Крейсер «Красный Кавказ» Принадлежность СССР. Водоизмещение: 7560 т Длина: 169,5 м Ширина: 15,71 м Осадка: 6,6 м Мощность двигателей: 55000 л.с. Скорость: 29 уз. Вооружение: 4 180-мм орудий, 6х2 100-мм орудий, 2 76-мм орудий, 4 45-мм орудий, 10 37-мм орудий, 12 12,7-мм пулеметов Торпедных аппарата 4 450-мм. Экипаж: 878 человек
Далеко не всем боевым кораблям удается пережить активные военные действия и уйти на «заслуженную пенсию» в «заботливые руки коррозии». Издавна считается, что величайшей честью для отважного воина является возможность погибнуть в бою за Родину. Однако не все воины, судьбой удостаиваются такой чести. Примером тому является славный боевой путь этого крейсера и случайная его гибель. Крейсер «Красный Кавказ» заложен 08.10.1913г. на заводе "Руссуд" в Николаеве. Спущен на воду 15.05.1916г., вступил в строй 25.01.1932г. Изначально носил название "Адмирал Лазарев", с 14.12.1926 г. переименован "Красный Кавказ".
Принимал активное участие в боевых действиях в составе Черноморского Флота в годы Великой отечественной войны. 3 апреля 1942г. одним из первых среди советских боевых кораблей был удостоен гвардейского звания. На начало войны 22 июня находился в Севастополе, с 23-го принимал участие в минных постановках — выставил 110, а 24 июня — 90 мин. 5 июля ушёл в Новороссийск. 6 сентября уходит из Новороссийска в Севастополь, куда прибывает на следующий день. Ночью 11 сентября выходит к Одессе. 12 сентября обстреливает немецкие войска — выпущено 27 снарядов главного калибра, на следующий день — 58 снарядов, ночью 13 сентября возвращается в Севастополь. В ночь 22 сентября в составе отряда кораблей под командованием контр-адмирала С. Г. Горшкова (КР «Красный Крым», ЭМ «Бойкий», «Безупречный»), принимает участие в высадке десанта морской пехоты (3-й Черноморский полк) в районе Григорьевки. «Красный Кавказ» доставил 696 десантников, выстрелив восемь снарядов. Возвращается в Севастополь. 4 октября приходит в Одессу и эвакуирует из неё в Севастополь около 1000 человек. 16 октября повторяет этот поход, выпустив при этом по немецким позициям 27 снарядов и эвакуировав 1 180 человек.
В период с 26 октября по 9 декабря 1941 года «Красный Кавказ» пять раз совершал походы в Севастополь, перевезя и эвакуировав 5 277 человек, 58 машин, 70 орудий, около 17 вагонов боеприпасов и 10 вагонов продовольствия. Выпустив при этом по немецким позициям 135 снарядов ГК.
21 декабря в составе отряда кораблей под командованием вице-адмирала Ф. С. Октябрьского («Красный Крым», лидер «Харьков», ЭМ «Незаможник», «Бодрый»), доставил в Севастополь 1500 человек (части 79-й отдельной морской стрелковой бригады), 8 минометов, 15 автомобилей. Приняв на борт около 500 раненых ушёл к Балаклаве, откуда произвел артобстрел немецких позиций выпустив 39 снарядов, после чего вернулся в Туапсе. 29 декабря 1941, принимая участие в высадке Феодосийского десанта, в 3 часа 48 минут открыл огонь по городу и порту Феодосия. Артиллерийский обстрел продолжался 13 минут, за которые «Красный Кавказ» успел выпустить 26 снарядов ГК. В 5 часов начинает маневрировать для отшвартовки к причалу № 3 Широкого мола (для высадки десанта), манёвр удался только с 3-й попытки в 7 часов 15 минут. В течение этих 2 часов корабль находился в гавани под обстрелом немецкой полевой артиллерии, в результате чего получил тяжёлые повреждения, однако справился с боевой задачей и вернулся в порт для ремонта.
4 января 1942 года крейсер второй раз совершил поход в Феодосию, куда доставил бригаду ПВО. Во время разгрузки подвергся атаке пикирующих бомбардировщиков Ju-87, несших 500 кг бомбы (из состава StG77). В результате атаки крейсер получил тяжелые повреждения. При попытке дать полный ход было обнаружено, что один вал вращается с недопустимым биением а другой пошёл вразнос. В результате атаки крейсер получил 3 пробоины ниже ватерлинии и 26 марта встал на капитальный ремонт в Поти (до 17 августа 1942). Следующий боевой поход 4 июня 1943 года, заставил крейсер встать на более длительный ремонт, который продолжился аж до 1945 года.
В период с 1941—1943 год крейсер совершил всего 64 боевых похода, обстрелял 13 батарей противника, вероятно уничтожил 2 танка и 3 самолета, подверг бомбардировке свыше 5 батальонов вражеской пехоты. Перевез более 25 000 человек. Отразил около 200 воздушных атак. В мае 1947 г. переклассифицирован в учебный крейсер. В 1949 г. передан в отряд опытовых судов. С июня 1951 года учебный корабль «Красный Кавказ» служил в качестве условной мишени, при испытаниях, по программе телеориентирования в радиолуче, самолётов «К» — пилотируемых аналогов крылатого снаряда КС-1. Корабль ходил переменными курсами на удалении около 100 км от Феодосии. 21 ноября 1952 года, при завершении испытаний ракетного комплекса «Комета», крейсер был случайно потоплен. «Комета» попала в борт между дымовыми трубами. Крейсер ни кто топить не собирался, тем не менее «Красный Кавказ» затонул менее чем за 3 минуты. В 2004 году во время поисковой экспедиции на судне "Фрегат" в районе мыса Опук, на экране гидролокатора зафиксирован корпус большого судна . Возможно данный объект является крейсером "Красный Кавказ" Координаты 44°54'N 35°58'E . Глубина около 50 метров.
Т-402 "Минреп" Тральщик проекта 3. Заложен в Севастополе в 1934 г. Спущен на воду в 1935 г. Вступил в строй 22.05.1937 г. Водоизмещение: стандартное - 441 т, полное - 476 т Длина: 62 м Ширина: 7,2 м Осадка: 2,39 м Мощность дизелей: 2 по 1400 л.с. Скорость: 18 узлов Вооружение: 1 100-мм орудие в установке Б-24-БМ, 1 45-мм орудие в установке 21-К, 31 мина образца 1926 г., 2 трала. Экипаж: 52 человека.
Базовый тральщик «Минреп» (Т-402), заложен на Севморзаводе им. С. Орджоникидзе в Севастополе 5.11.1933 г., спущен на воду 14.01.1935 г. Входил в состав 1-го дивизиона быстроходных (базовых) тральщиков ОВР (охраны водного района) Главной базы. С началом войны обеспечивал постановку минных заграждений и конвоирование судов на путях сообщения между портами Крыма и Кавказа. 12.09.1941 г. командир бтщ получил приказ сопровождать из Феодосии в Одессу транспорт «Стахановец». По сведениям береговых постов противоминной обороны накануне немецкой авиацией на порт и рейд были сброшены мины. Места их падения отметили специальными вешками. Уставший командир проложил курс в непосредственной близости от вешки. В 21 ч.15 м. по пеленгу 40° на расстоянии 4 кабельтовых от Феодосийского маяка тральщик подорвался на донной мине. Взрыв произошел под килем корабля на глубине 20-30 метров. От взрыва "Минреп" приподнялся на взрывной волне, переломился в средней части в районе 62-69 шпангоутов и в кормовой части в районе 77-80 шпангоутов. В результате взрыва была оторвана корма в районе прожекторного мостика. Из 77 человек экипажа спаслось 16 – те, кто в момент взрыва находился на верхней палубе. В некоторых источниках дата гибели Т-402 другая - 10 или 17 сентября 1941 г. «Минреп» был поднят после войны, на дне осталась только оторванная взрывом кормовая часть. Экипаж захоронен в братской могиле на старом городском кладбище.
