Военная техника
Зенитки против танков. Часть 2-я
Великобритания
Британская зенитная артиллерия оказалась абсолютно не готова к большой войне. Зенитных орудий в 1939 году в войсках было мало, и в большей своей части они являлись устаревшими. В британском флоте в годы войны широко использовались 20-мм автоматические зенитные пушки Oerlikon. Но англичане не спешили активно внедрять их в сухопутные части ПВО, так как по своими характеристикам «эрликоны» не намного превосходили многочисленные зенитные установки пулемётов калибра 12,7-15-мм. В 1942 году на базе крейсерского танка Cruiser Mk.VI была создана ЗСУ Crusader AA Mk II, вооруженная двумя 20-мм автоматическими пушками. Установленные в открытой сверху башне спаренные зенитные автоматы имели суммарный темп стрельбы 900 выстр/мин. Досягаемость по высоте составляла 2000 м. Начальная скорость бронебойного снаряда - 890 м/с. ЗСУ могла бороться не только с воздушными, но и с легкобронированными наземными целями. Такая возможность обеспечивалась наличием двух прицелов: зенитного и для стрельбы по наземным целям. После того как танк «Крусейдер», шасси которого было использовано для создания самоходной установки, был снят с производства, ее продолжали выпускать на шасси танка «Кромвель». В целом зенитная самоходка получилась достаточно удачной и использовалась вплоть до окончания боевых действий. Неизвестно, сколько лёгких танков и немецких БТР удалось подбить огнём 20-мм спарок, но в уличных боях при уничтожении огневых точек на чердаках и верхних этажах зданий они действовали достаточно успешно.
В 1944 году с использованием наработок польских оружейников, которые сумели сбежать в Великобританию вместе с чертежами, была создана лёгкая 20-мм зенитка Polsten. По своим баллистическим характеристикам и темпу стрельбы она была равноценна зенитным автоматам «Эрликон». Но при этом «Польстен» получился существенно проще и дешевле.
20-мм зенитная установка Polsten
Установка имела рекордно малую массу в боевом положении, всего 231 кг, что было почти вдвое меньше германской 2,0 cm FlaK 30. Боепитание осуществлялось из 30-ти зарядных магазинов. Помимо одинарных установок, выпускались строенные и счетверённые орудия, а также ещё более облегчённый разборный вариант зенитки для парашютно-десантных войск. Зенитные установки «Польстен» активно использовались на завершающем этапе боевых действий в Европе и Азии. Так как авиация противника к тому моменту в воздухе появлялась редко, в основном им приходилось поддерживать огнём действия своих сухопутных подразделений. В Бирме 20-мм автоматам удалось подбить несколько японских лёгких танков, в Европе на счету расчётов «Польстенов» имелись немецкие полугусеничные БТР и САУ на базе легкобронированных тягачей.
Британское правительство после длительных испытаний во второй половине 30-х приобрело в Швеции лицензию на производство 40-мм зенитных орудий Bofors L60. По сравнению с флотскими «пом-помами» того же калибра это орудие имело большую дальность эффективного огня и досягаемость по высоте. При этом было существенно легче, проще и надёжней. Осколочный 900-граммовый снаряд (40х311R) покидал ствол Bofors L60 со скоростью 850 м/с. Темп стрельбы — около 120 выстр./мин. Досягаемость по высоте — до 4000 м.
Зенитное орудие устанавливалось на четырёхколёсной буксируемой повозке. В случае острой необходимости стрельбу можно было вести прямо с лафета, т.е. «с колес» без установки опор, но с меньшей точностью. На огневой позиции станина лафета опускалась на землю для большей устойчивости.
40-мм британский «Бофорс»
В отличие от немецких и советских расчётов 37-мм зенитных автоматов, британским расчётам 40-мм «бофорсов» очень редко доводилось вести огонь по наземным целям. Хотя эти орудия в начальный период войны обладали неплохим противотанковым потенциалом. 40-мм бронебойные снаряды могли пробить 50-мм броню на дистанции 500 метров.
ЗСУ Carrier SP 4x4 40-мм AA 30cwt
Гораздо чаще, чем буксируемые установки для стрельбы по бронетехнике, применялись 40-мм зенитки смонтированные на «грузовых» ЗСУ Carrier SP 4x4 40-мм AA 30cwt. Самоходка была создана путём монтажа зенитного орудия на шасси четырехколесного грузовика повышенной проходимости Morris.
В меньшем количестве строились ЗСУ Crusader III AA Mark. По огневой мощи они даже превосходили своего прародителя – крейсерский танк «Крусейдер». В Северной Африке, помимо своего прямого назначения, британские 40-мм ЗСУ оказывали огневую поддержку пехоте и боролись с немецкой бронетехникой. Их огневые возможности в 1941-1942 годах позволяли успешно уничтожать лёгкие и средние немецкие танки.
