Истории
Крейсер "Кёнигсберг": он погиб, но так и не сдался
С началом первой мировой войны «Неофициальный отдел» старейшего флотского журнала «Морской сборник» ввел два раздела — «Морская хроника» и «Очерки мировой войны» (с 1915 года «Очерки мировой войны на море»), специально предназначенные для обзора боевых действий противоборствующих сторон.
При этом, освещая ту или иную тему, он не останавливался на констатации произошедшего события, а пытался в дальнейшем дополнить его полученными из различных источников сведениями. Если же история имела свое продолжение, сборник возвращался к ней неоднократно, а порой по ее завершении публиковал как бы итоговое, обобщенное сообщение.
В качестве такого примера предлагаем читателям подборку материалов из «Морского сборника», посвященных действиям германского крейсера «Konigsberg» и мероприятиям британского флота по его нейтрализации и уничтожению, публиковавшихся в отдельных номерах сборника с осени 1914 до лета 1915 года.
Помещенные в конце этих материалов комментарии составлены в большинстве своем на основе более поздних изданий и служат в качестве уточнения отдельных моментов, а также для того, чтобы дать более широкое представление о тех далеких событиях, которые по вполне объяснимым причинам никак не могли стать достоянием страниц «Морского сборника» тех лет.
При подготовке к публикации все даты, если они специально не оговорены, фигурирующие в «Морском сборнике» в старом стиле, переведены в новый, как они даны и в прилагаемых комментариях.
Однако, прежде чем перейти к предлагаемым материалам, осветим несколько предысторию событий и начало боевой деятельности «Konigsberg».
Вооружение: 10 105-мм орудий, 10 пулеметов, 2 450-мм торпедных аппарата; бронирование: палуба 45 мм (на скосах 80 мм), рубка 100 мм, щиты орудий 50 мм; водоизмещение нормальное 3480 т (полное 3814 т), главные размерения: длина наибольшая 115,0 (между перпендикулярами 108,0), ширина 13,2, осадка 4,83 м, скорость хода наибольшая 24,1 уз, суммарная мощность машин 13 900 л.с., экипаж 322 чел.
Крейсер «Konigsberg» представлял собой корабль единичной (индивидуальной) постройки (заложен на верфи в Киле 12 января 1905 года и 12 декабря того же года спущен на воду) и по своей конструкции наиболее близко подходил, или, вернее, являлся предшественником крейсеров типа «Nurnberg».
Непосредственная служба корабля в составе действующего флота началась в 1908 году, хотя еще с середины 1907 года он уже сумел совершить ряд походов в европейских водах. В 1910 году «Konigsberg» стал обладателем императорского приза по стрельбе для легких сил флота.
Весной 1914 года принимается решение о направлении крейсера (довооруженного к этому времени десятью 52-мм орудиями) в восточно-африканские воды в качестве стационера для смены канонерской лодки «Gaier», переводившейся в южную часть Тихого океана. Покинув 28 апреля Вильгельмсхафен, «Konigsberg» (командир — фрегаттенкапитан М.Луфф) через Средиземное море и Суэцкий канал 5 июня прибыл в Дар-эс-Салам, который в то время являлся административным центром германской Восточной Африки.
С получением известия о политической напряженности в Европе после убийства в Сараево престолонаследника Австро-Венгрии, М.Луфф прерывает проводимые кораблем гидрографические работы в порту Багамойо и возвращается в Дар-эс-Салам.
Пополнив судовые запасы, «Konigsberg» 31 июля вновь вышел в море. Удачно оторвавшись, благодаря скорости и дождливому шквалу, от преследования двух английских крейсеров, он направляется к Аденскому заливу. С получением 5 августа радиограммы из Дар-эс-Салама о начале войны «Konigsberg» приступил к крейсерской операции по нарушению судоходства противников Германии и уже на следующий день задержал в Аденском заливе английский почтово-пассажирский пароход «City of Winchester». С призовой командой он был направлен в бухту Бурума на южном побережье Аравийского полуострова, где «Konigsberg», по предварительному согласованию по радио, встретился с германским пароходом «Zieten». Кстати, на его борту следовал домой сменный экипаж немецкого гидрографического судна «Planet» из 98 человек во главе с командиром оберлейтенантом Бруксом. 10 августа «Konigsberg», «Zieten» и «City of Winchester» встретились вновь у островов Куриа-Муриа в восточной части побережья Аравийского полуострова, где с приза сняли судовые запасы, экипаж и пассажиров перевели на «Zieten», а сам пароход на следующий день затопили.
Этим более чем скромным успехом и завершилась для корабля его первая и фактически последняя крейсерская операция. Не обнаружив более ни одного неприятельского транспорта, командир корабля М.Луфф решил для устранения возникших неполадок механизмов на время укрыться в каком-либо незаметном и труднодоступном месте. Выбор пал на дельту реки Руфиджи на восточном побережье Африки, благо проведенные незадолго до войны немецким гидрографическим судном «Mowe» промеры ее рукавов показали, что во время приливов она доступна для кораблей с осадкой крейсера «Konigsberg».
Показавшись, для введения в заблуждение противника, 30 августа 1914 года у порта Майунга на северо-западе острова Мадагаскар, а затем, пополнив запасы угля со своего бункеровщика парохода «Somali» у островов Альдабра, «Konigsberg» направился к устью Руфиджи. Войдя 3 сентября в ее рукав Кикунья, он бросил якорь в 10 милях выше по течению от станции Салала.
Незамедлительно организованный каботажными судами подвоз угля позволил крейсеру, еще до начала ремонта механизмов, 19 сентября вновь выйти в море и совершить набег на Занзибар, который завершился потоплением на следующий день английского крейсера «Pegasus».
Возвратившись затем в дельту Руфиджи, «Konigsberg» приступил к ремонтным работам, которые проходили в тяжелых тропических условиях на необорудованном месте стоянки. Поэтому отдельные части механизмов приходилось ремонтировать или изготавливать вновь в Дар-эс-Саламе, для чего пришлось организовать их доставку через непроходимые джунгли и бездорожье.
Вскоре обнаруженный и заблокированный с моря, «Konigsberg» в течение более восьми месяцев доблестно сопротивлялся превосходящим силам противника (за период операции англичанами были привлечены линейный корабль «Goliath», крейсеры «Cornwall», «Chatham», «Dartmouth», «Weymouth», «Hyacinth», «Pyramus», «Pioneer», «Fox», «Pegasus», мониторы «Mersey», «Severn», вспомогательный крейсер «Kanfauns Castle») до самых последних минут своего существования. Этим в значительной степени и объясняются неоднократные сообщения о нем на страницах «Морского сборника», с которыми мы и решили познакомить своих читателей.
Разрушение германского порта Дар-эс-Салам. Бой с английским крейсером «Pegasus»
На морском берегу английский крейсер «Pegasus» (2200 т, [18]97 г[ода постройки] 8 10-см ор[удий]) разрушил бомбардировкой лучший порт на этом берегу Дар-эс-Салам, причем была уничтожена станция беспроволочного телеграфа и затоплен плавучий док. Также он уничтожил небольшое промерное военное германское судно «Mowe» (650 т, [19]06 г[ода постройки], 3 37-мм). Но конец «Pegasus» был печальный. 20 сентября его застал врасплох на якоре в Занзибаре германский крейсер «Konigsberg» (3400 т, [19]05 г[ода постройки], 10 10,5-см ор[удий]) и после короткого боя вывел его из строя, причем англичане потеряли 25 чел. убитыми и 80 чел. ранеными из 234 чел. экипажа. После этого «Konigsberg» ушел в море. Хотя по водоизмещению эти крейсеры сильно разнятся между собою, но артиллерийское их вооружение почти одинаковое, а потому поражение английского крейсера, вероятнее всего, объясняется тем, что противник его застал на якоре без паров[1].
