Однажды Ницше заметил: наконец, людям обыкновенным, большинству, существующему для служения и для общей пользы и лишь постольку имеющему право на существование, религия дает неоценимое чувство довольства своим положением и родом, многообразное душевное спокойствие, облагороженное чувство послушания, сочувствие счастью и страданию себе подобных; она несколько просветляет, скрашивает, до некоторой степени оправдывает все будничное, все низменное, все полуживотное убожество их души. Религия и религиозное значение жизни озаряет светом солнца таких всегда угнетенных людей и делает их сносными для самих себя; она действует, как эпикурейская философия на страждущих высшего ранга, укрепляя, придавая утонченность, как бы используя страдание, наконец, даже освящая и оправдывая его. Быть может, в христианстве и буддизме нет ничего столь достойного уважения, как их искусство научать и самого низменного человека становиться путем благочестия на более высокую ступень иллюзорного порядка вещей и благодаря этому сохранять довольство действительным порядком, который для него довольно суров, – но эта-то суровость и необходима! Проницательный взгляд, не правда ли?
Иногда в нас просыпается глубокое стремление, жажда понять самих себя. Как только самосознание появилось в результате эволюции, организм неизбежно задался вопросом «кто я такой?». Среди бескрайних пространств негостеприимного космоса и неизмеримого времени вдруг появился кто-то по имени «я». Откуда он пришёл? Почему здесь? Почему сейчас? Вы, сделанные из звёздной пыли, стоите теперь на холме, смотрите на звёздное небо и размышляете о своём происхождении и своём месте во Вселенной. Возможно, другой человек стоял на том же самом месте 50 тысяч лет назад и задавал тот же самый вопрос. Как однажды спросил мистически настроенный нобелевский лауреат Эрвин Шрёдингер: а был ли он действительно кем-то другим? Мы забрели с риском для себя в область метафизики, но, будучи людьми, мы не можем этого избежать. Когда люди вдруг понимают, что их сознание и «я» образованы «простой» активизацией атомов и молекул в мозге, они обычно чувствуют разочарование. Правда страшна и оскорбительна.
Мы ввязываемся в споры, мы философы. Мы надеемся убедить других в своей правоте силой аргументов. Но увы, некоторые(люди использующие разум) признают лишь те аргументы, что основаны на практическом опыте. Мы не лишены честолюбия, стремления блистать, убедить другого, или оказаться правым. Мы рождаемся и умираем с некой, какой-то важной сверхъестественной целью. Мы в поисках "смысла жизни", в существовании которого убедили себя. Мы возможно даже знаем, что же отличает живую материю от мертвой, а это, как известно, прежде всего ее химический состав и клеточная структура, но нам этого мало, нам нужна душа из дыхания бога и плоть из глины.
Ни один человек, который видел рожающую женщину или ребёнка, умирающего от лейкемии, не сможет поверить, что этот мир был создан специально для нашей пользы. Но как человеческие существа мы должны принять со смирением, что вопрос о первоначале всегда останется неразрешённым, не важно, насколько глубоко мы проникли в тайны мозга и Вселенной, которая создала его.
Вы принимаете во внимание намерения других людей и приписываете им способность выбора или свободной воли, на этом основании вы применяете к их действиям свою богатую палитру социальных эмоций. Но мы настолько сильно привыкли приписывать действиям других людей мотивы, намерения и вину, что мы часто распространяем наши социальные эмоции на неодушевлённые, несоциальные объекты и ситуации. Вы можете «разозлиться» на ветку, которая упала на вас, или даже на автодорогу или рынок акций. Стоит отметить, что это один из основных корней религии: мы склонны наделять саму природу побуждениями, похожими на наши, желаниями и волей, и поэтому мы чувствуем необходимость просить, молиться, вступать в сделки и искать причины, по которым Бог, или карма, или какое-то другое наше представление о высших силах может нас наказать (индивидуально или коллективно) природными бедствиями или другими несчастьями. Это настойчивое стремление показывает только, насколько сильно индивидуальность нуждается в ощущении себя частью социального с которым она может взаимодействовать и говорить на одном языке.
В противном случае нам пришлось бы признать право на существование всех (в том числе и ещё не придуманных) сверхъестественных явлений, а затем пытаться последовательно искать доказательства их несуществования. Занятие, очевидно, бесперспективное. Но не для всех.
Я жаждал справедливости. Поиски справедливости погубят вас. Ее не существует. Что бы не произошло – реально. То, что вы думаете, должно было произойти – не реально. Вы разочаровываетесь не в мире, а в своей системе ценностей. Это ваша система ценностей не в порядке, а не мир. Но зачем эволюционировать? Ответ заключается в том, что эволюции не нужны причины; она просто происходит. Сложность наводит на мысль о цели и задачах, тогда как эволюция – слепой процесс, движимый автоматической селекцией, т.е выбором лучших вариантов из всех, спонтанно возникающих в процессе копирования. Именно поэтому эволюцию называют слепым часовщиком.
Причина того, что ожидание важных сведений порождает тревогу заключается в том что мозг это детектор паттернов – настроенный в процессе эволюции на поиск жизненных закономерностей; поэтому ситуация когда он не в состоянии предсказать ближайшие события сильно его расстраивает, сложно переносится психологически.
Мозг всегда старается отыскать в окружающем мире закономерности и потому постоянно создает стереотипы. Мы строим модели окружающего мира позволяющие нам быстрее и эффективнее интерпретировать его. Мир сложен и запутан и модели которые мы строим помогают в нем разобраться. Все восприятие человека фильтруется через ментальный аппарат создающий категории – он суммирует весь наш опыт и нарезает мир осмысленными ломтями. Процесс категоризации можно наблюдать и в животном мире. Мозг достаточно развит чтобы отыскивать и группировать закономерности. Этот процесс в мозгу охватывает нервную систему снизу доверху – от простых ощущений до сложных мыслей.
Стереотипы очень сложно преодолевать. Мы принимаем их даже если никак не можем их ни доказать, ни опровергнуть. Мы с готовностью верим окружающим, потому что стереотипы усиливают разделение на своих и чужих, приписывая отрицательные качества чужакам и положительные – членам собственной группы. Мы всюду высматриваем свидетельства подтверждающие наши стереотипы вместо того чтобы искать исключения. Когнитивная черта, известная как предвзятость подтверждения, состоит в том что мы отбираем только те аспекты поведения человека которые соответствуют нашему стереотипу и делаем вывод что этот человек типичен.
К пяти годам дети уже используют категорию членства в группе чтобы судить о характере других детей; эти оценки, основанные на предубеждении с годами только усугубляются. Национальная идентичность, политические взгляды или религиозные верования – это продукты культуры, которые мы получаем от родителей и передаем детям.
Мы хотим иметь больше денег чтобы купить больше символов успеха и обрести в результате более высокий статус в группе. Нематериальный успех, такой как слава, опять же определяется тем что думают другие. Глубоко-глубоко в большинстве из нас живет стремление быть замеченным группой.
Все мы изначально бессмысленно существуем, и, к сожалению, никакие мысли и вымышленные друзья этого не исправят. Но мы можем сами перед собой ставить какие-либо цели, и никто иной не вправе это делать за нас. Решайте сами, как вам жить и что делать, к чему стремиться и от чего отталкиваться - никто не вправе вас судить за вашу же жизнь, потому что она - только ваша.
Нас не спрашивали, хотим ли мы жить. Просто живите и радуйтесь, это единственный способ выжить.
Все несправедливо. А справедливо и не бывает, это просто жизнь, стечение обстоятельств.
Повсюду мы можем видеть проекцию устройства собственной психики на устройство внешнего мира. Но нет ничего, кроме нестерпимой для сознания абсурдности бытия.
Может нам пора отказаться от противодействия миру, научиться любить его таким, как он есть, не сравнивая его с каким-то желательным, созданным нашим воображением миром, с придуманным нами видом совершенства?
Избавьтесь от вины и совести и будет вам счастье, любите мир как себя и избавьтесь от привязанностей.
Важно то, что вам тогда и сейчас казалось верным, и с чем вы согласны жить.