Осада Киева была предпринята венграми — гипотетическое нападение кочевников-венгров во главе с ханом Альмошем на Киев в ходе их перекочёвки на запад.
Венгры переправились на правый берег Днепра на плотах, киевский князь (предположительно Князь Олег) выступил против них со своими степными союзниками (названы половцами), был разбит в сражении и скрылся за городскими стенами. На вторую неделю осады венгры пошли на приступ. Город взят не был, но начались мирные переговоры, в результате которых русы выплатили венграм отступные в дирхемах, и те покинули киевские земли.
Угорское урочище.
По известию «Повести временных лет», во время переселения из Поволжья на берега Дуная в конце IX в. в урочище останавливались мадьяры (угры): «Идоша угры мимо Киева, горою еже ся зовёт ныне Угорское, и пришедше к Днепру, сташа вежами». В память об этом событии по проекту Яноша Вига в урочище был в 1997 г. установлен памятный знак. Раскопки на территории урочища обнаружили следы хозяйственной деятельности IX века, а также клад дирхемов. В 1151 г. в Угорском предместье держал свой двор князь Изяслав Мстиславич.
При Альмоше началось движение угров через Карпаты, в частности, был побеждён и убит Ужгородский князь Лаборец. В 895 году венгры под началом Альмоша, вступив в союз с византийским императором Львом VI Мудрым, вторглись в Болгарию, но были разбиты в битве на Южном Буге болгарским царём Симеоном I и его союзниками печенегами, что вынудило их покинуть Причерноморье и мигрировать в район современной Венгрии. Этот поход возглавил уже сын Альмоша, Арпад (ок. 845 - ок. 907), родоначальник династии Арпадов.
Хан Альмош.
Сам Альмош после поражения от болгар и печенегов был или убит или принесён в жертву — из-за военных неудач либо ритуально, по прошествии 40-летнего срока правления. Точное место его смерти неизвестно.
Осада Киева (968)
Согласно летописи, в то время, как князь Святослав Игоревич вёл кампанию против Первого Болгарского царства, печенеги вторглись в Киевскую Русь и осадили её столицу — Киев. Осаждённые страдали от жажды и голода. Люди иной стороны Днепра во главе с воеводой Претичем собрались на левом берегу реки.
Святослав.
Доведённая до крайности, мать Святослава Княгиня Ольга (которая находилась в городе со всеми сыновьями Святослава) решила передать Претичу, что сдаст город наутро, если Претич не снимет осаду, и начала искать способы связаться с ним. Наконец, молодой киевлянин, свободно говоривший по-печенежски, вызвался выбраться из города и добраться до Претича. Притворяясь печенегом, разыскивающим свою лошадь, он пробежал через их лагерь. Когда он бросился в Днепр и поплыл к другому берегу, печенеги поняли его обман и начали стрелять по нему из луков, но не попали.
Подвиг Киевского юноши.
Когда юноша добрался до Претича и сообщил ему об отчаянном положении киевлян, воевода решил внезапно переправиться через реку и вывезти семью Святослава, а если нет, погубит нас Святослав. Рано утром Претич и его дружина сели на свои корабли и высадились на правом берегу Днепра, трубя в трубы. Думая, что армия Святослава вернулась, печенеги сняли осаду. Ольга с внуками вышли из города к реке.
Киевский дружинник 9 века.
Щиты Киевской дружины.
Воевода печенегов вернулся, чтобы провести переговоры с Претичем, и спросил его, он ли Святослав. Претич подтвердил, что он лишь воевода, и его отряд — это авангард приближающейся армии Святослава. В знак мирных намерений правитель печенегов пожал руку Претичу и поменял своего собственного коня, меч и стрелы на броню Претича.
Между тем печенеги продолжали осаду, так что нельзя было коня напоить на Лыбеди. Киевляне послали Святославу гонца с известием о том, что его семью едва не пленили печенеги, и опасность Киеву по-прежнему сохраняется. Святослав быстро вернулся домой в Киев и прогнал печенегов в поле. Годом позже Ольга умерла и Святослав сделал своей резиденцией Переяславец на Дунае (ныне в составе Румынии).
Возвращение Святослава.
Взятие Киева (1169)
Киевский поход 1169 года — военная кампания эпохи феодальной раздробленности на Руси, в результате которой коалиция из одиннадцати русских князей, возглавляемая Мстиславом Андреевичем, сыном владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, взяла штурмом Киев и подвергла его двухдневному разграблению.
В практике княжеских междоусобиц, участившихся на Руси в XII веке, это было первым случаем разорения великокняжеского престола, повторившимся в домонгольский период лишь однажды (во время погрома Киева смоленским князем Рюриком Ростиславичем в 1203 году). Впервые князь, завладевший Киевом, не стал править в нём сам, а передал его своему ставленнику, отделив, как писал Ключевский, старшинство от места. Организатором похода выступил Андрей Боголюбский, стремившийся сместить княжившего в тот момент в Киеве волынского князя Мстислава Изяславича.
К середине XII века на Руси на смену периоду относительного единства пришёл период феодальной раздробленности. Древнерусское государство фактически распалась на отдельные земли, в большинстве из которых утвердились отдельные ветви династии Рюриковичей. Наиболее влиятельными из русских княжеств были Владимиро-Суздальское, Волынское (до 1199 существовало отдельно от Галицкого княжества), Смоленское и Черниговское. Соперничество между этими четырьмя регионами во многом определяло ход всех княжеских междоусобиц.
Русский князь 11-12 веков.
Воин Древней Киевской Руси.
Знатный воин Киевской дружины.
Киевский дружинник 11 века.
Тем не менее, Киев оставался столицей Руси и считался общим владением княжеского рода. Занять его стремились все сильные князья. Киевское княжество с этого времени стало именоваться «Русской землей» в узком смысле слова и собственной династии оно не имело: все его столы занимались князьями, приходившими из других земель. Тот, кто контролировал Киев, получал титул «великого князя», и мог претендовать на главенство в династии Рюриковичей. При этом даже с учётом уменьшения реального политического влияния Киевская земля оставалась одним из наиболее развитых и густонаселенных регионов Руси. Поскольку в Киеве жил митрополит и находились главные храмы и монастыри, он являлся неоспоримым культурным и религиозным центром всей Руси.
Состав участников:
В походе на Киев приняли участие 11 князей: младшие братья Андрея Боголюбского: Глеб Юрьевич Переяславский и Всеволод Юрьевич (будущий Всеволод Большое Гнездо); князья смоленской ветви Мономаховичей: Роман Ростиславич Смоленский, Рюрик Ростиславич Овручский, Давыд Ростиславич Вышгородский и Мстислав Ростиславич, Ольговичи: Олег Святославич Новгород-Северский, Игорь Святославич Курский и Путивльский (будущий участник похода на половцев и герой «Слова о полку Игореве»); Владимир Андреевич Дорогобужский. В составе войска находились контингенты из других городов владимиро-суздальской земли: упоминаются ростовцы, владимирцы и суздальцы; а также полочане, являвшиеся союзниками Ростиславичей, и муромцы с рязанцами, являвшиеся союзниками Андрея. Командование осуществляли сын Андрея Боголюбского Мстислав Андреевич и опытный суздальский воевода Борис Жидиславич.
Из крупных князей сторонниками Мстислава Изяславича на тот момент являлись галицкий князь Ярослав Осмомысл (непосредственного участия в конфликте не принимал), сыновья самого Мстислава: Роман, правивший в Новгороде и Святослав, оставшийся вместо отца на Волыни, Иван Юрьевич Туровский с братьями, Всеволодовичи Городенские, а также брат Андрея Боголюбского — Михалко Юрьевич, правивший в Городце-Остёрском. Последний по поручению Мстислава Изяславича отправился в Новгород на помощь Роману. Но по дороге был перехвачен Рюриком и Давыдом Ростиславичами возле Мозыря и взят в плен.
Нейтральным по отношению к конфликту остался князь Святослав Всеволодович черниговский, старший в ветви Ольговичей.
Ход осады и штурм
Сбор всех сил состоялся в Вышгороде. 9 марта 1169 года в «Фёдоровы недели» войско подошло к Киеву. Союзники Мстислава Изяславича помощь не прислали, а у него самого не было достаточно сил для полевого сражения. На третий день осады защитники предложили Мстиславу покинуть город, поскольку победить в таком противостоянии не представлялось возможным. Князь вырвался из города и уехал на Волынь. После этого осаждающие войска вошли в город и подвергли его страшному разгрому. В летописи он описан так: ...и грабиша за . в҃ . дн҃и весь град̑ Подолье и Гору . и манастыри . и Софью . и Десѧтиньную Бц҃ю и не бъıс̑ помилованиӕ . никомүже ни ѿкүдүже црк҃вамъ горѧщимъ . крс̑тьӕномъ оубиваемомъ другъıм̑ вѧжемымъ . женъı ведоми бъıша въ плѣнъ . разлучаеми нужею ѿ мужии своих̑ . младенци рыдаху зрѧще мт҃рии своихъ . и взѧша имѣньӕ множьство . и црк҃ви ѡбнажиша иконами и книгами . и ризами и колоколы . изнесоша . всѣ Смолнѧне и Соуждалци и Черниговци . и Ѡлгова дружина . и всѧ ст҃ни взата бъıс̑ зажьже бъıс̑ и манастырь Печерьскыи ст҃ыӕ Бц҃а ѿ поганых но Бъ҃ млт҃вами ст҃ыӕ Бц҃а съблюде и ѡ таковыӕ . нужа . и быс̑ в Киевѣ на всих̑ члв҃цехъ стенание и туга . и скорбь не оутѣшимаӕ . и слезы непрѣстаньныӕ . си же всѧ сдѣӕшас̑ грѣхъ . ради нашихъ.
...и два дня грабили весь город, Подол и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу, и не было помилования никому и ниоткуда. Церкви горели, христиан убивали, других вязали, жен вели в плен, разлучая силою с мужьями, младенцы рыдали, смотря на матерей своих. Взяли множество богатства, церкви обнажили, сорвали с них иконы, и ризы, и колоколы, взяли книги, все вынесли смольняне, и суздальцы, и черниговцы, и Ольгова дружина. А поганые зажгли монастырь Печерской Святой Богородицы, но Бог молитвами Святой Богородицы оберег его от такой беды. И было в Киеве стенание, и туга, и скорбь неутешная, и слезы непрестанные. Все же это случилось из-за наших грехов.
Последствия.
Связь между киевским княжением и статусом самого сильного князя отныне стала необязательной. В последующее время старшие суздальские и волынские князья предпочитали передавать Киев своим второстепенным родственникам, а черниговские и смоленские — чаще правили лично, в том числе в соправительстве («дуумвирате» 1181—1194). Особенно острой борьба за Киев была в первое десятилетие XIII века (2 января 1203 года город подвергся второму разгрому, на этот раз от рук смоленского князя Рюрика Ростиславича) и середине 1230-х. Несмотря на это Киев продолжать выполнять роль координационного центра совместных походов в регионе, из них особенно крупные: в 1183 году против половцев (Битва на реке Орели) и в 1223 году против монголов (Битва на реке Калке).
Реконструкция ворот.
Взятие Киева (1203)
Взятие Киева в 1203 году — событие эпохи феодальной раздробленности на Руси, когда лидер смоленской ветви Рюриковичей - Рюрик Ростиславич, в союзе с чернигово-северскими князьями и половцами, взял и разграбил Киев.
Рюрик Ростиславич
Ход событий:
Интересы Рюрика Ростиславича и его двоюродного племянника Романа Мстиславича, женатого на его дочери (первым браком) и тогда ещё княжившего на Волыни, впервые пересеклись в 1194-1196 годах, когда Роман стремился получить часть киевских волостей, используя борьбу Рюрика с Ольговичами за Киев. Всеволод Большое Гнездо своим вмешательством решил борьбу за Киев в пользу Рюрика, но заключил с Ольговичами сепаратный мир, тем самым оставив конфликт между Рюриком и Романом не улаженным, что стало причиной разрыва Рюрика с Всеволодом, сохранившегося до описываемых событий.
В 1201 году Рюрик в союзе с Ольговичами стал готовить поход на Галич против Романа, незадолго до этого соединившего под своей властью Галич и Волынь. Но Роман, воспользовавшись поддержкой киевлян и чёрных клобуков, со своим войском первым появился под Киевом и занял город. Роман и Всеволод Большое Гнездо посадили на киевское княжение двоюродного брата Романа, Ингваря Ярославича, сам Роман вернулся в Галич.
Не желая терпеть изгнание, Рюрик Ростиславич, соединившись с новгород-северским князем Всеволодом Святославичем Чермным и призвав половцев, двинулся во главе войска на Киев и овладел им.
После взятия город был подвергнут разграблению и сожжению, поскольку Рюрик Ростиславич желал отомстить киевлянам за прошлогоднюю измену. По некоторым данным, разграбление Киева было также платой половцам за военную помощь. Киевский летописец оценивает погром Киева самый разрушительный за всю его историю и как более значимое, чем двухдневное разорение 1169 года: «В лето 1203 взятъ бысть Кыевъ Рюрикомъ и Олговичи и всею Половецькою землею и створися велико зло в Русстеи земли якого же зла не было от крещеныя надъ Кыевомъ».
Печать Рюрика Ростиславыча.
По словам летописца, «не токмо едино Подолье взяша и пожгоша, ино Гору взяша и митрополью святую Софью разграбиша, и Десятинную святую Богородицу разграбиша, и монастыри все, и иконы одраша, а иные поимаша, и кресты честные и сосуды священныя, и книги...». Были перебиты монахи, священники, а также старые и немощные, тогда как молодых и здоровых киевлян половцы массово увели в полон. Свобода была дарована только иностранным купцам, с которых была взята половина их имущества.
Как и Андрей Боголюбский в 1169 году, Рюрик Ростиславич не захотел княжить в Киеве и уехал в Овруч. Там его, однако, осадил Роман Мстиславич, чтобы «отвести его от Ольговичей и от половцев». Условием возвращения Рюрика в Киев стало его крестоцелование не только великому князю Всеволоду Юрьевичу, но и «детям его».
Источник