Военная техника
Лодки проекта 613: прорыв на подводном фронте
2 декабря 1951 года на вооружение ВМФ СССР поступила первая дизель-электрическая подводная лодка С-80 проекта 613. Эти лодки стали самыми массовыми в советском подводном флоте, всего было построено 215 субмарин этого типа. Еще 24 были произведены по советской лицензии в Китае.
Трофей пошел гулять по свету
В начале Великой Отечественной было понятно, что подводные лодки типа «Щука», которые начали выпускаться в начале 30-х годов, в обозримом будущем придется менять на более совершенные. Несмотря на то, что они обладали и хорошей живучестью, и прекрасной маневренностью, и их производство обходилось сравнительно недорого. Но война сильно «сократила» наш подводный флот, и его необходимо было обновлять субмаринами с качественно иными характеристиками.
В 1942 году ЦКБ-18 («Рубин») приступило к разработке средних лодок проекта 608. Через два года проектная документация была представлена в Управление кораблестроения. Но перспективная лодка была отклонена, по официальной версии — из-за недостаточной дальности действия и слабого вооружения.
Однако подлинная причина «выбраковки» результата двухлетнего труда конструкторов имела иные мотивы, не отмеченные в протоколе. В июле 1944 года в Кронштадт была отбуксирована потопленная немецкая лодка U-250 типа VIIC. Нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов потребовал от корабелов приостановить проект 608 и заняться тщательным изучением немецкой субмарины с целью использования ее конструктивных достоинств.
После окончания войны количество материалов, подлежащих изучению, существенно возросло. Во-первых, к нам попали недостроенные на верфях Данцига лодки типа XXI. А в начале 1946 года Великобритания передала Советскому Союзу четыре такие полностью работоспособные субмарины.
В результате был развернут проект 613, который брал за «образец для подражания» немецкую лодку типа XXI. Выбор был сделан абсолютно правильно. Так, например, в американских технических отчетах говорилось о том, что союзные противолодочные силы были неспособны бороться с этими субмаринами. Однако перед конструкторами «Рубина» была поставлена задача не только скопировать, а по возможности улучшить характеристики германского аналога. Помимо этого лодки «советского розлива» постоянно совершенствовались и модернизировались за счет обновления судовых систем.
Справедливости ради необходимо сказать, что не только советские послевоенные лодки заимствовали у немецких, появившихся в 1944 году, прогрессивные решения. С минимальными отклонениями они были воссозданы в Великобритании (модернизация лодок типа «Т»), Франции («Нарвал»), США («Тэнг»), Швеции («Хайен»).
Дизеля не боятся глубины
Лодка имела 7 отсеков: торпедный, аккумуляторный и жилой, центральный пост, дизельный, электромоторный, торпедный. При этом 1, 3 и 7 отсеки исполняли также функцию убежища, их переборки были способны выдерживать давление в 10 атмосфер. Особенность, которую переняли у немцев, — установка в отсеке аккумуляторных батарей двух цилиндров, верхнего и нижнего.
И при этом живучесть лодки оказалась несколько выше, чем у прототипа в связи с появлением в кораблестроении особо прочной стали СХЛ-4, а также особого профиля шпангоутов. При проведении испытаний на воздействие взрывов глубинных бомб при предельной глубине погружения была зафиксирована повышенная прочность корпуса.
При этом максимально была снижена шумность при движении за счет использования эластичных передач, шинно-пневматических муфт, сальников с угольным уплотнением.
Существенным новшеством стала возможность работы дизелей в подводном положении. Воздух в дизельный отсек засасывался через специальную шахту с поплавковым клапаном, предотвращающим захлестывание волной при сильном ветре или большом крене. Выхлопные газы выбрасывались за борт через свою шахту. Работа дизелей на перископной глубине позволила существенно повысить скрытность лодки, поскольку дала возможность заряжать аккумуляторы без всплытия.
Конструкторы ЦКБ-18 усовершенствовали немецкую систему работы дизелей под водой за счет максимального удаления друг от друга засасывающей и выхлопной шахт. Что положительно сказалось на обитаемости лодки.
Меньше шума, больше живучести
Лодки проекта 613 существенно отличались от довоенных комплексным подходом к повышению живучести и малошумности. Причем в некоторых случаях эти две важнейших характеристики «подтягивались» за счет использования одних и тех же конструктивных мероприятий. Так, например, все лодочные механизмы были установлены на амортизаторах. Это одновременно и снижало передачу за борт через корпус шумов механизмов, работающих на подводном ходу, и уменьшало ударные нагрузки при сотрясении лодки от взрывов глубинных бомб.
Для повышения живучести было максимально сокращено время аварийной продувки балластных цистерн. Для этого продувка осуществлялась воздухом под давлением 200 атм. (а не 30 атм., как это было на довоенных лодках). Одновременно было увеличено сечение главной магистрали и труб продувания балластных цистерн. Для того чтобы обеспечить такое давление, помимо электрокомпрессора, впервые в отечественной практике были использованы два дизель-компрессора. Гидравлическая система, служащая для управления механизмами использовала давление в 100 атм. В ней применялось веретенное масло.
В комплекс средств навигации, наблюдения и связи вошли по большей части приборы, созданные именно для лодок этого типа. А некоторые из них поспели лишь год спустя после того, как лодки начали эксплуатироваться. К ним, в частности, относятся пассивная радиолокационная станция «Накат» и активная — «Флаг». Они были способны обнаруживать надводные корабли на расстоянии 130 кабельтовых, что превышало дальность действия иностранных РЛС в полтора раза.
Главным вооружением были 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм — 4 носовых и 2 кормовых. Стрельба велась с глубины до 30 метров. На последних моделях лодок она была увеличена вдвое. Так же имелась возможность постановки мин АМД-1000, запас которых составлял 22 штуки.
К артиллерийскому вооружению относились две спаренные зенитные установки — 57-мм и 25-мм. Но в 1956 году их начали демонтировать, поскольку польза от них была невелика. В связи с чем появилась возможность увеличить боезапас торпед, а также повысить скорость хода и увеличить автономность до 45 суток.
Советские подводники ценили подлодку этого проекта за простоту и надежность. Некоторые сравнивали субмарину с трехлинейкой Мосина образца 1891 года. Но правильнее, наверное, было сравнивать ДЭПЛ пр. 613 с автоматом Калашникова.
ТТХ ДЭПЛ проекта 613
Водоизмещение надводное — 1055 т
Водоизмещение подводное — 1347 т
Длина — 76 м
Ширина — 6,64 м
Средняя осадка — 4,55 м
Скорость надводная — 18,2 узлов
Скорость подводная — 13,6 узлов
Рабочая глубина — 170 м
Предельная глубина — 200 м
Автономность — 30 суток
Экипаж — 52 человека
Время непрерывного пребывания под водой при использовании всех средств регенерации — 200 часов
Дальность плавания при полном запасе топлива — 8580 миль
Дальность подводного плавания с максимальной скоростью — 13,35 миль
Дальность плавания с экономической подводной скоростью 1,97 узла — 353 мили
Силовая установка:
— 2 дизеля мощностью 2×2000 л.с.
— 2 электродвигателя мощностью 2×1350 л.с.
— 2 электродвигателя экономического хода мощностью 2×50 л.с.
— 224 аккумулятора 46СУ.