История щвейцарской автоматической 20-мм зенитной пушки «Эрликон», известной также как «пушка Беккера»– это история одной крайне удачной конструкции, которая распространилась по всему миру и применяется по сей день.
В ходе Первой мировой войны немецкий инженер Рейнхольд Беккер разработал автоматическую пушку калибра 19 мм ( 2-см) с использованием эффективного способа перезарядки. В пушке применялся патрон калибра 20×70 мм, скорострельность достигала 300 выстрелов в минуту. Новая пушка нашла применение в качестве авиационной и зенитной модификаций, но как-либо заметно повлиять на ход боевых действий новинка не успела, так как война уже заканчивалась.
Часть пушек была установлена на бомбардировщиках “Гота”, около 130 штук были выданы зенитным частям. Всего после окончания войны Союзная комиссия по разоружению уничтожила 392 орудия.
В соблюдение запретов на разработку оружия в Германии, наложенных Версальским договором, патенты на изобретение вместе с конструкторскими работами переместились в швейцарскую фирму SEMAG (Seebach Maschinenbau Aktien Gesellschaft), расположенную под Цюрихом. SEMAG улучшила пушку Беккера и в 1924 году выпустила вариант под более мощный патрон 20×100 мм с несколько увеличенной скорострельностью, достигавшей теперь 350 выстрелов в минуту.
Специалисты фирмы внесли в конструкцию незначительные изменения, увеличили калибр до 20 мм и представили свое творение на рынок оружия в качестве противотанковой пушки и орудия огневой поддержки пехоты. Успеха эти раз работки не имели, и в 1924 году фирма была ликвидирована.
Фирма «Эрликон», названная так по месту расположения — пригороду Цюриха, приобрела все права на разработку пушки, производственные мощности и заполучила коллектив квалифицированных рабочих, трудившихся до сего момента на SEMAG.
К 1927 году фирма «Эрликон» разработала и поставил на конвейер модель, названную Эрликон S (тремя годами позже ставшую просто 1S). Создана под более мощный патрон 20×110 мм и характеризовалась более высокой начальной скоростью снаряда в 830 м/с, что сопровождалось увеличением массы конструкции и снижением скорострельности до 280 выстрелов в минуту. Тем самым оружейники реагировали на быстро меняющиеся запросы нового времени, которое требовало от данного вида оружия в первую очередь повышения именно начальной скорости снаряда, ощутимо увеличивающей бронепробиваемость и превращавшую эрликоны не только в авиационную, но и противотанковую модель малокалиберной пушки. По сути, новый эрликон успешно поражал практически все виды современных ему на тот момент танков, не говоря уже о танкетках.
В 1930 г. швейцарская фирма предложила на экспорт 20-мм автоматическую пушку” Эрликон” в вариантах: F, L и S. Все они, также как и образцы, выпущенные в дальнейшем, имели одинаковый принцип действия и аналогичное устройство, а различались лишь незначительными конструктивными изменениями, начальной скоростью снаряда и скорострельностью. «Эрликон» тип S, была принята на вооружение 30 государств.
В боекомплект 20-мм пушек Эрликон всех типов входили снаряды весом около 124 г: а) осколочные (около 9 г тротила); б) трассирующие (4 г тротила и светящийся состав, протяженность трассы 1500 м); в) зажигательные (4 г тротила и 3 г белого фосфора); г) бронебойные (4 г детонита); д) бронебойно-зажигательные (снаряжали белым фосфором).
В 1935 швейцарцы сделали ещё один качественный шаг в развитии авиапушек. Новый вид пушки «Flügelfest» — (flügelfest — «крыльевая» модификация пушки) получил три варианта под обозначениями «FF», «FFL» и «FFS».
Улучшением в пушках стало снижение массы изделия, увеличение скорострельности и начальной скорости снаряда. Впрочем, перезарядка в воздухе пока что оставалась труднопреодолимым препятствием, поэтому боекомплект был увеличен путём прямого увеличения ёмкости магазинов. Изготавливались варианты на 45, 60, 75 и 100 патронов, из которых самым ходовым стал 60-патронный вариант.
