Военная техника

Последняя охота "Пираньи"...

Последняя охота "Пираньи"...



В 70-х годах в СССР велась разработка только специальных малых ПЛ. Так в 1976 году. командование ВМФ СССР выдало ленинградскому Специальному морскому бюро машиностроения «Малахит» техническое задание на проектирование современной отечественной сверхмалой лодки. Оно определяло, что такая лодка предназначена для использования на морском театре с обширной мелководной акваторией шельфа, в диапазоне глубин от 10 до 200 метров, где должна решать задачи противодействия противнику и вести разведку. На ней следовало разместить соответствующее радиоэлектронное вооружение, минно-торпедное оружие, а также водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров. При этом водоизмещение лодки, согласно заданию, не должно было превышать 80 тонн.

Последняя охота "Пираньи"...



Главным конструктором проекта назначили Л. В. Чернопятова, в 1984 году его сменил Ю. К. Минеев, главный наблюдающий от ВМФ – к.2р. А.Е. Михайловский. Опыт проектирования и создания подобных технических средств отсутствовал, поскольку наработки Остехбюро были засекречены и прочно забыты. Вновь требовалось начинать все с нуля. Новизна инженерной задачи обусловила необходимость выполнения значительного объема опытных работ, модельных и натурных испытаний, экспериментов по отдельным конструкциям, устройствам и технологическим процессам.

Закладка опытной подводной лодки состоялась в Ленинградском адмиралтейском объединении в июле 1984 года.

Последняя охота "Пираньи"...



Последняя охота "Пираньи"...



Корпус был выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения 200 метров. В архитектурно-конструктивном плане малая ПЛ проекта - двухкорпусный корабль с развитой надстройкой, в которой размещено оружие и спецоборудование ПЛ. Носовая оконечность эллипсоидной формы и веретенообразная корма малой ПЛ характерны для современных одновальных ПЛ. Для обеспечения повышенной маневренности малой ПЛ, в том числе для эффективного управления ею на малых ходах, необходимых для действий ПЛ в районах с ограниченными глубинами, предусмотрена установка движительного комплекса с гребным винтом в поворотной насадке.

Последняя охота "Пираньи"...



В центральном посту располагались пульт оператора, приборные стойки и средства отображения информации, органы управления основными системами и устройствами. Приборный комплекс включает в себя радиолокатор, гидролокатор, средства звукоподводной связи и другие устройства. Под настилом палубы ЦП размещалась аккумуляторная яма. Ближе в нос от пульта оператора находились входной люк, перископ, шахта выдвижного устройства комплекса РЛС. Ограничивающая центральный пост носовая сферическая переборка имела входной люк в шлюзовую камеру, которая могла служить и как декомпрессионная. На переборке располагался иллюминатор для наблюдения за водолазами и шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру. Здесь же находились приборы управления системой шлюзования водолазов.

Последняя охота "Пираньи"...



Плоская кормовая переборка с газоплотной дверью отделяла центральный пост от электромеханического отсека, где на амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, стояли на
амортизаторных дизель-генератор мощностью 160 кВт, гребной электродвигатель постоянного тока в 60 кВт (емкость батарей 1200 киловольт), насосы, вентиляторы, компрессор и другое оборудование. Дизель-электрическая энергетическая установка малой ПЛ выполнена по схеме полного электродвижения (с дизель-генератором и тихоходным всережимным ГЭД), что обеспечило возможность создания эффективной акустической защиты энергоустановки и ПЛ в целом. Система двухкаскадной амортизации в сочетании с шумопоглощающими покрытиями на корпусных конструкциях обеспечивала подлодке минимальное акустическое поле. Электромеханический отсек являлся необитаемым помещением, в походе его посещали только для проверки состояния технических средств. Винт, размещенный в поворотной кольцевой насадке, выполнял также функции вертикального руля.

Последняя охота "Пираньи"...



Таким образом конструкция лодки такова, что обеспечивает минимальный шума механизмов, интенсивности магнитных и физических полей. Это делает лодку малозаметной для средств противолодочной обороны.

