К началу Второй мировой войны идея маскирующей униформы уже не была чем-то новым – одежду защитных цветов оценили во всем мире ещё до начала Первой мировой, в чём была большая заслуга американского художника Эббота Тайера, который в 1909 году выпустил книгу «Окраска в животном мире». Принципы, описывавшиеся в ней, породили теорию научной мимикрии и заложили основу для создания военного камуфляжа.
Камуфляжная блуза и чехол на стальной шлем. Материал цельтбан, окрас «оскольчатый»
Цвет хаки и его немецкий серо-полевой эквивалент (feldgrau) во всём мире считались весьма практичными, однако руководство войск СС посчитало, что этого недостаточно. По их мнению, солдаты «чёрного ордена» должны были не просто растворяться на фоне различного рода пейзажей, но при этом не зависеть от сезонных изменений, таких как осенние пожелтевшие листья. Именно поэтому в 1935 году по личному распоряжению Гиммлера в состав полевой униформы SS-Verfugungstruppe (отряды особого назначения) был введён камуфляж.
Стоит отметить, что своими действиями эсэсовцы опередили не только все остальные страны-участницы Второй мировой, но и сам вермахт, генералы которого, насмехаясь, прозвали SS-VT «древесными лягушками». Гиммлер не обращал на это никакого внимания, так как всю униформу для «чёрного ордена» шили узники концентрационных лагерей, и в этом вопросе он не зависел от имперского или партийного финансирования.
Солдаты в накидках из цельтбана модель M31
В самом начале войны личный состав большинства частей СС носил свободные блузы, которые надевались через голову поверх кителя. Они делались из хлопчатобумажной ткани с небольшим добавлением вискозы. Горловина, пояс и манжеты затягивались шнурками, что придавало блузе характерный мешковатый вид, тем самым усиливая маскирующие свойства и предохраняя мундир, поверх которого они надевались, от грязи и повреждений.
До 1940 года рисунок наносился на ткань вручную через трафарет, что сильно замедляло производство, но когда удалось перевести производство на машинный способ печати, продуктивность резко возросла. Уже к июню того же года в СС поступило 32 тысячи камуфляжных блуз модели M38, а еще 30 тысяч было выпущено к сентябрю.
Гренадёры дивизии СС «Мертвая голова»
По цветам камуфляж делился на три типа: сочетание светло-серого и тёмно-серого для весны; оттенки зелёного и багрово-коричневого для лета; оттенки жёлтого и коричневого для осени.
Что же касается самой раскраски, то она делилась на пять основных типов: «широколистное дерево», «пальма», «горох», «оскольчатый» и «дубовые листья». Подойдя к созданию камуфляжа со всей прагматичностью немецкого мышления, разработчики предусмотрели возможность выворачивать блузу наизнанку, при этом рисунок на обеих сторонах отличался.
Также на плечи и рукава нашивались матерчатые петли, в которые солдаты могли крепить ветки и пучки травы. Всё это делало их практически незаметными на фоне леса или живой изгороди.
Вскоре дефицит сырья вынудил немецких текстильщиков наладить производство цельтбана (Zeltbahn). Это была дешёвая низкокачественная ткань, которая не сохраняла тепло. Изначально она создавалась для армии, но вскоре пошла и на производство эсэсовской униформы. Именно тогда широкое распространение получил один из элементов камуфляжа – пятнистая накидка из цельтбана, которая выглядела как треугольный кусок ткани. В сырую погоду её носили как пончо, а в походе сворачивали в рулон и несли за спиной.
Камуфляжная блуза СС. На внутренней стороне камуфляж другого цвета
Также войсками СС была разработана тёплая длинная куртка на меховой подкладке. Сверху её покрывала ткань с пятнами зелёно-коричневых тонов, имелись капюшон на меху с завязками и четыре тёплых наружных кармана. Такую куртку применяли в холодные, но бесснежные периоды года. Для зимы же камуфляж состоял из белых, серых и серо-синих тонов и оформлялся в виде оскольчатого рисунка.
Из камуфляжной ткани шили пилотки и кепи, а тёплые шапки покрывали материалом, который шёл на пошив пятнистых курток. У эсэсовцев также были и собственные чехлы для стальных шлемов, более качественные и дорогие, чем у вермахта. Они состояли из 14 основных деталей-лоскутов, в то время как стандартные армейские всего из 5.
Солдат СС в камуфляже и камуфляжной маске
Чехлы «чёрного ордена» крепились на шлеме при помощи специального кармана, который надевался на козырёк, и трёх пружинных крючков по обоим бокам и сзади. Ткань для эсэсовских чехлов была двусторонняя, с коричневыми оттенками для зимы и осени и зелёными для лета. На них также нашивались шлёвки (петли) для крепления веток и травы. Некоторые чехлы дополнялись пристяжной маской, которая скрывала лицо снайпера или наблюдающего. Зимние версии таких масок производились из хлопка и шерсти и предохраняли солдат от обморожения.
Почти вся униформа войск СС частично или полностью копировалась с армейских образцов, а иногда и вовсе закупались со складов вермахта. Всё, кроме камуфляжа, в отношении которого «чёрный орден» Гиммлера стал своеобразным законодателем мод.