Авиационные пушки серии F и L, имевшие меньшую длину ствола и меньший вес, предназначались для подвижных и крыльевых установок. Пушки “Эрликон” серии S были спроектированы для установки на моторе со стрельбой через втулку винта.
В 1938 г. фирма Эрликон выпустила шесть новых образцов модернизированных пушек серии А и F.:AF, AL, AS, FF, FFL и др., которые различались темпом стрельбы, весом и длиной ствола. Так, у пушек AF, AL и АС длина ствола была 38, 60 и 70 клб, вес 25, 32 и 42 кг, а темп стрельбы 450, 370 и 300 выстр./мин. У новых пушек был значительно уменьшен вес, повышена скорострельность и начальная скорость снаряда.
В 1930-е годы ряд фирм разных стран приобрёл лицензию на новые “Эрликоны”. Французская «Испано-Сюиза» начала выпускать свою модификацию «FFS». Во Франции выпускались 20-мм пушки “Испано-Сюиза” 404 и S9, представляющие собой модификацию пушек “Эрликон”, устанавливались на всех французских истребителях в сочетании с крыльевыми пулеметами нормального калибра.
Пушка серии F была принята на вооружение в Польше и ставилась в крыле истребителя PZL P24 в авиации. В сухопутных войсках использовался зенитный вариант пушки на легком колесном лафете.
Германия развила “Эрликон FF” до весьма удачной модели авиапушки MG FF. Которая, устанавливалась на различных типах и классах самолетов “Люфтваффе”( Ме Bf-109*, Bf-110, FW-190 и другие).
Японский императорский флот принял на вооружение «эрликоны» Типа 99-1 и 99-2, представлявшие собой развитие моделей «FF» и «FFS». ВВС Японии, также массово использовали пушки системы “Эрликон” для вооружения своих истребителей и бомбардировщиков. Так, по две крыльевые пушки «99» имели знаменитые истребители «Зеро» и «Кёфу».
Качественно улучшенную серию «FFS» «Эрликон» запустил в 1938 году (Эрликон-SS). Эта модель и особенно её разновидности периода уже Второй Мировой войны (1SS — 1942, 2SS — 1945) выдавали скорострельность до 650 выстрелов в минуту. Данная модель массово применялась на кораблях американского и английского флотов в качестве зенитного орудия. Только в США было произведено 124 735 таких орудий. Здесь их модификации имели обозначения Mk 2, Mk 3 и Mk 4, а на их базе создавались одноствольные и счетверенная установки.
“Генеалогия" пушки М2 была довольно сложной. В США она выпускалось по лицензии фирмы "Бритиш Испано". Англичане, в свою очередь, купили лицензию на это орудие у французов ”Испано-Сюиза”, а те - у швейцарского "Эрликон".
На каждом этапе, конечно, в конструкцию вносились небольшие изменения. Для англичан основное значение имело то, что оружие состояло на вооружении в обеих странах, и к нему подходили патроны и английского, и американского производства.
Авиационная 20-мм пушка"Испано-Сюиза» ( лицензионная копия “Эрликон”) массово производилась в Великобритании по лицензии фирмы «Испано-Сюиза». В процессе производства в конструкцию пушки были внесены существенные изменения. Пушка выпускалась в трех вариантах: крыльевом, турельном и как мотор-пушка. Различные модификации пушки имели названия Hispano Mk. I,. Hispano Mk. II, British Hispano, и т. д., c чем связанна большая путаница в индификации орудий.
Ими вооружались все пушечные истребители RAF: “Харикейн”,” Спитфаир” и др..«Тайфун-IB» оснащалась четырьмя крыльевыми 20-мм пушками Hispano Mk. II.
