Истории

Огненная магия святого Августина

Созданное после теракта 1972 года в Мюнхене подразделение немецкого полицейского спецназа GSG 9 имело мало шансов по-настоящему показать себя, точнее, такой шанс был всего один. Немецкие «спецы» не ударили в грязь лицом и экзамен выдержали. А начиналось всё довольно традиционно…

Четверг, тринадцатое

13 октября 1977 года на календаре был четверг, а не пятница. Тем не менее пассажиры рейса LH 181 авиакомпании «Люфтганза» и ещё многие причастные к событиям люди наверняка позднее считали этот день одним из самых несчастливых. Примерно через 30 минут после взлёта с Пальма-де-Майорки «Боинг-737», имевший собственное имя «Ландсхут», был захвачен четырьмя террористами, которых возглавлял некий «капитан Махмуд» — 23-летний палестинец Зохайр Юсиф Акахе.

Огненная магия святого Августина



Эпизоды тренировочного процесса современного подразделения GSG 9

Захватчики были выходцами с Ближнего Востока; они называли себя «Коммандос мученицы Халимы»: в память об убитой израильским спецназом немецкой террористке Бригитте Кульман. Требования террористов включали в себя освобождение из немецких тюрем десяти членов RAF (Rote Armee Fraktion — «Фракция Красной Армии»), двух палестинцев из турецкого заключения и, наконец, 15 миллионов долларов.

Это была не первая подобная акция. Несколькими годами ранее боевики добились освобождения оставшихся в живых участников теракта на олимпиаде в Мюнхене, но с тех пор в Германии кое-что изменилось. Поскольку действия подразделений полиции в ходе мюнхенского кризиса было сложно характеризовать иначе как сокрушительный провал, правительство Германии приняло решение о создании специального антитеррористического подразделения.

Формировать его в рамках армии в тот момент сочли невозможным по политическим соображениям, поэтому в 1973 году новое подразделение создали в структуре тогдашней Федеральной пограничной службы. На тот момент у ФРГ имелось восемь регулярных пограничных групп, и Grenzschutzgruppe 9 стала, соответственно, девятой. Базой для GSG 9 стал городок Сент-Августин, недалеко от Бонна, а инструкторами — специальные подразделения Израиля и, разумеется, британцы из SAS.

Теперь у GSG 9 появился шанс показать, что полученные уроки и «кредит доверия» пошли впрок.

Лидер террористов потребовал лететь на Кипр, но пилоты смогли убедить его, что топлива в баках самолёта для этого недостаточно. Первую посадку захваченный «Боинг» совершил в Риме. Немцы попросили итальянцев задержать самолёт, но те решили не связываться с захваченным бортом, как показали последующие события, в этом они были далеко не одиноки.

Огненная магия святого Августина



Эпизоды тренировочного процесса современного подразделения GSG 9

Следующую посадку «Ландсхут» совершил в Ларнаке на Кипре. Прибывший туда представитель Организации освобождения Палестины попытался уговорить главаря террористов отпустить заложников, но переговоры быстро зашли в тупик. Немцы тоже поняли, что подготовить спасательную операцию на Кипре не удастся: в небольшую башню аэропорта набились дипломаты и представители прессы, которые жадно ловили каждое слово из разговоров по «горячей линии». В итоге греки заявили, что у них нет возможности повредить шасси, и самолёт полетел дальше.

Чужой среди своих, или одиссея капитана Шумана

Дозаправившись, «Боинг» взял курс на Ливан. Тут выяснилось, что не только Организация освобождения Палестины, но и «родные» арабские страны не горят желанием оказаться впутанными в очередную террористическую акцию. Перспектива выбора между обвинениями в поддержке мирового терроризма и в предательстве братьев по вере и борьбе никого не радовала. Аэропорт Бейрута объявил, что не примет «Ландсхут», так же поступили сирийский Дамаск, иорданский Амман, иракский Багдад и кувейтский Эль-Кувейт.

Огненная магия святого Августина



Эпизоды тренировочного процесса современного подразделения GSG 9

На последних каплях горючего «Боинг» дотянул до Манамы в Бахрейне и приземлился на полосу, игнорируя запрет диспетчера. Впрочем, сильно лучше никому не стало: местные власти согласились лишь дозаправить самолёт, и то не полностью. Залитого топлива хватило лишь до соседей из Объединённых Арабских Эмиратов. Шейхи тоже были не рады подобным гостям и даже поначалу заблокировали полосу грузовыми и пожарными машинами, но после сообщения, что у самолёта заканчивается горючее, разрешили «Боингу» сесть.

К этому времени одиссея «Ландсхута» длилась уже больше 16 часов, поэтому террористы, кроме топлива, потребовали доставить на борт продукты, воду и лекарства. Однако министр обороны ОАЭ шейх Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум заявил, что топливо к самолёту будет подано, когда террористы отпустят женщин и детей. В процессе передачи требований командир экипажа «Боинга», бывший пилот сверхзвукового перехватчика F-104 Юрген Шуман сумел передать сведения о численности захватчиков, попросив доставить на борт «четыре блока сигарет двух разных сортов» — это означало, что террористов на борту четверо, из них две женщины.

Огненная магия святого Августина



Эпизоды тренировочного процесса современного подразделения GSG 9

Увы, шейх не только сообщил эту информацию «кому надо», но и на следующее утро не преминул похвастаться журналистам. К сожалению, на борту самолёта радио тоже слушали: взбешённый главарь захватчиков едва не пристрелил капитана, но в последний момент передумал. Теперь он угрожал начать расстреливать заложников, если самолёт не будет заправлен, и первым в списке стал именно Шуман.

Шейх Мохаммед был настроен атаковать самолёт, пусть даже без поддержки западных специальных подразделений. Но президент Эмиратов уже принял своё решение. Один из дипломатов ОАЭ позднее заявил немецкому послу: «Как небольшая страна, мы боимся этих людей, мы боимся мести со стороны RAF и других террористов». Очередной раунд остался за террористами — захваченный «Боинг» получил топливо и полетел дальше, сначала в оманский Салалах, где сесть тоже не разрешили, а затем в Аден.

Огненная магия святого Августина



«Походный штаб» GSG 9, в центре командир подразделения Ульрих Вегенер

Социалистический Южный Йемен тогда имел тесные связи с палестинскими боевиками. Однако даже там связываться с «Ландсхутом» не хотели: местные военные заблокировали техникой посадочную полосу и отказывались её убирать, несмотря на все призывы пилотов. Но горючего в баках оставалось меньше, чем на полчаса, и Шуман принял решение сажать 40-тонную машину прямо на песчаный грунт рядом с полосой. Машина оказалась достойна своего командира — «Ландсхут» приземлился без существенных повреждений.

Затем Шуман попросился выйти наружу, якобы для осмотра двигателей и шасси после экстренной посадки. Простым осмотром капитан не ограничился: он и тут вступил в переговоры c командующим местными силами генералом Ахмедом Мансуром, прося выполнить требования террористов и спасти заложников. Но власти Йемена, как и все, желали только лишь одного — чтобы злосчастный «Боинг» поскорее убрался прочь. Это было последнее, что успел сделать отважный лётчик: когда он вернулся на борт, взбешённый длительным отсутствием Шумана главарь террористов тут же прострелил ему голову.

Операция «Магический огонь»

В два часа ночи «Ландсхут», управляемый вторым пилотом Юргеном Фитором, направился в Могадишо. Тогдашний диктатор Сомали, генерал Мохаммед Сиад Барре, уже восемь лет при помощи большого друга всего прогрессивного человечества СССР строил «социализм с исламской спецификой». Главарь террористов не учёл, что накануне Барре напал на второго советского союзника в регионе — Эфиопию.

Огненная магия святого Августина



Схема аэропорта в Сомали и атаки GSG 9

Генералу срочно требовался новый спонсор и покровитель из противоположного лагеря, поэтому просьбы Германии о содействии, к которым присоединились Англия и США, в сочетании с посулами о поставках оружия и снаряжения, наконец-то встретили у местных властей понимание и поддержку. Пока одни представители генерала Барре уговаривали террористов повременить со взрывом самолёта, обещая, что все их требования уже в процессе выполнения, другие договаривались о взаимодействии с немцами.

В Сомали отправился «Боинг-707», на борту которого находились бойцы германского спецназа GSG 9 во главе со своим командиром Ульрихом Вегенером, а также двое англичан из SAS — майор Алистер Моррисон и сержант Барри Дэвис, инструкторы по светошумовым гранатам, с которыми немцы ещё не тренировались.

Огненная магия святого Августина



Выдвижение штурмовой группы. Кадр из фильма «Могадишо» 2008 года. После освобождения лайнер использовался по назначению много лет

В этом момент в канцелярии президента Германии с ужасом узнали, что мировые новостные агентства транслируют новость о возможном прибытии в Сомали немецкого спецназа, и в утреннем выпуске ежедневника «Вельт» уже напечатано про согласие Барре на штурм самолёта. Как выяснилось впоследствии, переговоры были перехвачены израильским журналистом Михаэлем «Мики» Гурдусом, но, к счастью, до террористов новость дойти не успела.

Первыми к захваченному самолёту выдвинулись снайперы: 10 человек во главе с майором Клаусом Блатте. В 23:30 к самолёту подошли основные силы. Подполковник Вегенер сформировал несколько ударных групп по пять человек в каждой, возглавив одну из них лично.

В 23:50 сомалийские военные разожгли в сотне метров перед «Боингом» костёр, чтобы отвлечь внимание террористов от происходящего позади самолёта. Одновременно переговорщики начали уточнять у главаря террористов условия обмена заложников. Ещё через 15 минут, убедившись, что все группы вышли на позицию, Вегенер приказал начать штурм.

Огненная магия святого Августина



Эвакуация заложников после штурма

В короткой перестрелке двое террористов были убиты на месте, ещё двое ранены. Позднее «капитан Махмуд» умер от полученных ран, и в живых осталась только некая 22-летняя Сухайла Сайех. В перестрелке и при взрыве брошенных террористами гранат получили ранения трое пассажиров и стюардесса, также был ранен один из спецназовцев.

По некоторым данным, штурм в Могадишо имел и менее официальное продолжение. Лидеры немецких террористов из RAF, освобождения которых требовали террористы, в ночь на 17 октября 1977 года совершили коллективное самоубийство в своих камерах в тюрьме Штаммхайм. Самоубийства эти были очень странными: левша Андреас Баадер выстрелил себе в затылок правой рукой, почти не оставив следов пороха, а Ирмгард Мёллер вообще сумела четыре раза пробить себе грудную клетку тупым столовым ножом, после чего очнулась и заявила, что в её камеру ворвался кто-то посторонний. Проведённое официальное расследование подтвердило версию о самоубийстве, но поверили в неё, мягко говоря, не все.

Огненная магия святого Августина



Создатель GSG 9 Ульрих Вегенер в момент награждения после операции «Магический огонь»

Штурм самолёта в Могадишо стал ярким дебютом германского спецназа… и единственным его крупным достижением. В дальнейшем GSG 9 просто не выпадало случая провести операцию аналогичных масштабов. С другой стороны, ситуация, когда сильнейший полицейский спецназ страны используется для штурма дома главы клуба байкеров, а застреленной при оказании сопротивления оказывается одна из его собак, жителей Германии, скорее всего, устраивает. Новости про террористов лучше узнавать в разделе о жизни за рубежом.
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург