15 августа 2007 года у итальянского ресторана в Дуйсбурге, что на западе Германии, было найдено 6 тел. Все убитые были родом из Калабрии, каждому был произведен контрольный выстрел в голову, у одного из них была найдена обожжённая статуэтка святого. Вскоре к дело подключились итальянские полицейские, и стало ясно: это дело ндрангеты, калабрийской мафии.
Ндрангета появилась задолго до событий в Дуйсбурге, а её экспансия за пределы родной Калабрии уходит корнями еще в 50-е годы, но только это убийство помогло обратить внимание европейского сообщества на проблему. Проблема действительно серьёзная, ведь ндрангета имеет доход в 53 миллиарда евро в год и контролирует около 80% всего наркотрафика в ЕС. Когда-то она была в тени своих соседей из Неаполя и Сицилии, но сегодня эти гранды вынуждены закупать кокаин у калабрийцев, а сама ндрангета имеет куда большее влияние.
Родина ндрангеты — бедный регион на юге Италии. В античности этот регион был подвержен греческой колонизации, поэтому считается, что «ндрангета» происходит от греческого слова ἀνδραγαθἰα, которое можно перевести как «отвага». Впрочем, есть и другая этимологическая версия: слово ндрангета произошло от топонима Andragathia Regio, названия местности вблизи современной провинции Реджио Калабрия.
Согласно мифу, популярному в среде ндрангеты, преступный синдикат имеет аристократические корни. Когда-то три испанских рыцаря Osso, Mastrosso и Carcagnosso решили отомстить за поруганную честь своей сестры. Убив человека, они были заточены на 29 лет, 11 месяцев и 29 дней. Заключение пошло на пользу братьям, так как за это время они выработали правила омерты, основу всех мафиозных кодексов. Более того, братья основали три мафии: Osso основал Козу Ностру, Mastrosso — ндрангету, а Carcagnosso — неаполитанскую каморру. Несмотря на явную мифологическую компоненту, эта история показывает нам кое-что безусловно важное: тесную связь трёх мафий, важность понятия чести и существенную роль омерты.
Структура
Город Реджио Калабрия — оплот ндрангеты. Согласно отчету итальянских организаций по борьбе с мафией, в Реджио Калабрия действуют целых 73 ндрины, а в самом регионе их 136. Ндрина — это минимальная единица ндрангеты, её основа, её атом. Чаще всего она состоит из членов одной семьи и к тому же обладает определённой независимостью. Каждая ндрина контролирует определённую территорию, за ней закреплённую, а возглавляет её capubastuni.
Интересно, что эту роль может исполнять даже женщина, но только в том случае, если её муж, capubastuni, был убит или арестован. Ндрины, эти небольшие преступные атомы, проникли не только во все итальянские регионы, но и в те страны, куда хлынули итальянские эмигранты: в первую очередь в Канаду, Австралию и Германию.
«Ндрангета проникла повсюду, но ее голова остается в провинции Реджио Калабрия, её "мать" всегда будет там. Настоящая сила ндрангеты — в ее способности адаптироваться: достаточно двух-трёх человек для того, чтобы основать ндрину. Поначалу у них будет определённая автономия, они смогут пробовать разные криминальные и бизнес-модели, объединятся с местной преступностью, выберут свою стратегию развития, но, как только бизнес наберёт обороты, им будет некуда бежать…»
ЛУИДЖИ БОНАВЕНТУРА бывший член ндрангеты
Когда количество ндрин на определённой территории возрастает, они образуют локале. В локале обычно состоит не менее 49 человек, она контролируется главой локале, у которого в помощниках есть бухгалтер и capo-crimine, именно он организует убийства, похищения людей и прочие необходимые вещи. Также существует должность mastro di giornata — он отвечает за то, что происходит на подконтрольной территории, и помогает членам одной локале находиться в постоянном контакте друг с другом.
