Истории

Путь из матросов в… матросы

Карьера занимает важное место в жизни военного моряка. Когда курсант становится офицером, по мере прохождения службы он поднимается всё выше и выше по ранговой лестнице, получает новые должности и даже может дослужиться до высокого чина адмирала. Но случается так, что на его пути наверх происходят неприятные инциденты, из-за которых офицер лишается всего, чего успел достичь. Примером тому служит карьера в кригсмарине оберлейтенанта цур зее Пауля Фреркса. Он смог выслужиться из матросов в офицеры, стать командиром подлодки, а затем лишился должности и звания, будучи разжалованным в матросы. Вот его история.

U 66 и её командиры

Немецкая субмарина U 66 была на хорошем счету у командующего подводными силами Германии Карла Дёница. Эта подлодка типа IXC была построена в Бремене и вошла в строй кригсмарине 2 января 1941 года. Первым командиром стал капитан-лейтенант Рихард Цапп. Под его командованием U 66 совершила пять походов в Атлантику, где потопила 16 судов общим тоннажем 106 200 брт. За эти успехи Цапп был награждён Рыцарским крестом.

Путь из матросов в… матросы



Командир U 66 корветтенкапитан Рихард Цапп.

Одним из ярких моментов в истории лодки стало её участие в операции «Paukenschlag» («Удар в литавры») в январе 1942 года. Действуя у восточного побережья США, Цапп потопил пять судов на 36 114 брт, став вторым по результативности «литавристом» после Рейнхарда Хардегена. В следующем и своём последнем походе Цапп превзошёл свой результат в тоннаже: U 66 действовала в Карибском море, где она отправила на дно шесть судов на 43 956 брт.

27 мая 1942 года Цапп привёл лодку в Лориан, где сдал её другому командиру, продолжив службу уже на берегу. 23 июня в следующий поход субмарину повёл капитан-лейтенант Фридрих Маркворт. Этот офицер показал себя как удачливый и везучий командир. В своём первом походе он смог потопить девять судов на 49 274 брт. Под его командованием лодка совершила ещё три похода, в которых потопила четыре судна на 24 79б брт. Суммарный результат Маркворта составил 74 066 брт, и Дёниц наградил его Рыцарским крестом.

Путь из матросов в… матросы



Командир U 66 капитан-лейтенант Фридрих Маркворт. Фотопортрет сделан в то время, когда офицер уже выздоровел после ранения 3 августа 1943 года.

Но в последнем походе удача изменила Маркворту. 27 апреля 1943 года U 66 снова вышла в море для действий у мыса Гаттерас на восточном побережье США, где уже побывала год назад с Цаппом. Сначала всё шло хорошо: лодка пересекла Атлантику и прибыла в заданный район. Там в период с 10 июня по 22 июля она атаковала три больших танкера, два из которых потопила, а третий повредила. Но далее ситуация сложилась не в пользу Маркворта.

Смертельная ловушка

U 66 нуждалась в пополнении запасов топлива и провизии. Их лимит осложнял обратный путь на базу. 27 июля штаб подводных сил приказал лодке следовать в область к востоку от Бермудских островов для встречи с подводным минзагом U 117, временно выполнявшим обязанности «дойной коровы». Но 1 августа штаб перенёс место рандеву, сообщив на U 66, что встреча с U 117 состоится 3 августа в квадрате западнее Азорских островов.

Когда 3 августа U 66 шла в нужный квадрат, в 21:35 (здесь и далее берлинское время) её атаковала пара самолётов: торпедоносец «Эвенджер» и истребитель «Уайлдкэт» с эскортного авианосца «Кард». Согласно журналу боевых действий лодки, появление самолётов стало для немцев сюрпризом:

«Неожиданное нападение двух истребителей со стороны солнца с применением бомб и бортового вооружения. Мостик неверно отдал команду «Тревога». Срочное погружение вовремя остановлено командиром в Центральном Посту. 20-мм зенитки готовы к бою. Оба дизеля на полный ход. Руль в крайнем положении. Второй вахтофицер оберлейтенант цур зее К. Шютце, очевидно, пал во время первого захода [самолётов — прим. автора]. Ранение в грудь. Самолёты заходят один за другим фронтально, держась прямо над водой. На третьем заходе 2-й самолёт сбрасывает две авиационные и одну глубинную бомбы, которые попадают прямо под лодку.

На 5-м заходе пал матрос-ефрейтор Лоренц, который храбро сражался, несмотря на несколько ранений.

На 6-м заходе ранен командир, вышедший на короткое время из строя из-за травмы спины.

Так как у самолётов больше нет бомб, первым вахтофицером объявлена «Тревога». Оба убитых остаются на мостике, потому что нет времени для их спуска внутрь. Интервалы между заходами 30–60 секунд»
.

