Начало этой истории было положено решением пришедшего в конце 1981 года к влати в Аргентине генерал-лейтенанта Леопольдо Гальтиери использовать народное негодование по поводу захвата Мальвинских островов Соединенным Королевством аж... в 1833 году. Правда к началу конфликта аргентинский народ выражал гораздо больше недовольста современным положением в стране, но мудрый диктатор здраво рассудил, что гораздо разумнее будет вспомнить старые обиды и направить народный гнев в сторону британцев. Что ж, решение в истории не новое и, увы, вполне действенное.
2 апреля 1982 года аргентинский десант высадился на островах и после короткого боя вынудил капитулировать находившийся там небольшой гарнизон британских морских пехотинцев. После этого в Южную Атлантику немедленно было отправлено крупное британское военно-морское соединение с целью возврата островов.
3 апреля Совет Безопасности ООН принял резолюцию 502, в которой потребовал вывести аргентинские силы с островов. Резолюция получила 10 голосов «за» и 1 голос «против» (Панама), 4 страны воздержались (включая СССР).
7 апреля 1982 года министр обороны Великобритании объявил об установлении с 12 апреля 1982 года блокады Фолклендских островов и установлении вокруг островов 200-мильной зоны, при нахождении в пределах которой корабли ВМС и торгового флота Аргентины будут потоплены.
А теперь оставим в покое сам конфликт - написано о нем не мало и любой желающий освежить знания по этому поводу в считанные секунды найдет немало источников. Мы же вспомним о первом (и, слава Богу, пока последнем) торпедировании атомной подводной лодкой надводного корабля.
Раннее утро недоброго дня 2 мая 1982 года, в толще холодных вод Южной Атлантики движется корабль Её Величества «Конкерор». Уже 30 часов британская подлодка непрерывно следит за аргентинским соединением во главе с крейсером «Хенераль Бельграно». Вот он – в 7 милях прямо по курсу, покачивается в пене на океанской волне, уверенный в своей неуязвимости. Крейсер прикрывают два эсминца – аргентинская эскадра представляет смертельную опасность для надводных кораблей англичан. 15 шестидюймовых пушек старого «Бельграно» могут разорвать в клочья утлые фрегаты и десантные корабли флота Её Величества. Немалую угрозу представляют и аргентинские эсминцы, вооруженные ракетами «Экзосет». В полутьме центрального поста субмарины «Конкерор» царит напряженное молчание, офицеры ждут приказа из штаба эскадры…
В это же время в лондонском особняке на Даунинг-стрит 10 происходит разговор примерно следующего содержания:
- Адмирал Вудвард спятил. Он хочет потопить аргентинский крейсер.
- Это правильное решение.
- Мы не имеем права атаковать. Аргентинские корабли пока находятся вне объявленной 200-мильной зоны военных действий.
- Сэр, уже сама «200-мильная зона военных действий», объявленная нами в одностороннем порядке, является нарушением всех международных правил. Потопите «Хенераль Бельграно», если это необходимо.
- Мисс Тэтчер, вы уверены?
- Уничтожьте крейсер и больше не задавайте глупых вопросов.
Месяц назад ни один адмирал Королевского флота не отважился возглавить рискованный поход к Фолклендам. Маргарет Тетчер пришлось лично назначить командующим контр-адмирала Вудварда – не самого опытного, но крайне «безбашенного» морского офицера. Для успешного выполнения задачи тот без малейших колебаний потребовал включить в состав эскадры подводный стратегический ракетоносец «Резолюшн» - в случае уничтожения всех британских кораблей, на аргентинские военные базы с небес сойдет ядерный огонь. Трудно сказать – была ли это жестокая шутка или реальная угроза, но решительность Вудварда была хорошо известна в адмиральских кругах. «Железная леди» Маргарет знала, кому стоит доверить «безнадежную» экспедицию.
И вот сейчас, находясь на авианосце «Гермес», адмирал Вудвард недоумевал, почему подводники не получили его приказ на уничтожение аргентинского крейсера. По непонятной причине Центр спутниковой связи в Челтеме блокирует передачу. Впрочем, причина очевидна – трусы из военно-морского штаба боятся принять ответственное решение. Черт бы их побрал! Аргентинский флот берет в клещи британскую эскадру – нужно, пока не поздно, ломать хотя бы одну из вражеских «клешней». Штабные крысы! Якорь вам в глотку! Осьминога без мазута в надраенный клюз!
Только в полдень, с опозданием на много часов, на атомную подлодку «Конкерор» поступила радиограмма из Лондона: «Срочно. Атаковать группу «Бельграно».
Крейсер шел в 36 милях от границы объявленной «зоны военных действий» и, очевидно, чувствовал себя в абсолютной безопасности. Бравые мучачос не пытались укрыться на мелководье, аргентинские эсминцы бестолково рыскали на правом траверзе «Хенераль Бельграно», прикрывая крейсер со стороны банки Бредвуд, где, разумеется, никаких подлодок быть не могло. Они даже не позаботились включить гидролокаторы!
Глядя в перископ на всю эту странную компанию, коммэндер Рефорд-Браун удивленно пожал плечами и приказал дать полный ход. Огромная стальная «щука» рванулась сквозь толщу воды к своей цели. Завершив циркуляцию вправо, лодка беспрепятственно вышла в точку атаки в 1000 метрах по левому борту «Бельграно». Победа была уже в руках британских моряков, осталось лишь выбрать подходящее оружие. Собственно, дилемма заключалась в двух типах торпед: новейшей самонаводящейся Мk.24 «Тайгерфиш» или старой доброй Mk VIII времен Второй мировой войны. С учетом всех сложившихся обстоятельств, и справедливо полагая, что «Тайгерфиш» еще недостаточно надежен, коммэндер Рефорд-Браун предпочел прямоидущую торпеду старого типа. В это время «Хенераль Бельграно» безмятежно покачивался на волнах, двигаясь 13-ти узловым ходом навстречу своей смерти. Командир аргентинского крейсера каперанг Эктор Бонзо сделал все возможное, чтобы погубить свой корабль.
В 15:57 атомная субмарина «Конкерор», находясь практически в полигонных условиях, произвела трехторпедный залп по соединению «Бельграно». Дистанция составила всего 1380 ярдов, и Рефорд-Браун даже испугался, что она слишком мала, и торпеды не успеют встать на боевой взвод после пуска. Но времени колебаться не было, и когда «Конкерор» оказался точно на траверзе у «Генерала Бельграно», командир приказал: «Пли!». Через 55 секунд две торпеды Mk VIII вонзились в левый борт аргентинского крейсера. Взрывы 363-килограмовых боевых частей отдались гулким эхом в отсеках подлодки, боевые посты огласились радостными криками.
Коммэндер Редфорд-Браун увлеченно наблюдал за атакой в перископ: он видел, как первый взрыв оторвал всю носовую часть крейсера. Через несколько секунд сверкнула новая вспышка и в районе кормовой надстройки «Хенераль Бельграно» взметнулся огромный столб воды. Все происходящее в этот момент на поверхности было похоже на сон. Рэдфорд-Браун зажмурился и еще раз заглянул в окуляр перископа, чтобы убедиться, что он только что потопил крупный боевой корабль противника. Впервые в истории атомного подводного флота! Впоследствии Редфорд-Браун вспоминал: «Честно говоря, учебные стрельбы в Фаслейне были сложнее этой атаки. Королевский Флот потратил 13 лет, чтобы подготовить меня именно к такой ситуации. Было бы печально, если бы я с ней не справился».
Уничтожение двух оставшихся эсминцев подводники посчитали излишним и неоправданно рискованным – все-таки британских моряков готовили к войне с сильным и умелым противником, который, в данной ситуации, должен был принять активные меры по обнаружению и уничтожению находящейся где-то поблизости подлодки. «Конкерор» проваливалась на глубину, осторожно отползая в сторону открытого океана, акустики в любую секунду ожидали услышать включившиеся гидролокаторы аргентинских кораблей и серии взрывов глубинных бомб. К их немалому удивлению, ничего подобного не случилось. Аргентинские мучачос оказались законченными трусами и бездельниками: эсминцы, бросив на произвол судьбы свой тонущий корабль, понеслись на всех парах в разных направлениях. Кстати, в борту одного из эсминцев – «Ипполито Бушар» - по возвращению на базу была обнаружена приличная вмятина, предположительно от третьей, неразорвавшейся торпеды, выпущенной «Конкерор». Кто знает, может аргентинцам действительно повезло. Хотя можно ли это назвать везением?
Очевидцы гибели «Хенераль Бельграно» вспоминали, что по помещениям корабля пронесся настоящий «огненный ураган», превращая все живое на своем пути в растерзанное барбекю – порядка 250 моряков погибли в первые же секунды атаки. Этот факт ясно свидетельствует о том, что все люки и двери внутри крейсера в момент трагедии были открыты нараспашку, аргентинские военные моряки в очередной раз продемонстрировали удивительную беспечность.
Взрыв второй торпеды разрушил генераторы и обесточил корабль, отключились помпы и радиостанция, по палубам обреченного крейсера перекатывалась холодная вода… Спустя 20 минут после торпедной атаки экипаж покинул корабль. Еще через пару минут «Хенераль Бельграно» лег на левый борт и скрылся под водой, унеся с собой в морскую пучину 323 человеческих жизни.
После этой атаки командующий аргентинским флотом адмирал Аная приказал всем своим кораблям спешно отойти, отменив операцию по перехвату британского соединения. Эсминцы, сопровождавшие крейсер, отправились в Порто-Бельграно (вот ирония судьбы!), а «25 Мая» — в Ла-Плату. Адмирал Вудвард узнал об успешной атаке «Конкерора» лишь в 22.45, получив сообщение с командного пункта флота в Нортвуде. В тот момент он еще не подозревал, что уже выиграл войну. После этой атаки аргентинский флот уже не отважился выйти в море второй раз. Учитывая потери, которые понесли англичане от атак аргентинской авиации, участие флота могло переломить ход битвы. Но этого не произошло. Так одна атака одной подводной лодки выиграла целую войну.
Вернувшая через сутки в квадрат подлодка «Конкерор» наблюдала, как аргентинские эсминцы спасали уцелевших моряков из экипаж крейсера. Преисполненные благородными чувствами, британцы не посмели провести новую торпедную атаку – эффект от потопления «Бельграно» и без того превысил все их ожидания. По аргентинским данным, из находившихся на борту крейсера 1093 человек удалось спасти 770.
Значение атаки «Конкерор» было столь велико, что событие получило оценку «Лодка, выигравшая войну». Потеря крейсера и трех сотен человек произвела ужасающее впечатление на аргентинское командования: опасаясь новых потерь, аргентинский флот вернулся в свои базы, обеспечив британцам полное господство на море. Впереди было еще много жестоких схваток, но блокированный гарнизон Фолклендских островов был обречен.
Что касается этической стороны потопления «Бельграно», то здесь имеется ряд противоречивых моментов. Крейсер был потоплен вне объявленной «зоны военных действий» радиусом 200 миль вокруг Фолклендов. В то же время, нет ни одного юридического документа, устанавливающего порядок появления этих «зон» - британцы лишь в одностороннем порядке предупредили корабли и самолеты всех стран мира, что им стоит держаться подальше от Фолклендских островов, в противном случае, они могут быть атакованы без предупреждения.
Патрулирующий вдоль южных границ объявленной «зоны войны», аргентинский крейсер представлял явную опасность для британской эскадры, и естественно, он пришел в этот квадрат явно не для того, чтобы любоваться океанскими закатами. Чтобы избежать ненужных разговоров и бессмысленных расследований, британцы со свойственным им спокойствием, по возвращении на базу взяли и «потеряли» бортовой журнал атомной подлодки «Конкерор». Как говорится, концы в воду! Стоит учесть, что зачинщиком Фолклендской войны все-таки была Аргентина, чей десант высадился на спорных территориях с целью спровоцировать «маленькую победоносную войну».
Экипаж крейсера «Хенераль Бельграно» допустил ряд серьезных ошибок, однако, не стоит клеймить вечным позором аргентинских моряков – буквально через 2 дня, 4 мая 1982 года, в аналогичной ситуации оказался британский эсминец «Шеффилд». Британские «морские волки» проявили непростительную глупость, отключив в зоне военных действий поисковый радар. За что тут же поплатились.
Действующие лица морской драмы:
HMS Conqueror (Завоеватель)
Разработчик проекта VSEL Классификация НАТО Churchill class Скорость (надводная) 20 узлов Скорость (подводная) 28 уз Автономность плавания Ограничена только запасами пищи на борту Экипаж 103 человека Размеры Водоизмещение надводное 4 200 т[1] Водоизмещение подводное 4 900 т Длина наибольшая (по КВЛ) 86,9 м Ширина корпуса наиб. 10,1 м Средняя осадка (по КВЛ) 8,2 м Силовая установка Атомная, одновальная 1 водо-водяной реактор «Роллс-Ройс», 2 турбины , 20 000 л.с Вооружение Торпедно- минное вооружение 6 носовых 533-мм ТА, торпеды Mark 8, торпеды Mark 24 Tigerfish Ракетное вооружение ПКР «Sub-Harpoon» (с 1970-х)
Первая и единственная на сегодняшний день атомная субмарина, потопившая корабль противника в боевых условиях. После победоносного возвращения из Южной Атлантики, лодка «Конкерор» приняла участие еще в одной зловещей операции под кодовым названием «Официантка» - краже советской гидроакустической станции в Баренцевом море.
В августе 1982 г. арктические воды бороздил мирный советский противолодочный патруль, замаскированный под траулер под флагом Польши. За кормой судна тащился длиннющий «трал» с закрепленным на конце секретным прибором. Неожиданно из морских глубин появилась стальная «щука» с закрепленными на ее корпусе автоматическими кусачками. «Чик!» - инструмент перекусил трал и лодка с добычей бесследно растворилась в океане. С тех пор, по утверждению одного из британских офицеров, имя лодки «Конкерор» произносят в штабе «с большим уважением и всегда полушепотом».
Но шепот шепотом, а от судьбы не уйдешь - 2 августа 1990 ветеран выведен из состава Королевских ВМС, некоторое время вместе с однотипными Churchill и Courageous, в настоящее время по неподтвержденным данным проходит утилизацию.
ARA General Belgrano
Бывший американский крейсер «Феникс», типа «Бруклин».
Спущен на воду 13 марта 1938 г. Продан Аргентине в 1951 г., Полное водоизмещение 12 000 тонн,* Экипаж около 1100 чел.,* Скорость 32 узла, Главный броневой пояс 140 мм стали, Вооружение: * - 15 х 152 мм орудий главного калибра; - 8 х 127 мм универсальных орудий; - 2 британских зенитно-ракетных комплекса Sea Cat; - 20 мм и 40 мм автоматические пушки для самообороны; - легкий вертолет «Алуэтт» производства Франции.
Крейсер, обманувший судьбу в гавани Перл-Харбора, но бесславно погибший спустя 40 лет в Южной Атлантике. Говоря откровенно, к началу 1980-х крейсер «Хенераль Бельграно» представлял собой музейный артефакт. Однако, с учетом статуса «великой морской державы» Аргентины и реалий Фолклендской войны, он все еще сохранял достаточную боеспособность. Если бы «Бельграно» удалось прорваться к британской эскадре, он бы безнаказанно расстрелял все эсминцы и фрегаты Её Величества из своих крупнокалиберных орудий – у английских моряков не было никаких серьезных противокорабельных средств, кроме трех десятков дозвуковых штурмовиков «СиХарриер» с обычными свободнопадающими бомбами.
Эсминцы «Пьедра Буэна» и «Ипполито Бушар»
Бывшие американские эсминцы типа «Аллен М. Самнер». Спущены на воду в 1944 году, проданы Аргентине в 1974 г., Полное водоизмещение 3500 тонн, Скорость 34 узла, Вооружение: 6 х 127 мм универсальных орудий, мелкокалиберная зенитная артиллерия, противокорабельные ракеты «Экзосет» (с конца 70-х).
В годы Второй мировой 59 эсминцев типа «Аллен М. Самнер» скромно считались лучшими в мире. Вообще американские эскадренные миноносцы тех лет значительно отличались от британских, немецких или советских кораблей аналогичного класса – достаточно сказать, что они были крупнее лидера «Ташкент»! Здоровенные посудины с океанской дальностью хода (6000 миль на 15 уз.), шестью орудиями главного калибра и полным комплектом радиолокационного и гидроакустического оборудования.
К началу 80-х годов они уже изрядно устарели, и любой развитой стране было просто неприлично иметь такой хлам в составе своего флота. Однако, учитывая реалии Фолклендского конфликта, в котором «бодались» обнищавшая Великобритания с такой же бедной Аргентиной, старые американские эсминцы все еще представляли грозную силу. В случае возможной дуэли с эсминцем «Шеффилд» последний не имел ни единого шанса – шесть 127 мм орудий против единственной 114 мм пушки! Жаль, что аргентинское командование оказалось настолько трусливо…
Подведем итоги
В Первую мировую войну англичане слишком самоуверенно заявили, что подводные лодки – «оружие бедных». Но, несмотря на презрение со стороны британского адмиралтейства, маленькие злобные рыбки быстро доказали, что могут больно кусаться. Легендарная подводная лодка U-9 потопила в одном бою три британских крейсера: «Хок», «Абукир» и «Крейси»…
В годы Второй мировой подводные лодки стали одной из самых страшных напастей – немецкие «волчьи стаи» потопили порядка 3000 транспортов и военных кораблей! Увы, несмотря на потрясающие успехи, немцам стало ясно, что никакой героизм и высокие технологии не способны принести победу, когда у противника развернута целая противолодочная система. Битва за Атлантику была проиграна, блокаду Британских островов осуществить не удалось, а на дно океана легло более 700 «стальных гробов» с запертыми внутри 28 тысячами моряков Кригсмарине.
Ситуация резко изменилась с появлением ядерных силовых установок – с этого момента лодки стали действительно «подводными», а не «ныряющими», как это было ранее. Резко повысилась их скрытность – до сих пор не найдено надежного средства, способного противостоять АПЛ. При наличии опытного экипажа и капли везения, современная атомная «щука» может незамеченной пробраться сквозь все системы охраны хоть в Мексиканский, хоть в Кольский залив.
Звучит потрясающе, но мощные атомоходы, способные пройти подо льдом до самого Северного полюса и обогнуть в подводном положении Земной шар, за 60 лет своего существования потопили всего один корабль – тот самый аргентинский крейсер! (Конечно без учета таких случаев, как, например, потопление японской рыболовной шхуны «Эхимэ Мару», случайно перевернутой при всплытии подлодки ВМС США «Гринвилл»).
19 января 1991 года американская атомная подводная лодка «Луисвилл» (SSN-724), открыла огонь по позициям иракских войск, выпустив два десятка крылатых ракет «Томагавк» из акватории Красного моря. В последующие годы, многоцелевые атомные подлодки типа «Лос-Анджелес» регулярно привлекались к обстрелу наземных целей на территории Ирака, Югославии и Афганистана. Например, АПЛ «Ньюпорт-Ньюс» выпустила 19 «Томагавков» во время вторжения в Ирак (2003 г.), а подводные лодки «Провиденс», «Скрэнтон» и «Флорида» били «Томагавками» по позициям ливийской армии в 2011 г. Особенно отличилась «Флорида» (модернизированная АПЛ типа «Огайо»), выпустившая по территории Ливии за сутки 93 «топора»!
Все это, безусловно, можно считать боевым применением атомных подлодок. Тем не менее, общий итог закономерен – атомным подлодкам ни разу не довелось вступить в настоящий морской бой – тот, для которого они создавались. Остались ржаветь в шахтах межконтинетальные баллистические ракеты подводного базирования «Трайдет» и «Синева», никуда не летали супер-ракеты комплекса «Гранит», никогда не покидали своих стеллажей 50 торпед из боекомплекта атомных подлодок типа «Сивулф». Могучие атомоходы так и остались, к счастью, оружием сдерживания, лишь изредка до смерти пугающим группировки надводных кораблей, неожиданно появившись и столь же неуловимо исчезнув в глубинах океана.
"Томагавки" в ракетных шахтах бывшего стратегического ракетоносца "Майами". Вместо каждой межконтинентальной баллистической ракеты поместилось по 7 крылатых ракет - итого 154 "Томагавка" в 22 шахтах. Оставшиеся две шахты заняты снаряжением для подводных диверсантов.
Источник