В 1953м году французкий писатель Жан Жионо опубликовал рассказ под названием "Человек, который сажал деревья", в котором говорилось о пастухе, в одиночку восстановившем лес. История оказалась настолько трогательной, что многие сочли главного героя, Эльзеара Буффье, реальным историческим персонажем, а автора – свидетелем его многолетних трудов. Бесплатно распространяемая книга имела успех и была предметом гордости Жионо, долгое время поддерживавшего эту иллюзию. Тем не менее, позже он признался, что выдумал Буффье, чтобы "пробудить в людях любовь к деревьям, а точнее, любовь к посадке деревьев".
Джадав Пайенг (Jadav Payeng) родился в 1963 году в индийском штате Ассам (Assam, India). Подростком он стал свидетелем мощного наводнения, а когда вода отступила, на песчаной отмели реки осталось огромное количество змей. Вскоре все рептилии вымерли из-за отсутствия леса. Позднее Джадав рассказывал, что его так сильно поразило тогда зрелище змеиных трупов, что он горько плакал над их телами. Именно тогда он решил, во что бы то ни стало, посадить в этом районе лес.
Джадав Пайенг никогда не слышал о книге Жионо, но мог бы по праву называться Буффье. В отличие от последнего, ему и в самом деле удалось вырастить на пустынной песчаной косе посреди Брахмапутры (приток Ганги) кипящий жизнью лес. Зеленый участок, занимающий площадь 550 гектаров, стал домом для множества редких и исчезающих видов, включая, как минимум, пять тигров, один из которых недавно обзавелся потомством.
В лесу Молая (это прозвище Джадав Пайенга) живут бенгальские тигры, индийские носороги, более ста оленей и кроликов, а также множество обезьян и птиц, включая стервятников. Стадо слонов из ста особей ежегодно проводит в лесу около полугода, за время существования леса слоны родили там более десяти детёнышей. Браконьеры пытались охотиться на носорогов, живущих в лесу, но Молай сообщил о них властям, и лесники уничтожили расставленные браконьерами ловушки.
В лесу растёт несколько десятков тысяч деревьев, включая кукубху, бомбакс карликовый, Archidendron bigeminum, альбицию высокую, огненное дерево, лагерстрёмию банабу и бамбук, который покрывает более 300 гектар.
Усилия Джадава стали известны властям в 2008 году, когда департамент леса послал специалистов разыскивать стадо слонов на 115 голов, которое спряталось в той местности после того, как они нанесли ущерб деревне Аруна-Чапори, расположенной в полутора километрах от леса.
Именно тогда служащий управления охраны природы и специалист по защите лесов Гунин Сайкиа (Gunin Saikia) впервые встретил Джадава Пайенга.
"Мы удивились, найдя на песчаной косе столь густой лес. Местные жители, чьи дома были уничтожены слоновьим стадом, хотели срубить его, но Пайенг предложил им свою жизнь взамен. Он относится к деревьям и животным, как к собственным детям. Видя это, мы тоже решили присоединиться", - делится впечатлениями Сайкиа. – "Мы поражаемся этому человеку. Он занимается этим более 30 лет. Живи он в любой другой стране, его бы сделали героем".
Обнаружив лес, работники лесного департамента стали регулярно его посещать.
Несмотря на внезапно возникшее уважение, помощи от государства в деле Пайенга в то время не ожидалось. И только в прошлом году общественное лесоводческое подразделение взяло на себя работы по насаждению деревьев на участке в 200 гектаров.
Тем временем историей леса заинтересовался член индийского парламента Биджой Кришна Ханди (Bijoy Krishna Handique), представляющий Джохарат. Он заявил, что намерен выдвинуть предложение о причислении территории к резервному фонду исключённых из сельскохозяйственного оборота земель согласно предписаниям закона о защите дикой природы Wildlife Protection Act от 1972го года. И если в Индии таки станет одним заповедником больше – Пайенг будет несказанно этому рад.
Своей следующей задачей Молай видит посадку леса на другом песчаном побочне Брахмапутры.
Джадав принадлежит к племени мишинг и живёт в хижине в лесу вместе с женой Бинитой и тремя детьми. Он держит скот на своём участке и продаёт полученное от него молоко, это единственный источник его дохода. В одном из интервью он сообщил, что тигры задрали около ста его коров и буйволов, но Джадав винит в этом людей, уничтожающих леса, из-за чего животные оказываются вынуждены искать другое пропитание.