Локале помогает ндринам находить общий язык и не вдаваться во внутренние конфликты и распри. Отсутствие строгой вертикали позволило ндрангете лучше адаптироваться и проводить мощную колонизацию, однако это же и приводило к различным клановым войнам, так называемым фаидам. Фаиды — дело не только бизнеса, но и чести, поэтому они могут длиться годами. Кроме обычных фаид отмечают и две полномасштабные войны: первая произошла в 1974-м и стала причиной гибели 300 человек, а вторая — в 1985-м и унесла около 500 человек.
Так как кровное родство — основа ндрангеты, династические браки являются не только способом объединить семьи, но и символическим жестом, обозначающим конец фаиды. Чтобы прекратить конфликты между кланами, в 1991 году Калабрия была поделена на 3 территории: La Piana, La Montagna, La Citta`. Была создана новая структурная единица «кримине» . Кримине — это комиссия, в которую входят члены ндрангеты высших рангов. Как и в любой локале, в ней есть свой главарь, который избирается на определенный срок. Решение главы кримине — закон для всех членов ндрангеты, но, несмотря на это, фаиды продолжаются и по сей день. Последняя известная война завершилась в 2013-м и длилась 5 лет, в ней участвовало 9 семей, погибло 25 человек, а завершилась она во многом благодаря ряду полицейских операций.
Иерархия
Contrasto onorato — человек, желающий стать частью ндрины. Испытательный срок может длиться пару месяцев или даже пару лет.
Giovane d'onore — член ндрангеты по праву рождения. Обряд инициации проходит в 14 лет.
Picciotto d'onore — этакие солдаты ндрины, выполняют всю грязную работу.
Camorrista — нечто вроде сержанта у солдат. В небольших ндринах они могут брать на себя даже роль главаря.
Sgarrista — выполняет функцию сбора дани.
Santista — высокий ранг, который даётся только за определённые криминальные заслуги.
Vangelo o Vangelista — ранг еще выше сантиста, могут участвовать в заседаниях кримине.
Quintino — самый высокий титул. Очень немногие обладают этим рангом. Их можно узнать по татуировке в виде пятиконечной звезды.
«У ндрангеты нет проблем с тем, чтобы вести дела с людьми любой расы и национальности».
САВЕРИО МОРАБИТО бывший член ндрангеты
Сотрудничество
Ндрангета родом из самого бедного региона Италии, и деньги для неё всегда оставались главным, именно поэтому она была готова заниматься всем и работать со всеми. Степень сотрудничества ндрангеты с другими итальянскими мафиями крайне высокая: известны случаи, когда члены Каморры и Коза Ностры являлись также членами ндрангеты и наоборот.
Однако куда более деятельным оказалось сотрудничество с иностранными преступными группировками, в особенности с колумбийцами. По мнению журналиста Роберто Савиано, приговорённого Каморрой к смерти, именно члены ндрангеты впервые начали торговать с колумбийскими наркокартелями напрямую, что, естественно, позволило поставлять в Европу качественный кокаин по низким ценам.
Во многом это произошло благодаря Роберто Паннунци, его ещё называют «итальянским Пабло Эскобаром». Паннунци — выходец из Калабрии и протеже самого Анонио Макри, знаменитого предводителя клана Макри, оказавшего очень сильное влияние на развитие ндрангеты в Канаде. Он сумел породниться как со знаменитой группой Сидерно, так и с колумбийскими наркоторговцами, благодаря чему ндрангета вывозила из Колумбии кокаин тоннами и торговала со знаменитым медельинским картелем.
При этом после крушения медельинского картеля ничего не изменилось: ндрангета просто переключилась на более мелкие картели в самой Колумбии и на крупного мексиканского поставщика Los Zetas. В начале 2000-х она даже сотрудничала с правохристанской террористической группировкой Autodefensas Unidas de Colombia, которая поставила калабрийцам не менее 8 тонн кокаина.
В ндрангете очень редки случаи сотрудничества с властями.Во-первых, это обусловлено кровным родством, во-вторых, в ндрангете важную роль играют ритуалы и клятвы. При инциации будущий picciotto d'onore дает клятву, что будет служить своей ндрине верой и правдой до самой смерти. В ндрангете ты пожизненно. Именно поэтому колумбийские картели выбрали калабрийцев для поставок кокаина в Европу: им можно было доверять.
Хотя наркотики и составляют большую часть бюджета калабрийцев, это не единственное, что входит в интерес могущественной ндрангеты: они оказались хорошими бизнесменами и постоянно инвестируют капитал в недвижимость, небольшие предприятия и даже акции крупных компаний.
«В Швейцарии у них деньги, в Голландии и Бельгии они контролируют порты, на Лазурном берегу они владельцы роскошных вилл, в Болгарии они инвестируют в туристический сектор, на Балканах контролируют наркотрафик. Легко понять, в какую сторону развивается ндрангета, достаточно следить за тем, где можно заработать больше».
ЛУИДЖИ БОНАВЕНТУРА бывший член ндрангеты
Политика
Ещё одной интересной особенностью является участие ндрангеты в политике, ведь именно это позволяет выигрывать важные тендеры (последний случай связан со строительством объектов для EXPO 2015) и направлять бюджет в нужное русло. На юге Италии, где исторически сильно участие мафии в политической жизни, эту проблематику прекрасно описал Роберт Патнэм в своем знаменитом исследовании «Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии». Но ндрангета вышла далеко за пределы юга и прекрасно чувствует себя даже там, где американский исследователь увидел достаточное сосредоточение социального капитала.
В 1991 году в Италии вышел закон, который позволил пресечь мафиозное внедрение в различные местные администрации. Благодаря этому закону с 1991 по 2013-й было разогнано более 58 администраций в разных городах Италии. В основном это были советы депутатов небольших городков в Калабрии, но зафиксированы аналогичные случаи в Пьемонте, Ломбардии и Лигурии.
В 1970-х было решено создать элитную организацию внутри калабрийской мафии — она называется La Santa и состоит исключительно из ранга сантистов. Изначально их максимальное количество не превышало 33 и, чтобы получить этот ранг, нужно было дождаться чьей-то смерти, но позже этот запрет был снят, сантисты даже после инициации не теряют связи со своей ндриной — однако в случае конфликта интересов они всегда на стороне «святой». Сантисты не делают чёрную работу — они налаживают связи и занимаются интеллектуальным трудом, а их ритуалы значительно отличаются от стандартных ритуалов ндрангеты и больше похожи на массонские обряды.
«Когда сантист проходит обряд иницации, перед ним трое: в центре человек, символизирующий Гарибальди, справа Маззини и слева Ламармора (герои итальянского национально-освободительного движения). Неофита спрашивают, что он ищет. Неофит отвечает: "Я ищу честь, верность и кровь". После этого его называют каннибалом, а будущий сантист отвечает: "Нет, я собираю кровь, вена выходит из одного из братьев и входит в мою". Далее ему протыкают иголкой три пальца и зажимают руку в кулак, говоря, что отцом ему приходится солнце, матерью — луна, а по профессии он извозчик».
АНТОНИО НИКАСО журналист
При этом подобные ритуалы лишь часть большего – Ла санта действительно тесно сотрудничала с масонами, а многие сантисты входили в разные ложи. И это не выдумка, а объективная реальность, закреплённая в судебных документах и полицейских протоколах. Сегодня это всё может показаться странным и даже смешным, но напомним, что организация создавалась в 70-е, в то время, когда Италию раздирали красный и чёрный терроризм, а часть политической и военной элиты состояла в масонских ложах.
В знаменитой «П2» состояло не менее 44 членов парламента, 22 генерала вооруженных сил и 12 генералов карабинеров, а сама организация оказалась замешана в военном перевороте Боргезе, который должен был состояться в 1970-м. Таким образом, La Santa, внедряясь в масонские ложи и уходя в странные ритуалы, лишь пыталась добраться до высшего эшелона власти, чтобы раствориться в нём и стать окончательно неуязвимой.