После срочного погружения лодка ушла на глубину 130 м. Хотя бомбы разорвались рядом с ней, это не причинило субмарине серьёзного ущерба. Зато огонь американских пулемётов нанёс много вреда её экипажу. Курт Шютце и Эрих Лоренц погибли. Торпедист Хайнц Нитш, куривший на мостике во время первой атаки самолётов, получил тяжёлые ранения обеих ног. Его успели спустить внутрь лодки, где он вскоре скончался от потери крови. Тяжёлые ранения получили Маркворт (пуля попала в живот) и практикант фенрих цур зее Фафф (проникающее ранение груди). Ранения различной степени тяжести были у первого вахтофицера оберлейтенанта цур зее Клауса-Йоахим Хербига и ещё пяти подводников.

Путь из матросов в… матросы



Подлодка U 66 в гавани Лориана после возвращения из похода.

Путь из матросов в… матросы



Подводный минный заградитель U 117.

Отдельно стоит отметить, почему американцы не сбросили бомбы сразу. Во время первого захода на лодку на «Эвенджере» отказал электросброс, и держатели бомб пришлось активировать вручную уже во время второго захода. Поэтому команду на погружение второй вахтенный офицер U 66 отдал своевременно. Но немцы не знали о проблемах американцев, поэтому командир лодки посчитал, что пилоты только и ждут погружения субмарины, чтобы атаковать её в это время.

Маркворт отменил команду и решил принять бой, вынудив самолёты сначала сбросить бомбы, и лишь после этого ушёл под воду. Именно это решение и спасло U 66, так как на самом деле «Эвенджер» нёс две глубинные бомбы и самонаводящуюся противолодочную торпеду Mk. 24 «Фидо». Согласно установленной тактике, самолёты сначала вынуждали лодку погрузиться, а затем сбрасывали вслед торпеду. Редкой субмарине удавалось уйти от неё под водой. Но из-за проблем со сбросом «Эвенджер» скинул торпеду вместе с бомбами в момент, когда лодка находилась на поверхности. В результате смертоносная «сигара» была потрачена безрезультатно.

Путь из матросов в… матросы



U 66 во время нападения американских самолётов 3 августа 1943 года.

Ситуация сложилась катастрофическая: раненые нуждались в срочной медицинской помощи, а лодка — в топливе. Получив сообщение о случившемся, штаб приказал U 66 следовать в квадрат CD 5565 для встречи с U 117, на борту которой находился врач. Но U 66 ответила, что не может прибыть в точку рандеву вовремя. Лодка могла идти в надводном положении только ночью, так как верхнюю вахту из вахтофицеров теперь нёс только штурман. Кроме того, у неё осталось всего лишь 16 т соляра.

Ночью 6 августа штаб приказал U 117 идти к Маркворту на полной скорости. В 11:43 того же дня лодки встретились. Минзаг передал на борт U 66 доктора, после чего обе субмарины погрузились, чтобы дождаться темноты. В 23:10 они всплыли и начали процесс передачи провизии. Одновременно командир U 117 фрегаттенкапитан Ганс-Вернер Нойман отправил своего первого вахтофицера оберлейтенанта цур зее Пауля Фреркса на U 66 в качестве временного командира лодки. Это решение было правильным, так как первый вахтофицер U 66 Хербинг из-за ранения не мог командовать субмариной, не говоря уж о самом Маркворте.

Путь из матросов в… матросы



Подлодка U 66 выходит в поход из Лориана. На рубке хорошо видна её эмблема. На мостике в белой фуражке стоит второй командир Фридрих Маркворт.

Под колпаком у противника

Пока U 66 и U 117 искали друг друга в океане, а штаб подводных сил менял точки их рандеву, союзники активно пытались обнаружить и уничтожить подводный минзаг, игравший роль «дойной коровы». Если бы лодка Ноймана была уничтожена, то это стало бы сокрушительным ударом по системе снабжения «серых волков» в море. Так как после гибели U 489 другого «заправщика» у немцев в Атлантике на тот момент не было, уничтожение U 117 внесло бы изменения в автономность немецких подлодок и нарушило бы план операции подводных сил в августе 1943 года.

С помощью «Ультры» — системы расшифровки немецких радиограмм — американцы пытались установить положение U 117. Несмотря на то, что они читали сообщения с задержкой до двух недель, им повезло. Сообщение штаба подводных сил от 1 августа было расшифровано день в день. Немецкая радиограмма содержала точные данные о точке встречи лодок Ноймана и Маркворта: квадрат CD 6755. Поэтому в тот же день от конвоя UGS-13 отделилась противолодочная группа американского эскортного авианосца «Кард», имея специальное задание: поиск и уничтожение лодок в том районе. Но 3 августа самолёты «Карда» сумели обнаружить лишь U 66, причём совершенно в другом месте. Маркворт запаздывал на встречу с Нойманом, и пара «Эвенджер» – «Уайлдкэт» поймала его в другом квадрате. Чем закончилась эта «горячая» встреча, мы уже знаем.