Корма лежит на глубине 18 м. Длина 20 м, высота над грунтом 2,5 м. Видимость в районе колеблется от хорошей до нулевой, в зависимости от придонных течений. Грунт – ракушечник. На корме находится тральная лебедка, кран-балка, рельсы минных тележек. В месте подрыва – скрученное рваное железо.
R-35 Германский тральщик.
2 октября 1943 г. группа советских самолетов, состоящая из 8 ДБ-3 и 9 Пе-2, при бомбардировке порта Феодосия потопила немецкие тральщики R-35, R-37 и R-203. В 1944 г. немцы подняли R-203 и R-37. Данных о подъеме R-35 нет. Координаты, указанные в справочнике "Потери ВМФ противника на черноморском ТВД в 1941-1944 гг.", - 45°82'N 35°24'E - имеют погрешность. По всей вероятности, координаты надо читать как 45°02'N 35°24'E. По координатам на грунте гидрографами обнаружено судно. Точные координаты - 45°02.110'N 35°24.105'E. Глубина 17 метров, возвышение над грунтом около 3 метров. Данный объект обследовался аквалангистами дайв-центра "Фрегат-Крым". Они подтвердили, что он является немецким тральщиком типа "R". Хотя в своем прайс-листе, рекламирующем погружения на объекты у Феодосии, они назвали его немецким тральщиком R-204. Тральщик R-204 погиб 10.04.1944 г. во время налета советской авиации на порт Феодосия. Но в 1944 г. он был поднят Аварийно-спасательной службой, отремонтирован и включен в состав Черноморского флота как большой охотник за подводными лодками БО-51.
"Жан Жорес" Транспорт. Бывший грузовой теплоход Черноморского государственного морского пароходства. Спущен на воду в 1930 г., в составе Черноморского флота с 27.07.1941 г. Вместимость: 3972 брт. Скорость: 10,3 уз.
4 января 1942 года транспорт "Жан Жорес" (капитан Г. Н. Лебедев), осуществлявший воинские перевозки в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции, подвергся атакам авиации противника и получил большие повреждения. Судно наскоро отремонтировали, не было восстановлено лишь рулевое управление. 14 января "Жан Жорес" вышел из Новороссийска в Феодосию. По приходе в Феодосию около 20 часов 15 января началась разгрузка, которая продолжалась в течение темного времени суток. Выгрузить успели лишь людей и часть техники и вооружения. Одновременно велась погрузка на борт раненых. Присутствие транспорта в порту противником обнаружено не было.
С рассветом, около 5 часов 16 января, теплоход по приказу старшего морского начальника вышел далеко в море, чтобы отстояться до наступления сумерек. После полудня транспорт повернул обратно в расчете подойти к Феодосии в 21 час. Капитан Лебедев, учитывая большое количество мин, заставлявшее входить в порт узким протраленным фарватером, и плохую управляемость судна, уходя накануне, просил командование выслать навстречу ему буксир. Но при подходе к порту к транспорту подошел мотобот , и с него передали, что буксира не будет, и следовать в порт предстоит самостоятельно, в кильватер мотоботу. Портовый маяк не горел. В 21 ч. 45 м. при входе в Феодосийский порт в районе мыса Ильи, несмотря на то, что на борту уже находился военный лоцман, "Жан Жорес" уклонился от курса, зашел в район, обозначенный на карте как запретный для плавания, и подорвался на магнитной мине. Взрыв произошел с правого борта в районе пятого трюма. Образовалась большая пробоина, через которую началось быстрое поступление воды. Главная машина вышла из строя. Были затоплены помещения от машинной переборки до кормы. Судно погружалось с креном на правый борт и дифферентом на корму. Велись работы по заделке пробоин и откачке воды.
После двух часов борьбы за живучесть уровень воды начал понижаться. В это время капитан был вызван на подошедший миноносец, и там ознакомлен с приказом командования затопить теплоход, если он не сможет самостоятельно уйти из Феодосии (противник в это время уже ворвался в городскую черту). Так как на восстановление плавучести было необходимо 5-6 часов, а судно уже начали освещать с берега прожекторами и обстреливать, было принято решение произвести затопление. С транспорта было спешно демонтировано радиооборудование и сняты судовые документы. Так как шлюпки были разрушены, раненых и часть команды снял подошедший катер "Кабардинец". Остальную часть команды и демонтированные приборы снял тральщик "Геленджик". После этого были открыты кингстоны, и "Жан Жорес" затонул в точке 45°02'N 35°23'E (точнее - 45°02.121'N 35°23.611'E). Глубина 15 метров.