У ПЛ проекта 865 были существенно меньшие, чем у обычных ПЛ, главные размерения и водоизмещение, поэтому для её постройки потребовалось создание нового малогабаритного оборудования (РЭВ, механизмов и пр.). Па малой ПЛ была предусмотрена комплексная автоматизация управления кораблем и его техническими средствами, что позволило сократить до минимума численность экипажа.

Последняя охота "Пираньи"...



Экипаж состоял из трех офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Кроме них, на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести человек, которая и являлась основным оружием корабля. Для этого на ПЛ предусмотрен водолазный комплекс, позволяющий выполнять операции по высадке и обратному приему легководолазов на глубинах до 60 м и включавший шлюзовую камеру. Последняя находилась в носовой части ПЛ, и ее корпус пристыкован к носовой переборке ПК корабля. Шлюзовая камера, оборудованная необходимыми системами и устройствами, имела два люка: один - связывал камеру с ПК, а через другой - осуществлялся выход (обратный прием) легководолазов с ПЛ. Необходимое для легководолазов снаряжение хранилось в двух герметических цилиндрических контейнерах, побортно расположенных в надстройке ПЛ. Находясь вне лодки, легководолазы имели возможность использовать подаваемую с нее по проводам электроэнергию, а также пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах. Автономность лодки – 10 суток.

Последняя охота "Пираньи"...



Комплекс оружия, размещаемого в средней части надстройки, состоял из двух грузовых контейнеров для транспортировки водолазного снаряжения (четырех буксировщиков типа «Протон» или двух транспортировщиков типа «Сирена-У») и двух устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ, донные мины большой мощности (в том числе с ядерными зарядами), либо две решетки для торпед «Латуш», используемых на всем диапазоне глубин. Прочный грузовой контейнер, заполняемый забортной водой, представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Для погрузки, выгрузки и крепления водолазного снаряжения предусматривался выдвижной лоток. Его привод и органы управления располагались внутри прочного корпуса.

Последняя охота "Пираньи"...



Устройство минной постановки состояло из пусковой проницаемой решетки с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, обеспечивающего выталкивание мины вперед по ходу подлодки. Второй вариант предусматривал возможность размещения торпеды вместо мины.

С 1989 года МС-520 находилась в Лиепае, где подчинялась командиру 22-й бригады подводных лодок. Особого энтузиазма командование соединения от присутствия лодки спецназначения не испытывало, так как выходы ее в море были сопряжены с определенными трудностями, а боевая подготовка, в силу своей специфики, оказалась весьма сложной.

Последняя охота "Пираньи"...



Дальнейшее строительство сверхмалых лодок в Советском Союзе застопорилось, а потом и "власть сменилась". В результате серия ограничилась двумя единицами – опытной МС-520 и головной МС-521, сданной флоту в декабре 1990 года. Для каждой лодки сформированы по два сменных экипажа. Существовал еще и технический экипаж, предназначенный для обслуживания обеих лодок.

Последняя охота "Пираньи"...



Чертежи и макеты лодки были представлены в феврале 1993г. на выставке оружия в Абу-Даби, где вызвали большой интерес. Было принято решение о предложении этих лодок к продаже. Данных об успешных продажах нет.

Одна из лодок принимала участие в съемках фильма «Особенности национальной охоты».

Последняя охота "Пираньи"...



В марте 1999 года МС-520 и МС-521 отбуксировали в Кронштадт для разделки на металлолом. Прослужив менее десяти лет, они так и не нашли себе применение. Причин тому много: недостаток финансирования, мнение ряда флотских специалистов о ненужности таких кораблей, а также явные недостатки проекта (слишком большое водоизмещение, трудности эксплуатации и другие).

В 1999 - 2000 гг. обе ПЛ были утилизированы на Кронштадтском судоремонтном заводе. В результате разделки обеих ПЛ было получено около 200 т титанового лома, а от уникальных кораблей не
осталось ни чего кроме воспоминаний. Однако на сегодняшний день ОАО «СПМБМ «Малахит» предлагает к производству под заказ проект «Пиранья», который представляет собой улучшенный вариант проекта с современным оборудованием и практически теми же ТТД (только водоизмещение возросло до 220 тонн).

Последняя охота "Пираньи"...



Последняя охота "Пираньи"...



Последняя охота "Пираньи"...



Последняя охота "Пираньи"...

Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург