Камрады, приглашаю вас на экскурсию по тяжелому атомному подводному ракетному крейсеру проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО — Typhoon). Поскольку самопровозглашенный (модное нынче словечко) экскурсовод демобилизовался, когда сие чудо, за свое громадное, превосходящее все разумные пределы водоизмещение — около 50000 тонн — прозванное «водовозом» (примерно половину этого веса составляет балластная вода) еще только проходило испытания и «экскурсовод» видел его только снаружи, прошу строго не судить. Обещаю комментировать только то, о чем знаю или с высокой степени достоверностью догадываюсь.
Небольшое уточнение. Эту лодку за два прочных корпуса часто называют катамараном, что в корне неправильно — легкий корпус один, а что там внутри напихано — это уже третий вопрос. Кроме того, прочных объемов не два, а пять: в носовой части между корпусами находится торпедный отсек с 6-ю 533-мм торпедными аппаратами, боезапасом из 20-и торпед и устройством быстрого заряжания; за ракетными шахтами (20 шт.), размещенными между корпусами, под ограждением выдвижных устройств находится прочный модуль из двух отсеков — ГКП и отсек радиотехнического вооружения; и наконец в корме расположен еще один прочный модуль, обеспечивающий переход из корпуса в корпус. Всего на лодке 19 отсеков.
А сейчас начнем нашу «экскурсию». Общий вид «водовоза» вы неоднократно видели на других фотографиях, начнем с подъема на корпус.
1. Вид на ракетную палубу со стороны обтекателя всплывающих спасательных камер и ограждения рубки.
2. Вид на корму. Хорошо виден приоткрытый люк и кабели приема питания с берега — во время стоянки в базе реактор заглушен и для обеспечения корабля электричеством пользуемся береговой станцией.
3. Кормовой входной люк. Серое кольцо между красным и белым как раз и есть та зеркальная площадка для посадки спасательных средств, которая на «Курске» якобы треснула, что не позволило спасателям посадить свои устройства.
4. Видеокамера телевизионного комплекса МТК-100.
5. Вид на ракетную палубу с открытой крышкой ракетной шахты.
6. Снова вид в корму. Хорошо видны выступающие из воды кольцевые насадки винтов, снижающие шумность.
7. Пора и внутрь. В ограждении рубки, нам еще придется подняться на мостик.
8. Трап, ведущий на мостик.
9. Прежде, чем зайти на мостик, осмотримся на выдвижные устройства. Насколько я могу судить, перед нами РЛК «Радиан».
10. То же, но покрупнее.
11. Еще одно выдвижное — рамка радиопеленгатора «Зона».
12. Антенна космической связи «Синтез». Кроме представленных здесь, есть и другие выдвижные устройства — два перископа, разные антенны, РДП, но их фото нету.
13. Могу ошибаться, но возможно это часть одной из двух всплывающих камер.
14. А вот и мостик. Здесь коротает время вахтенный офицер.
15. Это тоже мостик, здесь несет вахту рулевой-сигнальщик. Сюда же, по возможности, мы выходили покурить.
16. Вид с «верхнего» мостика в нос корабля. Видна съемная леерная стойка. В походе их не ставили, только в базе для обеспечения обслуживания выдвижных устройств.
17. То же в корму. Видна крышка одного из выдвижных.
18. Наконец — вниз. Красная кольцевая конструкция одевается сразу после открытия верхнего рубочного люка и предохраняет комингс от повреждения. Под ногами — деревянные решетчатые конструкции, именуемые рЫбинами. Перед погружение они тоже снимаются и прячутся в ограждении рубки.
19 — 20. Путь вниз. У нас на «букахе» это метров 7-8, на «Акуле» надо думать поболее.
21- 26. ГКП — главный командный пункт. На лодках более в ходу центральный пост или просто центральный.
27. Переходим в следующий отсек.
28. Коридор. Слева — один из многочисленных распредщитов, справа — каюты личного состава.
29. Межпалубный трап.
30. Станция управления воздушными клапанами. Повернул рычажок влево — под действием ВСД (воздуха среднего давления — 30-60 атмосфер) клапан закрывается, повернул вправо — открывается. Очень удобно, а то до иных клапанов пока доберешься... Кроме ВСД есть еще ВВД — воздух высокого давления, на моей лодке — 400 атмосфер. Он применяется в основном для продувания балластных цистерн. За станцией видны закрепленные по штормовому ящики ЗИП.
31. Снова коридор, теперь уже ГРЩ по обе стороны.
32. Ну а как же без наглядной агитации? Творчество замполита.
33. Окрашенное красным — средства борьбы за живучесть, в данном случае — раздвижной упор и деревянная доска.
34. Жизнь подводника — нижний выходной люк. Штуковина из обрезиненного брезента вокруг него — тубус. При аварийном покидании лодки люк открывается, опускается тубус (где-то 1 метр от палубы) и отсек затапливается. Когда вода покроет нижний край тубуса, затапливание прекращается. В отсеке создается противодавление, соответствующее глубине погружения, первый моряк включается в дыхательный аппарат, подныривает под тубус и лезет наверх. С собой он тащит буй-вьюшку — деревянный бочонок с катушкой внутри, на которую намотан буйреп с карабином на конце. Морячок отдраивает верхний люк, закрепляет карабин за специальную скобу рядом с люком и отпускает буй. Благодаря положительной плавучести тот всплывает, разматывая буйреп. Морячек застегивает закрепленный на поясе специальный карабин с подпружиненным штоком за буйреп и перебирая руками буйреп начинает всплытие. Процедура это непростая. Дело в том, что под повышенным давлением в крови растворяется находящийся в воздухе азот и если не соблюдать режим декомпрессии, с понижением давления азот начинает интенсивно выделяться и кровь как бы закипает. В результате — кессонка и в лучшем случае инвалидность. Для предотвращения печальных последствий на буйрепе на определенных расстояниях от буя закреплены деревянные шары - мусинги, достигнув первого из которых шток карабина зацепляется за него и всплывающий знает, что надо отсидеться определенное время, дав азоту выйти из крови. Время зависит от глубины затопления. Отсидевшись, всплывающий рычажком убирает шток и продолжает всплытие.