Далее дешифровальщики стали читать сообщения с запозданием. Например, радиограмму из штаба подводных сил от 6 августа о переносе точки рандеву U 66 и U 117 в квадрат СD 6464, где они и встретились, американцы расшифровали только трое суток спустя. Поэтому группе «Карда» было приказано самостоятельно производить поиск в районе, где изначально планировалась встреча лодок в сообщении от 1 августа. Как показали дальнейшие события, расчёт оказался верным.

Путь из матросов в… матросы



Американский самолёт запечатлел U 66 и U 117 на поверхности в полдень 7 августа 1943 года. На снимке видны всплески падения глубинных бомб у правого борта U 117.

7 августа в 9:00 U 66 и U 117 появились на поверхности и начали процесс передачи топлива. Спустя три часа они заметили приближающийся самолёт:

«Слева по борту, со стороны солнца, истребитель типа «Фулмар». Оба дизеля полный ход! «Зенитки к бою»! В первый же заход сброшена одна бомба между лодками. Топливный шланг разорвало, его конец сразу же обрезан. После бомбёжки истребитель отлетел на дистанцию 4000–5000 метров. Лодка снова заняла позицию вблизи от U 117, но так чтобы не блокировать линию огня. Положение в отношении самолёта было выгодное и по договорённости с U 117, было произведено срочное погружение».

Уведя U 66 на глубину, Фреркс ещё продолжал слышать шумы винтов U 117, оставшейся на поверхности. В 12:35 раздались два взрыва, а спустя 13 минут — ещё три. После этого на субмарине услышали треск чего-то разламывающегося и затем несколько сильных взрывов. Вероятнее всего, это были шумы погибающей лодки Ноймана.

На самом деле обнаруженный самолёт был «Эвенджером» с «Карда», который сразу же пошёл в атаку, сбросив бомбы. После этого он вышел из зоны зенитного огня и спустя 15 минут скинул вслед погрузившейся U 66 самонаводящуюся торпеду. Но удача сопутствовала Фрерксу: «сигара» не навелась на шумы винтов подлодки, и та ускользнула невредимой. Одновременно с этим «Эвенджер» начал радировать на авианосец просьбы о подкреплении.

Путь из матросов в… матросы



U 117 полностью закрыта взрывом глубинных бомб, которые упали секунды назад рядом с ней. Слева видна U 66, которая не пострадала от взрывов.

Так как сброшенные бомбы взорвались рядом с U 117, вероятно, она получила повреждения. Видимо, этим можно объяснить тот факт, что Нойман остался на поверхности. Вскоре с «Карда» прилетели ещё четыре самолёта, которые совместно прикончили подводный минзаг. Американцы добились своего: единственный «заправщик», имевшийся у Дёница в наличии в августе 1943 года, был потоплен. U117 погибла со всем экипажем.

Путь домой

Ускользнув из очередной ловушки, U 66 была не в лучшем положении. Провизию она получила, но топлива для пути на базу не хватало. Поэтому 8 августа Фреркс, сообщив в штаб о нападении самолётов, добавил, что лодке требуется ещё 35 т топлива. Однако во Франции не знали о том, что Нойман погиб, поэтому следующие двое суток продолжали вызывать U 117, чтобы назначить новую встречу с ней. 10 августа Фреркс снова вышел на связь, запросив разрешения зайти на Азорские острова, чтобы высадить там тяжело раненых, состояние которых ухудшилось. Штаб ответил отрицательно, заявив, что такой заход может быть произведён только в самом крайнем случае.

К 13 августа стало ясно, что лодка Ноймана погибла. На следующий день штаб предложил Фрерксу встретиться с U 847 Герберта Куппиша для получения с неё 15–20 т соляра. Лодки встретились поздно вечером 16 августа. U 66 взяла у U 847 19 т топлива, и субмарины расстались. 1 сентября 1943 года U 66 пришла в Лориан. Прибыв на базу, Фреркс сдал лодку другому офицеру. Так как Маркворт из-за ранения не мог исполнять свои прежние обязанности, командиром субмарины был назначен оберлейтенант цур зее Герхард Зеехаузен.

Путь из матросов в… матросы



U 117 за несколько минут до своей гибели. Лодка идёт полным ходом. Камера самолёта зафиксировала два всплеска от сброшенных бомб у борта лодки.

