Интересное
"Бизнес-класс" конца позапрошлого века.
Родился Джордж Мортимер Пулльман весной 1831 года, вырос он в многодетной семье и никакого особого образования не имел. Даже школу ему закончить не удалось. Однако умения, перенятые Джорджем от брата, вполне могли подойти для осуществления задуманного, ведь Пулльман прекрасно овладел столярным мастерством и умел работать даже с очень ценной красной древесиной.
Во время совершения ночной поездки из Буффало в Вестфилд Джорджу Пулльману пришла идея построить лучший вагон, со спальными местами для всех пассажиров. В 1867 г. Пулльман основал компанию и начал строить роскошные спальные вагоны с коврами, драпировками, обитыми стульями, библиотекой, и высочайшим уровнем сервиса.
Выпуск комфортабельных спальных вагонов впервые был начат компанией "Пульман" Джорджа Пулльмана и был создан салон-вагон, который изобретатель назвал "Пионер".
Это был прорыв. Вагоны фирмы "Пульман" славились своей комфортабельностью. В частности вагон был оснащен системой кондиционирования воздуха — одной из первых установленных на пассажирских вагонах. (Это обусловливает форму крыши — в пространстве между внешней обшивкой крыши и потолком смонтирована система кондиционирования вагона). Между корпусом вагона и колесами была проложена смягчающая ход резина, в салоне было печное отопление и свечное освещение, были установлены откидные спальные полки (это не было новинкой, но Пульман додумался сделать их приспособленными для сна), которые убирались в дневное время вместе с подушками для нижнего спального места.
Но никто не хотел его пользоваться пульмановским вагоном: он заметно раздался вширь и подрос в высоту, и железнодорожники крутили носом: ради него пришлось бы сужать платформы и адаптировать мосты.
Не успел Пульман расстроиться, как спасительная рука миссис Авраам Линкольн набрала его номер и попросила предоставить вагон для перевозки тела ее покойного супруга. Так из гибели президента получилась отличная пиар-кампания для пульмановских вагонов. Пульман получил громаднейшую аудиторию — всю страну. Вагоны имели оглушительный успех, Pullman Company засыпали заказами, несмотря на то, что стоила его «роскошь для среднего класса» в 5 раз дороже обычных на то время вагонов.
Не только тот факт, что в этом вагоне ездил в последний путь президент, привлек американского потребителя. И потребитель быстро понял, что пульмановское изобретение намного удобней тех гробов, в которых его возили раньше.
"The Saturday Evening Post" пишет в 1866 году: «Мистер Пульман, двигатель прогресса в железнодорожных перевозках, поставил на западные дороги новые вагоны повышенной комфортности с внутренним убранством и удобствами, которые опережают время. Новаторское устройство вагонных тележек обеспечивает такое равномерное движение, что писать в вагоне так же удобно, как в домашнем кабинете, и для этих целей имеются столы».
Интерьер пульмановского вагона днем и вечером.
Письменные столы, конечно, имелись не во всех типах вагонов, а в только в купе класса люкс. В 1967 году Пульман представил миру свой отель на колесах — President. К роскошным спальным вагонам прибавили вагон-ресторан, кухня в котором могла соперничать с лучшими заведениями на твердой земле. Ходить в вагон-ресторан стало возможным благодаря закрытым переходам между вагонами, которые придумала Pullman Car Works. Это изобретение принесло миру поезд в том виде, в котором мы его знаем. До этого пассажиры были обречены сидеть в своем вагоне, ведь кому захочется идти по шатающимся платформам между вагонами, держась только за страховочные цепочки по обе стороны, когда на тебя гарантированно попадает пепел от паровоза, а может, и дождь. В пульмановском поезде можно спать и есть, ехать дальше и дольше, ведь не нужно делать вынужденные остановки для питания пассажиров.
Гостиная и ванная в вагоне
Пульман улучшил не только жизнь пассажиров, но и темнокожих обитателей США. Он долгие годы был их самым крупным работодателем. Устроиться в Pullman Company проводником считалось среди афро-американцев пропуском в хорошую жизнь. Обязанности пульмановских проводников были посложнее, чем у теперешних: они были кондукторами, превращали сидячие места в лежачие, чистили обувь и выполняли все прихоти пассажиров. Они должны были безупречно налить напиток в бокал и знать, как изящно разбудить спящего пассажира. Не раз им приходилось принимать роды прямо в вагоне. Многовато для одного человека, но всяко лучше, чем пахать на плантации.
Проводник в пульмановском вагоне. Мастер на все руки)))
Компания Пульмана была еще и «крупнейшей домохозяйкой». В 1920-х ей приходилось перестирывать 284 миллиона полотенец и простыней ежегодно на сумму 3 миллиона долларов.
С 1869 по 1875 год Пульман скупал заводы по производству вагонов, транспортные компании конкурентов и патенты на изобретения в железнодорожной сфере. Вагоны совершенствовались. Улучшалась система отопления, освещения, появились купе с душем, откидывающиеся сиденья, дорогие ковры на полу. На одно только кондиционирование воздуха потратили 35 миллионов долларов в разгар кризиса.
Открытая обзорная площадка, которая обычно была в последнем вагоне. Туда не долетала сажа от локомотива.
Ближе к концу века Пульман решил поиграть в Sim-city и построить идеальный город для работников его вагоностроительного завода. Скромно назвал его в свою честь — Пульман-таун. В корпоративном городе не было кабаков или криминальных районов, зато был театр, библиотека, церковь, парки и пруд. В домах, как и в пульмановских вагонах, было все самое лучшее на тот момент: газ, отопление, канализация. Пульман свято верил, что дав пролетариям одни из самых завидных условий для жизни не то что в Чикаго, а и во всей Америке, он убережет себя от забастовок. Но на всякий случай забастовки все же запретил. Как алкоголь, свободу слова, собрания и прочие демократические удовольствия.
Из-за очередного кризиса в 1893 году пришлось уволить множество работников, остальным урезать зарплату. Плата же за аренду домов в Пульман-тауне осталась прежней, и в городе началась забастовка, переросшая в общенациональную стачку профсоюзов против железнодорожных компаний. В 1897 году умер и одноименный город вскоре вошел в состав Чикаго. Умер он одним из самых богатых и ненавистных людей в США. Его семья так боялась, что рабочие надругаются над его могилой, что залили гроб бетоном и фактические похороны из-за этого растянулись на 2 дня.
Создав идеальный вагон, Пульман задался целью построить идеальный город.
После смерти своего основателя Pullman Company продолжила развитие. Во время наибольшего расцвета, в 20-е годы прошлого века она перевозила почти 40 000 000 человек в год — треть тогдашнего населения США. Потом великая депрессия и война немного отбили желание путешествовать у народа.
Пулльман строил вагоны, которые снимались в вестернах и считались дворцами на рельсах. Само слово "Пульман" ("Pullman") благодаря этому обрело свой смысл — в высшей степени комфортабельный пассажирский железнодорожный транспорт (порой наземный пассажирский транспорт вообще).
Пульмановский вагон стал предшественником того, что сегодня зовётся вагоном-СВ. Кроме того, в системе формирования поездов Пульманом была предложена компоновка с добавлением вагона-ресторана (в середине состава), что позволило готовить еду прямо по ходу движения, увеличив длительность путешествий. Пример составов, формировавшихся такими вагонами — известный "Восточный экспресс".
К середине XX века американцы вообще променяли пульмановские дворцы на колесах на баранку своего автомобиля, самолеты и дневные поезда с сидячими местами. В 1957 году закрылся пульмановский завод в Чикаго. В 60-х 70-х пульмановские вагоны стали массово выгонять на пенсию. Да, дворцы на колесах были в сто раз удобнее придорожных мотелей и салона 707 Боинга. Но никакой домашний комфорт не удержит пассажира в таком вагоне, если он может приехать из Чикаго в Филадельфию в 7 раз быстрее, чем в поезде. И не намного дороже.
Вот так технологии убили дворцы на колесах, а когда-то помогли появиться им на свет. Пульмановский вагон стал символом ушедшего неспешного века, образцом настоящей первоклассности, которую удалось сохранить на протяжении всего столетия работы Pullman Company. А в 1987 году легендарная компания, к тому времени уже Pullman-Standard, стала частью нового гиганта — Bombardier.
Внутреннее убранство вагона "повышенной комфортности", созданного железнодорожной компанией Пульмана. Снимки сделаны на выставке в Чикаго в 1893-м году.