В годы Первой мировой в Великобритании на вооружение поступило 76,2-мм зенитное орудие Q. F. 3-in 20cwt. Оно было запущено в производство в 1914 году и первоначально оно предназначалось для вооружения кораблей. В межвоенный период орудие подверглось модернизации с целью повышения боевых характеристик. Для повышения эффективности стрельбы взамен шрапнели была принята осколочная граната с дистанционным взрывателем массой 5,7 кг, покидавшая ствол со скоростью 610 м/с. Скорострельность орудия — 12-14 выстр./мин. Досягаемость по высоте — до 5000 м. По меркам конца 20-х середины 30-х годов Q. F. 3-in 20cwt являлась очень неплохой зениткой, но к моменту вступления Великобритании в войну орудие явно устарело.
76,2-мм зенитное орудие Q. F. 3-in 20cwt
Всего в Англии произвели около 1000 76-мм зенитных орудий модификаций: Mk II, Mk IIA, Mk III и Mk IV. Кроме британских вооруженных сил, орудия поставлялись в Австралию и Канаду. Для повышения мобильности существовал вариант на специальной четырехопорной платформе, вместе с которой зенитка могла перевозиться в кузове тяжелого грузовика.
Несмотря на явное несоответствие современным требованиям, зенитная пушка до момента снятия с вооружения пользовалась популярностью в войсках. Данное обстоятельство объясняется сравнительно небольшой массой и простой конструкцией.
Орудие Q. F. 3-in 20cwt было основным в батареях ПВО Британского экспедиционного корпуса во Франции. При эвакуации остатков Британского экспедиционного корпуса все 3-дюймовые зенитки были уничтожены или достались врагу в качестве трофеев. 76-мм зенитные орудия неплохо себя проявили в боях с японцами. Несмотря на отсутствие в боекомплекте бронебойных снарядов, осколочные гранаты с взрывателем, поставленным на замедленное срабатывание, показали неплохие результаты против легкобронированных японских танков.
В 1938 году на испытания поступили первые образцы 94-мм (3,7-дюймовой) зенитки. В 1939 году орудия, получившие обозначение 3.7-Inch QF AA, начали поступать на вооружение батарей ПВО. Вскоре они серьёзно потеснили старые «трёхдюймовки». К 1941 году орудия данной марки стали основой зенитной артиллерии Великобритании. 94-мм зенитки обладали отличной досягаемостью по высоте и хорошим поражающим действием снаряда. Осколочный снаряд массой 12,96 кг с начальной скоростью 810 м/с мог уничтожать цели на высоте до 9000 м.
Зенитное орудие 3.7-Inch QF AA
3.7-Inch QF AA являлось очень мощным орудием, теоретически способным пробить лобовую броню любого серийного танка, участвовавшего во Второй мировой войне. Но для стрельбы по наземным целям оно применялось редко. Столкнувшись в Северной Африке с убийственной мощью немецких «восемь-восемь», англичане попытались использовать свои тяжелые зенитки аналогичным образом, при этом наведение на цель осуществлялось через канал ствола. Впрочем, того же эффекта достичь им не удалось. Этому препятствовал значительный вес повозки с орудием - 9317 кг и отсутствие подходящих прицелов. 94-мм зенитные пушки неплохо себя проявили в качестве орудий береговой обороны и в как средство контрбатарейной борьбы. Другие британские зенитные орудия большего калибра в силу чрезмерного веса были чисто стационарными системами, непригодными для целей ПТО.
США
В конце 30-х годов американские вооруженные силы находились в стадии реорганизации, технического переоснащения и перевооружения. Только боевые корабли ВМС имели более или менее адекватное зенитное прикрытие. Зенитное вооружение сухопутных подразделений соответствовало реалиям 20-х годов.
В американском флоте получили широкое распространение лицензионные 20-мм зенитные установки «Эрликон», обозначаемые как 20 mm/70 (0.79") FFS. Эти зенитки в США были чисто флотской системой и на берегу использовались мало. Армейские генералы предпочли 12.7-мм пулемёты «Браунинг» М2, близкие к 20-мм пушкам по дальности ведения огня и бронепробиваемости, но при этом весившие и стоившие меньше. Ограниченной серией (всего 110 машин) в США для ПВО сухопутных войск строили ЗСУ Т10 со спаренными 20-мм пушками. В 1938 году в войска начала поступать автоматическая 37-мм зенитка. Её создание велось Джоном Браунингом с середины 20-х годов. После смерти конструктора процесс доводки затормозился и орудие запустили в серийное производство незадолго до начала Второй мировой.
37-мм зенитное орудие М1А2
После создания улучшенного лафета орудие получило обозначение М1А2. Конструкция зенитки являлась вполне работоспособной, но её подвёл недостаточно мощный боеприпас, из-за которого было затруднено поражение скоростных современных самолётов. После начала боевых действий в Европе британцы обратились с просьбой использовать часть американских производственных мощностей под выпуск 40-мм зениток «Бофорс» для Великобритании. Испытав их, американские военные убедились в превосходстве этих зениток над 37-мм отечественными. Массовое поступление Bofors L60 в зенитные армейские части США началось в 1942 году, после того как на американских предприятиях было налажено производство этих орудий по заказу Великобритании. Ускорить налаживание производства зениток помог комплект технологической документации, переданный англичанами. Фактически лицензия на орудия в США была получена от фирмы «Бофорс» уже после начала их массового поступления в войска.
