Интересное

Белые пятна, чёрные дыры. Легенды военно-морского флота

Феодосийский эксперимент

До сих пор ходят легенды о таинственном «Филадельфийском эксперименте» — мгновенном перемещении в пространстве эсминца «Элдридж», случившемся 28 октября 1943 года во время секретных правительственных экспериментов по созданию «невидимого» корабля.

Но все страшилки о моряках, сросшихся с палубой «Элдриджа», меркнут на фоне пугающих легенд, связанных с крейсером «Адмирал Нахимов». Советский корабль-призрак, навсегда застрявший на границе реального и потустороннего миров.

«Адмирал Нахимов» — единственный корабль советского флота, документы которого (вахтенные журналы и т.д.) были изъяты из Центрального военно-морского архива Комитетом государственной безопасности СССР. Причины неизвестны.

Вместе с документами исчезло большинство фотографий и негативов. Любые материалы по «Нахимову» немедленно изымались у моряков Особым отделом Черноморского флота.

Белые пятна, чёрные дыры. Легенды военно-морского флота



Исчезновению документов предшествовал ряд других подозрительных событий: новый крейсер был исключен из состава ВМФ спустя всего 7 лет после вступления в строй. По воспоминаниям очевидцев, перед списанием на борту «Нахимова» был проведен полный комплекс дезактивационных работ. Был содран деревянный настил палубы, корпус был тщательного «отшкрябан», а затем покрыт свинцовым суриком.

…Утверждают, что темной декабрьской ночью 1960-го года крейсер приволокли на буксире в Севастополь и поставили в один из оцепленных доков на Севморзаводе. Увиденное шокировало всех: у корабля был перебит киль, обшивка в подводной части корпуса претерпела значительные деформации. По всем признакам корпус крейсера подвергся мощнейшему гидродинамическому удару.

После была проведена срочная дезактивация корабля. В феврале 1961 на «Нахимове» спустили флаг, а в июле того же года крейсер был расстрелян в качестве мишени во время учений Черноморского флота. Однако, потопить его не удалось — то, что осталось от «Нахимова», было отбуксировано к берегу и разделано на металл.

Корабль исчез, но его тайна до сих пор будоражит умы моряков и историков.

4 декабря 1960 года у побережья Крыма был зафиксирован сейсмический толчок силой 3-4 балла с эпицентром под водой в пяти милях от мыса Меганом, на глубине 500 метров. — Гидрометеослужба Черноморского флота.

«Удивляюсь этой возне с «Нахимовым», ведь всем давно известно, что под ним была взорвана ядерная торпеда «Т-5». — мнение отставного моряка-подводника, заметка в газете «Меридиан-Севастополь» от 07.04.2010 г.

Торпеда Т-5/53-58 — неуправляемый тактический боеприпас калибра 533 мм, оснащенный СБЧ мощностью 3 килотонны (в шесть раз слабее бомбы, упавшей на Хиросиму). Торпеда была принята на вооружение ВМФ СССР в 1958 году и предназначалась для действий в морском бою. Несмотря на скромную мощность, подводный взрыв был на порядок разрушительнее воздушного взрыва аналогичной мощности. В результате обеспечивалось поражение кораблей противника (тяжелые повреждения в подводной части корпуса) в радиусе 700 метров от точки подрыва торпеды.

Неужели и вправду пасмурным зимним днем 1960-го года в море неподалеку от Феодосии взметнулся ввысь циклопический столб воды, разметавший в стороны стоящие на поверхности корабли?

Белые пятна, чёрные дыры. Легенды военно-морского флота



Подводный ядерный взрыв на атолле Бикини. Мощность 23 кт

Существуют и более прозаические объяснения тайны «Феодосийского эксперимента».

Преждевременное списание крейсера «Адмирал Нахимов» — обычное событие для того времени. Это был морально устаревший артиллерийский крейсер, который, объективно, уступал даже зарубежным аналогам военных лет. С таким хламом у товарища Хрущева был разговор короткий: на слом/в резерв/переоборудование в стенд для испытания нового оружия. Одновременно на верфях Советского Союза закладывались новейшие ракетные крейсеры и подводные атомоходы, которым предстояло сменить старые крейсеры на океанских коммуникациях.

Не совсем ясна логика проведения ядерных испытаний у побережья Крыма. Торпеда Т-5 прошла успешное испытание на Новой Земле в 1957 году — моряки узнали все, что хотели знать. Для чего потребовалось проводить столь громкую провокационную операцию у самых границ НАТО? С другой стороны, это произошло в самый разгар холодной войны, когда ядерные испытания гремели каждый месяц. Нельзя исключить, что советскому военно-политическому руководству понадобилось провести ядерное испытание в Черном море. О времена, о нравы!

Белые пятна, чёрные дыры. Легенды военно-морского флота



Однотипный крейсер "Михаил Кутузов"

Глухая завеса секретности, окружающая «Адмирала Нахимова», во многом связана с периодом его службы в 1955-58 гг., когда на крейсере вместо носовой батареи главного калибра был установлен экспериментальный ракетный комплекс КСС «Колчан» с противокорабельными крылатыми ракетами КС-1 «Комета» (вариант для корабельного базирования). Уже одно это обстоятельство может объяснить отсутствие качественных фотоматериалов, посвященных крейсеру «Нахимов».

Ввиду скорого морального устаревания комплекса КСС тема развития не получила, и уже в 1958 году пусковая установка была демонтирована с корабля.

Неразрешимый парадокс. Экспериментальные образцы ракетного оружия устанавливалось на многие корабли ВМФ СССР — достаточно вспомнить однотипный крейсер «Дзержинский» с установленным на корме ЗРК М-2 «Волхов-М». Но документы были изъяты лишь у крейсера «Адмирал Нахимов».

Наконец, с чем были связаны меры по дезактивации корабля перед его списанием?

История не знает ответа. Тайна «Адмирала Нахимова» по-прежнему погребена в архивах спецслужб.

Морские хамелеоны

Уже вторые сутки агрессивный американский авианосец идет прежним курсом и точно повторяет все маневры советского траулера. — сообщение ТАСС.

«Рыцари» из Особого отдела занимались не только изъятием корабельных документов и перлюстрацией почты. Кое-кому из оперативников приходилось лицом к лицу встретиться с «вероятным противником».

К примеру, на Каспии в составе 17-й отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей (17-й ОБрПСКР) числились два корабля радиотехнической разведки, оперативно подчиненные Второму главному управлению КГБ СССР. Корабли использовались для сбора разведданных на территории Ирана.

Похожим образом использовались малые противолодочные корабли 4-ой ОБрПСКР из Лиепаи (Латвия), периодически принимавшие на свой борт группы радиотехнической разведки 8-го ГУ КГБ и выходившие на позиции в балтийские проливы, имитируя нахождение на дозорных позициях МПК из Балтийска и Варнемюнде, занятых обычным противолодочным патрулированием.

Часто разведывательные посты оборудовались прямо на судах гражданского флота. По приказу «сверху» капитан выделял каюту и обеспечивал питание «товарищей в штатском», которые запирались в своем помещении вместе с разведывательной аппаратурой и что-то напряженно изучали в течение всего плавания.

Белые пятна, чёрные дыры. Легенды военно-морского флота



Советский китобой преследует "кита"

Еще дальше пошло ГРУ. В интересах военной разведки было тайно переоборудовано некоторое количество траулеров, китобоев и морских буксиров (не путать эти корабли с «официальными» морскими разведчиками ССВ (судами связи ВМФ, также осуществлявшими постоянное слежение за флотами западных государств). Аппаратуру размещали таким образом, чтобы разведчик не имел внешних отличий от аналогичных по конструкции гражданских судов.

Переоборудованные таким образом корабли выходили в океан, по возможности придерживаясь обычных маршрутов торгового флота. И лишь когда до «цели» оставались считанные мили, «траулер» резко менял курс и бесцеремонно занимал место в ордере авианосной группировки ВМС США. Таким образом, он мог сопровождать корабли янки в течение нескольких суток, а затем передавал вахту другому «траулеру» или «судну связи».

Схема работала как часы.

Янки никоим образом не могли воспрепятствовать «траулерам» приближаться к своим эскадрам. В данном случае, международное морское право было целиком на нашей стороне — действие происходило в нейтральных водах, и «траулер» мог находиться там, где ему заблагорассудится. Отрываться от него на 30-узловом ходу бесполезно — через несколько часов прямо по курсу возникнет очередной «китобой» ГРУ. Янки знали, что лишь впустую «убьют» ресурс своих двигателей.

Белые пятна, чёрные дыры. Легенды военно-морского флота



Применять оружие против маленького разведчика было категорически запрещено. Максимум, что могли сделать американцы, — сымитировать атаку, оглушив экипаж «траулера» ревом авиационных моторов. Через какое-то время эта игра утомляла всех, и янки переставали обращать внимание на идущую в кильватере авианосца «лоханку».

А зря! В случае эскалации международной обстановки и начала боевых действий «траулер» успевал передать текущие координаты АУГ, её состав и схему построения ордера на боевые корабли ВМФ СССР.

Гиперболоиды адмирала Горшкова

…Один из зимних дней 1980 года, ночь, причал №12 в Северной бухте Севастополя. Вокруг — четырехметровый бетонный забор и проволока под током. Прожектора, караул. Происходит нечто странное.

У причала стоит сухогруз «Диксон». Но для чего были предприняты все эти беспрецедентные меры безопасности? Какой секретный груз может скрываться в трюмах обычного лесовоза?

Обычного? Нет! В чреве «мирного советского транспорта» установлены 400 баллонов со сжатым воздухом, три реактивных двигателя от самолета Ту-154, 35-мегаваттые силовые генераторы и холодильные установки большой мощности. Но главный секрет скрывается в надстройке — странное устройство с отполированным до блеска медным зеркалом на бериллиевой подкладке, через капилляры которой прокачивается по 400 литров спирта в минуту. Система охлаждения! По соседству стоят блоки ЭВМ (советские микросхемы — самые большие микросхемы в мире!) — суперкомпьютер отслеживает состояние поверхности зеркала с точностью до одного микрона. В случае обнаружения искажений в действие приводятся 48 компенсирующих «кулачков», немедленно задающих необходимую кривизну поверхности.

Экипаж странного корабля — служащие ВМФ и шесть сотрудников КГБ.

Белые пятна, чёрные дыры. Легенды военно-морского флота



Срок действия подписки о неразглашении истек в 1992 году, и теперь об этом можно говорить смело. В 1980 году в СССР проводились испытания боевого лазера, установленного на подвижной морской платформе. Проект получил шифр «Айдар».

Установку смонтировали на борту гражданского лесовоза, переоборудованного в экспериментальный стенд по пр. 05961. Чтобы лишний раз не тревожить наших западных «друзей», за опытовым судном сохранилось его прежнее название — «Диксон».

Первые стрельбы были проведены летом 1980 года по мишени, расположенной на берегу. В отличие от научно-фантастических фильмов, никто не увидел луч лазера и красочных взрывов — лишь установленный на мишени датчик зафиксировал резкий скачок температуры. КПД лазера составил всего 5%. Повышенная влажность у поверхности моря нивелировала все преимущества лазерного оружия.

Длительность выстрела составляла 0,9 секунды, подготовка к выстрелу занимала сутки.

Как и американская программа СОИ («Звездные войны»), советский проект «Айдар» оказался красивой, но совершенно бесполезной игрушкой. Понадобятся годы на совершенствование конструкций лазерных установок и источников энергии, способных накопить и мгновенно выдать импульс колоссальной мощности.

Белые пятна, чёрные дыры. Легенды военно-морского флота



Белые пятна, чёрные дыры. Легенды военно-морского флота



Опытовое судно 90 (ОС-90), оно же — лазерная боевая платформа "Форос"

Тем не менее, работы по проекту «Айдар» создали огромный задел в области лазерных технологий и создания боевых «гиперболоидов». В 1984 году похожая установка «Аквилон» была смонтирована на борту десантного корабля СДК-20 (проект «Форос»).

Ввиду чрезвычайно высоких затрат и отсутствия какой-либо реальной отдачи работы по теме советских морских боевых лазеров были свернуты в 1985 году.

Вот такими «белыми пятнами» покрыты страницы отечественного флота. Узнаем ли мы когда-нибудь всю правду? Будущее покажет! Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург