Интересное
Хрупкое искусство: картины и скульптуры из стекла
«Стекло – удивительный материал, сочетающий в себе жар огня, холод камня и живое человеческое дыхание. Оно кажется простым и понятным, но в нем скрыты невероятные возможности и особая магия» - эта характеристика, данная известным американским скульптором Дэйлом Чихули, определяет все многообразие техник обработки и декорирования стекла. Технологический прогресс не обошел стороной древнее ремесло стеклодувов и мастеров мозаичной и витражной кладки, однако главное условие рождения чуда осталось прежним – это неисчерпаемая фантазия художников и скульпторов, копирующая, расширяющая и видоизменяющая эстетику живой природы.
Флористические мотивы являются главной темой скульптур Дэйла Чихули (Dale Chihuly):
Люк Джеррам (Luke Jerram) приобрел мировую славу благодаря своей коллекции стеклянных вирусов. Ему удалось совместить древнюю стеклодувную технику и новейшие открытия микробиологов и представить смертоносные вирусы, такие как ВИЧ, грипп, оспа или сибирская язва, в виде тончайших сфер из прозрачного и матового стекла.
Однако не только микробиология служит источником вдохновения для Джеррама: он также воплощает в стекле волны и колебания различного происхождения – от графика изменения показателей индекса Доу Джонса до амплитуды землетрясения в Японии.
Верхний ряд фотографий – запечатленная в стекле динамика индекса деловой активности США на протяжении 30 лет. Ниже – застывшая амплитуда землетрясений в Японии (слева) и волчок «Мексиканская граница», посвященный самому интенсивному миграционному движению (в течение года границу между Мексикой и Техасом пересекают 350 миллионов человек).
У всех работ Джеррама есть общее свойство: они изготовлены из прозрачного или матово-белого стекла, и этому есть объяснение: Джеррам – дальтоник, и неспособность увидеть мир в красках он компенсирует талантом идеально передавать формы предметов.
Из истории Древнего Рима к нам дошла легенда об удивительном мастере стекольных дел, подарившем необычную пиалу императору Тиберию: ему удалось создать стекло, которое от удара не билось, а лишь гнулось, как тонкостенный бронзовый сосуд. Тиберий был впечатлен подарком, но на всякий случай велел отрубить мастеру голову, чтобы секрет изготовления небьющейся посуды не получил распространения, и стекло не упало в цене. Неизвестно, насколько соответствует действительности эта легенда, но совершенно точно известно, что стеклу действительно можно придавать необычные формы и свойства (внизу справа – антикварная ваза Majorell Louis в технике ар-нуво, созданная ровно 100 лет назад).
Еще один скульптор, балансирующий на грани натурализма и сюрреализма – Роберт Майкелсен (Robert Mickelsen): его скульптуры из тонких стеклянных нитей акцентируют внимание на ритме, порядке и симметрии кристаллов и покоряют филигранностью работы:
Азиатский взгляд на вопрос
Для стран юго-восточной Азии традиционно более характерна работа с фарфором, однако в век глобализации японские мастера демонстрируют виртуозное владение широким спектром техник обработки прозрачного и цветного стекла – фьюзинг, стеклодувное ремесло, витражная техника…
Такой «Глаз», созданный дизайнером Йошико Мияшита (Yoshiko Miyashita), установлен в токийском метро на станции Шиньюку в 1969 году. Сколько людей смотрелось в него и сколько миллиардов туристов и жителей японской столицы видел этот глаз за свою полувековую историю, если известно, что каждый день через станцию Шиньюку проходит 3.5 миллиона пассажиров?
Подражание Творцу
Возвращаемся в Европу, где подавляющее большинство стекольных дел мастеров стремится достичь вершин реализма в своей работе. Хавьер Перез (Javier Pérez) собрал эту великолепную и пугающую инсталляцию из чучел ворон и стеклянных фрагментов человеческих органов.
Братья Рудольф и Леопольд Блашка (Leopold & Rudolf Blaschka) создают скульптуры, практически неотличимые от живых существ:
Линда Матти (Linda Matti) копирует в своем тонком искусстве колонии кораллов и других морских созданий:
И конечно, говоря об искусстве обработки стекла, мы не можем оставить без внимания витражные техники, с помощью которых созданы величественные украшения окон в католических соборах. Со временем эта технология нашла применение и в светском, мирском декоре: вот, к примеру, ансамбль величественных стеклянных витражных куполов в бангкокском музее Эраван, сложенных германским мастером Якобом Шварцкопфом (Jakob Schwarzkopf):
А вот – потолок главного зала Каталонского Дворца музыки в Барселоне: это самый большой концертный зал в Европе, не требующий дополнительного освещения в светлое время суток. Центральная розетка витража сложена из стекол желтого и оранжевого цвета и символизирует солнца, а к периферии витраж уходит в сине-зеленую гамму, символизируя небесный свод; орнаменты витража выполнены в стиле ар-нуво.
Фантастические стеклянные гроты в Садах Херренхаэузер (Германия), сложенные архитектором Ники де Сен-Фалль (Niki de Saint Phalle)
Оригинальное прочтение техники витража, найденное на просторах интернета: включение спилов полудрагоценных камней (судя по всему, агатов) в стеклянный орнамент витража Tiffany.
Источник
Флористические мотивы являются главной темой скульптур Дэйла Чихули (Dale Chihuly):
Люк Джеррам (Luke Jerram) приобрел мировую славу благодаря своей коллекции стеклянных вирусов. Ему удалось совместить древнюю стеклодувную технику и новейшие открытия микробиологов и представить смертоносные вирусы, такие как ВИЧ, грипп, оспа или сибирская язва, в виде тончайших сфер из прозрачного и матового стекла.
Однако не только микробиология служит источником вдохновения для Джеррама: он также воплощает в стекле волны и колебания различного происхождения – от графика изменения показателей индекса Доу Джонса до амплитуды землетрясения в Японии.
Верхний ряд фотографий – запечатленная в стекле динамика индекса деловой активности США на протяжении 30 лет. Ниже – застывшая амплитуда землетрясений в Японии (слева) и волчок «Мексиканская граница», посвященный самому интенсивному миграционному движению (в течение года границу между Мексикой и Техасом пересекают 350 миллионов человек).
У всех работ Джеррама есть общее свойство: они изготовлены из прозрачного или матово-белого стекла, и этому есть объяснение: Джеррам – дальтоник, и неспособность увидеть мир в красках он компенсирует талантом идеально передавать формы предметов.
Из истории Древнего Рима к нам дошла легенда об удивительном мастере стекольных дел, подарившем необычную пиалу императору Тиберию: ему удалось создать стекло, которое от удара не билось, а лишь гнулось, как тонкостенный бронзовый сосуд. Тиберий был впечатлен подарком, но на всякий случай велел отрубить мастеру голову, чтобы секрет изготовления небьющейся посуды не получил распространения, и стекло не упало в цене. Неизвестно, насколько соответствует действительности эта легенда, но совершенно точно известно, что стеклу действительно можно придавать необычные формы и свойства (внизу справа – антикварная ваза Majorell Louis в технике ар-нуво, созданная ровно 100 лет назад).
Еще один скульптор, балансирующий на грани натурализма и сюрреализма – Роберт Майкелсен (Robert Mickelsen): его скульптуры из тонких стеклянных нитей акцентируют внимание на ритме, порядке и симметрии кристаллов и покоряют филигранностью работы:
Азиатский взгляд на вопрос
Для стран юго-восточной Азии традиционно более характерна работа с фарфором, однако в век глобализации японские мастера демонстрируют виртуозное владение широким спектром техник обработки прозрачного и цветного стекла – фьюзинг, стеклодувное ремесло, витражная техника…
Такой «Глаз», созданный дизайнером Йошико Мияшита (Yoshiko Miyashita), установлен в токийском метро на станции Шиньюку в 1969 году. Сколько людей смотрелось в него и сколько миллиардов туристов и жителей японской столицы видел этот глаз за свою полувековую историю, если известно, что каждый день через станцию Шиньюку проходит 3.5 миллиона пассажиров?
Подражание Творцу
Возвращаемся в Европу, где подавляющее большинство стекольных дел мастеров стремится достичь вершин реализма в своей работе. Хавьер Перез (Javier Pérez) собрал эту великолепную и пугающую инсталляцию из чучел ворон и стеклянных фрагментов человеческих органов.
Братья Рудольф и Леопольд Блашка (Leopold & Rudolf Blaschka) создают скульптуры, практически неотличимые от живых существ:
Линда Матти (Linda Matti) копирует в своем тонком искусстве колонии кораллов и других морских созданий:
И конечно, говоря об искусстве обработки стекла, мы не можем оставить без внимания витражные техники, с помощью которых созданы величественные украшения окон в католических соборах. Со временем эта технология нашла применение и в светском, мирском декоре: вот, к примеру, ансамбль величественных стеклянных витражных куполов в бангкокском музее Эраван, сложенных германским мастером Якобом Шварцкопфом (Jakob Schwarzkopf):
А вот – потолок главного зала Каталонского Дворца музыки в Барселоне: это самый большой концертный зал в Европе, не требующий дополнительного освещения в светлое время суток. Центральная розетка витража сложена из стекол желтого и оранжевого цвета и символизирует солнца, а к периферии витраж уходит в сине-зеленую гамму, символизируя небесный свод; орнаменты витража выполнены в стиле ар-нуво.
Фантастические стеклянные гроты в Садах Херренхаэузер (Германия), сложенные архитектором Ники де Сен-Фалль (Niki de Saint Phalle)
Оригинальное прочтение техники витража, найденное на просторах интернета: включение спилов полудрагоценных камней (судя по всему, агатов) в стеклянный орнамент витража Tiffany.
Источник