Морской сборник. 1914. № 10. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны. § 252. С.222.
Вооружение: 8 102-мм, 8 76-мм орудий, 2 356-мм торпедных аппарата; бронирование: палуба 25,4 мм (на скосах 51 мм), рубка 76 мм; водоизмещение нормальное 2135 т, главные размерения: длина между перпендикулярами 91,44, ширина 11,13, осадка 4,11 м, скорость хода наибольшая 20 уз, суммарная мощность машин 7000 л.с.
Операция крейсера «Konigsberg»
Крейсер «Konigsberg», как было уже сказано (см. § 252), вывел из строя английский крейсер «Pegasus». Откуда взялся здесь этот крейсер, сказать трудно. В расписании германского флота по станциям к 1-му января 1914 г. он не числится ни на одной из станций, как равно его нет и в составе активных и резервных эскадр и учебных отрядов. Поэтому надо думать, что он шел на смену на одну из станций и находился как раз у восточных берегов Африки. А впрочем, возможно, что за него был принят и один из ушедших из Киао-Чау крейсеров — «Nurnberg» и «Leipzig», о местопребывании которых нет никаких известий. Внезапность появления у Занзибара этого крейсера подтверждается оплошностью «Pegasus», который был застигнут врасплох, на якоре, и, по-видимому, без паров.
Морской сборник. 1914. № 10. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны. § 262. С. 230.
Объявление британского Адмиралтейства
С разрешения британского Адмиралтейства 21-го сентября объявляется нижеследующее: «С начала военных действий канонерская лодка "Пегасус" под командованием капитана 2-го ранга Джона Инглиса оперировала в океане, базируясь на порт Занзибар, причем оказала нам очень много ценных услуг, включая сюда разрушение неприятельского Дар-эс-Салама и потопление германской канонерской лодки "Мевэ" и германского плавучего дока. Сегодня утром, стоя на якоре в Занзибаре и занимаясь чисткой котлов и переборкой механизмов, лодка "Пегасус" была застигнута врасплох внезапно появившимся германским крейсером "Кенигсберг". Произошел ожесточенный бой.
Лишенный возможности двигаться, "Пегасус" находился в исключительно неблагоприятных условиях. Кроме того, надо иметь в виду, что неприятель, вооруженный новыми 4-дюймовыми орудиями, имел подавляющее превосходство в силах. В результате боя наша канонерская лодка была выведена из строя, потеряв 25 человек убитыми и 80 человек ранеными из общего числа команды в 234 человека[2]. Потери "Кенигсберга" не выяснены. После боя неприятельский крейсер ушел по направлению к югу».
Морской сборник. 1914. № 10. Неофициальный отдел. Морская хроника. С. 136
Обнаружение крейсера «Konigsberg»
«Konigsberg» был обнаружен британским крейсером «Chatham» (5500 т, 1911 г[ода постройки], 25,5 уз, 8 15-см и 4 4,7-см ор[удий]) еще 30 октября в реке на о-ве Мафия (напротив острова. — Л.К.) у берегов германской Восточной Африки[3]. Этот крейсер, расстрелявший 20 сентября английский крейсер «Pegasus» (см. § 252), вероятно, или получил в этом бою серьезное повреждение, или не мог достать угля. По этой или иной причине — если верно первое предположение, то это служит еще раз показателем невыгоды для преследователя торговли вступать в бой, хотя бы и с более слабым противником — но «Konigsberg», очевидно, больше своей деятельности продолжать не мог, а потому, разгрузившись, забрался вверх по реке на 6 миль и там был поставлен на неглубокой воде, а экипаж его окопался на берегу[4].
Вследствие этого «Chatham» мог обстрелять его только с очень большой дистанции, причем из-за густых пальмовых зарослей не мог установить результатов своего обстрела[5]. Но чтобы воспрепятствовать все-таки возможному выходу германского крейсера из реки, англичане затопили в ней угольные суда таким образом, что «Konigsberg» оказался надежно запертым[6].
Морской сборник. 1914. № 12. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны, § 464. С. 210
13 июля. Сообщение британского Адмиралтейства
Адмиралтейство сообщает: «Мониторы "Severn" и "Mersey", поднявшись 4 июля по реке Руфиджи в Восточной Африке, завязали бой с германским крейсером "Konigsberg"[7]. Аэропланы руководили огнем через джунгли[8]. Спустя шесть часов, "Konigsberg", охваченный огнем, продолжал стрелять только из одного орудия и, наконец, совсем приведен был к молчанию. Вторичная атака, произведенная 11 июля, закончила разрушение "Konigsberg". Наши потери в обоих боях: 4 убитых и 6 раненых».
Морской сборник. 1915. № 8. Морская хроника. С. 174—175
21 июля. Сообщение из Лондона
Из Лондона сообщают следующие подробности уничтожения германского крейсера «Кенигсберг» в устье реки Руфиджи, на побережье германской юго-восточной Африки, английскими мониторами «Severn» и «Mersey».
Английские мониторы поднялись вверх по течению Руфиджи 4-го июля (по новому стилю)[9[ и тотчас открыли огонь против «Кенигсберга», причем несколько английских летчиков точно указывали им место нахождения германского крейсера. После первых же выстрелов мониторов «Кенигсберг» открыл против них сильный огонь, но потом постепенно стал отходить, так что английским летчикам уже становилось трудно точно определить прицел[10]. «Кенигсберг», однако, вскоре снова был обнаружен, и тогда мониторы опять открыли против него убийственный огонь. После сигнала летчиков, что мачты на германском крейсере еще сохранились, мониторы дали в него залп из всех орудий, отчего на «Кенигсберге» между мачтами возник пожар. Тем не менее «Кенигсберг» продолжал еще отстреливаться в течение часа. Постепенно, однако, его орудия стали стихать либо вследствие истощения снарядов, либо от порчи орудий[11].
Английским мониторам при помощи крейсера «Веймут» удалось на другой день поставить три орудия на берег и направить таким образом фланговый огонь на горевший «Кенигсберг».
Операция, в общем, продолжалась до 11-го июля (по новому стилю), когда, наконец, удалось совершенно уничтожить германский крейсер.
Морской сборник. 1915. №8. Морская хроника. С. 193
Вооружение: 2 152-мм, 6 47-мм орудий, 2 120-мм гаубицы; бронирование: пояс 76 мм, барбет 90 мм; водоизмещение 1520 т, главные размерения: длина наибольшая 81,3, ширина 14,9, осадка 1,7 м, скорость хода наибольшая 9,5 уз, суммарная мощность машин 1450 л.с.; экипаж 140 чел.
Расстрел «Кенигсберга»
Последний германский крейсер, правда, уцелевший только благодаря добровольному интернированию[12] в реке Руфиджи (германская Восточная Африка, у о-ва Мафия), в конце июля окончательно был выведен из строя английскими мониторами.
Как известно, в начале войны «Кенигсберг» вышел из Дар-эс-Салама с намерением охотиться за коммерческими судами. Его единственным успехом в этом направлении было потопление 6 августа у Сокотры английского парохода «Сити оф Винчестер»[13]. Вслед за тем предполагалось, что он примет участие в нападении германских сил на Момбасу, но близость английских крейсеров помешала ему выполнить свое намерение. 20 сентября им выведена из строя и потоплена в Занзибаре канонерка «Пегасус», исправлявшая здесь свои котлы. Вслед за тем «Кенигсберг» был загнан в реку Руфиджи, где, согласно сообщению [английского] Адмиралтейства от 28-го октября*, был открыт крейсером «Чатам».
Ему удалось пробраться вверх по реке достаточно далеко, чтобы оказаться вне выстрелов английских крейсеров, обладающих большим углублением. Кроме того он замаскировался зеленью, привязанной к трубам и мачтам и скрывавшей его местонахождение со стороны моря. Вскоре после этого речной фарватер был загражден потопленными угольщиками, и крейсер таким образом был заблокирован и обезврежен. Наблюдение за ним, однако, было необходимо, так как по донесению одного офицера, вернувшегося из Восточной Африки, «Кенигсберг» обменивался по радио с английским крейсером. Командир последнего обещал командиру «Кенигсберга» [фрегаттенкапитан М.Луфф], что в случае его выхода он сердечно будет приветствован англичанами. На эту телеграмму ответа не последовало.
В сообщении Адмиралтейства от 29-го июня* говорится, что «два месяца тому назад оно решило послать в распоряжение главнокомандующего станцией мыса Доброй Надежды, вице-адмирала Кинг-Холл, два речных монитора — "Мерсей" и "Соверн" для оказания помощи в этой операции. Положение "Кенигсберга" в точности было выяснено авиаторами, и, как только мониторы были готовы, действия начались. Утром 4 июля[9] мониторы вошли в реку и открыли огонь, на который "Кенигсберг" немедленно отвечал, ведя стрельбу залпами из 5-ти орудий с большой быстротой и точностью. Корабль е[ё] в[еличества] "Мерсей" получил два попадания, причем одним снарядом 4 человека его команды были убиты и столько же ранено. Ввиду того, что "Кенигсберг" был окружен джунглями, аэропланы испытывали большое затруднение в отметке попадания снарядов. В начале боя крейсер получил пять попаданий[14], но после шестичасового огня мониторов аэропланы донесли, что мачты "Кенигсберга" продолжают стоять на месте. Вслед за тем над ним разорвался залп наших судов, и крейсер загорелся между мачтами. Тем не менее он продолжал стрелять из одной пушки с короткими интервалами, но под конец совершенно прекратил огонь из-за отсутствия снарядов или негодности к дальнейшей службе своих орудий, и, хотя и не был совершенно разрушен, но, по всей вероятности, был выведен из строя. Главнокомандующий доносит, что работа мониторов крайне затруднялась джунглями и трудностью корректирования стрельбы, но им помогал корабль е[ё] в[еличества] "Веймут" (под флагом главнокомандующего), сопровождавший их при проходе через бар реки и обстреливавший берега из мелких орудий в то время, как корабль е[ё] в[еличества] "Пайонир" держал в сфере своего огня устье реки. Для окончательного разрушения "Кенигсберга" главнокомандующий приказал произвести 11 августа новую атаку, и теперь получена от него телеграмма, извещающая, что судно совершенно разрушено[15].
В последнем сражении наши потери выражаются лишь двумя ранеными на корабле е[ё] в[величества] "Мерсей".
Из того обстоятельства, что "Веймуту" и "Пайониру" пришлось привести к молчанию орудия, установленные на берегу реки, видно, что германский крейсер ожидал нападения и по возможности к нему приготовился».
Морской сборник. 1915. № 8. Очерки мировой войны на море. § 173. С. 318—320
*Установить, к какому стилю относятся эти даты, не удалось.
Комментарии
1 «Pegasus» — английский крейсер постройки 1898 года. Учитывая его почтенный возраст, корабль в ряде случаев причисляли к канонерским лодкам. Обстоятельства его потопления оказались в какой-то мере сходными с потоплением русского крейсера «Жемчуг» 15 октября 1914 года крейсером «Emden».
Первым «Konigsberg», медленно идущий южным проходом на рейд Занзибара, заметили в шестом часу утра 20 сентября 1914 года с вооруженного буксира «Helmut». Но вместо того, чтобы разобраться в увиденном, буксир направился к нему для передачи предупреждения, что пользоваться этим проходом коммерческим судам запрещено. На этот маневр с крейсера в его сторону сделали два холостых залпа, подняли германский военно-морской флаг и увеличили ход. Подойдя к крейсеру «Pegasus» на 45 кб, «Konigsberg» открыл огонь и, пристрелявшись с третьего залпа, стал безнаказанно разносить его на куски, так как орудия английского корабля имели дальность стрельбы не более 38,5 кб. Уже через восемь минут все орудия крейсера «Pegasus», обращенные в сторону противника, были выведены из строя. Выдержав затем пятиминутную паузу, «Konigsberg» еще около 20 мин продолжил ведение огня, после чего развернулся и ушел в море. Причем при выходе по фарватеру с него сбрасывали за борт бочки с керосином, имитируя постановку мин. Поскольку механизмы английского крейсера не пострадали, то его экипаж предпринял попытку выброситься на берег. Но она успеха не имела, и корабль, перевернувшись на левый борт, затонул.
2 По другим данным потери англичан убитыми и ранеными соответственно составили 31 (из них два офицера) и 55 человек.
3 Этому обнаружению в первую очередь способствовал захват крейсером «Chatham» 19 октября 1914 года в устье реки Линди немецкого парохода « President». При проверке его судовых документов были обнаружены записи о доставке 15 сентября лихтерами угля в дельту Руфиджи для крейсера «Konigsberg», а также карты, указывающие на доступность этой реки кораблям с его осадкой. Высадившийся с крейсера десант 30 октября и установил по верхушкам мачт место стоянки «Konigsberg» и «Somali».
4 Сформированное немецкими моряками специальное подразделение «Дельта» устроило в устьях рукавов Руфиджи посты, вооруженные легкой и средней артиллерией, а в устье Кикуньи смонтировало торпедную батарею.
5 Этот обстрел был произведен 3 ноября 1914 года. Однако повреждения получил лишь пароход «Somali», сам же «Konigsberg» поднялся выше по реке на несколько километров, бросив 5 ноября якорь в рукаве Симба-Уранга.
6 Первую попытку заблокировать «Konigsberg» англичане предприняли 10 ноября, когда в рукаве Симба-Уранга они затопили пароход «Newbridg». В итоге крейсер 18 декабря еще раз поднялся выше по |реке между рукавами Комбони и Бумба, а 15 апреля 1915 года последний раз зашел в верхнее течение Кикуньи.
Проявляли активность и немецкие моряки. Так, 6 февраля 1915 года они принудили к сдаче бывший германский пароход «Adjutant», захваченный 9 октября прошлого года английским крейсером «Dartmouth», который, выполняя разведывательный поход в устье Симба-Уранга, сел на мель 2 февраля, попав под огонь одного из береговых постов отделения «Дельта». Более того, они в ночь с 4 на 5 июня даже пытались атаковать английские корабли, расположившиеся на якорном стоянке у острова Мафия. Но операция сорвалась, так как посланный для ее выполнения небольшой пароход «Wami», вооруженный торпедным аппаратом с крейсера «Konigsberg», сел на мель.
7 Речные мониторы «Mersey» и «Severn» строились в Англии в числе трех единиц (третий «Humber») по заказу Бразилии и носили наименования соответственно «Madeira», «Solimoes» и «Gavari». Но из-за несвоевременной оплаты заказчиком, уже готовые в начале 1914 года, были задержаны в Англии, и с началом войны реквизированы ею и 3 августа зачислены в состав британского флота.
Оба монитора входили в отряд коммодора Фуллертона («Mersey» командовал Р.А. Вильсон, фамилию командира «Severn» установить не удалось), вышедшего с острова Мальта и состоявшего из посыльного судна «Treiti», четырех буксиров и угольного транспорта, который прибыл к устью Руфиджи 3 июня 1915 года.
8 Первый гидроаэроплан для разведывательных полетов был доставлен к месту операции вспомогательным крейсером «Kanfauns Castle» 6 ноября 1914 года. Остальные прибыли к концу апреля 1915 года. Для их обстрела немецкие моряки временно приспособили два орудия.
9 Очевидно, опечатка, так как в английских и немецких источниках начало операции мониторами датируется 6 июля; огонь они открыли в 6 ч 30 мин.
10 Стрельба немецкого корабля корректировалась со специального поста, возведенного на суше. На пристрелку мониторам потребовалось 45 мин, однако дальнейшая с стрельба не принесла ощутимых результатов и около 15 ч они отошли к острову Мафия для отдыха экипажей, устранения полученных повреждений и подкрепления корпусов, сильно расшатавшихся при стрельбе на больших углах возвышения орудия. Из 635 выстрелов, произведенных мониторами, только 78 корректировались с аэроплана; попаданий же зафиксировали только шесть.
Кроме мониторов, с целью отвлечения внимания противника, вели огонь но его укреплениям в устье Симба-Уранга крейсеры «Pioneer» и «Hyacinth».
11 Посланное с боезапасом для крейсера «Konigsberg» вспомогательное судно «Rubens» сумело к 14 апреля 1915 года достигнуть бухты Манза. Однако обнаруженное там английским крейсером, оно было затоплено экипажем.
12 Употребление этого термина в данном случае не совсем корректно. В целом под ним подразумевается задержание корабля воюющей страны нейтральным государством в своих водах до окончания военных действий. Территория же, где скрывался «Konigsberg», принадлежала тогда Германии, являясь ее колонией. Поэтому более уместно было бы сказать, что в силу сложившихся обстоятельств он вынужден был отказаться от активных действий.
13 Приведена дата захвата парохода «City of Winchester».
Сокотра — группа островов у восточной оконечности Африканского Рога.
14 По немецким данным «Konigsberg» получил четыре попадания, не сказавшиеся на его боеспособности, а потери среди экипажа были незначительны.
«Mersey» получил два попадания: первым (в 7 ч 40 мин) было выведено из строя носовое орудие и его прислуга, вторым (через несколько минут) он получил пробоину у самой ватерлинии.
15 При повторной атаке развязка наступила на восьмом залпе с монитора «Severn», когда с аэроплана сообщили о попадании в «Konigsberg». Далее они следовали один за другим, и к 12 ч привели к пожарам в кормовой оконечности и значительным жертвам среди личного состава (19 убитых, 21 тяжело и 24 легкораненых). К 13 ч 40 мин из-за нехватки боезапасов огонь с крейсера пришлось прекратить. По приказанию командира экипаж, предварительно сняв орудийные замки и забрав всех раненых, сошел на берег. Последним покинул корабль тяжело раненный фрегаттенкапитан М.Луфф.
После подрыва в носовой части ниже ватерлинии боевых отделений торпед, «Konigsberg» с развевающимися флагом, гюйсом и вымпелом накренился на правый борт и погрузился в воду до верхней палубы. Около 16 ч мониторы покинули реку, а в 17 ч 45 мин возвратившиеся к месту гибели корабля немецкие моряки сняли флаги, вымпел и приступили к спасению годного к использованию имущества, прежде всего орудий. Эти работы завершились к 18 сентября 1915 года. Уцелевшая часть команды, как и отправленные на сухопутный фронт еще 1 мая 118 человек, присоединилась к своим колониальным войскам. По окончании войны, оставшиеся в живых 31 матрос и бывший командир крейсера М.Луфф, плененные в ноябре 1917 года, 1 марта 1919 года возвратились в Берлин.
Командир крейсера «Konigsberg» фрегаттенкапитан Макс Луфф (родился в Страсбурге 2 мая 1874 года) по возвращении на родину еще некоторое время продолжил службу во флоте, пока не уволился 31 марта 1922 года в запас в звании вице-адмирала. Скончался М. Луфф на 81 году жизни 20 сентября 1954 года в Берлине.
Разбитый «Konigsberg» оставался на месте гибели до начала 1960 года, пока правительство Танзании не сдало его на разборку, которая завершилась в 1963 году.
Источник