвонен"...
У Хенри осталась жена Эрья и двое детей, Арла и Маркус. Серджио Кресто был холостым.
"Да упокоиться душа твоя с миром"
Henry Toivonen crash
посвящается Хенри Тойвонену
Смотреть с 6 минуты
Источник
Будущий "летающий финн" начал свою спортивную карьеру в картинге. Затем были гонки на «кузовах», где он стал обладателем Кубка Финляндии, после чего переключился на «Формулу-V», где также добился успеха, выиграв один из этапов Чемпионата Скандинавии. Затем финн перешел в «Формулу Super-V», выиграл этап Европейской серии и стал чемпионом Финляндии 1977 года.
К сожалению, все это время для юного пилота была закрыта дорога в ралли. Сначала у него не было прав, затем, уже после получения, в течение первого года вождения он имел право ездить по дорогам общего пользования со скоростью не выше 80 км/ч и лишь к 19 годам Тойвонен получил возможность выйти на старт своего первого ралли. Первым большим выступлением стал выезд вместе со штурманом Антеро Линдквистом на «Ралли 1000 озер» 1975 года - к сожалению первая попытка не удалась, сход.
Через два года после дебютного выступления, Тойвонен сотворил сенсацию в своем втором старте на «Ралли 1000 озер» - он закончил гонку на пятом месте в «абсолюте»!
Следующее появление Хенри на мировой арене приходится на 1978 год. На этот раз за рулем Citroën CX 2400 финн выступил в Португалии и Греции. К сожалению обе гонки закончились для молодого пилота досрочно, однако он успел удивить многих своей скоростью. В числе «удивленных» оказались и представители раллийных команд-соперников.
В 1980 году, после победы на Arctic Rally финн приехал в Великобританию с тем, чтобы принять участие в гонках «Open series» в составе заводской команды Talbot, за которую выступали Ги Фрекелен и Рассел Брукс. В составе все той же команды финн продолжил выступать на этапах чемпионата мира. Все в том же восьмидесятом году Хенри сменил штурмана, после чего одержал первую в карьере победу на этапе чемпионата мира - это было ралли Lombard RAC.
В 1981 году Хенри Тойвонен подписал контракт о выступлении в чемпионате мира по полной программе с командой Talbot. И все бы хорошо, но автомобиль, на котором пришлось выступать Хенри, был морально устаревшим и не мог всерьез конкурировать с появившимися болидами группы Б...
Но, несмотря на явное отставание в техническом плане и постоянные проблемы с надежностью автомобиля, в тех трех ралли, в которых Хенри смог доехать до финиша, ему удалось занять второе место в Санремо и Португалии, а также пятое место в Монте-Карло.Сезон увенчался победой Хенри на заключительном этапе чемпионата Британии по ралли - ралли Audi Sport International.
Новый, 1982 год ознаменовался для молодого финна переходом в Rothmans Opel Europe Team - команду под управлением экс-пилота BMC (Mini Cooper) Тони Фолла и Дэвида Ричардса (экс-штурмана чемпионского экипажа 1981 года). Товарищами по команде для Хенри стали Вальтер Рерль, Ари Ватанен и Джимми МакРей(папаша Колина МакРея). И даже в таком звездном коллективе Хенри не потерялся - за рулем Opel Ascona 400 он занял третье место в ралли Акрополис, пятое в Санремо и вновь третье на ралли RAC.
В 1983 году Хенри пересел за руль нового Opel Manta 400 (номинально - автомобиля группы Б), однако и эта машина не могла «угнаться» за могучими Lancia и Audi.
Самой удивительной гонкой сезона для молодого пилота стало французское ралли Mille Pistes. Выступая на Opel Manta 400 финн лидировал на протяжении всей гонки, однако уже на середине гонки организаторы вдруг решили... запретить машины группы Б!
Когда Тойвонену представилась возможность сесть за руль заводской Lancia он ухватился за нее обеими руками.
Дебютом для Хенри стало ралли Португалии, затем он выступил в Греции и Финляндии, где занял третье место. Этого оказалось достаточно для руководства Туринской «конюшни», чтобы подписать с финном контракт на выступление в составе заводского коллектива в следующем, 1985 году.
К сожалению, первая половина нового сезона стала для новичка команды сплошным разочарованием - Хенри и его товарищу по команде Маркку Алену пришлось нелегко в борьбе с коллективами Peugeot и Audi. Проблемы заключались в том, что Lancia по-прежнему на большей части этапов чемпионата использовала заднеприводную модель Rally 037, а новейшая полноприводная Delta S4 находилась на стадии розработки.