35. Снова коридор. Почему я остановился на похожей фотке? Дело в том, что здесь, в районе светильников виден красный предмет. Это аварийный фонарь. В штатном режиме он закреплен в зарядном устройстве. В случае исчезновения электричества его надо найти, снять, ну и далее понятно. Естественно, мы их использовали и при необходимости работы в слабоосвещенных местах.
36-40. Всякоразные механизмы, просто для наглядности.
41. Станция ЛОХ — лодочная объемная химическая система пожаротушения. Используется, когда другими средствами пожар не потушить. Как видите, с одного поста можно подать огнегасящий (точнее — связывающий кислород) состав сразу в несколько отсеков.
42-44. Снова всякоразные механизмы.
45. Бочонок с якорем — УРМ (установка регенеративная морская), поглощает СО2. Это здоровенные бочки, наполненные специальной абсорбирующей смесью и аппаратурой, обеспечивающей их работу.
46. Токарный станок. Зачем нужен, думаю всем понятно.
47. Еще один межпалубный трап, на сей раз не вертикальный. Таких не много, в основном вертикальные. Знаете как прикольно спускаться по вертикальному трапу по аварийной тревоге с огнетушителем в руках! Возле поручней вы видите трубопровод с зелеными кольцами. Это значит, что по нему течет вода. Желтые кольца — масло, синие — воздух.
48. Какая то выгородка. Судя по знаку на двери и красному фонарю над дверью — что-то связанное с реактором, но еще не он сам.
49. А вот и вход в реакторный отсек. Вверху, пониже красного и зеленого ящиков некая конструкция, тоже красного цвета. Это зарядное устройство аварийного фонаря. Сам фонарь, как видите, отсутствует.
50-51. Его величество реактор. Снимали через стекло, т. к. аппаратные выгородки постоянно закрыты на замок, ключи у спецтрюмных.
52. Та же переборка, зарядное аварийного фонаря в левом верхнем углу.
53. Трап в комнаты отдыха.
54-56. Устройства быстрого заряжания ТА.
57. Задняя крышка ТА №5.
58. Тренажерный зал.
59. Игровой автомат «Торпедная атака». В то время подобные автоматы стояли в фойе чуть ли не каждого кинотеатра. Как видите, нашлось им место на борту подводного крейсера.
60. Бассейн.
61. Местное народное творчество: «Акула» во льдах.
62. Комната отдыха.
63. Ну и последнее, играющее в жизни подводников отнюдь не последнюю роль — гальюн. Здесь он в крайне непотребном виде, на боевых кораблях — сияет, как котовы яйца.
64-65. «Наскальная живопись» КДЖ.
66. Инструкция по продуванию гальюна.
Теперь о гальюне подробнее. Сам по себе он сильно напоминает такую же конструкцию железнодорожного вагона. С одной мааааленькой, но существенной разницей: когда в вагонный туалет вы приносите «все, что нажито непосильным трудом» и нажимаете педальку, это самое нажитое размазывается по окружающей среде. На подводной лодке, в силу обстоятельств, это невозможно. «Все, что нажито» собирается в специальный баке, объемом, если мне не изменяет склероз, 200 литров. И вот когда бак заполнен, приходит специально обученный человечек из дивизиона королей гнавна, воды и пара, тобищь дивизиона живучести и этот бак продувает. Делается это так: сначала закрывается клапан между отсеком и баком, потом открывается забортный клапан и в бак подается ВВД. Так, чтоб давление было на самую малость больше забортного. Тут главное — клапана не перепутать и не выдуть каку в трюм. А то ведь всяко бывает.
Был у нас случай. Необходимо было продуть гальюн десятого отсека. Пришел трюмный, осмотрелся — бяда! Не работает клапан между отсеком и баллоном. Шо делать, куда бежать? Ну, трюмные — народ ушлый, на экипаже шутили: «У матери было два сына, один умный, другой — трюмный». Короче, решил он, что глубина не большая, 60 метров (обычная глубина патрулирования), захлопка педальки должна выдержать. И тут новая бяда — пружина захлопки лопнула, та неплотно прилегает к горловине и при даче ВВД в отсек попрет вонючий воздух.
Но он же трюмный! Не долго думая берет аварийный конус (деревянная байда длиной метра полтора и диаметром сантиметров тридцать) и кувалдой заколачивает в дырку унитаза. Хорошо так заколачивает, старательно. Заколотил, попробовал пошатать рукой — вроде держит. Открыл забортный клапан и дал ВВД. Дал аккуратненько, как положено по инструкции.
Одна атмосфера, две, пять... Вот-вот пойдет процеес... И вдруг — взрыв, вонь и ничего не видно — это давлением вырвало конус и все двести литров продукта жизнедеятельности вынесло в помещение гальюна. Как при этом конусом не пришибло «короля» - только ему и конусу известно. Долго мы еще корму вентилировали, пытаясь избавится от неимоверной вонищи...
Ну вот, собственно, и все. Извините, если что не так.
Источник