До появления револьверных пушек «Аден» и «Дефа» 20-мм пушками «Испано-Сюиза» (после войны) вооружали и реактивные истребители Англии и Франции — «Метеор» (4), «Веком» (4), «Си Хоук» (4), «Мистер II» (2) и др.
США обладали сравнительно неплохими пулемётами «Colt-Browning» M2 калибра и 0.3 и 0.5 дюйма, имевшими и достаточную по тогдашним меркам скорострельность, и неплохую начальную скорость пули. Однако у американцев совершенно отсутствовали 20 мм пушки, способные составить хоть какую-то конкуренцию современным европейским образцам. Лучшая авиационная пушка «Oerlikon» FF, выпускавшаяся лицензионно практически всеми ведущими западными державами, однако французским инженерам удалось так удачно модернизировать её, что пушка обрела не только вторую жизнь, но и второе имя – «Hispano-Suiza» HS404.
Британцы выкупили лицензию на её производство и произвели несколько последовательных модернизаций. США также заинтересовались этой пушкой – в Британии была закуплена пробная партия, а после успешных испытаний приобретена лицензия на её серийное производство. Американцы выпускали два варианта «Испаны»: Mk.I под обозначением AN-M1 и Mk.II соответственно AN-M2. Было произведено несколько десятков тысяч экземпляров! Но! Ошибка при проектировании оснастки привела к тому, что серийная пушка получила технологический дефект, устранить который было совершенно невозможно. Применять эти пушки было нельзя, и все они так и пролежали на заводских складах до самого конца войны, пока не были отправлены в металлолом.
Пытаясь хоть как-то исправить создавшуюся ситуацию, Штаты вновь обратились к Черчиллю с просьбой продать им большую партию «Испаны». Однако британцы не могли произвести пушку в таких количествах – необходимо было чем-то вооружать и свои собственные самолёты. В США была отправлена очень небольшая партия. Впоследствии британцы продолжали поставки «Испаны» по ленд-лизу, но эти партии были настолько малы, что вооружить ими все свои самолёты американцы так и не смогли. Вот почему в течение всей войны в США были выпущены только три типа истребителей, частично вооружённых пушками. Это обстоятельство наложило на американские конструкции соответствующий отпечаток. Для того чтобы усилить вооружение своих истребителей американцам приходилось устанавливать на свои самолёты такое количество крупнокалиберных пулемётов, которое могло бы конкурировать по мощности залпа с ведущими европейскими образцами, вооружёнными пушками.
20-мм пушками «Испано» ( она же “Эрликон”) была также вооружена часть винтомоторных палубных истребителей ВМФ США: «Хэлкэт» F6F (2 пушки «Испано-Сюиза», четыре 12,7-мм пулемета), «Корсар» F4H (4 «Испано-Сюиза»), а также все первые послевоенные палубные реактивные истребители, равно как и палубные штурмовики.
На каждом этапе, конечно, в конструкцию вносились небольшие изменения. Для англичан основное значение имело то, что оружие состояло на вооружении в обеих странах, и к нему подходили патроны и английского, и американского производства.
В армии Великобритании, помимо оригинальных «Эрликонов», значительно более широкое применение получил их усовершенствованный вариант, известный под названием Polsten. Данное орудие изначально разрабатывалось в Польше , причём главной целью работ было упрощение и удешевление конструкции пушки “Эрликон”. К моменту оккупации Польши, работы над орудием не были завершены, однако коллективу разработчиков удалось выехать в Великобританию и закончить разработку пушки, которая была принята на вооружение британской армии и с 1943 года поставлена на серийное производство. Polsten имел рекордно малую массу в боевом положении, всего 231 кг, питание патронами осуществлялось из 30- или 60-зарядных магазинов. Помимо одинарных установок, выпускались строенные и счетверённые орудия, а также вариант пушки для парашютных войск.