Возвышение над грунтом 8 метров. Погибло около 40 человек. Вместе с судном затонули 40 автомашин, 6 артиллерийских орудий и боезапас.
В послевоенное время судно неоднократно обследовалось как профессионалами, так и аквалангистами-любителями. Согласно описанию одного из крымских дайв-центров, судно хорошо сохранилось. Рядом с транспортом лежит перевернутая зенитка, радиаторы от машин и много всего, что отбросило взрывом с палубы в тот злополучный день.
Но по рассказам аквалангистов, которые погружались на транспорт в 2003 г., ничего этого они не увидели (возможно, не рассмотрели). В 2001 г. появилась информация, что в Крыму идет подготовка к подъему затонувшего во время Великой Отечественной войны в порту Феодосии "военного корабля" "Жан Жорес". Как сообщил начальник Феодосийского городского совета ОСВОД Александр Черноволов, судно не поднимали, во-первых, потому что боялись детонации боеприпасов, а во-вторых, из-за высокой стоимости операции - судно очень большое. Так что судно до сих пор на старом месте.
«Кара-Кермен» Паровая шаланда «Кара-Кермен» - одна из 5 шаланд Николаевского коммерческого порта, которые предназначались для работ в составе землечерпательного каравана, построена в 1900 г. в составе серии из 5 шаланд в Австро-Венгрии и приписанная к Николаевскому порту. Позднее «Кара-Кермен» была переоборудована из паровой шаланды в наливную шхуну, использовалась для пополнения запасов воды для паровых судов в Керченском порту.
Во времена Гражданской войны она попала в состав Белого Черноморского флота и перевозила грузы. Осенью 1920 г. положение частей Белой армии стало критическим, и началась подготовка к эвакуации. Из Феодосии было вывезено около 30 тыс. человек на 7 судах. 3 (16) ноября 1920 многие корабли вышли к Константинополю, но не все запланированные для эвакуации суда смогли выполнить задачу. Среди них оказалась и наливная шхуна «Кара-Кермен», которая выходила из Керчи. Каким образом шхуна оказалась и погибла в Феодосии - неизвестно. Сегодня между нефтепричалом и городским пляжем можно осмотреть носовую часть «Кара-Кермен» (у берегового рифа) и корму (на глубине 7 м мористее).Между ними разбросаны элементы корпуса, можно увидеть части коленвала и системы охлаждения двигателя, части бортов и такелажа. Остатки рэкапрактически полностью замыты песком. Визуально доступен фрагмент корма с надписью «Кара-Кермен Николаев». Это одно из самых любимых мест для подводного фотографирования, и о погружении можно договориться с городской спасательной станцией, которая находится на противоположном берегу впадающей в этом месте речки. Рядом с останками шалады находятся развалины старого нефтепирса, но с историей шаладны они не связаны, та как пирс был построен в 1921 г., позже гибели судна. Видимость при погружении на «Кара-Кермен» - около 5 м, течения небольшие. Глубина залегания: 5-7 м. Расстояние от берега: 300 м. Координаты: 45 ° 03. 082 'N, 35 ° 23' 119 'E.
Лидер "Харьков"
Лидер эскадренных миноносцев типа "Ленинград", проект 1. Заложен 29.10.1932 г. Спущен на воду 9.09.1934 г. Вступил в строй 10.11.1938 г. Водоизмещение: стандартное - 2032 т, полное - 2693 т. Длина: 127,5 м Ширина: 11,7 м Осадка: 3,72 м Главная энергетическая установка котлотурбинная, трехвальная мощностью 66000 л.с. Скорость: полная - 43 уз., экономическая - 20 уз. Вооружение: 5 130-мм орудий в установках Б-13, 2 76,2-мм орудия в установках 34-К, 2 76,2-мм орудия в установке 81-К, 2 45-мм орудия в установках 21-К, 2 37-мм орудия в установках 70-К, 4 12,7-мм пулемета ДШК, 20-32 глубинных бомбы, 2 х 4 533-мм торпедных аппарата (торпеды 53-38, 53-38У, 53-39), 68-84 мины.
Эскадренный миноносец "Беспощадный"
Проект 7. Заложен 15.05.1936 г. (завод им. 61 коммунара, Николаев), спущен 5.12.1936 г., вступил в строй 2.10.1939 г. Водоизмещение: стандартное - 1885 т, полное - 2402 т. Длина: 112,5 м Ширина: 10,2 м Осадка: 4,8 м Главная энергетическая установка паротурбинная, двухвальная, мощностью 56000 л.с. Скорость: 38,6 узла Вооружение: 4 130-мм орудия в установках Б-13-2, 2 76-мм орудия в установках 34-К, 3 45-мм орудия в установках 21-К, 4 12,7-мм пулемета ДШК, 10-20 глубинных бомб, 2 х 3 533-мм торпедных аппарата. Экипаж: 236 человек.
Эскадренный миноносец "Способный"
Проект 7У. Заложен 7.07.1936 г. (завод им. 61 коммунара, Николаев), перезаложен 7.03.1939 г. Спущен на воду 30.09.1939 г. До 25.09.1940 г. - "Подвижный". Вступил в строй 24.06.1941 г. Водоизмещение: стандартное - 1850 т, нормальное - 2150 т, полное - 2400 т. Длина: 112,5 м Ширина: 10,2 м Осадка: 4,2 м Главная энергетическая установка паротурбинная, двухвальная мощностью 54000-60000 л.с. Скорость: 36-39,6 уз. Вооружение: 4 130-мм орудия в установках Б-13-2, 3 76-мм орудия в установках 34-К, 3 45-мм орудия в установках 21-К, 8 37-мм орудий в установках 70-К, 4 12,7-мм пулемета ДШК, 10-20 глубинных бомб, 2 х 3 533-мм торпедных аппарата. Экипаж: 215-250 человек.
6 октября исполнилось 70 лет со дня страшной для Черноморского флота и всего советского народа трагедии - гибели при набеговой операции на Феодосию и Ялту отряда кораблей эскадры Черноморского флота, состоящего из лидера «Харьков», эсминцев «Беспощадный» и «Способный». Тогда, 6 октября 1943 года, одновременно с ошибками и даже непродуманными решениями, приведшими к трагедии, проявились лучшие качества советских моряков-черноморцев: профессионализм при вводе поврежденных кораблей в строй, героизм при борьбе за живучесть, помощь погибавшим товарищам, стремление в тяжелейших условиях нанести врагу максимальный ущерб. На боевой неудаче сказались и пресловутый человеческий фактор, и элементы случайности…
«Услышал весь мир…»
5 октября 1943 года с наступлением темноты из порта Туапсе вышли в море для нанесения артиллерийского удара по портам Феодосии и Ялты лидер "Харьков" и эсминцы "Беспощадный" и "Способный". Для обеспечения боевого задания были выделены также 2 самолета-корректировщика и всего 6 самолетов прикрытия - истребителей дальнего действия.
На пути следования кораблей к цели 6 октября в 2 часа ночи их обнаружила воздушная разведка противника и его береговая служба. Фактор внезапности нападения был потерян, но эсминцы продолжали идти к цели. В 5 часов утра, как только "Беспощадный" и "Способный" приблизились к Феодосии на расстояние 8 миль, их атаковали 5 торпедных катеров и обстреляла береговая батарея, установленная в районе Коктебеля. Артиллерия эсминцев отогнала торпедные катера, повредив один. Только теперь поняв, что нападения на порт не получится, эсминцы в 6 часов 10 минут начали отходить в точку рандеву с лидером "Харьков", который в это время подошел к Ялте и с дистанции 70 кабельтовых открыл огонь по портовым сооружениям. Береговая батарея немцев открыла ответную стрельбу, но попаданий не добилась. Выпустив 104 снаряда 130-мм калибра, "Харьков" стал отходить, маневрируя под огнем противника.
В 7 часов утра корабли встретились и под прикрытием только 3 истребителей взяли курс на Туапсе. Около 8 часов утра над кораблями появился немецкий самолет-разведчик, который вскоре был сбит, но видимо успел сообщить координаты отряда. Выбросившихся на парашютах немецких летчиков подобрал эсминец "Способный", на что было потеряно драгоценное время. В 8 часов 37 минут появились 8 "Юнкерсов" в сопровождении 4 истребителей. В завязавшемся воздушном бою один вражеский бомбардировщик и один истребитель были сбиты, но двум Ю-87 удалось прорваться к лидеру и сбросить бомбы. В "Харьков" попало 3 бомбы, и он потерял ход. С большим трудом "Способному" удалось взять лидер на буксир и только в 9 часов 25 минут отряд 7- узловым ходом двинулся на базу. В 11 часов 50 минут шесть вражеских бомбардировщиков снова атаковали корабли. В этот раз 2 бомбы попали в эсминец "Беспощадный": одна — в первое машинное отделение, другая — во второе.
Эсминец вышел из строя, остановился, но продолжал вести огонь по пикирующим самолетам противника. До 14 часов отряд лежал в дрейфе. Только после того, как на лидере смогли дать самостоятельный ход, а "Способный" взял "Беспощадный" на буксир, корабли снова двинулись в путь. Через 10 минут налетели пять Ю-87 в охранении 12 истребителей, которые связали боем наши самолеты и бомбардировщикам могла противостоять только уцелевшая зенитная артиллерия кораблей. После попадания в эсминец "Беспощадный" еще трех бомб корабль начал тонуть и через 10-15 минут скрылся под водой. В этот налет две бомбы попали в "Харьков", который в 15 часов 37 минут также затонул. Трагедия произошла в районе с координатами 44 град. 15 мин. с.ш., 36 град. 00 мин. в.д.
Оставшиеся в живых матросы держались на воде. Третья волна бомбардировщиков на бреющем полете расстреливала плавающих моряков и продолжала бомбить эсминец "Способный", который спасал из воды экипажи потопленных кораблей. На нем произошел сильный взрыв глубинных бомб. В 18 часов 35 минут корабль начал быстро погружаться в воду. Все это время в небе шел бой наших и немецких самолетов-истребителей, в ходе которого было сбито 14 и повреждено 8 самолетов противника. Прибывшим на место гибели кораблей сторожевым и торпедным катерам удалось спасти 123 человека. Плавать в холодной воде пришлось кому сутки, кому двое, последнего матроса подобрали лишь на четвертый день. Погибло 692 человека.
Потеря сразу трёх больших боевых кораблей вместе с семи сотнями душ экипажей стала огромным потрясением для всего советского народа. Сталин был в рястерянности. Немецкие генералы и офицеры получали медали и ордена, несмотря на 14 потерянных в бою самолетов. Пропаганда Рейха развернула масштабную операцию, направленную на развенчивание мифа о господстве и неуязвимости Черноморского флота в акватории Черного моря. Советская агит-машина не имея другого выбора старалась максимально подчеркнуть подвиг и самоотверженную борьбу советских моряков, противопоставив их горькому поражению. Весть о трагедии и подвиге разнеслась по стране моментально. Прежде всего о событиях стало известно морякам всех флотов, тем более с учетом того, что Сталин после этой трагедии запретил выход на боевые операции больших кораблей, фактически оставив флот, не оправдавший надежд вождя, простаивать у причалов. Место гибели было объявлено координатами памяти и отдания воинских почестей. В то же время о тех событиях предпочитали громко не говорить по понятным причинам: мы вспоминаем чаще о победах, чем о поражениях. В 1992 г. при испытании гидроакустического комплекса с борта ГИСЦ "Гидролог" все три корабля были обнаружены на глубине около 1800 метров, в районе с координатами 44°12'N 35°57'E. Расстояние между объектами на грунте около 1-2 мили. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ!Источник