Тем не менее, Хенри, чье мастерство росло, показывал результаты все лучше и лучше - шестое место в Монте-Карло, четвертое на ралли «1000 озер» и третье в Санремо. И это несмотря на то, что устаревшая Lancia Rally 037 не совсем подходила Тойвонену по стилю вождения.
Серьезной проблемой для Хенри стала авария на ралли Коста Смеральда. Финн не справился с управлением и врезался в кирпичную стену, при этом повредив три шейных позвонка. У Тойвонена всегда были проблемы с шейными позвонками - традиционная проблема всех раллистов.
Новый автомобиль, бесспорно, был быстр, но вместе с тем был очень хрупким. По ходу сезона Lancia Delta S4 была основательно доработана, однако выступление на заключительном этапе чемпионата мира ралли Lombard RAC должно было стать азартной игрой - если она пройдет успешно, награды будут очень высокими...
И Lancia Delta S4 доказала свою состоятельность! Даже легендарная Audi Quattro A2 S1 не смогла угнаться за двумя экипажами команды Lancia Martini.
1986 год начался для Хенри с победы на ралли Монте-Карло. Следующим ралли для финско-американского экипажа стало ралли Коста Смеральда, где Хенри удалось одержать очередную победу. Следующей победой должна была стать гонка во Франции - Tour de Corse...
Начиналось все как обычно и не предвещало беды. В субботу 2 мая 1986 года экипажи вышли на старт второго дня ралли Tour de Corse.
Лидером гонки к середине второго дня был Хенри Тойвонен. Пилот заводской команды Lancia Martini вел гонку в отличном темпе - победы на всех четырех допах первой секции второго дня остались за ним. К дневному сервису отрыв финна от занимавшего промежуточную вторую позицию Бруно Саби составлял 2 минуты и 45 секунд. При этом надо отметить, что из-за последствий старой травмы финн ехал на обезболивающих лекарствах, а кроме того, Хенри подхватил сильную простуду - он стартовал с сильной лихорадкой и температурой в 40 градусов.
После семнадцатого спецучастка Хенри приехал на сервис внешне спокойным, но очень недовольным своим физическим состоянием. После проверки технического состояния машины, механики поставили выбранный экипажем комплект сликов и экипаж поехал на трассу. Почти сразу пошел дождь, а затем и град...
Через короткий промежуток времени прошла информация о том, что экипаж Lancia не финишировал.Очень скоро жандармерия сообщила о том, что спецучасток остановлен из-за несчастного случая, произошедшего с экипажем № 4 (Тойвонен/Кресто).
Такие слова передали в штаб Lancia - "Lancia взорвалась, оба пилота погибли. Бедный Хенри..."
Техника:
С целью лучшей развесовки топливный бак на Lancia Delta S4 располагался под сиденьями пилота и штурмана - после удара и детонации топлива у зажатого в машине экипажа просто не оставалось шансов.
Некоторые очевидцы утверждают, что команда Lancia не укомплектовала на ралли Корсики свои машины защитой днища, решив, что она не понадобится на асфальтовой гонке. В принципе, если это действительно так, это могло привести к повреждению топливного бака, за которым последовал взрыв.
Версии:
По словам Мишель Мутон, тот самый коварный левый поворот она отмечала в легенде двумя восклицательными знаками: "Достаточно чуть-чуть ошибиться при заходе в поворот и машину заносит".
Гонщики, стартовавшие вслед за Хенри, обратили внимание на то, что на асфальте не осталось никаких следов - ни от резкого торможения, ни от заноса. Автомобиль вылетел с трассы в обрыв не снижая скорости и врезался в деревья крышей.
По мнению экспертов FISA, Lancia Delta S4 вылетела на скорости 100 км/ч и ударилась о деревья с такой силой, что экипаж погиб еще в момент удара, а не вследствие взрыва или пожара.
Эта трагедия привела к тому, что FISA запретила с 1987 года выступления автомобилей этой группы.
До сих пор фанаты ралли обсуждают причины гибели талантливого пилота и его многообещающего штурмана. И до сих пор многие любители мирового ралли на вопрос о том, кто же для них является лучшим раллийным пилотом во все времена, называют одно и то же имя: "Хенкка. Хенри Тойвонен"...
У Хенри осталась жена Эрья и двое детей, Арла и Маркус. Серджио Кресто был холостым.
"Да упокоиться душа твоя с миром"
Henry Toivonen crash
посвящается Хенри Тойвонену
Смотреть с 6 минуты
Источник