Так же в Британии в 1942г. была создана ЗСУ Crusader AA Mk II. В качестве базы использован крейсерский танк "Крусайдер". На оставшееся практически неизмененным шасси вместо башни танка установлена легкобронированная открытая сверху башня кругового вращения, в которой смонтирована спаренная установка двух 20-мм автоматических зенитных пушек "Эрликон" с длинной ствола 120 калибров. Толщина лобовой брони корпуса и башни равнялась 25-мм, броневой - корпуса и башни - 12,7-мм. Броневые листы башни располагались с некоторым углом к вертикали.
Установленная в башне спаренная установка имела скорострельность 2 х 450 выстрелов в минуту, максимальную дальность стрельбы 7200 м, досягаемость по высоте 2000 м. Начальная скорость бронебойного снаряда равнялась 890 м/с, так что установка могла бороться не только с самолетами, но и с легкобронированными наземными целями.
В войсках Cоюзников, на всех ТВД, были сотни кустарных и промышленных установок ПВО с пушками системы “Эрликон” на различных типах грузовых автомобилях, БТР и даже джипах “Вилис”.
В Германии орудие получило широкое применение в качестве средства противовоздушной обороны кораблей, однако существовали и полевые варианты пушки, широко применявшиеся в Вермахте и полевых войсках Люфтваффе, под обозначением - 2 cm Flak 28 и 2 cm VKPL vz. 36.
В период с 1940 по 1944 годы объём сделок головной компании Werkzeugmaschinenfabrik Oerlikon (WO) только с державами оси — Германией, Италией и Румынией — составил 543,4 млн шв. франков, и включали поставки 7013 20-мм пушек, 14,76 млн. штук патронов к ним, 12 520 запасных стволов и 40 тыс. патронных ящиков (вот такой швейцарский ”нейтралитет”!).
Зенитная пушка «Эрликон» калибра 20 мм и ее “клоны” широко использовалась в годы Второй мировой войны Германией, Италией, Францией, Великобританией и странами Британского содружества, США и Японией, Китаем и практически всеми другими воюющими странами на всех фронтах и ТВД.
В СССР было поставлено по ленд-лизу 1993 автомата. “Эрликоны” были и в составе вооружения поставляемых в ВМФ военных судов. На Черноморском театре военных действий их находилось всего 46. Основное количество орудий было на СФ и БФ ВМС СССР. На сухопутном фронте, РККА активно использовались трофейные польские, немецкие, венгерские и румынские образцы.
В 30-х г., в ходе приобретения СССР французских авиадвигателей «Испано-Сюиза», решался вопрос и о закупке авиационных пушек «Испано-Сюиза»(французский вариант лицензионного "Эрликонов") с кинематикой боепитания, системами крепления и т. п. Но руководством СССР, было принято решение в пользу разработки собственного советского образца 20-мм авиапушки, ставшей в дальнейшем известной как 20-мм пушкa ШВАК.
Слово “Эрликон”, стало именем нарицательным для всей мелкокалиберной артиллерии ПВО периода Второй мировой войны.
В некоторых странах 20-мм “Эрликоны” до сих пор стоят на вооружении в Сухопутных Войсках и ВМФ. Например, ею вооружены малые корабли береговой обороны США. Различные версии орудия стоят на вооружении многих стран и выпускаются до сих пор.
Компания Werkzeugmaschinenfabrik Oerlikon существует и процветает до сих пор. Производит различные орудия ПВО и экспортирует их во многие страны мира. Уже почти 100 лет компания “Эрликон” занимает лидирующее положение среди разработчиков автоматических пушек и боеприпасов к ним.
Существует мнение, что 20-мм пушка “Эрликон”, его авиационные и ПВО-модификации, были самым “используемым” 20-мм орудием WW2 и самым массовым орудием в мире (ориентировочно было произведено от 500 000 до 800 000 шт.!) И именно из этих орудий было сбито больше всего самолетов за всю историю войн. А общее произведенное количество 20-мм боеприпасов для этих орудий, вообще не поддается анализу.
Вот такая поразительная и необычная история самого известного в мире 20-мм орудия, произведенного на свет самой не воюющей страной.
Источник