Для повышения мобильности и возможности сопровождения войск зенитные автоматы устанавливались на грузовики. Наиболее распространенной «грузовой» самоходкой стала ЗСУ на базе 2,5-тонного шасси грузовика GMC CCKW-353. Эти машины использовались в Северной Африке и в Италии для уничтожения наземных целей.
Опыт боевых действий показал необходимость бронированной ЗСУ на танковом шасси, способной действовать в одних боевых порядках с танками. Испытания такой машины, вооруженной двумя 40-мм автоматами в открытой сверху башне, установленной на шасси лёгкого танка М24, провели весной 1944 года. Но доводка ЗСУ затянулась и до окончания войны в войска успели поставить очень незначительное количество.
В 1939 году на вооружении сухопутных подразделений противовоздушной обороны армии США не было современных зенитных орудий среднего калибра. Имеющиеся в количестве 807 единиц 76,2-мм зенитные пушки М3 не соответствовали современным требованиям. Их характеристики были невысокими, орудие являлось сложным и металлоёмким в производстве. Зенитная пушка М3 была создана на базе орудия береговой обороны времён Первой мировой и абсолютно не соответствовала современным реалиям. Больше всего нареканий вызывал абсолютно неприемлемый вес орудия - 7620 кг. Для сравнения: советская 76-мм зенитная пушка образца 1931 года (3-К) была почти вдвое легче — 3750 кг, превосходя американское орудие по эффективности, будучи значительно дешевле.
76-мм зенитное орудие М3
Станина для орудия представляла собой цокольное основание с рядом длинных балок, на которые и был положен мелкоячеистый металлический сборный пол. Металлическая площадка оказалась очень удобной для работы расчёта, но её сборка и разборка при смене позиций была сложной и трудоёмкой, требовала много времени и сильно ограничивала мобильность артиллерийской системы в целом. К моменту вступления США в войну в 1941 году зенитки М3 участвовали в обороне Филиппин от японцев. Несколько батарей трёхдюймовок задержались в других районах Тихого океана, оставаясь в строю до 1943 года.
Для замены тяжелых и устаревших 76-мм зениток в 1941 году начались поставки 90-мм орудий М1. Калибр нового зенитного орудия был выбран исходя из массы снаряда, снаряд такого калибра считался пределом того веса, с которым мог нормально управляться обычный солдат. Орудие имело достаточно высокие характеристики, осколочный снаряд массой 10,6 кг разгонялся в стволе длиной 4,5 м до 823 м/с, обеспечивая досягаемость по высоте более 10000 м. Но оно также было слишком тяжелым, так как унаследовало от М3 конструкцию разборной станины. При перебазировании процесс складывания всех элементов станины и платформы на одноосное шасси был очень длительным и сложным. К тому же орудие не имело прицелов для ведения огня по наземным целям, а ствол не мог опускаться ниже 0°.
90-мм зенитное орудие М2
В целях повышения мобильных качеств и возможности уничтожения наземных целей в 1942 году в США разработали 90-мм орудие М2. Конструкция лафета М2 была создана заново. Низкий огневой стол опирался при стрельбе на четыре опорные балки. Вес орудия в боевом положении снизился до 6000 кг. Для защиты расчёта появился броневой щит. Устройство пушки позволяло использовать её и для стрельбы по наземным подвижным и неподвижным целям. Максимальная дальность стрельбы 19000 м делала её эффективным средством контрбатарейной борьбы.
К августу 1945 года американская промышленность произвела 7831 90-мм зенитное орудие разных модификаций. После высадки американцев в Нормандии, зенитки М2 обеспечивали ПВО сухопутных подразделений. Достоверных данных о том, что они привлекались для борьбы с немецкими танками, нет, но огневую поддержку сухопутных войск и контрбатарейную борьбу 90-мм зенитные орудия осуществляли.
Артиллерийская часть 90-мм орудия использовали при создании ПТ САУ М36 на шасси среднего танка «Шерман». Эта противотанковая самоходная установка активно использовалась в боях в северо-западной Европе с августа 1944 до самого конца войны. ПТ САУ M36 благодаря мощной длинноствольной 90-мм пушке оказалась единственным сухопутным средством американцев, способным эффективно бороться с немецкими тяжёлыми танками, поскольку танк M26 Pershing, вооружённый такой же пушкой, поступил в войска практически к самому концу войны.
Британские и американские зенитные пушки среднего и крупного калибров практически не использовались для борьбы с вражеской бронетехникой. В 1941-1942 годах, как у британцев, так и у американцев наблюдался острый дефицит современных дальнобойных зенитных орудий. К тому же, как британские, так и американские зенитки, обладающие значимым противотанковым потенциалом, имели низкую мобильность. После высадки в Нормандии и Италии, когда основные силы вермахта были перемолоты или связаны на Восточном фронте, у союзников имелось достаточное количество противотанковых орудий и танков. Кроме того, основным противотанковым средством англичан и американцев после 1944 года была авиация, днём и ночью уничтожавшая коммуникации противника, в силу чего немецкие танки не могли воевать без горючего и боеприпасов.