Успешное возвращение U 66 из трудного похода сыграло свою роль в карьере Пауля Фреркса. Командование высоко оценило его действия и решило, что офицер достоин командования кораблём. Фреркса отправили на курсы командиров подлодок, по окончании которых он получил под свою руку новенькую «семёрку» U 975. Однако в дальнейшем его судьба сложилась печально, и виноват в этом был он сам.

Из матросов в… матросы

Пауль Фреркс родился 25 июня 1908 года. О его довоенной биографии ничего неизвестно. Однако можно предположить, что до Второй мировой он был торговым моряком, и вот почему. 7 сентября 1939 года 31-летний Фреркс был призван в кригсмарине рекрутом. Уже 1 февраля он получил старшинское звание боцманс-маата резерва, а спустя пять месяцев стал фельдфебелем в чине боцмана резерва. 1 ноября того же года Фрерксу присвоили звание лейтенанта цур зее резерва. Такой быстрый взлёт от матроса до офицера мог произойти в кригсмарине только с человеком, служившим ранее офицером в торговом флоте.

В первый год службы в кригсмарине карьера Фреркса была связана с тральщиками. Став офицером, он был назначен командиром тральщика М 1401. 25 декабря 1940 года Фреркс получил свою первую награду — Нагрудный знак тральщиков и охотников за подлодками (Kriegsabzeichen für Minensuch-, U-Boot-Jagd- und Sicherungsverbände). Служба бывшего торгового моряка складывалась неплохо: 12 апреля 1941 года он был награждён Железным крестом II класса, а 12 октября получил I степень этого ордена.

Предположительно, в первой половине 1942 года Фреркс перешёл на подплав, прошёл курс подготовки и в октябре 1942 года стал вахтофицером на U 117. На этой лодке он совершил четыре похода, включая и последний, в котором субмарина погибла. 1 января 1943 года он получил звание оберлейтенанта цур зее резерва.

Путь из матросов в… матросы



Взрыв двух глубинных бомб у борта U 117.

Как уже упоминалось, в сентябре 1943 года Фреркса направили на курсы командиров подлодок. После их окончания 17 ноября того же года его назначили командиром U 975, которая завершала испытания и тренировки на Балтике. В начале 1944 года эта «семёрка» вошла в состав 3-й боевой подводной флотилии, но пока оставалась в Германии.

Казалось бы, Фреркс прошёл стандартный путь от вахтенного офицера до командира подлодки. Однако 16 марта 1944 года его сняли с должности и отдали под трибунал. Тот вынес вердикт: три месяца тюрьмы с последующим разжалованием в матросы (!) за преступление, совершённое в состоянии алкогольного опьянения, предусматривавшее наказание по 330-му параграфу уголовного кодекса Германии.

Пауль Фреркс имел проблемы с алкоголем. В море он вёл себя образцово, но на берегу частенько устраивал загулы. Например, в Лориане он вёл автомобиль в пьяном виде, за что был арестован на семь суток. Спустя несколько дней после выхода с гауптвахты Фреркс устроил дебош в отеле «Кельтик», где угрожал персоналу оружием. За эту выходку он снова был арестован на неделю.

Командование закрывало глаза на выходки офицера. После спасения U 66 ему списали все грехи. Но Фреркс на этом не успокоился. Однажды он что-то отмечал со своим экипажем во флотском кантино и снова умудрился «отличиться». На этот раз он угрожал оружием двум солдатам. Терпение командования лопнуло, и Фреркса отдали под трибунал.

Путь из матросов в… матросы



Подводные минные заградители U 117 и U 118 на Балтике.

Круг замкнулся: из оберлейтенанта он снова стал матросом. Но Фрерксу повезло, его не отправили на фронт. Летом 1944 года он находился в «учебке» в Пиллау, где комплектовались и проходили дальнейшее обучение экипажи подлодок. Как сложилась его судьба в оставшееся время до конца войны, неизвестно. Вторую мировую он пережил и скончался в Дании 2 августа 1963 года. По непроверенным данным, в тот день он пропал без вести и не был найден.

Отметим, что информация о дисциплинарных нарушениях этого офицера является неполной и может не отражать точную причину его отдачи под трибунал. Неизвестно, почему он сорвался и начал так откровенно бузить. Фреркс не был кадровым офицером, и, возможно, его быстрый взлёт из матросов в офицеры сыграл свою роль. Так или иначе, он сумел спасти U 66 во время атаки 7 августа и довести её с ранеными до базы. Он был неплохим подводником, но имел проблемы с дисциплиной. Можно предположить, что Фреркс сломался от перспективы снова ходить в боевые походы, откуда тогда часто живыми не возвращались. Хотя любопытно: как бы зарекомендовал себя Фреркс на посту командира боевой субмарины? Но этого узнать уже никогда не удастся.

Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург