Военная техника

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях


"Варяг"— бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901—1904 гг. Участник знаменитого боя у Чемульпо (1904).

Крейсер был заложен в 1898 году. Строительство велось в Филадельфии на верфях William Cramp & Sons. В 1900 году корабль был передан в Военно-Морской Флот Российской империи и в 1901 вступил в строй.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях


Некоторые исследователи, вслед за командиром крейсера Рудневым утверждали то, что слабая ремонтная база и изначально неудачная конструкция котлов Никлосса, а также существенные дефекты, допущенные при строительстве, привели к тому, что уже через несколько лет службы «Варяг» не мог развить скорость свыше 14 узлов, что практически сводило на нет его преимущества.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях


И вследствие этого, якобы, даже рассматривался вопрос о возврате корабля для ремонта. Однако, на испытаниях осенью 1903 г. «Варяг» развил скорость, практически равную показанной на первоначальных испытаниях.

Котлы Никлосса много лет исправно служили на канонерской лодке «Храбрый»; броненосец «Ретвизан», построенный на той же верфи Ч. Крампа, также не имел с котлами Никлосса больших проблем, а оправдательные отчеты Руднева грешат многочисленными неточностями.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях




Крейсер 'Варяг' на стапеле перед спуском на воду.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях




Интерьер офицерской каюты.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях




Вид на полубак.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях




Вид на боевую рубку.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях




Вид с левого крыла кормового мостика.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях




Ходовая рубка.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях




Кают-компания.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях




Корабельная церковь.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях




Боцманская команда на юте

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях




Вид на кормовой мостик.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях




Ходовые испытания в Атлантическом океане.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях




Крейсер 'Варяг' на реке Делавер.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях




Крейсер 'Варяг' на Кронштадтском рейде. 18 мая 1901 г.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях




Крейсер 'Варяг'. 1901 г.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях




Группа машинной команды 'Варяга' во главе с младшим инженер-механиком К.Р. Курилло.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях




Спуск с лееров высушенного белья.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях




После вступления в состав флота России «Варяг» базировался в Порт-Артуре.
Крейсер 'Варяг' и броненосец 'Полтава' В Западном бассейне Порт-Артура, ноябрь 1902.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях




Эскадра Тихого океана на внутреннем рейде Порт-Артура, 1902 г.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях


В самом начале Русско-японской войны 1904—1905 годов крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле; в Чемульпо также находились корабли других стран (Англии, Франции, США и др.).

26 января (8 февраля) 1904 японская эскадра контр-адмирала Уриу (1 броненосный крейсер «Асама» и 5 бронепалубных (лёгких) крейсеров «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Чиода», «Акаси»; 8 миноносцев; 1 посыльное судно «Чихая») блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (3 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован, после чего вернулся на рейд.

27 января (9 февраля) капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли.

В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. Французские и английские корабли встретили гордо идущий «Варяг» оркестром. Капитаны кораблей отдали честь российским морякам. При выходе из порта на расстоянии 10 миль корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми.


Крейсер 'Варяг' после боя в Чемульпо, 27 января 1904 г.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях


Неравный бой длился 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» — 52 снаряда (орудия канонерской лодки были слабее и «Кореец» вступил в бой в конце сражения).

Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера («Асама», «Чиода», «Такачихо» и флагман «Нанива»); противник предположительно потерял около 30 человек убитыми и около 200 человек ранеными; официальные японские источники утверждают, что попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели.

«Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился трех 6"−орудий; потери экипажа — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой, что послужило основанием для возвращения в Чемульпо.

После оценки серьезности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нём были по возможности уничтожены, сам он был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван. Также был затоплен российский пароход «Сунгари». В 1905 году после подъема судна корабль убыл в Японию.


Крейсер 'Варяг' затоплен.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях


Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях


Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях


Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях


В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 3-го класса под названием «Соя» (яп. 宗谷, мыс на северной оконечности Хоккайдо?). Более семи лет использовался японцами для учебных целей.

С 14 марта по 7 августа 1909 года крейсер ушёл в поход к Гавайским островам и Северной Америке для отработки навигации в условиях дальнего плавания и обучения офицерского состава. Подобные походы крейсер выполнял по 1913 год.


Подъем Крейсера 'Варяг'.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях


Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях




Крейсер 'Варяг' - 'Сойя'

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях


Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с рядом других кораблей) был выкуплен Россией. 4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток.

После чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.


Прибытие во Владивосток бывших русских кораблей. Крейсер 'Варяг', 'Полтава', 'Пересвет'.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях




На палубе 'Варяга', 1916 г.

Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях


В феврале 1917 года ушел на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт.

В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.


Крейсер 'Варяг' после посадки на камни близ посёлка Ленделфут в Шотландии, 1920 г.


Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях


Легендарный Крейсер "Варяг". История в фотографиях


Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург